КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
возникновения нарушений в звукопроизношении у детей с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.2 Влияние театрализованных игр на коррекцию звукопроизношения у
детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 13
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 17
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 6
года с общим недоразвитие речи III уровня 17
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей 6
года с общим недоразвитие речи III уровня 29
2.3 Изучение динамики уровня сформированности звукопроизношения
у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 37
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
возникновения нарушений в звукопроизношении у детей с общим недоразвитие речи III уровня 8
1.2 Влияние театрализованных игр на коррекцию звукопроизношения у
детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 13
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 17
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 6
года с общим недоразвитие речи III уровня 17
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей 6
года с общим недоразвитие речи III уровня 29
2.3 Изучение динамики уровня сформированности звукопроизношения
у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня 37
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 55
Тема исследования актуальна тем, что сейчас очень большой процент детей страдает общим недоразвитие речи разного уровня, необходимо помочь ребенку сформировать правильное звукопроизношение для дальнейшего успешного обучения в школе, помочь ему развить коммуникативные навыки, легче адаптироваться в школе, найти друзей.
Ведущей идеей нашего исследования является коррекция звукопроизношение у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня посредством театрализованных игр. Наше исследование базируется на идеях отечественных и зарубежных ученых (Выготский Л.С., Усова А.П., Эльконин Д.Б., Пиаже Ж., Монтессори М., Кофка К.). Многие ученые отмечали в своих работах, что игра является основной деятельностью ребенка, она направляет ребенка на всестороннее развитие и позволяет ребенку намного легче усваивать материал, который хочет до него донести учитель-логопед или учитель-дефектолог.
Известно, что театрализованные игры являются одними из эффективных способов формирования звукопроизношения у детей. Театрализованные игры способствуют активизации речевой деятельности ребенка, в этой работе можно применить один из действенных принципов обучения: учить играя. Ведь игра является одной из ведущих деятельностей ребенка в дошкольном возрасте, через игру можно сформировать речевую деятельность и её скорректировать. Через театрализованные игры и упражнения формируется не только речевая деятельность, но и открываются другие способности и таланты ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает мимика, у них невыразительные движения, отсутствует чувство ритма, с помощью театрализованной игры мы может помочь ребенку исправить эти недочеты. Ребенок начинает раскрывать свои таланты: актерские способности, отзывчивость в коллективе, силу воли, дисциплину, настойчивость и инициативность.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что недостаточно изучены возможности театрализованных игр в коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитие речи III уровня.
Возникает противоречие между необходимостью коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитие речи III уровня, и недооцениваем роли театрализованных игр в данном процессе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности театрализованных игр в коррекции звукопроизношение у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 6 лет с общим недоразвитие речи III уровня возможен, если
- учитывать особенности звукопроизношения детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня;
- организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя, и организовать поэтапную работу формирования звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня;
- включить в работу с детьми театрализованные игры и коррекционные упражнения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
3. Экспериментально проверить эффективность театрализованных игр коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития психики (Л.С. Выготский); понятие о структуре дефекта (Л.С. Выготский); учение о закономерностях формирования условно - рефлекторных связей (П.К. Анохин); учение о функциональных системах (П.К. Анохин); учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов); современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (А.Р. Лурия).
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (беседа, упражнения), методы обработки фактических данных, качественный и количественный анализ.
Новизна исследования заключается в возможности осуществления процесса коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованных игр.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели сформированности звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитием речи III уровня и охарактеризованы этапы организации и проведения театрализованных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования считается ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск. В эксперименте принимало участие 20 детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение
Ведущей идеей нашего исследования является коррекция звукопроизношение у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня посредством театрализованных игр. Наше исследование базируется на идеях отечественных и зарубежных ученых (Выготский Л.С., Усова А.П., Эльконин Д.Б., Пиаже Ж., Монтессори М., Кофка К.). Многие ученые отмечали в своих работах, что игра является основной деятельностью ребенка, она направляет ребенка на всестороннее развитие и позволяет ребенку намного легче усваивать материал, который хочет до него донести учитель-логопед или учитель-дефектолог.
Известно, что театрализованные игры являются одними из эффективных способов формирования звукопроизношения у детей. Театрализованные игры способствуют активизации речевой деятельности ребенка, в этой работе можно применить один из действенных принципов обучения: учить играя. Ведь игра является одной из ведущих деятельностей ребенка в дошкольном возрасте, через игру можно сформировать речевую деятельность и её скорректировать. Через театрализованные игры и упражнения формируется не только речевая деятельность, но и открываются другие способности и таланты ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня страдает мимика, у них невыразительные движения, отсутствует чувство ритма, с помощью театрализованной игры мы может помочь ребенку исправить эти недочеты. Ребенок начинает раскрывать свои таланты: актерские способности, отзывчивость в коллективе, силу воли, дисциплину, настойчивость и инициативность.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что недостаточно изучены возможности театрализованных игр в коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитие речи III уровня.
Возникает противоречие между необходимостью коррекции звукопроизношения детей с общим недоразвитие речи III уровня, и недооцениваем роли театрализованных игр в данном процессе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности театрализованных игр в коррекции звукопроизношение у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 6 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей 6 лет с общим недоразвитие речи III уровня возможен, если
- учитывать особенности звукопроизношения детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня;
- организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя, и организовать поэтапную работу формирования звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня;
- включить в работу с детьми театрализованные игры и коррекционные упражнения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
3. Экспериментально проверить эффективность театрализованных игр коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития психики (Л.С. Выготский); понятие о структуре дефекта (Л.С. Выготский); учение о закономерностях формирования условно - рефлекторных связей (П.К. Анохин); учение о функциональных системах (П.К. Анохин); учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов); современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (А.Р. Лурия).
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (беседа, упражнения), методы обработки фактических данных, качественный и количественный анализ.
Новизна исследования заключается в возможности осуществления процесса коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитием речи III уровня посредством театрализованных игр.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели сформированности звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитием речи III уровня и охарактеризованы этапы организации и проведения театрализованных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы родителями, педагогами дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по коррекции звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Экспериментальной базой исследования считается ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск. В эксперименте принимало участие 20 детей 6 года с общим недоразвитие речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение
Коррекция звукопроизношения у детей 6 года с общим недоразвитием речи III уровня на данный момент является актуальной проблемой. Для ребенка речь - это средство самовыражения, формирования личности, самооценки, она играет центральную роль в жизни ребенка. На данный момент не только педагогические факторы учитывают все стороны развития ребенка в социуме, но и логопедические факторы этому способствуют, в особенности у детей с различными нарушениями речи.
Анализ научной и методической литературы по проблеме коррекции звукопроизношения, можем сделать следующие выводы.
1. Общее недоразвитие речи - это расстройство речи разного уровня и направления. При этих патологиях нарушено большое количество компонентов речевой системы, словарный запас, как правило, отстает от возрастной нормы, как по количественным характеристикам, так и по качественным. Присутствуют аграмматизмы, присутствует недоразвитие связной речи, наблюдается нарушение звукопроизношения, идет не полное овладение системой морфем, плохо усваиваются навыки словоизменения, имеются недостатки в развитии чтения и письма.
2. Звукопроизношения - это образование звуков речи, в котором участвуют несколько отделов речевого аппарата голосообразовательный (генераторный), дыхательный (энергетический), звукообразовательный (резонаторный).
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в основном дети относятся к низкому уровню сформированности звукопроизношения, у них присутствует затруднение при различии звука: они затрудняются выделить в слове первый и последний звук, совершают ошибки при выборе картинки с заданным звуком. При анализе речевых способностей ребенка показал наличие некоторых затруднений при произнесении слова, фраз сложно слоговой конструкции.
у них затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Артикуляционный аппарат у таких детей сформирован на не очень хорошем уровне, звукопроизношение у детей нечеткое и малопонятное, наблюдаются проблемы в произношении несколько звуков.
4. Формирующий эксперимент доказал, что театрализованная игра является эффективным средством коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Разыгрывание ролей позволяет детям сконцентрировать внимание на словах, фразах, которые она произносят, именно игра, эмоционально насыщенная позволяет вызвать у детей желание и стремление к правильному звукопроизношению.
5. Контрольный эксперимент показал изменения, звукопроизношение у детей стало более четкое, понятное, расширился словарный запас.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, поставленная гипотеза доказана.
Анализ научной и методической литературы по проблеме коррекции звукопроизношения, можем сделать следующие выводы.
1. Общее недоразвитие речи - это расстройство речи разного уровня и направления. При этих патологиях нарушено большое количество компонентов речевой системы, словарный запас, как правило, отстает от возрастной нормы, как по количественным характеристикам, так и по качественным. Присутствуют аграмматизмы, присутствует недоразвитие связной речи, наблюдается нарушение звукопроизношения, идет не полное овладение системой морфем, плохо усваиваются навыки словоизменения, имеются недостатки в развитии чтения и письма.
2. Звукопроизношения - это образование звуков речи, в котором участвуют несколько отделов речевого аппарата голосообразовательный (генераторный), дыхательный (энергетический), звукообразовательный (резонаторный).
3. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в основном дети относятся к низкому уровню сформированности звукопроизношения, у них присутствует затруднение при различии звука: они затрудняются выделить в слове первый и последний звук, совершают ошибки при выборе картинки с заданным звуком. При анализе речевых способностей ребенка показал наличие некоторых затруднений при произнесении слова, фраз сложно слоговой конструкции.
у них затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Артикуляционный аппарат у таких детей сформирован на не очень хорошем уровне, звукопроизношение у детей нечеткое и малопонятное, наблюдаются проблемы в произношении несколько звуков.
4. Формирующий эксперимент доказал, что театрализованная игра является эффективным средством коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Разыгрывание ролей позволяет детям сконцентрировать внимание на словах, фразах, которые она произносят, именно игра, эмоционально насыщенная позволяет вызвать у детей желание и стремление к правильному звукопроизношению.
5. Контрольный эксперимент показал изменения, звукопроизношение у детей стало более четкое, понятное, расширился словарный запас.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, поставленная гипотеза доказана.



