ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ЗАПРЕЩЁННЫХ К ВВОЗУ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 5
1.1 Нормативно-правовое и организационное обеспечение таможенного контроля в отношении товаров, попадающих под санкции 5
1.2 Цели, принципы и задачи применения торгово-экономических санкций 11
1.3 Экономические последствия западных санкций и контрсанкций Российской Федерации 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПОПАДАЮЩИХ ПОД ОСОБУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МЕРУ 24
2.1 Анализ таможенного контроля в отношении запрещённых к ввозу товаров в условиях экономических санкций в Российской Федерации 24
2.2 Анализ деятельности мобильных групп в отношении запрещённых к ввозу товаров на территорию Российской Федерации 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 43
3.1 Пути совершенствования таможенного контроля в отношении запрещенных товаров на территории РФ в условиях экономических санкций 43
3.2 Пути совершенствования мобильных групп в отношении запрещенных товаров на территории РФ в условиях экономических санкций 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Таможенный контроль для правоохранительной деятельности государства является важнейшим инструментом выявления нарушений таможенного законодательства, налоговых правонарушений, а также преступных деяний экономического характера. Сотрудниками таможенных органов пресекаются попытки проникновения на территорию РФ товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федераций в условиях экономических санкций.
Таможенное законодательство обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, запрещённых к ввозу на территорию Российской Федерации. Введение в 2014 году товарного эмбарго в отношении ряда стран является исключительной разновидностью нетарифных мер таможенного регулирования. Таким образом, таможенный контроль играет важную роль в обеспечении безопасности государства.
Актуальность исследования заключается в необходимости совершенствования таможенного контроля в отношении запрещённых к ввозу товаров в условиях санкций, так как такие товары продолжают проникать на рынок Российской Федерации. Таким образом, должностным лицам таможенных органов становится сложнее регулировать механизмы защиты национальных экономических интересов.
В качестве объекта исследования приняты запрещённые к ввозу товары на территорию РФ в условиях санкций.
Предметом исследования является организация таможенного контроля в отношении товаров, попадающих под действие специальных экономических мер.
Цель исследования состоит в анализе проблемы нелегального импорта запрещённых товаров в условиях санкций и разработка путей совершенствования таможенного контроля в отношении этих товаров.
Достижение обозначенной цели подразумевает постановку и решение следующих задач:
− проанализировать правовые основы таможенного контроля в отношении товаров, запрещённых к ввозу на территорию РФ в условиях санкций.
− охарактеризовать сущность, направленность и последствия экономических санкций;
− произвести анализ таможенного контроля в отношений товаров, попадающих под специальную экономическую меру;
− выявить актуальные проблемы организации таможенного контроля в отношении товаров, запрещённых к ввозу на территорию РФ в условиях экономических санкций;
− раскрыть перспективные направления по развитию таможенного контроля в условиях экономических санкций;
− раскрыть перспективные направления по развитию мобильных групп в отношении запрещенных товаров на территории РФ в условиях экономических санкций.
В структуре работы можно выделить несколько составных частей: во введении обосновывается актуальность исследования, утверждается предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи работы.
В первой главе диплома рассмотрено понятие и сущность таможенного контроля; изучено нормативное правовое регулирование проведения таможенного контроля в Российской Федерации. Во второй главе осуществляется переход к исследованию проблем и особенностей проведения таможенного контроля в отношении товаров, попадающих под специальную экономическую меру. В третьей главе – разработка мероприятий по совершенствованию таможенного контроля в отношении запрещённых к ввозу товаров в условиях экономически санкций.
В заключении раскрываются выводы о проделанной работе, опирающиеся на практику.
Таможенный контроль в отношении запрещённых к ввозу товаров является важной частью обеспечения безопасности государства. Меры, предпринимаемые таможенными органами являются лидирующим инструментом внешней политики в кризисных ситуациях в целях отстаивания национальных политических интересов.
Создание «горячих линий», таможенные проверки и появление мобильных групп способствуют снижению правонарушений в области незаконного ввоза товаров, попадающих под специальную экономическую меру. Однако санкционные товары продолжают попадать на рынок РФ, что свидетельствует о недостаточном контроле в этом направлении.
Основные проблемы, возникающие при проведении таможенного контроля товаров в отношении запрещённых к ввозу товаров на территорию Российской Федерации можно разделить на несколько групп: информационные, технологические, инфраструктурные и правовые.
Для решения информационно-технологиеских проблем необходимо качественное покрытие территории России каналами высокоскоростной связи, наладить координацию деятельности по созданию современной таможенной инфраструктуры и модернизации наиболее важных объектов, создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств. Также в основе повышения показателей выявления незаконного ввоза санкционных товаров лежит работа по совершенствованию системы управления рисками.
Для решения инфрастуктурных проблем необходимо распределение таможенного контроля на границе на основе системы управления рисками, исходя из наиболее вероятного маршрута перемещения запрещенных товаров. В целом решением проблемы является создание и совершенствование пограничных пунктов пропуска и дальнейшее увеличение числа мобильных групп по мере поступления финансовых
средств и увеличения квалифицированных кадров. А также создание института подготовки кадров для мобильных групп и последующие появление обособленного структурного подразделения с более расширенным функционалом.
Для решения проблем правового характера необходимо увеличить штрафы для перевозчиков и владельцев товаров, которые запрещены на территории российской Федерации в условиях санкций, а также для тех, кто реализует данные товары внутри страны. Также усилить контроль за ввозом санкционных товаров для личного пользования, так как зачастую эти товары в дальнейшем реализуются в магазинах розничной торговли, что нарушает законодательство российской Федерации.
Решение данных проблем должно рассматриваться совместно и применяться системно. Именно в этом случае таможенный контроль может выйти на эффективно новый уровень, который позволит привести правонарушения в области незаконного ввоза к нулю.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
4. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция)
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года от 23 мая 2020 г. № 1388-р.
7. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
8. Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391
"Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
9. Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"
10. Указ Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 "О применении специальных экономических мер в связи с
недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации"
11. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" (с изменениями и дополнениями)
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2019
№ 1051 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774"
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014
№ 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации""
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015
№ 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от
28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018
№ 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592"
16. Азаров Ю.Ф., Войтешонок Г.А., Боброва О.Г., Шамахов В.А., Кожанков Ю.А. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учеб.для вузов / под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова, М: СофтИздат, 2012. – 951 с.
17. Боброва О.Г., Ткаченко И.Е. Зарубежный опыт таможенного администрирования: учеб. – М.: Издательство РТА, 2012. – 63 с.
18. Глазьев С. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2012. – 162 с.
19. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник // А.А. Демичев, А.С. Логинова. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. 188 с.
20. Дюмулен, И. И. Международная торговля: тарифное и нетарифное регулирование: учеб. – М.: Вавт, 2004. – 527 с.
21. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учебник / В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 348 с.
22. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ.ред. А.Е. Жерихова. – 3-е изд., доп. – М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с. + илл.
23. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов. - СПб.: Интермедия, 2014.
- 344 с.
24. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учеб.пособие. – М: Изд-во РТА, 2013. – 420 с.
25. Новикова С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 302 с.
26. Попова Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 311 с.
27. Сальникова А.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: курс лекций / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 90 с.
28. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 447 c.
29. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: Учеб.пособие. М.:-
«Магистр», «Инфра-М», 2013. – 142 с.
30. Тимофеев И.Н., Морозов В.А., Тимофеева Ю.С. Санкции против России: взгляд в 2020 г.: доклад 51/2020 / И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева // Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020 – 96 с.
31. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 396 с.
32. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году» / Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. – Москва, 2019. – 73 с.
33. Агафонова А. По общим правилам // Таможня: информ.-аналит. обозрение. 2015. № 14. С. 19.
34. Бондаренко Н.П., Тихонова А.В. Таможенный контроль после выпуска товаров – основной вектор деятельности таможенной службы России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. №1 (26). – С. 17-23
35. Бондаренко Н.П. Совершенствование технологий при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 12(91). – С. 12-16
36. Борисова Л. Рисковать не стоит // Таможня: информ.-аналит. обозрение. 2015. № 22. С. 26.
37. Былкова А.Е. Импорт «санкционных» товаров // Региональное измерение российско-китайского сотрудничества и взаимодействия в контексте экономического пояса Шелкового пути: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Чита: ЗабГУ, 2016. С. 104–111.
38. Герасютина О. По следу товара // Таможня: информ.-аналит. обозрение. 2016. № 9. С. 14–17.
39. Глекова В.В., Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России
в условиях экономических санкций // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 104–110.
40. Гошин В.А. Таможенное регулирование в ЕАЭС на современном этапе: нетарифные барьеры // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (22). С. 13–18.
41. Задорожный Ю.В. Контроль за перемещением санкционных товаров в рамках пресечения незаконного реэкспорта // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2015. С. 136–138.
42. Круглова-Майшева О. Стоит сначала подумать // Таможня: информ.-аналит. обозрение. 2016. № 1/2. С. 33-36
43. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 8. С.147.
44. Отырба А., Кобяков А. Как побеждать в финансовых войнах // Однако. 2014. № 174. С. 56.
45. Пронин А.В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2014. № 2 (24). С. 31.
46. Разинькова Е. Эх, яблочко... // Таможня: информ.-аналит. обозрение. 2016. № 13. С. 20.
47. Стецуренко П. На пороге важных перемен // Таможня: информ.- аналит. обозрение. 2016. № 4. С. 21–24.
48. Сергеева О. Ю. Экономические последствия санкций для российской экономики / О. Ю. Сергеева, А. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8).
— С. 135.
49. Сергеева О. Ю. Содружество БРИКС и его влияние на мировую экономику / О. Ю. Сергеева, А. А. Бойцова, Д. О. Шалыгина // Вопросы
экономики и управления. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2017. — № 2. — С. 46.
50. Федеральная таможенная служба России. // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.customs.ru.
51. «Все о таможне». // Официальный сайт. - Режим доступа: http:/www.tks.ru.
52. Совет Безопасности ООН. Вспомогательные органы// Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/sc/committees/
53. Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.gks.ru/