Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВЫХ РАБОТНИКОВ)

Работа №112543

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1.Теоретический анализ проблемы совладающего поведения при
профессиональном стрессе
1.1 Теоретический анализ проблемы совладающего поведения и его
стратегий
1.2 Теоретический анализ проблемы профессионального стресса
1.3 Причины и последствия профессионального стресса в деятельности
торговых работников
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения
при профессиональном стрессе в деятельности торговых работников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты анализа уровня профессионального стресса и стратегий
совладающего поведения при профессиональном стрессе в деятельности
торговых работников
2.3 Результаты корреляционного анализа уровня профессионального стресса
и стратегий совладающего поведения
2.4 Рекомендации по развитию навыков продуктивного совладающего
поведения в деятельности торговых работников
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

В любой профессиональной деятельности и жизненных ситуациях
нередко возникают события, которые способствуют развитию стресса и
требуют участия в профилактике развития и коррекции астенического
стресса.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что
стресс является одной из сложных эмоций, однако, большинство ученых
признает, что эта эмоция изучается в настоящее время наиболее тщательно и
по этой проблеме опубликовано значительное число научных работ.
Обратимся к истории появления учения о стрессе.
Появление стресса в научной и житейской литературе датируется 30-
тыми годами прошлого столетия, когда студент медицинского университета
в Канаде Г. Селье обратил внимание на то, любую болезнь сопровождают
неспецифические симптомы, которые он объединил в неспецифический
синдром.
При этом Г. Селье выдвинул положение, согласно которому на ранних
этапах развития это состояние способствует преодолению возмущающих
факторов и вызывающих напряжение в организме и психике. Такой стресс он
назвал стеническим, т.е. поддерживающим состояние здоровья и
препятствующим развитию патологии (изначально он имел ввиду
соматическое, а позднее и психическое здоровье) [36].
Поэтому, беря за основу идеи Г. Селье о стеническом и астеническом
стрессе, можно утверждать, что сохранение состояния психического
здоровья на определенном уровне без чрезмерного влияния стрессоров, будет
способствовать не только сохранению здоровья, но и благоприятно
сказываться на профессиональной деятельности [36].
В связи с увеличением стрессогенности современного общества,
неуклонным ростом в популяции расстройств тревожно-депрессивного ряда,а также высокой распространенностью аддиктивного и антисоциального
поведения повышается значимость понимания процессов и свойств человека,
обеспечивающих регуляцию эмоциональных состояний.
В зарубежной психологии и социологии за последние годы произошел
большой прорыв в количестве исследований, направленных на изучение
механизмов стрессовых реакций, этиологии появления негативного стресса,
вопросам профилактики негативного стресса и регуляции переживаний
человека при таком отрицательном эмоциональном состоянии.
В зарубежных научных исследованиях был впервые применен термин
«копинг-поведение», означающий совладающее или преодолевающее
поведение субъекта в стрессовых ситуациях. Поэтому проблема
совладающего поведения в настоящее время является очень актуальной для
психологии. Следует отметить, что изначально «копинг» означал образ
мыслей и поведения для преодоления стрессогенных ситуаций.
С.А. Хазова под совладающим поведением понимает такое
«…социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий
(когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку
справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами,
адекватными личностным особенностям и ситуации»[39].
Многие авторы предлагают различать совладающее поведение от
проявления психологических защит личности. Согласно авторам, совладание
– это пластичный, зависящий от ситуации процесс, который рассчитан на
перспективу и, более того, это целенаправленное поведение личности как
субъекта возможного преобразования ситуации. Однако, нельзя не
упомянуть высказывание о том, что если не в силах изменить ситуацию,
измени к ней отношение.
Личностными детерминантами, по мнению С.А. Хазовой,
совладающего поведения обычно называют возраст, социальную роль,
отнесение к малой или большой группе, самооценку, локус контроля,уровень тревожности, социальную компетентность, невербальную
креативность, интеллектуальное поведение. При этом авторы различают
среди перечисленных факторов, связанных с совладанием, одни являются
детерминантами, другие – ресурсами личности для совладания с трудными
жизненными ситуациями [39].
Ресурсы совладающего поведения называют копинг-ресурсом. Ресурсы
человека могут актуализироваться или не использоваться (потенциальный
ресурс). Механизм активизации ресурса, влияют на них субъективные или
объективные факторы, во многом не ясен. Однако, нельзя отрицать ведущий
субъективный фактор – психологическую и профессиональную
компетентность.
Продуктивные стратегии поведения у торговых работников в
конфликтной ситуации выявила В.В. Назаренко. К стратегиям совладающего
поведения она отнесла: кооперативный тип отношения к окружающим,
сотрудничество (дружелюбие, общительность), уважительное отношение к
групповым нормам (консерватизм), положительная эмоциональная
экспансивность и удовлетворенность положением в группе [25].
Описанные выше факты свидетельствуют и о недостаточной
разработанности ряда вопросов этой проблемы, в частности, возникают
вопросы по адекватному использованию совладающего поведения в
стрессовых жизненных ситуациях и в различных видах профессиональной
деятельности. Любая деятельность изобилует множеством факторов и
условий, которые способствуют развитию негативного стресса. Однако, в
каждой профессии существует своя специфика, которая определяет и
особенности совладающего поведения в ситуациях профессионального
стресса. Это делает наше исследование актуальным.
Объект исследования: совладающее поведение
Предмет исследования: стратегии совладающего поведения личностипри профессиональном стрессе (на примере торговых работников).Цель работы: исследование особенностей совладающего поведения у
торговых работников с различным уровнем развития профессионального
стресса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что совладающее
поведение торговых работников проявляется в использовании продуктивных
стратегий поведения в стрессе: стратегии, направленной на поиск
социального контакта и социальной поддержки, ассертивные действия,
социальное взаимодействие. Чем чаще используются данные стратегии, тем
ниже уровень профессионального стресса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам
совладающего поведения и его стратегиях при различных стадиях развития
стресса.
2. Выявить особенности профессионального стресса у торговых работников.
3. Провести эмпирическое исследование и сравнительный анализ частоты
использования различных стратегий совладающего поведения у торговых
работников с высокими и низкими показателями уровня стресса.
4. Разработать рекомендации по развитию навыков использования
продуктивных стратегий совладающего поведения и профилактике
профессионального стресса.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1.Теоретический анализ научной литературы по проблемам
совладающего поведения при различных стадиях развития стресса
2. Психодиагностические методы:
- Тест «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона
(в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
- Опросник трудового стресса Ч. Спилбергера (в адаптации А.Б. Леоновой).
- Методика стратегий поведения в стрессовых ситуациях (SACS)
С. Хобфолла (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)3. Методы математической обработки данных:
- анализ первичных данных;
- сравнительный и корреляционный анализ.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью
компьютерной программы SPSS 17.
Практическое значение данного исследования заключается в том, что
его результаты могут применяться в ходе внедрения техник и методов по
развитию навыков использования продуктивных стратегий совладающего
поведения как для изменения продуктивности работы торговой организации
в целом, так и для сохранения здоровья отдельного сотрудника. Полученные
в работе результаты могут быть использованы для индивидуальных и
групповых форм профилактики профессионального стресса. Анализ
результатов исследования и разработка практических рекомендаций
показывают, что в практике психологического сопровождения
профессиональной деятельности торговых работников необходимо шире
использовать профессиональные психологичесакие тренинги и другие
активные формы обучения навыкам противостояния стрессу,
обеспечивающих эффективность торговой деятельности.
Эмпирическая база: сеть магазинов «Магнит»
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 17
торговых работников
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения,
списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с увеличением стрессогенности современного общества,
неуклонным ростом в популяции расстройств тревожно-депрессивного ряда,
а также высокой распространенностью аддиктивного и антисоциального
поведения повышается значимость понимания процессов и свойств человека,
обеспечивающих регуляцию эмоциональных состояний. В зарубежной
психологии и социологии за последние годы произошел огромный скачок в
количестве исследований, направленных на изучение механизмов стрессовых
реакций, этиологии появления астенического стресса и не меньшее внимание
уделяется вопросам профилактики отрицательного стресса и регуляции
переживаний человека при таком негативном эмоциональном состоянии[25].
Наиболее значимой в последние годы становится проблема
совладающего поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе, в
ситуациях профессиональнго стресса.
Цель работы заключалась в исследовании особенностей совладающего
поведения у торговых работников с различным уровнем развития
профессионального стресса.
Были реализованы такие задачи, как:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблемам
совладающего поведения и его стратегиях при различных стадиях развития
стресса.
2. Выявление особенностей профессионального стресса у торговых
работников.
3. Проведение эмпирического исследования и сравнительного анализа
частоты использования различных стратегий совладающего поведения у
торговых работников с высокими и низкими показателями развития стресса.4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального стресса и
развития навыков использования продуктивных стратегий совладающего
поведения.
У торговых работников, у которых выявлены высокие показатели
стресса, отмечается использование таких стратегий поведения, как:
избегание, импульсивные действия, агрессивные и асоциальные действия,
которые проявляются в избегании решительных действий требующих
ответственности, в агрессивных действиях, вызывающих конфликты.
У торговых работников, имеющих низкий уровень стресса,
преобладают следующие стратегии поведения: стратегия, направленная на
поиск социального контакта и социальной поддержки, ассертивные действия
и осторожные действия. Перечисленные стратегии преодолевающего
поведения относятся к просоциальным моделям поведения.
В результате эмпирического исследования была подтверждена гипотеза
о том, что совладающее поведение торговых работников проявляется в
использовании продуктивных стратегий поведения в стрессе: стратегии,
направленной на поиск социального контакта и социальной поддержки,
ассертивные действия, осторожные действия. Чем чаще используются
данные стратегии, тем ниже уровень профессионального стресса.
В исследованиях зарубежных авторов показано, что стресс снижает
личностные, когнитивные и социальные ресурсы. Поэтому одной из задач,
стоящих перед психологами, является разработка технологий, направленных
на формирование и развитие ресурсов совладания с различными видами
стрессов.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены,
цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Аболин, А.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости и пути ее повышения / А.М. Аболин // Вопросы психологии. –
М., 1989. С. 141-150.
2. Бергис, Т.А. Основные подходы к изучению преодолевающего
поведения в отечественной и зарубежной психологии [Текст] /Т.А. Бергис //
Вестник гуманитарного института ТГУ / Под ред. Е. Ю. Прокофьевой. –
Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – Вып. 1 (10). – С.78 – 83.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст]
/ В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006 – 528 с.
4. Борневассер, М. Стресс в условиях труда // Психологические
состояния / Сост., общ. Ред. Л.В.Куликова.- СПб., Питер, 2000.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в
коммуникативных профессиях // Психология здоровья [Текст] / Под ред.
Г.С. Никифорова, - СПб., 2000.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова,
Е.С. Старченкова // - СПб., Питер, 2009. С.-336 .
7. Горбов, Ф. Д. Детерминация психических состояний [Текст] /
Д.В. Горбов // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. – С. 32-37.
8. Денисов, М. Ю. Зависимость опыта переживаний психических
состояний от личностных особенностей [Текст] / М.Ю. Денисов. – СПб.,
Питер, 2007. – 112 с.
9. Дикая, Л. Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции
психофизиологического состояния [Текст] / Л.Г. Дикая, В.В. Семикин,
В.И. Щедров // Психологический журнал. - 2006. - № 6. - С. 21-30.
10. Дьяченко, М. И. Деятельность в напряженных ситуациях [Текст] /
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович // Психологический журнал. - 2007. - № 1.
– С. 84-92.11. Забродин, Ю. М. Методологические проблемы исследования и
моделирования функциональных состояний [Текст] / Ю.М. Забродин. – М.:
Дело. 2006. – 212 с.
12. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция в
норме и патологии//Психол. журнал. 1989. Т.2. С.12-24.
13. Зильберман, П. Б. Эмоции и общение [Текст] / П.Б. Зильберман. –
Минск: Финпресс, 2009. –147 с.
14. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] /
Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 143 с.
15. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда. Научные основы
оценки тяжести и напряженности труда [Текст] / В.Н. Козлов. – М.: Дело,
2008. – 129 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ