ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 7
1.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 7
1.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН И УСТРАНЕНИЯ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 14
ГЛАВА 2. МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОДЕЖИ 18
2.1. СОВРЕМЕННЫЕ «РИСКИ» И ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 18
2.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 38
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИТЕТРРОРИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ИДЕЛОГИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ 49
3.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 49
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОНИКНОВЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Появившиеся в настоящее время свойства санкций западных государств, имеющие своей первостепенной причиной достаточно сложную и непростую ситуацию на международной арене, вызывают острую проблему в информационной среде Российской Федерации – повышается распространение экстремистской и террористической идеологии среди молодежи, в частности, с использованием сети «Интернет».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на сегодняшний день Российская Федерации переживает далеко не простые времена, поскольку именно в данный период развития Российской Федерации как государства экстремизм и терроризм все больше и больше характеризуются как экспансивные.
С начала XX века Российское государство столкнулось со значительным увеличением числа как внешних, так и внутренних угроз экстремистской направленности, являясь свидетелями не только глобальной информатизации, но и очевидцами разжигающих ненависть между различными народами негативных настроений. Абсолютно точно можно сказать, что экстремизм и терроризм уже давно покинули границы отдельных государств и представляют международную угрозу безопасности Российской Федерации и всему миру.
Европейским парламентом 23 ноября 2022 года была принята Резолюция о признании России государством-спонсором терроризма, параллельно западные страны продолжают принимать в отношении Российской Федерации пакеты санкций, а внутригосударственные отношения характеризуются как поддающиеся информационной войне извне, целями которой являются влияние на социально-духовные приоритеты, разобщение многонациональной культуры, искажение отечественной истории и навязывание определенной идеологии, а также контроль над сознанием подрастающего поколения.
Всемирная информационно-коммуникационная сеть «Интернет», в свою очередь, является инструментом для пропаганды, а также распространения экстремизма и терроризма особенно среди самой уязвимой социально группы – молодежи, которой из-за недостаточно сформированной психики трудно выявлять различия между патриотизмом и агрессивными идеями экстремистского характера.
Научная новизна данного исследования заключается в поиске и иллюстрации новых требований и способов предупреждения преступлений экстремистского и террористического характера.
Изучение противодействия экстремизму и терроризму среди молодежи перманентно привлекает особое внимание и требует внедрения изменений с целью совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. В данном случае стоит вопрос о необходимости оценки имеющихся «рисков», радикализации и деструктивных технологий воздействия пособников, организаторов и подстрекателей молодежи с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде.
Предметом исследования являются особенности направлений и деятельности политики государства по противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде в сети «Интернет».
Цель работы состоит в установлении особенностей противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, включая противодействие экстремизму и терроризму, на основе комплексного исследования.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть правовые основы, цели и задачи по реализации политики Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности, направленной на противодействие экстремизму и терроризму.
2. Провести анализ актуальных проблем выявления причин и устранения факторов, способствующих появлению и популяризации экстремизма и терроризма среди молодежи с использованием сети «Интернет».
3. Выделить особенности стратегии и тактики противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде.
4. Описать уголовно наказуемые деяния, отражающие общественную опасность посягательства.
5. Определить основные направления работы по профилактике в области информационного противодействия проникновения экстремистской идеологии и террористических взглядов среди молодежи.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в проведении анализа имеющихся на сегодняшний день способов распространения идеологии экстремизма и терроризма, в частности с использованием инструментов сети Интернет. Необходимо отметить, что проведение вышеуказанного анализа усложняет недостаточное количество исследований, которые позволили бы комплексно подойти к вопросу о недопущении распространения противозаконных идеологий и взглядов с помощью интернет-технологий. Следовательно, думается, что рассматриваемая тема нуждается в углубленном мониторинге и экспансии теоретической основы данного исследования.
Практическая значимость работы заключена в изучении тенденций внедрения противозаконных идеологий в «мировой паутине», которые в дальнейшем, могут быть оценены как предложения к усовершенствованию законодательства и включены в практическую деятельность органов государственно власти Российской Федерации.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, лингвистический, сравнительно-правовой, формально-логический в их различном сочетании.
Нормативно-правовую базу исследования составили положения, прежде всего, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Теоретической базой исследования выступили труды отечественных правоведов, таких как А. Ч. Асильдаров, Т. В. Владимирова, Т. С. Волчецкая, С. А. Воронцов, С. Г. Гутова, Г. Р. Дондоков, С. В. Канашина, Т. А. Малыхина, А. Ч. Нурхаметова, Г. Е. Перепелкин, А. К. Рузавина, П. В. Сорокун, Д. С. Стёпин, З. А. Целищева, О. И. Яловая и др.
Эмпирической базой исследования выступили материалы судебной практики, а также статистические данные относительно количества преступлений террористической и экстремисткой направленности, совершенных на территории Российской Федерации.
В нашей работе была представлена обзорная характеристика сети Интернета, связанной с размещением в информационных ресурсах сведений об экстремистской и террористической деятельности. Изучено каким образом сеть «Интернет» влияет на молодое поколение.
Уточнено понятие экстремистских и террористических преступлений, представлен анализ уголовной и административной ответственности за данные виды преступления.
Проведен анализ проблемных вопросов и путей их решения, касательно террористической и экстремисткой деятельности среди молодежи
Подводя итог настоящей магистерской диссертационной работы, с учетом положений действующего законодательства РФ, материалов судебной практики, а также научных исследований, сделаны следующие выводы.
Одним из самых опасных явлений, с которым наше государство столкнулось в XXI столетии, явился экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений. Однако наиболее значимой проблемой в современной России является экстремизм именно в молодежной среде.
Благодаря тому, что подрастающее поколение является наиболее восприимчивым к пропаганде идей радикализма, экстремистские объединения разного уровня и толка повсеместно рекрутируют новых адептов из среды молодежи. Практика показывает, что рост уголовных, административных и гражданских дел, связанных с экстремизмом в указанной среде, является следствием влияния различных факторов: социально-экономических, политических, психологических и иных.
Мы полагаем, что меры уголовной и административной ответственности за преступления экстремисткого и террористического характера серьезны и достаточны.
Большинство экстремистских и террористических организаций главным образом ориентируются на молодежь, что угрожает общественной безопасности и традиционным устоям общества. Очевидно, что основу рядового состава международных террористических организаций и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию
Таким образом, можно отметить, что определенные категории лиц могут потенциально находиться в группе риска, поскольку относятся к среде, склонной к повышенной виктимности, – это молодежь, прежде всего студенты, и трудовые мигранты. Эти значимые факторы должны быть в полной мере учтены в профилактической работе в области противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Поэтому, безусловно, важнейшие задачи российского государства сегодня состоят, во-первых, в защите молодежи от влияния подобных идеологий, во-вторых, в формировании информационного пространства, в котором эффективное функционирование экстремистских идей будет сведено к минимуму
Российская Федерация уделяет особое внимание вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом среди молодежи с целью противодействия данного явления. Более того, с учетом информатизации общества значительная часть мероприятий связана с борьбой с данными негативными институтами в сети Интернет. Как было установлено, участники террористически и экстремистских организаций активно используют различные социальные сети, в частности и в сети Интернет, в целом для распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Благодаря проводимому мониторингу интернет-страниц специальными службами регулярно выявляются нарушения действующего законодательства, что свидетельствует о необходимости развития методов и направлений борьбы с изучаемыми явлениями.
Так, стоит указать, что борьба ведется посредством принятия различных нормативно-правовых актов, которые в полной мере раскрывают в себе все основы терроризма и экстремизма, с помощью чего создается единообразный подход в правоприменительной практике. Следующее направление – это работа правоохранительных органов и спецслужб, выявляющих и пресекающих случаи нарушения антитеррористического законодательства.
Нельзя не отметить также работу учебных заведений, призванных регулярно осуществлять разъяснение ученикам негативные последствия терроризма.
При этом одним из важнейших методов борьбы выступает профилактическая работа, призванная предотвращать проникновение идеологии терроризма и экстремизма в молодежную среду.
При написании настоящей магистерской диссертации были установлены некоторые проблемные аспекты и предложены рекомендации по совершенствованию используемых методов противодействия государством.
1. С целью обеспечения безопасности детей и молодежи в сети Интернет на законодательном уровне установлены возрастные категории для лиц, предоставляющих возможность ознакомиться с той или иной информации.
Иными словами, в зависимости от размещенной информации, она становится доступной той или иной категории граждан в зависимости от возраста. При этом, по нашему мнению, необходимо дополнить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей 6.1 следующего содержания:
«1. Владелец информации обязан осуществлять маркировку информации, в том числе и страницы в сети Интернет, на основе классификации информационной продукции, предусмотренной законом.
2. Информационный посредник, обеспечивающий доступ обладателя информации в сеть Интернет, а также предоставляющий обладателю информации вычислительные мощности, обязан проводить мониторинг находящихся на его серверах страниц в сети Интернет на наличие возрастной маркировки, предусмотренной законом. Доступ к страницам в сети Интернет без наличия возрастной маркировки, предусмотренной законом, лицам, не достигшим возраста 18 лет, не допускается».
Внесение данной нормы позволит уже определить ответственных лиц при нарушении категорирования информационной продукции, распространяемой в сети Интернет.
2. На наш взгляд в работу правоохранительных органов и специальных служб, осуществляющих мониторинг сети интернет следует внедрить специальные программные комплексы, с помощью которых работа данных служб существенным образом оптимизируется. Пример работы такого комплекса был продемонстрирован в третьей главе магистерской диссертации.
Анализ последних изменений в отечественном законодательстве о противодействии экстремизму свидетельствует об усилении внимания государства к вопросам профилактики экстремистского поведения молодежи.
Государственная политика в этой сфере становится более продуманной и обеспеченной соответствующим правовым инструментарием.
Представляется, что одним из возможных шагов по совершенствованию данной политики могла бы стать разработка на федеральном и региональном уровнях специальных государственных программ по противодействию проявлениям экстремизма среди молодежи.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. – Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2022).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
4. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
5. Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4328.
6. Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 18. Ст. 2214.
7. Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 (ред. от 17.04.2021) «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 19. Ст. 2172.
8. Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС Консультант Плюс.
Материалы судебной практики
9. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 16.06.2020 по делу № 22-703/2020. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/4apTtWVXKPJw (дата обращения: 10.07.2022).
10. Решение Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 по делу № 02-2473/2022. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/civil/details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31fb55b35 (дата обращения: 10.07.2022).
11. Приговор Второго Западного окружного военного суда по уголовному делу № 1-10/2020 (1-131/2019) от 12.05.2020. Электронный ресурс. Режим доступа: http://2zovs.msk.sudrf.ru/ (дата обращения: 27.07.2022).
Литература
12. Аккаева Х. А. Использование террористическими и экстремистскими организациями социальных сетей //Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2017. – №. 3. – С. 23-25.
13. Асильдаров А. Ч. Формирование антиэкстремистского сознания у молодежи как форма противодействия терроризму // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – Т. 37. – №. 1. – С. 90-95.
14. Владимирова Т.В. Обеспечение безопасности в условиях информационной нестабильности общества: дис. ... д.соц.н. – Красноярск. 2016. – 300 с.
15. Волчецкая Т. С. и др. Синергия цифровых технологий и графического моделирования в криминалистическом противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – №. 471. – С. 215-222.
16. Воронцов С. А. О слабых звеньях в системе предупреждения экстремизма и терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – №. 9. – С. 108-114.
17. Девятовская С. В. Политико-правовые аспекты противодействия многофакторным проявлениям экстремизма в молодежной среде // Философия права. – 2020. – №. 3 (94). – С. 42-46.
18. Дондоков Г. Р., Стёпин Д. С. Особенности правового регулирования противодействия пропаганде террористической и экстремистской деятельности в социальных сетях //Вестник Владимирского юридического института. – 2020. – №. 2. – С. 43-46.
19. Зиновьева А.Р. Психологические особенности молодых людей, предрасположенных к участию в деструктивных группах сети Интернет // Прикладная психология и психоанализ. – 2019. – № 3. – С. 4-12.
20. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Эволюция взглядов на взаимосвязь гражданского общества и государства в истории политической мысли // Социум и власть. – 2019. – № 5 (79). – С. 19-30.
21. Канашина С. В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов // Политическая лингвистика. – 2018. – № 1 (67). – С. 67-73.
22. Косовский В. Б., Мартынюк С. Н. Противодействие терроризму и экстремизму как одна из приоритетных задач в деятельности правоохранительных органов // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8. – №. 1. – С. 170-175.
23. Кучиты А. В., Губко А. А. Меры противодействия терроризму // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – №. 1. – С. 634-638.
24. Лядова А.С. Противодействие распространению криминальной субкультуры в молодежной среде как составляющая профилактики экстремизма // Вестник ПГГПУ. –2018. – № 1. – С. 43-47.
25. Малыхина Т. А. Об особенностях предупреждения экстремизма в современной молодежной среде // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2020. – №. 1 (92). – С. 89-99.
26. Малыхина Т.А. Некоторые особенности, связанные с предупреждением и расследованием экстремистских и террористических проявлений в современной молодёжной среде // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1 (9). – С. 51–56.
27. Нагорный А., Попов А. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. – Вып. 7(1). – С. 105-115.
28. Нурхаметова А. Ч. Профилактика распространения терроризма и экстремизма посредством позитивного контента: потенциал российской культуры // Обзор. НЦПТИ. – 2021. – №. 2 (25). – С. 45-51.
29. Перепелкин Г.Е. Молодёжный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правовая культура. – 2009. – Вып. 1(6). – С. 147-155.
30. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (отечественный и зарубежный опыт) Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Российский институт управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». – Ростов-на-Дону, 2017. – 359 с.
31. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы: методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2018. – 81 с.
32. Рузавина А. К. Интернет и социальные сети как фактор распространения молодежного экстремизма // Вопросы политологии. – 2021. – Т. 11. – №. 4. – С. 1174-1181.
33. Сиврикова Н., Иванов Ф. Особенности медиапотребления студентов и риски распространение в социальных сетях экстремистских идей // 3i: intellect, idea, innovation-интеллект, идея, инновация. – 2022. – №. 2. – С. 95-102.
34. Сорокун П. В. Отдельные вопросы информационной безопасности несовершеннолетних в России // Эпоха науки. – 2021. – №. 27. – С. 54-59.
35. Целищева З. А., Гутова С. Г. Роль межведомственных взаимодействий в профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №. 7. – С. 42-47.
36. Яловая О. И. Проблема правового регулирования безопасного детского контента в интернет-среде // Правовое поле современной экономики. – 2018. – №. 12. – С. 167-169.
37. Яремчук С.В., Ситяева С.М. Социальная идентификация как предиктор экстремистских установок молодежи // Всероссийский криминологический журнал. – 2019. – № 1. – C. 51–60.
38. Citron D.K. Hate Crimes in Cyberspace. – Boston : Harvard University Press, 2014. – 352 p.
39. Cherney, A., Understanding youth radicalisation: an analysis of Australian data / A. Cherney, E. Belton, S. A. B. Norham, J. Milts // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. – 2022. – Вып. 14(2). – С. 97-119.
Электронные ресурсы
40. 19-летний Ильназ Галявиев перед стрельбой завел телеграмм-канал. Электронный ресурс. Режим доступа: https://vk.com/wall-194944166_2018337 (дата обращения: 11.08.2022).
41. Возбуждено уголовное дело в связи с незаконными действиями сотрудников компании Meta. Электронный ресурс. Режим доступа: https://t.me/sledcom_press/777 (дата обращения: 10.07.2022).
42. Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». Электронный ресурс. Режим доступа: https://forum2021.gppc.ru/ (дата обращения: 01.08.2022).
43. Генпрокуратура потребовала признать Meta экстремистской организацией. Электронный ресурс. Режим доступа: https://vz-ru.turbopages.org/vz.ru/s/news/2022/3/11/1148127.html (дата обращения: 10.07.2022).
44. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.08.2022).
45. Совещание с руководителями координационных центров в Сибирском федеральном университете. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ncpti.su/soveshhanie-s-rukovoditelyami-koordinaczionnyh-czentrov-v-sibirskom-federalnom-universitete/(дата обращения: 02.08.2022).