Введение 4
Глава 1 Аналитический обзор 8
1.1 Суть проблемы 8
1.2 Анализ причин дефектов 9
1.3 Литературный обзор 11
1.3.1 Основные понятия, свойства и классификация полимеров 11
1.3.2 Каучуки и резины: свойства, состав и область применения 12
1.3.3 Аналитический обзор резин для сальников автомобилей 14
1.3.4 Обзор по акрилатным резинам 15
1.3.5 Обзор по гидрированным нитрильным резинам 19
1.3.6 Обзор фторрезинам перекисной вулканизации 20
Глава 2 Требования, методы испытаний, оборудование 26
2.1 Технические требования для сальников КП 26
2.1.1 Описание работы узла 26
2.1.2 Технические условия к сальникам 27
2.1.3 Требования чертежа и конструкция 30
2.1.4 Требования к резинам 32
2.1.5 Требования к трансмиссионным маслам 34
2.1.6 Специальные требования к резинам ACM и FKM 35
2.2 Методы испытаний и оборудование 39
2.2.1 Подготовка образцов для испытаний 40
2.2.2 Определение упругопрочностных свойств резин 41
2.2.3 Определение твердости 43
2.2.4 Определение стойкости к термическому старению 45
2.2.5 Определение стойкости к воздействию жидких сред 47
2.2.5.1 Испытание методом погружения 48
2.2.5.2 Испытание методом воздействия паров жидкости 51
2.2.6 Определение стойкости к старению при деформации сжатия .... 53
2.2.7 Испытание на износостойкость 55
2.2.8 Исследование состава методом ИК-спектроскопии 58
2.3 Техника безопасности при работе с оборудованием 60
2.3.1 Техника безопасности при работе с гидравлическим прессом ... 60
2.3.2 Техника безопасности при работе на разрывной машине 61
2.3.3 Техника безопасности при работе с твердомером 62
2.3.4 Техника безопасности при работе с термошкафом 62
Глава 3 Проведение испытаний, результаты и выводы 64
3.1 Испытания марки резины на основе акрилатного каучука 64
3.2 Испытания марки резины на основе фторкаучука 69
Заключение 74
Список используемых источников 77
Приложение А
Отчет испытаний сальника 2110-1701043 фирмы «Фройденберг» 81
В настоящее время существует огромное разнообразие полимерных материалов. Одним из первых полимеров, созданным человеком на основе природных материалов (каучука), стала резина, имеющая разнообразную сферу применения. Большое значение для автомобилей имеют многочисленные резинотехнические изделия - это ремни, шланги, чехлы, уплотнители, колпачки, сальники и прочие, от качества которых зависит работа автомобиля. Надежность и долговечность автомобиля, комфорт и безопасность движения не могут быть обеспечены без применения полимерных материалов - пластмасс, резин, клеев, красок и др.
Особые требования предъявляются материалам, применяемым для изготовления изделий, обеспечивающих герметичность узлов, применяемых для уплотнения валов в статике и динамике, для разделения сред без потерь и без проникновения одной среды в другую. Такими деталями являются сальникам автомобилей.
В связи с часто встречающимся дефектом по «течи сальников» долгое время идет поиск новых материалов, усовершенствование конструкции для получения надежных, герметичных сальников с высокой стойкостью к воздействиям агрессивных сред и повышенных температур работы узла. Каждый сальник проходит длинный и сложный путь отработки конструкции, подбора пригодного полимера (резиновой смеси), стендовых и ходовых испытаний.
Для изготовления уплотнительных изделий подбирают резины, исходя из места установки детали, температуры эксплуатации и рабочей среды (смазки, масла, охлаждающая жидкость и др.). Для оценки качества резин на соответствие техническим требованиям проводят лабораторные испытания по механическим показателям и по стойкости к агрессивным средам при температуре работы узла, в котором установлено изделие. Если резина окажется не соответствующей техническим требованиям, в дальнейшем деталь из неё может потерять работоспособность.
Актуальность проведения работы заключается в анализе и выявлении причин «течевых» дефектов сальников, подборе и разработке перспективного материала для сальников узлов трансмиссии автомобиля.
Объектом исследования является сальник 2110-1701043 первичного вала коробки передач для автомобиля LADA.
Предметом исследования является материал эластомерной части детали «сальник первичного вала коробки передач».
Цель работы - снизить количество дефектов «течь сальника» КПП за счет подбора перспективных резин, обладающих высокой тепло-, масло-, износостойкостью, удовлетворяющих требованиям технических условий и специальным разработанным требованиям PTR.
Решаемые задачи;
1. Проведение исследований причин возникновения дефекта: FMEA- анализ конструкции сальника КП. Определение свойств используемых эластомеров путем испытаний образцов резин, используемых для сальников узлов трансмиссии, сбор данных.
2. Разработка специальных требований PTR к резинам на основе акрилатного и фторкаучуков.
3. Подбор альтернативного материала (резины), проведение испытаний и решение о возможности применения в условиях серийного производства.
Научная новизна исследования заключается в разработке альтернативных материалов взамен используемых, с целью улучшения качества эластомеров и снижения дефектов сальников узлов трансмиссии.
Практическая значимость.
- Установлено, что сальники первичного вала коробки передач имеют самое большое количество дефектов «течь» в гарантийный период эксплуатации автомобиля.
- Установлено, что сальники КП производят два поставщика:
ОАО «Балаковорезинотехника» (БРТ) из акрилатной марки резины 2801 на основе каучука «Akron-740» и ЗАО «Резинотехника» (РТ) из марки К70-801 на основе хлорсульфированного полиэтилена. Сальники из этих материалов имеют высокий износ рабочей кромки и недостаточную теплостойкость и маслостойкость.
- Для улучшения качества новых материалов были разработаны и утверждены нормативные документы: PTR (Preliminary Technical Requirement - предварительные технические требования) для резин на основе акрилатных и фтористых каучуков, а также ТТ (технические требования) на марку резины для сальников КП производства ЗАО «Резинотехника».
- С целью набора данных и определения наиболее перспективного материала для изготовления сальников КП проведены испытания двух марок резин: 2801-522V на основе полиакрилатного каучука «Noxtite PA-522V» фирмы «Unimatec», К70-406 на основе фторкаучука «Viton B651C» фирмы «Du Pont».
Результаты работы опубликованы в сборнике научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ - 2021»: Панкрашкина Н.С. Улучшенный материал сальников коробок передач полноприводных автомобилей LADA // сборник тезисов научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», Тольятти, 05 апреля - 30 апреля 2021 года: Изд-во ТГУ, 2021. С.582-585. По итогам конференции, в направлении «Машиностроение» работа заняла 1 место.
Этапы выполнения работы:
- Сформировать подробный анализ возможных причин дефекта «течь сальника первичного вала КП».
- Провести аналитический обзор по полимерам, эластомерам. Проанализировать особенности применения разных видов каучуков для изготовления резин, их сравнительные характеристики, свойства и область применения.
- Подобрать методы испытаний, оборудование для организации и проведения комплексных исследований.
- Разработать специальные технические требования к перспективным резинам сальников трансмиссии используя имеющиеся технические требования к деталям (сальникам) и работе узла в целом.
- Провести комплекс лабораторных испытаний резин на соответствие требований НД.
- Провести сравнительный анализ свойств резин для сальников КП серийного производства и перспективных марок.
- Провести стендовые и дорожные испытания опытных сальников КП из предложенных перспективных марок резин.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о целесообразности применения предложенных материалов.
Личный вклад автора:
Заключается в подготовке подробного FMEA-анализа по конструкции сальника КП, аналитического обзора по применению материалов, проведению лабораторных испытаний применяемых и альтернативных марок резин, разработке специальных технических требований к резинам для узлов трансмиссии, организации комплекса испытаний деталей (сальников КП) на стендах и автомобилях, участие в обсуждении результатов исследований с предприятиями-изготовителями, выдача заключений по исследованию перспективных марок материалов, участие в научно -практических конференциях АО «АВТОВАЗ» с работами по результатам проведенных исследований.
Структура и объём работы:
Магистерская диссертация представлена на 80 страницах, включает 25 рисунков и 9 таблиц, содержит 37 источников литературы и 1 приложение. В состав работы входит введение, три главы, заключение, список источников и одно приложение.
По литературным данным не все каучуки используются для изготовления сальников узлов трансмиссии, работающие в жестких разно переменных температурных условиях и под воздействием полусинтетических масел. Высокие требования предъявляются к резинам, применяемым для уплотнения валов в статике и динамике, чтобы они обеспечивали герметичность узлов.
Проведение исследования с помощью FMEA-анализа конструкции сальника КП определяет возможные причины возникновения дефекта «течь сальника», имеющего высокие затраты в гарантийный период эксплуатации. Широкая полоса износа рабочей кромки, например, является одним из внешне видовых дефектов сальников и позволяет считать материал нестабильным и недостаточно работоспособным. Исходя из анализа определена одна из возможных причин несоответствия - не оптимально подобран материал уплотняющего элемента сальника.
Среди большого количества литературных данных выбраны каучуки, наиболее подходящие для применения их в узлах трансмиссии. Из описанных в работе каучуков оптимально использование резин на основе высокотемпературных акрилатных и фторкаучков. Разработанные на их основе марки резин лучше других отвечают требованиям работы изделия и применимы к изготовлению сальников КП.
В работе представлены основные технические требования к работе узла, требования к проведению испытаний и нормы для резин сальников трансмиссии. Описаны требования к рабочей жидкости - трансмиссионному маслу. Представлены специально разработанные требования PTR к перспективным маркам резин на основе акрилатного и фторкаучка.
Рассмотренные методики испытаний образцов резин позволяют оценить основные физико-механические характеристики материалов, а нормы определить уровень качества. Предложенные нормы и требования к резинам на основе акрилатных и фторкаучков, изложенных в требованиях PTR ACM и PTR FKM позволяют повысить качество эластомеров, поставить их на высший уровень.
Показаны результаты испытаний перспективных марок резин на указанном в работе оборудовании по описанным методикам. Представлены как стандартные методы испытаний, так и порядок организации работ при сравнительных испытаниях материалов двух поставщиков.
Проведены испытания двух марок резин от двух поставщиков. Первая марка резины 2801-522V на основе полиакрилатного каучука «Noxtite PA- 522V» производства ОАО «Балаковорезинотехника», вторая - резина марки К70-406 на основе фторкаучука «Viton B651C» производства ЗАО «Резинотехника».
Выводы по результатам исследования образцов резин и сальников КП из марки резины 2801-522V на основе акрилатного каучука:
1. Получены положительные результаты лабораторных испытаний в УЛИР на соответствие требованиям ТУ и PTR ACM.
2. Проведенные испытания по износостойкости показывают превосходство в сравнении с серийно применяемой в 7 раз.
3. Стендовые испытания новых сальников КП в составе узла получили положительное заключение. В процессе испытаний на всех режимах по герметичности опытных сальников течи не выявлено, а ширина износа по рабочей кромке сальников после испытаний составила 0,15 мм, что является нормой.
4. По результатам проведенных дорожных испытаний в объеме 35000 км на двух автомобилях LADA GRANTA выдан положительный отчет.
5. Сработана опытно-промышленная партия сальников первичного вала КП (с серийной оснастки) в объеме 200 шт. По результатам монтажных испытаний замечаний не выявлено.
6. Выдано предварительное заключение на поставку сальников первичного вала КП 1701043 из резины 2801 -522V.
Выводы по результатам исследования образцов резин и сальников КП из марки резины К70-406 на основе фторкаучука:
1. Получены положительные результаты лабораторных испытаний в УЛИР на соответствие техническим требованиям и PTR FKM.
2. Стендовые испытания опытных сальников КП в составе узла получили положительное заключение. В процессе испытаний на герметичность по всех режимах течи сальников не выявлено, ширина износа по рабочей кромке сальников после испытаний составила 0,10 мм.
3. По результатам дорожных испытаний на двух автомобилях LADA GRANTA в объеме 80000 км выдан положительный результат.
4. Сработана опытно-промышленная партия сальников первичного вала КП (с серийной оснастки) в объеме 200 шт. По результатам монтажных испытаний замечаний не выявлено.
5. Выдано предварительное заключение на поставку сальников первичного вала КП 1701043-12 из резины К70-406.
По итогам проведенной работы можно сделать вывод, что переход на сальники КП, изготовленных из перспективных марок резин, снизит или совсем устранит дефект «течь» по первичному валу коробки передач.
1. Бадалова П.В., Родина Т.А., Таганова В.А., Щербинина Н.А., Пичхидзе С.Я. Наностуктурированные неорганические технологические добавки // Актуальные проблемы и пути развития энергетики, техники и технологии : сб. тр. IV междунар. науч. конф., г. Балаково, 5 апр. 2018г. - 2013. - С.195.
2. Большой справочник резинщика, часть 1 Каучуки и ингредиенты / Под ред. Резниченко С.В. - Москва: «Химия», 2012.
3. Гармонова И.В. Синтетический каучук. - Ленинград: «Химия», 1983.
4. ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А. - Взамен ГОСТ 263-53; Введ. С 01.01.77. - Москва: Изд-во стандартов, 1989.
5. ГОСТ 269-66 Резина. Общие требования к проведению физико-механических испытаний. [Текст] - Взамен ГОСТ 269-66; Введ. С 01.07.66. - Москва: Изд-во стандартов, 2001.
6. ГОСТ 270-75 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении. - Взамен ГОСТ 270-64; Введ. С 01.01.78. - Москва: Изд-во стандартов, 2008.
7. ГОСТ 426-77 Резина. Метод определения сопротивления истиранию при скольжении. - Взамен ГОСТ 2426-66; Введ. С 01.01.78. - Москва: Изд-во стандартов, 2002.
8. ГОСТ 9.024-74 Резины. Методы испытаний на стойкость к термическому старению - Взамен ГОСТ 271-67 Введ. С 01.07.75. - Москва: Изд-во стандартов, 1994.
9. ГОСТ 9.029-74 Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия - Взамен ГОСТ 11099-64 Введ. С 01.01.76. - Москва: Изд-во стандартов, 1981.
10. ГОСТ 9.030-74 Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред - Взамен ГОСТ 421-59 и ГОСТ 424-63 Введ. С 01.07.75. - Москва: Изд-во стандартов, 2008.
11. Зуев А.В. Исследование технологичности каучука СКФ-26ВС / Зуев А.В., Сочнев А.Н., Пичхидзе С.Я., Юровский В.С // Резиновая промышленность. Сырье. Материала. Технологии: материалы XV международной науч.-практич. конф. (Москва, 25-29 мая 2009) / НИИШП. - М., 2009. - С.154.
12. Зуев А.В. К вопросу о качестве фторкаучука СКФ-26 / Зуев А.В., Сочнев А.Н., Морозова Н.Г., Пичхидзе С.Я., Юровский В.С. // Каучуки и резина. - 2009. - №4. - С.9.
13. Иванова В.Н., Алешунина Л.А. Технология резиновых технических изделий. - Ленинград: «Химия», 1988.
14. И 31130.37.101.0011-2009. Оценка функционирования сальников редукторных узлов трансмиссии в стендовых условиях. - Инструкция с изм.3,
2009. - АО «АВТОВАЗ».
15. И 31480.37.101.0025-2011. Оценка собираемости и монтажных свойств коробки передач. - Инструкция с изм.2, 2011. - АО «АВТОВАЗ».
16. Киселева Г.С., Власов В.В., Зеленина Т.Н., Тоцкая М.Г., Роберт Малек, Муравьев В.Н. Разработка и подбор акрилатных резин для сальников узлов трансмиссии автомобилей ВАЗ-2123 [Текст]. - Тольятти. 2015г. - С.4-9.
17. Круташов А.В. Конструкция автомобиля: коробки передач: учебное пособие для СПО - 2е изд. [Текст], Москва, 2022г.
18. Материалы в автомобилестроении // сборник докладов II международной научно-практической конференции. - М.: 2003.
19. Панкрашкина Н.С. Улучшенный материал сальников коробок передач полноприводных автомобилей LADA // сборник тезисов научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», Тольятти, 05 апреля - 30 апреля 2021 года: Изд-во ТГУ, 2021. С.582-585.
20. Патент 111944219 Китай. Oil seal HNBR rubber for engine and preparation method of the oil seal HNBR rubber / Ma Xiaopeng, Zhu Daigui, Gao Donglan. Опубл. 17.11.2020.
21. Патент 20190111296 Южная Корея. OIL SEAL RUBBER COMPOSITION AND OIL SEAL MANUFACTURED USING THE SAME / Kang Jaewook. Опубл. 02.10.2019.
22. Патент 210890097 Китай. SEIF-TIGHTENING RUBBER OIL SEAL / Lin Qingxing. Опубл. 30.06.2020.
23. Патент 5569898 Япония. ACRYLIC RUBBER COMPOSITION AND VULCANIZATES THEREOF / Uichiro Yamagishi, Toshiaki Miyauchi, Yasushi Abe. Опубл. 13.08.2014.
24. Пичхидзе С.Я. Совершенствование рецептуры фтористых резин для сальников трансмиссии автомобилей [Текст] / Юровский В.С., Куприянович О.Б., Колпакова В.А., Васильев О.М., Пичхидзе С.Я // Фторполимерные материалы. Научно-технические, производственные и коммерческие аспекты: материалы I Всерос. науч.-практ. Конф. Кирово-Чепецк, 2008. С.22.
25. Пичхидзе С.Я. Эластомерные композиции на основе фторкаучков перекисной вулканизации для автомобилей ВАЗ / Пичхидзе С.Я., Васильев О.М., Юровский В.С., Устинова Т.П., Кононенко С.Г. // Пластические массы. - 2009. - №1. - С.52-53.
26. Презентация американской фирмы «Du Pont». Фторэластомеры «Viton» и этилен-акрилатные эластомеры «Vamac». - Москва, март 2009.
27. Презентация японской фирмы «Unimatec» по полиакрилатному каучуку «Noxtite». - Москва, май 2018.
28. Таганова В.А., Копыльцов В.В., Игнатов А.И., Пичхидзе С.Я. Прочность связи резины с металлом // International Scientific Review. - 2015. Вып. №2(3). - №2(3). - С.9-12.
29. Таганова В.А., Пичхидзе С.Я. Сравнительная оценка активности катализаторов вулканизации фторкаучка // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты : сб.материалов XIV междунар.науч.- практ.конф., г.Новосибирск, 33 окт.2014г.. - 2014. - С.113-114.
30. Технология резины. Рецептуростроение и испытания [Текст] / Под ред. Дика Дж.С.; Пер.с англ. Под ред. Шершнева В.А. — Санкт Петербург: Научные основы и технологии, 2010г.
31. Технология эластомерных материалов: учебник для вузов - изд.3-е [Текст] / А.Е. Корнев, А.М. Буканов, О.Н. Шевердяев. - Москва: НППА «Истек», 2009.
32. ТТ 025-2011 Сальник первичного вала коробки передач и резина К70-406. Технические требования с изм.2, 2019. - ЗАО «Резинотехника».
33. ТУ 0253-070-48120848-2012 Масло трансмиссионное
полусинтетическое. Технические требования. 2012. -
ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок».
34. ТУ 2539-001-00149289-2010 Сальники резинометаллические для уплотнения вращающихся валов автомобилей ВАЗ. Технические условия с изм.8, 2019. - ОАО «Балаковорезинотехника». - С.2-12.
35. Atefeh Salimi, Foroud Abbassi-Sourki, Mohammad Karrabi, Mir Hamid, Reza Ghoreishy. Investigation on viscoelastic behavior of virgin EPDM/ reclaimed rubber blends using Generalized Maxwell Model (GMM) //Polymer Testing. Vol.93, January 2021, 106989. DOI: 10.1016/j.polymertesting.2020.106989.
36. Harekrishna Panigrahia, P.R.Sreenatha, Anil K, Bhowmickb K., Dinesh Kumara. Unique compatibilized thermoplastic elastomer from polypropylene and epichlorohydrin rubber //Polymer. Vol.183, 21 November 2019, 121866. DOI: 10.1016/j.polymer.2019.121866.
37. Salleha S.Z., Ahmada M.Z., H. Ismaila. Properties of Natural
Rubber/Recycled Chloroprene Rubber Blend: Effects of Blend Ratio and Matrix // Procedia Chemistry. Vol.19, 2016, Pages 346-350. DOI:
10.1016/j.proche.2016.03.022.