Введение
Глава 1.Теоретический анализ проблемы совладающего поведения при
профессиональном стрессе
1.1 Теоретический анализ проблемы совладающего поведения и его
стратегий
1.2 Теоретический анализ проблемы профессионального стресса
1.3 Причины и последствия профессионального стресса в деятельности
торговых работников
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения
при профессиональном стрессе в деятельности торговых работников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты анализа уровня профессионального стресса и стратегий
совладающего поведения при профессиональном стрессе в деятельности
торговых работников
2.3 Результаты корреляционного анализа уровня профессионального стресса
и стратегий совладающего поведения
2.4 Рекомендации по развитию навыков продуктивного совладающего
поведения в деятельности торговых работников
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
В любой профессиональной деятельности и жизненных ситуациях
нередко возникают события, которые способствуют развитию стресса и
требуют участия в профилактике развития и коррекции астенического
стресса.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что
стресс является одной из сложных эмоций, однако, большинство ученых
признает, что эта эмоция изучается в настоящее время наиболее тщательно и
по этой проблеме опубликовано значительное число научных работ.
Обратимся к истории появления учения о стрессе.
Появление стресса в научной и житейской литературе датируется 30-
тыми годами прошлого столетия, когда студент медицинского университета
в Канаде Г. Селье обратил внимание на то, любую болезнь сопровождают
неспецифические симптомы, которые он объединил в неспецифический
синдром.
При этом Г. Селье выдвинул положение, согласно которому на ранних
этапах развития это состояние способствует преодолению возмущающих
факторов и вызывающих напряжение в организме и психике. Такой стресс он
назвал стеническим, т.е. поддерживающим состояние здоровья и
препятствующим развитию патологии (изначально он имел ввиду
соматическое, а позднее и психическое здоровье) [36].
Поэтому, беря за основу идеи Г. Селье о стеническом и астеническом
стрессе, можно утверждать, что сохранение состояния психического
здоровья на определенном уровне без чрезмерного влияния стрессоров, будет
способствовать не только сохранению здоровья, но и благоприятно
сказываться на профессиональной деятельности [36].
В связи с увеличением стрессогенности современного общества,
неуклонным ростом в популяции расстройств тревожно-депрессивного ряда,а также высокой распространенностью аддиктивного и антисоциального
поведения повышается значимость понимания процессов и свойств человека,
обеспечивающих регуляцию эмоциональных состояний.
В зарубежной психологии и социологии за последние годы произошел
большой прорыв в количестве исследований, направленных на изучение
механизмов стрессовых реакций, этиологии появления негативного стресса,
вопросам профилактики негативного стресса и регуляции переживаний
человека при таком отрицательном эмоциональном состоянии.
В зарубежных научных исследованиях был впервые применен термин
«копинг-поведение», означающий совладающее или преодолевающее
поведение субъекта в стрессовых ситуациях. Поэтому проблема
совладающего поведения в настоящее время является очень актуальной для
психологии. Следует отметить, что изначально «копинг» означал образ
мыслей и поведения для преодоления стрессогенных ситуаций.
С.А. Хазова под совладающим поведением понимает такое
«…социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий
(когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку
справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами,
адекватными личностным особенностям и ситуации»[39].
Многие авторы предлагают различать совладающее поведение от
проявления психологических защит личности. Согласно авторам, совладание
– это пластичный, зависящий от ситуации процесс, который рассчитан на
перспективу и, более того, это целенаправленное поведение личности как
субъекта возможного преобразования ситуации. Однако, нельзя не
упомянуть высказывание о том, что если не в силах изменить ситуацию,
измени к ней отношение.
Личностными детерминантами, по мнению С.А. Хазовой,
совладающего поведения обычно называют возраст, социальную роль,
отнесение к малой или большой группе, самооценку, локус контроля,уровень тревожности, социальную компетентность, невербальную
креативность, интеллектуальное поведение. При этом авторы различают
среди перечисленных факторов, связанных с совладанием, одни являются
детерминантами, другие – ресурсами личности для совладания с трудными
жизненными ситуациями [39].
Ресурсы совладающего поведения называют копинг-ресурсом. Ресурсы
человека могут актуализироваться или не использоваться (потенциальный
ресурс). Механизм активизации ресурса, влияют на них субъективные или
объективные факторы, во многом не ясен. Однако, нельзя отрицать ведущий
субъективный фактор – психологическую и профессиональную
компетентность.
Продуктивные стратегии поведения у торговых работников в
конфликтной ситуации выявила В.В. Назаренко. К стратегиям совладающего
поведения она отнесла: кооперативный тип отношения к окружающим,
сотрудничество (дружелюбие, общительность), уважительное отношение к
групповым нормам (консерватизм), положительная эмоциональная
экспансивность и удовлетворенность положением в группе [25].
Описанные выше факты свидетельствуют и о недостаточной
разработанности ряда вопросов этой проблемы, в частности, возникают
вопросы по адекватному использованию совладающего поведения в
стрессовых жизненных ситуациях и в различных видах профессиональной
деятельности. Любая деятельность изобилует множеством факторов и
условий, которые способствуют развитию негативного стресса. Однако, в
каждой профессии существует своя специфика, которая определяет и
особенности совладающего поведения в ситуациях профессионального
стресса. Это делает наше исследование актуальным.
Объект исследования: совладающее поведение
Предмет исследования: стратегии совладающего поведения личностипри профессиональном стрессе (на примере торговых работников).Цель работы: исследование особенностей совладающего поведения у
торговых работников с различным уровнем развития профессионального
стресса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что совладающее
поведение торговых работников проявляется в использовании продуктивных
стратегий поведения в стрессе: стратегии, направленной на поиск
социального контакта и социальной поддержки, ассертивные действия,
социальное взаимодействие. Чем чаще используются данные стратегии, тем
ниже уровень профессионального стресса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам
совладающего поведения и его стратегиях при различных стадиях развития
стресса.
2. Выявить особенности профессионального стресса у торговых работников.
3. Провести эмпирическое исследование и сравнительный анализ частоты
использования различных стратегий совладающего поведения у торговых
работников с высокими и низкими показателями уровня стресса.
4. Разработать рекомендации по развитию навыков использования
продуктивных стратегий совладающего поведения и профилактике
профессионального стресса.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1.Теоретический анализ научной литературы по проблемам
совладающего поведения при различных стадиях развития стресса
2. Психодиагностические методы:
- Тест «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона
(в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
- Опросник трудового стресса Ч. Спилбергера (в адаптации А.Б. Леоновой).
- Методика стратегий поведения в стрессовых ситуациях (SACS)
С. Хобфолла (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)3. Методы математической обработки данных:
- анализ первичных данных;
- сравнительный и корреляционный анализ.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью
компьютерной программы SPSS 17.
Практическое значение данного исследования заключается в том, что
его результаты могут применяться в ходе внедрения техник и методов по
развитию навыков использования продуктивных стратегий совладающего
поведения как для изменения продуктивности работы торговой организации
в целом, так и для сохранения здоровья отдельного сотрудника. Полученные
в работе результаты могут быть использованы для индивидуальных и
групповых форм профилактики профессионального стресса. Анализ
результатов исследования и разработка практических рекомендаций
показывают, что в практике психологического сопровождения
профессиональной деятельности торговых работников необходимо шире
использовать профессиональные психологичесакие тренинги и другие
активные формы обучения навыкам противостояния стрессу,
обеспечивающих эффективность торговой деятельности.
Эмпирическая база: сеть магазинов «Магнит»
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 17
торговых работников
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения,
списка использованной литературы, приложения.
В связи с увеличением стрессогенности современного общества,
неуклонным ростом в популяции расстройств тревожно-депрессивного ряда,
а также высокой распространенностью аддиктивного и антисоциального
поведения повышается значимость понимания процессов и свойств человека,
обеспечивающих регуляцию эмоциональных состояний. В зарубежной
психологии и социологии за последние годы произошел огромный скачок в
количестве исследований, направленных на изучение механизмов стрессовых
реакций, этиологии появления астенического стресса и не меньшее внимание
уделяется вопросам профилактики отрицательного стресса и регуляции
переживаний человека при таком негативном эмоциональном состоянии[25].
Наиболее значимой в последние годы становится проблема
совладающего поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе, в
ситуациях профессиональнго стресса.
Цель работы заключалась в исследовании особенностей совладающего
поведения у торговых работников с различным уровнем развития
профессионального стресса.
Были реализованы такие задачи, как:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблемам
совладающего поведения и его стратегиях при различных стадиях развития
стресса.
2. Выявление особенностей профессионального стресса у торговых
работников.
3. Проведение эмпирического исследования и сравнительного анализа
частоты использования различных стратегий совладающего поведения у
торговых работников с высокими и низкими показателями развития стресса.4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального стресса и
развития навыков использования продуктивных стратегий совладающего
поведения.
У торговых работников, у которых выявлены высокие показатели
стресса, отмечается использование таких стратегий поведения, как:
избегание, импульсивные действия, агрессивные и асоциальные действия,
которые проявляются в избегании решительных действий требующих
ответственности, в агрессивных действиях, вызывающих конфликты.
У торговых работников, имеющих низкий уровень стресса,
преобладают следующие стратегии поведения: стратегия, направленная на
поиск социального контакта и социальной поддержки, ассертивные действия
и осторожные действия. Перечисленные стратегии преодолевающего
поведения относятся к просоциальным моделям поведения.
В результате эмпирического исследования была подтверждена гипотеза
о том, что совладающее поведение торговых работников проявляется в
использовании продуктивных стратегий поведения в стрессе: стратегии,
направленной на поиск социального контакта и социальной поддержки,
ассертивные действия, осторожные действия. Чем чаще используются
данные стратегии, тем ниже уровень профессионального стресса.
В исследованиях зарубежных авторов показано, что стресс снижает
личностные, когнитивные и социальные ресурсы. Поэтому одной из задач,
стоящих перед психологами, является разработка технологий, направленных
на формирование и развитие ресурсов совладания с различными видами
стрессов.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены,
цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аболин, А.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости и пути ее повышения / А.М. Аболин // Вопросы психологии. –
М., 1989. С. 141-150.
2. Бергис, Т.А. Основные подходы к изучению преодолевающего
поведения в отечественной и зарубежной психологии [Текст] /Т.А. Бергис //
Вестник гуманитарного института ТГУ / Под ред. Е. Ю. Прокофьевой. –
Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – Вып. 1 (10). – С.78 – 83.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст]
/ В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006 – 528 с.
4. Борневассер, М. Стресс в условиях труда // Психологические
состояния / Сост., общ. Ред. Л.В.Куликова.- СПб., Питер, 2000.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях // Психология здоровья [Текст] / Под ред.
Г.С. Никифорова, - СПб., 2000.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова,
Е.С. Старченкова // - СПб., Питер, 2009. С.-336 .
7. Горбов, Ф. Д. Детерминация психических состояний [Текст] /
Д.В. Горбов // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. – С. 32-37.
8. Денисов, М. Ю. Зависимость опыта переживаний психических
состояний от личностных особенностей [Текст] / М.Ю. Денисов. – СПб.,
Питер, 2007. – 112 с.
9. Дикая, Л. Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции
психофизиологического состояния [Текст] / Л.Г. Дикая, В.В. Семикин,
В.И. Щедров // Психологический журнал. - 2006. - № 6. - С. 21-30.
10. Дьяченко, М. И. Деятельность в напряженных ситуациях [Текст] /
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович // Психологический журнал. - 2007. - № 1.
– С. 84-92.11. Забродин, Ю. М. Методологические проблемы исследования и
моделирования функциональных состояний [Текст] / Ю.М. Забродин. – М.:
Дело. 2006. – 212 с.
12. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция в
норме и патологии//Психол. журнал. 1989. Т.2. С.12-24.
13. Зильберман, П. Б. Эмоции и общение [Текст] / П.Б. Зильберман. –
Минск: Финпресс, 2009. –147 с.
14. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] /
Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 143 с.
15. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда. Научные основы
оценки тяжести и напряженности труда [Текст] / В.Н. Козлов. – М.: Дело,
2008. – 129 с...