РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖЕК-РАСКРАСОК
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек- раскрасок 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития графомоторных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Характеристика книжек-раскрасок как средства развития
графомоторых навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок 26
2.1 Изучение уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию графомоторных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок 44
2.3 Динамика развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 61
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложения 81
Глава 1. Теоретические основы развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек- раскрасок 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития графомоторных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Характеристика книжек-раскрасок как средства развития
графомоторых навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок 26
2.1 Изучение уровня развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию графомоторных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок 44
2.3 Динамика развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 61
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложения 81
Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык. Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой речи - письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык. Особенно с трудом овладевают письмом дети с задержкой психического развития, это связано с незрелостью уровня активации нервной системы: слабая способность нервных клеток длительное или короткое время переносить концентрированное возбуждение и торможение, затруднения в образование сложных условных связей.
М.М. Кольцова и Н.И. Озерецкий отмечали связь между нарушением психического развития ребенка и аномальным развитием его двигательной сферы. Одна из причин трудностей формирования у детей с задержкой психического развития двигательных навыков и умений, являются нарушения моторики.
Многочисленные исследования Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Ясман показывают, что старшие дошкольники с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению, одна из причин - это низкий уровень сформированности графомоторных навыков.
Развивать графомоторные навыки у данной группы детей очень важно, так как в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга, помимо навыка овладения письмом, идет развитие различных сфер психики: познавательной, эмоциональной, волевой.
Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действиях, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать.
По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как основа способностей, таланта детей - на кончиках пальцев.
Проблемой изучения и развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями в развитии занимались: Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, И.П. Павлов, Э. Сеген, Г.Е. Сухарева; подготовкой руки к овладению навыком письма: З.И. Богатеева, А.В. Мельникова, Т.В. Фадеева, С.В. Черных. Проблема развития графомоторных навыков у детей с ЗПР относится к числу наиболее важных в олигофренопедагогике, исследователи разрабатывали разные пути развития графомоторных навыков у дошкольников. О.С. Бот, М.М. Кольцова считали целесообразным использовать пальчиковые игры для развития тонких движений пальцев, которые должны сопровождаться чтением народных стихов и потешек. А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, В.А. Силивон считали, что основным методическим приемом развития графического навыка являются специально организованные упражнения. По мнению А. Бейлиной, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, Т.А. Ткаченко, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой развитию графомоторных навыков, активизации моторики рук, координации движений рук будут способствовать пальчиковые игры. Е.И. Светлова считала, что дети научаться владеть своими пальчиками благодаря теневому театру. Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с нормальным развитием. Так же остается открытым вопрос подбора эффективных средств развития графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено, что для развития графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития книжки-раскраски не использовались, хотя они обладают большим потенциалом. Книжки-раскраски помогают формировать пространственные представления, способствуют развитию мелкой моторики, у ребенка развивается ритмичность, гибкость рук, развиваются психические процессы (зрительное восприятие, внимание), формируются навыки учебной деятельности (контроль за собственными действиями). Ряд ученых использовали книжки-раскраски, но для других целей, например, Т.А. Ткаченко для развития словесно-логического мышления у детей с нарушением речи, В.В. Коноваленко для закрепления произношения свистящих звуков; А. Артюх, Г. Златогоров, О. Святкова для развития воображения; В. Григорьева для развития представлений об окружающем мире.
Однако существует проблема, которая возникает при подборе книжек- раскрасок, направленных на развитие графомоторных навыков. Книжки- раскраски для развития графомоторных навыков использовала лишь Н.В. Нищева в работе с детьми с нарушением речи, для работы же с детьми с задержкой психического развития учителям-дефектологам, педагогам приходится адаптировать, с учетом своих целей и задач, существующие развивающие книжки-раскраски, выпускающиеся в большинстве для детей с нормальным развитием.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков и недостаточной разработанностью и использованием книжек-раскрасок (содержания, форм и методов работы), соответствующих коррекционным целям и задачам.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок будет эффективно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организована самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
3. Разработать и апробировать содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретической основой исследования являются:
- исследования формирования готовности к обучению письму и чтению у дошкольников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, У.В. Ульянкова).
- исследования в области формирования графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, О.С. Филиппова, С.Г. Шевченко).
- исследования в области коррекционной работы и развития графических навыков у дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности (Е.Н. Андрушко, Т.А. Воробьева, С.Е. Гаврина, А.С. Жукова, Т.С. Комарова, Н.Л. Кутявина, Н.П. Саккулина, Н.В. Шкляр).
- технология коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности (И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, О.Б. Иншакова, Е.Н. Лебедева, Е.А. Стребелева).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования книжек-раскрасок для детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе развития графомоторных навыков.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок;
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что книжка-раскраска по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Яблонька» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), приложения. Работа содержит 23 таблицы, включает в себя 9 приложений, 1 рисунок.
М.М. Кольцова и Н.И. Озерецкий отмечали связь между нарушением психического развития ребенка и аномальным развитием его двигательной сферы. Одна из причин трудностей формирования у детей с задержкой психического развития двигательных навыков и умений, являются нарушения моторики.
Многочисленные исследования Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Ясман показывают, что старшие дошкольники с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению, одна из причин - это низкий уровень сформированности графомоторных навыков.
Развивать графомоторные навыки у данной группы детей очень важно, так как в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга, помимо навыка овладения письмом, идет развитие различных сфер психики: познавательной, эмоциональной, волевой.
Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действиях, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать.
По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как основа способностей, таланта детей - на кончиках пальцев.
Проблемой изучения и развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями в развитии занимались: Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, И.П. Павлов, Э. Сеген, Г.Е. Сухарева; подготовкой руки к овладению навыком письма: З.И. Богатеева, А.В. Мельникова, Т.В. Фадеева, С.В. Черных. Проблема развития графомоторных навыков у детей с ЗПР относится к числу наиболее важных в олигофренопедагогике, исследователи разрабатывали разные пути развития графомоторных навыков у дошкольников. О.С. Бот, М.М. Кольцова считали целесообразным использовать пальчиковые игры для развития тонких движений пальцев, которые должны сопровождаться чтением народных стихов и потешек. А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, В.А. Силивон считали, что основным методическим приемом развития графического навыка являются специально организованные упражнения. По мнению А. Бейлиной, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, Т.А. Ткаченко, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой развитию графомоторных навыков, активизации моторики рук, координации движений рук будут способствовать пальчиковые игры. Е.И. Светлова считала, что дети научаться владеть своими пальчиками благодаря теневому театру. Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с нормальным развитием. Так же остается открытым вопрос подбора эффективных средств развития графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено, что для развития графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития книжки-раскраски не использовались, хотя они обладают большим потенциалом. Книжки-раскраски помогают формировать пространственные представления, способствуют развитию мелкой моторики, у ребенка развивается ритмичность, гибкость рук, развиваются психические процессы (зрительное восприятие, внимание), формируются навыки учебной деятельности (контроль за собственными действиями). Ряд ученых использовали книжки-раскраски, но для других целей, например, Т.А. Ткаченко для развития словесно-логического мышления у детей с нарушением речи, В.В. Коноваленко для закрепления произношения свистящих звуков; А. Артюх, Г. Златогоров, О. Святкова для развития воображения; В. Григорьева для развития представлений об окружающем мире.
Однако существует проблема, которая возникает при подборе книжек- раскрасок, направленных на развитие графомоторных навыков. Книжки- раскраски для развития графомоторных навыков использовала лишь Н.В. Нищева в работе с детьми с нарушением речи, для работы же с детьми с задержкой психического развития учителям-дефектологам, педагогам приходится адаптировать, с учетом своих целей и задач, существующие развивающие книжки-раскраски, выпускающиеся в большинстве для детей с нормальным развитием.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков и недостаточной разработанностью и использованием книжек-раскрасок (содержания, форм и методов работы), соответствующих коррекционным целям и задачам.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Предмет исследования: книжка-раскраска как средство развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок будет эффективно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организована самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек-раскрасок.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
3. Разработать и апробировать содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с ЗПР графомоторных навыков.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретической основой исследования являются:
- исследования формирования готовности к обучению письму и чтению у дошкольников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, У.В. Ульянкова).
- исследования в области формирования графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, О.С. Филиппова, С.Г. Шевченко).
- исследования в области коррекционной работы и развития графических навыков у дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности (Е.Н. Андрушко, Т.А. Воробьева, С.Е. Гаврина, А.С. Жукова, Т.С. Комарова, Н.Л. Кутявина, Н.П. Саккулина, Н.В. Шкляр).
- технология коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности (И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, О.Б. Иншакова, Е.Н. Лебедева, Е.А. Стребелева).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования книжек-раскрасок для детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе развития графомоторных навыков.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков посредством книжек- раскрасок;
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что книжка-раскраска по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития графомоторных навыков может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Яблонька» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), приложения. Работа содержит 23 таблицы, включает в себя 9 приложений, 1 рисунок.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок является актуальной в настоящее время. Психологические исследования Н.Ю. Боряковой показывают, что двигательные нарушения детей с ЗПР предполагают необходимую коррекционно-развивающую работу по развитию общей и мелкой моторики, по развитию графомоторных навыков. Психологические исследования Л.Н. Блиновой показывают, что отклонения в развитии моторной сферы детей с ЗПР создают у дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда. Психолого¬педагогические исследования (М.М. Безруких, О.Б. Иншаковой, Р.Д. Тригер, О.С. Филипповой) подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений. Продуктивное влияние изобразительной деятельности на развитие графомоторных навыков отмечали Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, которые отмечали, что во время рисования развиваются перцептивно-моторные умения и навыки, зрительно-двигательная координация, образная сфера.
Выявление уровня развития графомоторных навыков показало, что 35% детей имеют низкий уровень развития графомоторных навыков. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, отмечается незрелость зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, наблюдается напряженность и скованность мышц при движении, они не владеют элементарными графическими умениями и навыками.
Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок возможно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней, с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организованна самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской (под косвенным руководством).
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием книжек-раскрасок и положительную динамику в развитии графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после ее реализации. После проведения формирующего этапа эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем (42%) по всем показателям графомоторной деятельности, уменьшилось количество детей (11%) с низким уровнем.
Результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок является актуальной в настоящее время. Психологические исследования Н.Ю. Боряковой показывают, что двигательные нарушения детей с ЗПР предполагают необходимую коррекционно-развивающую работу по развитию общей и мелкой моторики, по развитию графомоторных навыков. Психологические исследования Л.Н. Блиновой показывают, что отклонения в развитии моторной сферы детей с ЗПР создают у дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда. Психолого¬педагогические исследования (М.М. Безруких, О.Б. Иншаковой, Р.Д. Тригер, О.С. Филипповой) подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений. Продуктивное влияние изобразительной деятельности на развитие графомоторных навыков отмечали Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, которые отмечали, что во время рисования развиваются перцептивно-моторные умения и навыки, зрительно-двигательная координация, образная сфера.
Выявление уровня развития графомоторных навыков показало, что 35% детей имеют низкий уровень развития графомоторных навыков. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, отмечается незрелость зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, наблюдается напряженность и скованность мышц при движении, они не владеют элементарными графическими умениями и навыками.
Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок возможно, если:
- разработано содержание книжки-раскраски, методы и формы работы с ней, с учетом особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития;
- подобраны задания в книжке-раскраске, направленные на развитие: мелкой мускулатуры пальцев (развитие моторной функции руки); предметного (целостного) восприятия, зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; развитие и совершенствование простейших графических навыков; умений дошкольника решать конструктивные задачи;
- организованна самостоятельная деятельность детей с книжкой- раскраской (под косвенным руководством).
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием книжек-раскрасок и положительную динамику в развитии графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после ее реализации. После проведения формирующего этапа эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем (42%) по всем показателям графомоторной деятельности, уменьшилось количество детей (11%) с низким уровнем.
Результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством книжек-раскрасок.



