ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 6
1.1. Проблемы обучения девушек игре волейбол 6
1.2. Тактика нападения в игре волейбол 10
1.3. Индивидуализация процесса подготовки квалифицированных волейболистов 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 19
2.3. Средства и методы формирования устойчивого
двигательного навыка ударного движения испытуемых 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ... 24
3.1. Биомеханическая структура техники прямого нападающего
удара и верхней прямой планирующей подачи 24
3.2. Влияние различных физических нагрузок на технику
основных атакующих приемов в игре волейбол 29
3.3. Исследование средств и методов избирательных педагогических воздействий при совершенствовании прямого нападающего удара и верхней
прямой планирующей подачи 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность проблемы. В настоящее время ведется широкий поиск более совершенных средств и методов специальной подготовки волейболистов, позволяющих эффективнее управлять учебно-тренировочным процессом. Особый интерес при этом представляет проблема оценки влияния физических нагрузок на структуру техники основных атакующих приемов в игре волейбол. Решение данного вопроса могло бы способствовать выбору рациональных средств тренировочных воздействий для установления оптимальных вариантов построения этих движений и их дальнейшего совершенствования.
Анализ специальной литературы [1, 9, 17, 24] показывает, что проблема достаточно эффективного управления двигательным совершенствованием в реальных условиях воздействия нагрузок на технику атакующих приемов в современном волейболе все еще далека от оптимального разрешения. Рассматривая соревновательные физические нагрузки как сбивающие факторы по отношению к определенным образом организованным техническим действиям, нельзя не обратить внимания на актуальность исследования их разнообразных воздействий на структуру техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи. Это положение подтверждается данными [9, 27], которые показывают, что определение допустимых границ устойчивости навыка в зависимости от сбивающих факторов позволяет более четко контролировать технику выполнения различных упражнений и эффективное управление учебно-тренировочным процессом [1, 9, 17, 22] нуждается в конкретной информации об изменениях техники в условиях воздействия физических нагрузок.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс в волейболе.
Предметом исследования выступает техника прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи.
Целью работы заключалась в рационализации методики подготовки волейболистов на основе выявления средств, обеспечивающих сохранение устойчивости навыка основных атакующих приемов волейболистов в специфических условиях.
Рабочая гипотеза. Анализ специальной научно-методической литературы позволил выдвинуть рабочую гипотезу, которая предполагает наличие взаимосвязи между величиной, характером и направленностью физических нагрузок, применяемых в волейболе, и состоянием структуры техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи.
Научная новизна. В процессе работы установлены конкретные биомеханические характеристики элементов структуры техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи. Исследование игровой деятельности спортсменов команд высшей квалификации и команд низшей квалификации позволили построить адекватные модели физических нагрузок, наиболее характерных для современного волейбола.
Практическая значимость работы заключается в целевых рекомендациях для тренеров и спортсменов, предлагаемых на основе открытых закономерностей и явлений в учебно-тренировочном процессе.
В работе ставились следующие задачи:
1. Выяснить особенности техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи у волейболистов различной квалификации.
2. Установить влияние физических нагрузок на технику основных атакующих приемов в игре волейбол.
3. Разработать систему средств и методов для совершенствования техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи.
В современном волейболе техника прямого нападающего удара характеризуется наличием трех фаз движений с вариативной кинематикой (V= 17,3 ±37,5 %) и динамикой (V = 21,2±29,9 %) разбега; с максимумом вертикальных составляющих опорных реакций при отталкивании: в области носка левой ноги - 157,0±4,16 Кг., в области пятки - 143,0 + 5,16 Кг., в области носка правой -119,4±3,97 Кг, в области пятки - 126,1 ± 3,97 Кг.; с ускорением ОЦМ по вертикальной составляющей в пределах 2,73 ± 0,08 §., по фронтальной - 2,26 ± 0,07 §., по сагиттальной - 1,83 ± 0,05 §.; с амплитудой экскурсии руки при ударном движении в плечевом суставе вокруг фронтальной оси - 140 ± 4,02°; с максимальным ускорением центра масс кисти по вертикальной составляющей 15,7 ± 0,44 §;.
Техника верхней прямой планирующей подачи на данном этапе развития волейбола также характеризуется наличием трех фаз движения с наиболее широко амплитудными перемещениями в области верхних конечностей; с максимальным ускорением в завершающей фазе движения по сагиттальной составляющей - 12,1 ± 0,37§.; угла сгибания в локтевом суставе ударной руки 23 ± 0,75°; опорных реакций в области: носка левой ноги - 106,2 ± 3,34 Кг., в области пятки - 8,4 ± 3,19 Кг., в области носка правой - 103,4 ± 3,57 Кг., в области пятки - 75,1 ± 2,78 Кг.
Педагогические наблюдения показали, что выявленные в процессе экспериментов закономерности изменения в технике прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи являются объективной основой и необходимой предпосылкой для разработки средств и методов двигательного совершенствования в учебно-тренировочном процессе волейболистов высокой квалификации.
В целях снижения, отдаления или ликвидации негативных воздействий больших физических нагрузок на структуру техники прямого нападающего удара нами рекомендованы два основных вида педагогических средств:
- комплексы специальных подготовительных упражнений, воздействующих на системы, обслуживающие аппарат движений волейболистов, обеспечивающие стабильность реализации биодинамических параметров техники;
- тренажеры на базе метода срочной информации о биокинематических характеристиках движений с применением соответствующих технических средств.
Для обеспечения достаточно эффективного совершенствования волейболистов в технике верхней прямой планирующей подачи с учетом факторов воздействия физических нагрузок нами также рекомендованы в учебно-тренировочный процесс ряда команд высшей лиги класса «А» технические средства, позволяющие совершенствовать, прежде всего, биокинематическую, биодинамическую и координационную структуру этого приема в направлении ее стабилизации и помехоустойчивости в условиях соревновательной деятельности.
Быстрота и точность реагирования на комплексные раздражители, определяемые по традиционной методике окончанию педагогического эксперимента были в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Так, в экспериментальной группе девочек они составили 0,84 сек., и 2,3 в группе мальчиков - 0,70 сек и 1,4. В контрольных группах показатели быстроты и точности реагирования были соответственно 1,06 сек и 2,7 и 0,79 сек и 1,8 (Р < 0,05).
Наибольшее воздействие на функциональную систему точностных движений оказывает комплексное действие помех (например, шум и утомление), при этом снижаются как качественные, так и количественные ее показатели.
При совершенствовании техники прямого нападающего удара следует:
- концентрировать тренировочные средства на выработку у занимающихся достаточно стабилизированной структуры движений при разбеге;
- для наилучшей адаптации спортсменов к реальным условиям выполнения нападающего удара необходимо чередовать несколько вариантов отталкивания от опоры: с одного, двух и трех шагов разбега, что позволит своевременно подготовиться к эффективному прыжку в постоянно изменяющихся игровых ситуациях;
- в целях увеличения высоты прыжка, для создания максимальных значений вертикальных составляющих опорных реакций, необходимо использовать специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением в области тазового пояса от 5 % до 8 % собственного веса тела;
- для формирования устойчивого навыка ударного движения необходимо выполнять нападающие удары с интенсивностью не ниже 10 уд./мин., по 3 - 4 серии в занятии, длительностью до 3 мин. каждая.
Критерием контроля для начала выполнения серий является показатель пульса в 120 - 125 уд/мин.
3. В процессе технического совершенствования верхней прямой планирующей подачи необходимо:
- специальными тренировочными средствами обеспечить доведение до уровня автоматизма навыка блокирования, степеней свободы движений ударной руки в плечевом, локтевом суставе и что особенно важно - в суставе кисти;
- в тренировочных занятиях выполнять подачи с интенсивностью 10 - 12 подач в минуту, продолжительностью не менее 10 минут.
1. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. - М.: ФиС, 2006, - 156 с.
2. Айриянц А.Г. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: ФиС, 2006, - с. 269.
3. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. М., ФиС, 1979, 244 с.
4. Железняк Д. С. Подготовка юного волейболиста - М.: ФиС, 2001. - 216 с.
5. Железнова Д. С. Уроки гандбола. - М.: ФиС, 2005, - 198 с.
6. Игнатьева И.В. Гандбол. // Очерки по биомеханике и методике тренировки. М.: ФиС, 2011. - с. 145.
7. Калинин Г.В. Антиципация ударов в волейболе. - М., ФиС, 2008 113 с.
8. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 2004, - 91 с.
9. Коваленко В.А. Средства и методы психологической подготовки гандболистов. В сб.: спортивные игры. М.: ФиС, 2007, с. 22-29.
10. Клещев Ю.Н. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: Фис, 2004, - с. 263.
11. Кон И.С. Открытие "Я". М.: ФиС, 2001, 156 с.
12. Косарев П.Б. Специальная физическая подготовка волейболиста. М.: ФиС, 2009, - 189 с.
13. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М., ФиС, 1988, - 246 с.
14. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1987, - 277 с.
15. Карпман В.Л. Тесты в спортивной медицине. М.: ФиС, 1994, - 189 с.
16. Мартиросов А.В., Туманян С.К. Телосложение и спорт. - М., ФиС, 1987, - 128 с.
17. Сирис П.З., Левадо М.С. Отбор и прогнозирование в спорте. - М., ФиС, 2007, - 137 с.
18. Степанов Г.Ф. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболистов. ТиПФК, 3/2009, с. 15-17.
19. Степанов Г.Ф., Годик М.А. Контроль за координационной сложностью нагрузки в волейболе. ТиПФК, №1/ 2008, с. 15-17.
20. Сергеев П.А. Юный волейболист. - М., ФиС, 2006, 91 с.
21. Сучилин А.А. Совершенствование системы подготовки волейболистов на этапе углубленной спортивной специализации //Теория и методика физ. культуры. - 2007. - №5. - с. 11-13.