Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА

Работа №112483

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации мониторинга как условия результативности воспитательной деятельности детского сада 9
1.1 Теоретический анализ проблемы воспитательной деятельности
детского сада 9
1.2 Обоснование системы мониторинга результативности
воспитательной деятельности детского сада 18
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по проектированию и внедрению системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада 34
2.1 Изучение уровня воспитательной деятельности детского сада 34
2.2 Разработка системы мониторинга результативности воспитательной
деятельности детского сада 57
2.3 Динамика результативности воспитательной деятельности детского сада 72
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список используемой литературы 93
Приложения 98


Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.
Основываясь на данные Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, современные требования к процессу воспитания предполагают «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [31].
Воспитание - важный процесс социализации гражданина как члена общества и индивидуализация его личности.
Воспитательная деятельность - система педагогических действий по оптимизации условий воспитания, личностного развития воспитанника и творческого самовыражения. Кроме того, воспитательная деятельность имеет социальную функцию обеспечивающую передачу подрастающему поколению культурного опыта, общественных норм и правил.
Всесторонне развитие личности ребенка обусловлено формированием таких направлений, как: физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое, что и определяет ключевые теоретические основы воспитания как процесса деятельности. Несмотря на подробность и тщательность изучения всех составляющих процесса воспитания, вопросы эффективности результатов воспитательной деятельности изучены недостаточно.
Результативность воспитательной деятельности невозможна без регулярного изучения процесса, анализа полученной информации и выстраивания последующих действий. Все это относится к мониторингу. Мониторинг - это не просто форма получения, передачи и накопления информации, а средство управления, включающее в себя цели, принципы, содержание и методы диагностики изучаемого материала.
Изучением качества образования, вопросами технологий и механизмов управления им занимались С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Д.В. Татьянченко, Е.А. Ямбург. Такие ученые, как: Т.М. Давыденко, И.С. Трубина, В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов исследовали использование мониторинга как условия эффективности воспитательно-образовательного процесса. С продуктивными моделями мониторинга связаны работы А.С. Белкина, Н.К. Жуковой, Т.А. Строковой, Е.И. Терзиогло, Л.В. Туркиной, В.И. Грибанова и многих других.
Теоретический анализ исследований по данной проблеме послужили основанием для осуществления мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующими результатами воспитательной деятельности детского сада и отсутствием разработанной системы мониторинга этой деятельности.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: какое влияние окажет система мониторинга на результативность воспитательной деятельности детского сада.
Данная проблема определяет тему исследования: «Проектирование и реализация системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние системы мониторинга на результативность воспитательной деятельности детского сада.
процесс воспитательной деятельности детского сада.
Предмет исследования - проектирование и реализация системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
Гипотеза исследования: повышение результативности воспитательной деятельности в работе детского сада будет достигнуто, если:
- разработанная система мониторинга результативности
воспитательной деятельности детского сада, будет представлена этапами (целеполагания, конструктивным, диагностико-аналитическим,
технологическим, аналитико-прогностическим, презентационным) и их содержательными компонентами;
- спроектированный план реализации системы мониторинга воспитательной деятельности детского сада будет представлен не только сроками и направлениями реализации мониторинга, но и его участниками (управленческий, методический, творческий и педагогический блоки);
- в Программу «Формирование воспитанности дошкольников» будут включены задачи, методы, приемы воспитания, а также содержание развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей;
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной и методической литературы и раскрыть понятие «воспитательная деятельность детского сада»;
2) спроектировать и апробировать систему мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада;
3) выявить динамику результативности воспитательной деятельности детского сада.
Методы исследования
Теоретические: изучение и анализ литературных источников, описание и моделирование процессов, сравнение результатов.
Эмпирические: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти. В эксперимент участвовали воспитанники подготовительных групп 49 человек с 6 - 7 лет. В экспериментальной работе принимали участие 4 воспитателя, 3 узких специалиста, старший воспитатель ОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2017 по 2019 год.
Первый этап - теоретико-поисковый (январь 2017 - май 2017)
Теоретическое исследование проблемы на основе изучения педагогической, психологической литературы и диссертационных исследований по этой проблеме с целью установления степени ее научной разработанности. Составление программы исследования, определение диагностических методик, оценка состояния проблемы детского сада (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2017 - май 2018)
Практическая реализация мониторинга системы результативности воспитательной деятельности детского сада. Обоснование и описание критериев и показателей системы воспитательной деятельности детского сада. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента)
Третий этап - заключительно-обобщающий (май - январь 2019)
Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Уточнение положений и выводов исследования, внедрение в практику детского сада результатов исследования. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-поисковой работы. Оформление диссертационных результатов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования:
Определен структурно-содержательный состав мониторинга воспитательной деятельности детского сада. Разработана система мониторинга воспитательной работы с детьми подготовительных групп в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработан аппарат педагогической диагностики результативности воспитательной деятельности детского сада.
Теоретическая значимость исследования:
Обоснованы: возможность мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада и диагностический инструментарий определения результативности воспитательной деятельности детского сада.
Практическая значимость исследования:
Спроектированная система мониторинга может быть использована другими дошкольными организациями для повышения результативности воспитательной деятельности.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, использованием разнообразных методик количественной и качественной оценки результатов, качественным анализом экспериментальных данных, повторяемостью, сверяемостью, сходимостью и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась через формирование творческих групп педагогов с целью формирования фонда оценочных средств для мониторинга системы воспитательной деятельности детского сада.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в процессе всей работы над исследованием. Положения и результаты исследования апробировались в муниципальном бюджетном образовательном учреждении детском саду № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти. Результаты проводимого исследования докладывались на заседаниях педагогических советов.
Результаты исследований представлены в 4 публикациях автора: на научно - практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ», в журнале «Человек и вселенная», в сборнике статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2019г, г. Волгоград), в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции (25 марта 2019 г, г. Уфа).
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов состоит в определении проблемы, выявлении критериев результативности воспитательной деятельности детского сада, разработке системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада, в опытно-экспериментальной работе по реализации разработанной системы в детском саду..
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Система мониторинга воспитательной деятельности - это процедура сбора, систематизации, хранения, использования информации о результативности воспитательной деятельности детского сада, позволяющая управлять педагогическим процессом.
2. Система мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада, представленная этапами (целеполагания, конструктивным, диагностико-аналитическим, технологическим, аналитико-прогностическим, презентационным) и содержательными компонентами, разработанными в соответствии с Программой «Формирование воспитанности дошкольников», включающей задачи, методы, приемы воспитания, содержание развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
3. План реализации системы мониторинга воспитательной деятельности детского сада, представленный сроками, направлениями и его участниками (управленческий, методический, творческий и педагогический блоки).
4. Комплекс оценочных средств для мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада (параметры, показатели и критерии системы).
Структура и объём исследования обусловлены логикой научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного исследования проектированию и реализации системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада, были подтверждены основные положения гипотезы и полученные значимые результаты.
В данном исследовании решалась проблема влияния оказания системы мониторинга на результативность воспитательной деятельности детского сада.
Целью исследования «Проектирование и реализация системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада» являлось теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство влияния системы мониторинга на результативность воспитательной деятельности детского сада.
Для достижения поставленной цели в исследовании были решены следующие задачи:
1) проведен теоретический анализ научной и методической литературы и раскрыто понятие «воспитательная деятельность детского сада»;
2) спроектирована система мониторинга результативности
воспитательной деятельности детского сада;
3) разработана и апробирована система мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
На основе полученных экспериментальных данных были сформулированы общие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Гипотеза исследования была доказана, о чем свидетельствует повышение результативности воспитательной деятельности в работе детского сада в результате:
- раскрытия структуры и содержания системы мониторинга воспитательной деятельности детского сада;
- определения система работы воспитательной деятельности детского сада;
- разработки и апробации системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
Диссертационные исследования обладает научной новизной состоящем в следующем: обновлено содержание воспитательной деятельности с детьми подготовительных групп в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; определен структурно-содержательный состав системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада; разработана педагогическая диагностика результативности воспитательной деятельности детского сада, структурно-содержательный состав контролирующих мероприятий системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании возможности мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада и научном обосновании процесса мониторинга воспитательной деятельности.
Практическая значимость исследования в том, что спроектирована система мониторинга воспитательной деятельности детского сада. Законодательно подкреплено обновленное содержание воспитательной деятельности детского сада. Обоснована разработанная педагогическая диагностика результативности воспитательной деятельности детского сада, аргументирован структурно-содержательный состав контролирующих мероприятий системы мониторинга результативности воспитательной деятельности детского сада.
Исследование проводилось на теоретическом и практическом уровне с использованием разнообразных методик количественной и качественной оценке результатов. Качественный анализ экспериментальных данных характеризуется повторяемостью, сверяемостью, сходимостью и значимостью, обеспечивая достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования.
С целью формирования фонда оценочных средств для мониторинга системы воспитательной деятельности детского сада проводилось формирование творческих групп педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе всей работы на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти детского сада № 28 «Ромашка». Результаты всех этапов проводимого исследования докладывались на заседаниях педагогических советов. Разработанные материалы представлены в четырех научных публикациях автора для использования педагогами и студентами в практической и теоретической работе.
Таким образом, констатируем, что цель диссертационного исследования достигнута, решены его задачи и подтверждены положения гипотезы.
Перспективными направлениями дальнейшего развития исследования являются:
- распространение опыта исследования на другие дошкольные образовательные учреждения;
- внесение обновлений в содержание воспитательной деятельности основных образовательных программ - образовательных программ дошкольного образования;
- внедрение системы мониторинга воспитательной деятельности в практическую управленческую деятельность дошкольных образовательных учреждений.



1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 88 - 96.
2. Базилевский, А.А. Инновационный менеджмент модернизации системы образования Хабаровского края [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 2 - 5.
3. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования [Текст] / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С. 22 - 33.
4. Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
5. Буторина, Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 432 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с.
7. Гусинский, Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования[Текст]: Учеб. пособие /Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова- М.: Логос, 2000. - 223 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
9. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: КДУ, 2013. - 400 с.
10. Зайцев, В. Мониторинг как способ управления качеством образования [Текст] // Народное образование - №9 -2002. С - 83- 92.
11. Зимняя, И А. Педагогическая психология: учеб. пособие [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов на Дону: Изд-во "Феникс", 2007. - 480 с.
12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для
студентоввузов. -2-е издание, перераб., доп. [Текст] / - М.:
Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
13. Засорина, Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования. [Текст] / Л.Н. Засорина, Е.Н. Плюснина. - Нач.школа, 1999. - 74с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Учебное пособие [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
16. Качество подготовки педагогических кадров и актуальные проблемы повышения их квалификации (социологический анализ): монография [Текст] / А.М. Гендин, Н.И. Дроздов, М.И. Сергеев и др. - Красноярск: РИО КГПУ, 2005. - 170 с.
17. Крахмалев, А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] /А.Л. Крахмалев. - Омск, 2001. - 205 с.
18. Кравцов А.А. Критерии анализа методик диагностики воспитанности // Педагогическая диагностика. - 2002. №2 - С. 68 - 79.
19. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 с.
20. Лебедева, С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства[Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - Санкт-Петербург: «Детство - Пресс», 2001. -36-43 с.
21. Макарова, Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль [Текст] / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.
22. Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249. - URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
23. Поздняк, Л.В. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ДОУ на диагностической основе. //Управление ДОУ.
- 2002. - №5. С - 87-96.
24. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответовб учебное
пособие для вузов/ И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС - пресс, 2004 - 365с. -
URL:http://pedlib.ru/Books/
25. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст] / М.М Поташник - М.: Педагогическое общество России, 2001.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - URL: URL:https://www.consultant.ru.
27. Савченко, В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО [Текст] / В.И Савченко - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192 с.
28. Селезнева, Н.А. Качество образования как объект системного
исследования. Лекция-доклад. [Текст] / Н.А. Селезнева - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
- 95 с.
29. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование», 2002. - 172 с.
30. Степанов, Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения. [Текст] // Управление ДОУ. - 2002. - №5. С - 10-18.
31. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL:file: ///C :/Users/Admin/Desktop
32. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской
Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт
мониторинга) [Текст] / А.И. Субетто. - СПб. - М., 2000.
33. Субетто, А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования [Текст] / А.И. Субетто.- СПб. - М., 2000.
34. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина[Текст] / В.А.Сухомлинский. - М., 1972 - 201с.
35. Тропникова, Н.П. Особенности осуществления мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса [Текст] / Н.П. Тропникова. - Челябинск. : ИИУМЦ «Образование», 2002. - 307 с.
36. Толковый словарь - URL:https: //www.litmir. me/bd/
37. Третьяков, П.И. Управление образовательными системами [Текст] /П.И. Третьяков - М.: Владос, 2012. - 320 с.
38. Урунтааева, Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по дошкольной психологии. - М. : Издательство Академия, 1988. - 304 с.
39. Усольцева, Е.А. К проблеме мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 С - 2.
40. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). - URL:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
41. Черникова, Т.В. Управление развитием образовательного учреждения [Текст]: Учебно-методическое пособие /Т.В. Черникова. - М.: Сфера, 2005. - 304 с.
42. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Т.И. Шамова,П.И. Третьяков,Н.П. Капустин - М.: Академия, 2002. - 320 с.
43. Boor0Klip,H.J.Social Understanding of High6Ability Children in
Middle and Late Childhood Cillessen/Boor0KlipH.J.,A.H.N., Hell J.G. // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58, № 4. P. 259-271. DOI:
10.1177/0016986214547634
44. Haskell, L. Art m early childhood year [Text] / L. Haskell, R. Charles. - Meml, Columbus, USA. : 1979.
45. Kulturchronik. VG Bild-Kunst [Text] / Bonn. : 1998. - №6. - P. 23-26.
46. Resnik L. B., Resnik D.P. (1992). Assessing the thinking curriculum: New tools for education reform // Changing assessments: Alternative views of aptitude, achievement and instruction / B. Gifford, M. O’Connor (eds.). London: Kluwer Academic.
47. Smith A., Lovatt M., Wise D. (2003) Accelerated learning. Network Educational Press Ltd.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ