Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 10
1.1. Понятие и правовой статус средств массовой информации 10
1.2. Система законодательных актов регулирующих деятельность средств массовой информации 25
Глава 2. ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ 47
2.1. Нормативно-правовое регулирование в процессе регистрации СМИ 47
2.2. Роскомнадзор как орган контроля за деятельностью СМИ 55
2.3. Применение законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности журналистов 62
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: 72
3.1. Актуальные проблемы применения законодательства о деятельности СМИ 72
3.2. Направления совершенствования законодательства о деятельности СМИ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Современные информационные коммуникации стали неотъемлемой частью общественной и государственной жизни. Процесс передачи информации является естественной закономерностью. Учитывая стадию развития современных технологий, всё больше повышается роль информационных систем. Средства массовой информации являются одной из основных площадок по распространению информационных потоков. Однако, не стоит забывать тот факт, что Российская Федерация в первую очередь регламентирует принципы права, как определяющие, и по действующей Конституции является правовым государством. Отсюда следует вывод, что деятельность средств массовой информации (далее - СМИ), как субъекта правовых отношений, так же должна регулироваться юридическими инструментами, а именно механизмами законотворчества. Таким образом, простой процесс обмена информацией трансформируется в сложный алгоритм с применением соответствующих технических средств, а так же необходимым набором законодательных инструментов. Одним из самых распространённых субъектов, осуществляющих ретрансляцию той или иной информации, являются средства массовой информации.
Фундаментальная норма, предписывающая принцип деятельности субъектов, связанных с распространением информации изложена в основном законе Российской Федерации, а именно в статье 29 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Свобода слова в Российской Федерации провозглашается, как конституционное право и ценность. Это свидетельствует о важности защиты данной нормы на законодательном уровне. Актуальность темы исследования диктуется в основном последними тенденциями в области расширения информационного поля в Российской Федерации, а так же развитием технических средств для распространения информации. Куликова С.А. отражает в своём учебнике «Информационное право России» тезис о перспективах развития информационных технологий: «Наше время характеризуется развитием компьютерно-информационных технологий и глобальных коммуникационных сетей. Это создаёт принципиально новые возможности и стимулы для поиска новых идей, мнений и знаний демократизации общественных отношений»¹ . Данная позиция учёного- правоведа подтверждает актуальность исследования темы развития правового поля в рамках регулирования информационного потока. При этом Куликова Светлана Анатольевна указывает, что в перспективе процесс развития технологий массовых коммуникаций является непрерывным и динамичным.
Поскольку основная тема исследования в данной работе - нормативно-правовое регулирование и применение законодательства о средствах массовой информации необходимо обратиться к терминологической специфике объектов исследования. Обратимся к понятию «информация». Существует теоретическое определение и законодательное. В качестве фундаментального источника семантического объяснения данного термина используем «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. В качестве первого значения Ожегов С.И. представляет информацию, как: «Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.). Передача информации. Теория информации² . Второе значение термина «информация» не сильно отличается от представленного ранее, разве что является более компактным и кратким изложением: «Сообщение уведомляющее о положении дел»¹. Таким образом, с точки зрения лингвистического анализа, «информацией» признаётся совокупность данных объективного и субъективного характера, которые являются как свидетельствованием реальных закономерностей, событий, так и индивидуальным продуктом изъявления мысли конкретно взятого субъекта. Что касается правового поля, то определение понятия «информация» изложено в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". На основании статьи 2 законодателем термин «информация» определён, как «Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»². Поскольку наша тема имеет непосредственное отношение именно к массовой информации, то законодателем так же предусмотрено нормативное закрепление данной категории. Статья 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает, что на законодательном уровне «массовая информация» признается, как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»³. Таким образом термин «массовая информация» придаёт публичный характер материалам, попадающим под регулирование действующего законодательства Российской Федерации, а именно благодаря формулировке «для неограниченного круга лиц». Следует вывод, что информация попадает в категорию «массовая» с того момента, как благодаря каналам распространения она становится известной неограниченному кругу лиц. Что касается статуса СМИ, как субъекта правоотношений, которые мы собираемся рассматривать в рамках нашей работы - то в действующем законодательстве так же представлено определение. Обратимся к содержанию статьи 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, радиопередача, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»¹. Исходя из нормативной позиции законодателя средством массовой информации признаётся как пространство, среда или площадка распространения информационного потока, так и конкретный субъект, которому присвоен данный статус на основании действующего законодательства.
Объектом исследования в данной работе является деятельность средств массовой информации. В качестве предмета обозначено нормативно-правовое регулирование и практика применения законодательства о деятельности средств массовой информации.
Целью работы является рассмотрение основных правовых механизмов взаимодействия государственных органов и СМИ, а так же выявление актуальных проблем применения законодательства о деятельности СМИ и определение направлений его совершенствования. Кроме того, необходимо изучить тенденции развития нормативно-правового регулирования в области деятельности средств массовой информации. Для достижения цели необходимо поставить ряд задач:
1. Рассмотреть понятия и правовой статус СМИ;
2. Изучить систему законодательных актов регулирующих деятельность СМИ;
3. Исследовать нормативное регулирование процесса регистрации СМИ;
4. Проанализировать специфику деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор);
5. Определить характеристику правового регулирования, а так же практики применения законодательства по отношению к деятельности журналистов;
6. Выявить основные проблемы практики применения законодательства о деятельности СМИ, а так же предложить пути их решения.
Разработку и изучение этой темы можно датировать с момента появления главного в отрасли информационного права нормативного документа Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. Данная тема поднималась в среде, как теоретиков-исследователей, так и практиков, осуществляющих свою деятельность в системе государственных органов. В своих работах тезисы о проблематике применения законодательства о СМИ рассматривал А.В. Минбалеев. В своих работах учёный анализировал понятийный аппарат СМИ, а в особенности их Интернет-форм. Обращаясь к публикациям в «Российской Газете», председатель правления Ассоциации Юристов России Владимир Груздев отзывался о тенденциях применения современных решений в законодательстве о средствах массовой информации. Председатель Комитета государственной Думы по информационной политике информационным технологиям и связи Леонид Левин так же в своих выступления отзывался о правоприменительной практике действующего законодательства о СМИ. Но на фоне всего существующего внимания к теме и проблемам с ней связанным, мало актуальных работ в рамках исследования законодательства и места средств массовой информации в существующем правовом поле.
Методологическую основу исследования в данной работе определяет логический метод, выражающийся в применение индукции, дедукции, анализа и синтеза. Применяя технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права. Теоретическая и практическая значимость выражается в изучении основных проблем, связанных с исследуемой темой с дальнейшим предложением решений коллизий и проблем в области юридической техники оформления нормативных актов.
Работа состоит из введения, трех глав, подразделённых на семь параграфов, заключения, библиографического списка.
По завершению работы мы изучили элементы, связанные со спецификой самой деятельности средств массовой информации, а так же её правового регулирования.
Исходя из анализа законодательной и теоретической базы мы определили, что же на основании нормативной регламентации является средствами массовой информации, а так же на какие виды и формы они разделяются. В рамках изучения данной темы мы отвели особое внимание деятельности отдельного субъекта - журналиста. Для того, чтобы наиболее точно проследить за всеми условностями нормативно-правового регулирования деятельности СМИ были рассмотрены фундаментальные в данной области правовые документы: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В область изучения правового регламента деятельности СМИ вошли основные понятия, правовой статус и отличительные особенности субъектов данной системы. Очень важно было изучить не только правовую характеристику всех субъектов, задействованных в деятельности по распространению информации. Для этого нами был проведён анализ порядка создания и регистрации средства массовой информации. Так же были рассмотрены правовые основания деятельности Роскомнадзора в рамках контрольных процедур.
Данная тема является не только фиксацией имеющихся правовых положений в рамках деятельности СМИ, но так же и результатом исследования тенденций и закономерностей практики применения закона. Таким образом, исходя из работы, мы имеем представление о том, как складывается практика применения действующего законодательства, какие существуют при этом проблемы. Всё это выражено в компиляции позиций законодателя, государственных органов, а так же общественного мнения. Оценка перспектив развития так же выражается в предложении конкретных путей решения. В данной работе представлены возможный вектор работы для того, чтобы снизить риск развития проблем в практике применения законодательства. Среди основных методов решения коллизий, возникающих в области применения законодательства, предлагается внесение правок в действующие нормативные акты по части регулирования правового статуса сетевых СМИ. Так же, необходимо решить вопрос о процедурности и наложения санкций в виде блокировки, для этого мы вспомнили опыт наличия в 1993-2000 годах судебной палаты по решению информационных споров.
Таким образом, в данной работе были решены все поставленные задачи как в изучении теоретической части, так и рассмотрении практики и предложения средств решения имеющихся проблем в области законодательств о деятельности СМИ.
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001 // Собрание Законодательства Российской Федерации, Выпуск № 31, 2014 г. ст. 4398
2. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Собрание Законодательства Российской Федерации, №53 от 31 декабря 2018 года (Часть I), ст. 8460
3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание Законодательства Российской Федерации, №30 от 24 июля 1995 года, ст. 2864
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание Законодательства Российской Федерации, №18 от 6 мая 2019 года, ст. 2214
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации, №18 от 6 мая 2019 года, ст. 2219
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск от 8 июня 2010 г.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская Газета - Федеральный выпуск от 22 мая 2008 г.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14- ФЗ Часть вторая - Федеральный выпуск от 22 мая 2008 г.
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 г. Москва О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц // Российская газета - Федеральный выпуск № 0(3719) от 15 марта 2005 г.
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 16 г. Москва "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" // Российская газета - Федеральный выпуск № 284(6556) от 12 декабря 2014 года.
11. Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для академического бакалавриата / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. 419 с.
12. ВЦИОМ: больше половины россиян считают эффективным закон о наказании за фейковые новости - Новая Газета, (Электронный ресурс) URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2019/03/21/150197-vtsiom-bolshe-poloviny-rossiyan-schitayut-effektivnym-zakon-o-nakazanii-za-feykovye- novosti (дата обращения: 11.04.2019)
13. Инструкция: как понимать закон о фейковых новостях - Агентство Социальной Информации, (Электронный ресурс) URL: https: //www.asi. org.ru/article/2019/04/15/instruktsiya-kak-ponimat-zakon-o- fejkovyh-novostyah/ (дата обращения: 11.04.2019)
14. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России. Принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года. (Электронный ресурс) URL: https://presscouncil.ru/teoriya-i- praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista (дата обращения: 11.04.2019)
15. Куликова С.А. Информационное право России: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Прикладная информатика в юриспруденции» - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 196 с.
...