Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)

Работа №112460

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы40
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 25 младших школьников с умственной отсталостью .

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 6
1.1 Характеристика наглядно-образного мышления 6
1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 10
1.3 Особенности развития – образного детей младшего возраста умственной 19
Глава 2. Эмпирическое исследование наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 25
2.1 Методики и организация исследования 25
2.2 Результаты исследования и их анализ 27
2.3. Рекомендации по развитию образного мышления младших школьников 34
Заключение 37
Список литературы 39

Исследование видов мышления вызывает огромный как теоретический, так и практический интерес. На сегодняшний день изучение видов мышления является одной из первостепенных задач психологии, что предопределено единством постулированием единства сознания и связей между конкретными его связями.
Первоначально изучением мышления занимались в большей степени философы, а само мышление рассматривалось в качестве идеального или материального. Однако психология стала рассматривать мышление не в качестве проявления духа, а в качестве протекания первоначально развернутой деятельности посредством системы языка и только потом приобретая конкретные свернутые формы, при этом обретя характер внутренних интеллектуальных действий.
На сегодняшний день для изучения видов мышления необходим более глубокий анализ, что можно объяснить стремительным развитием каждой отрасли человеческой жизнедеятельности и еще более быстрым развитием в будущем. Человеческая жизнь непрерывно ставит перед людьми самые острые и неотложные задачи и проблемы. Образование подобных проблем и сложностей подразумевает, что в окружающей их реальности еще много чего осталось неизвестного, непонятного и таинственного. В связи с этим как раз и требуется глубокое познания мира, открытие новых процессов, качеств и взаимодействие людей и окружающего мира.
Среди отечественных и зарубежных исследователей большое внимание проблеме видов мышления и их характеристикам уделялось такими учеными как П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, Д. Кун, А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, А.Г. Маклаков, А.М. Матюшкин, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.
Объект: развитие наглядно-образного мышления.
Предмет: экспериментальное исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Цель: проведение экспериментального исследования наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: у младших школьников с умственной отсталостью недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления.
Задачи:
1. Охарактеризовать наглядно-образное мышление.
2. Изучить психологическую характеристику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Рассмотреть особенности развития – образного детей младшего возраста умственной.
4. Провести эмпирическое исследование образного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
6. Разработать рекомендации по развитию наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Теоретико-методологическая база исследования: среди отечественных и зарубежных исследователей большое внимание проблеме видов мышления и их характеристикам уделялось такими учеными как П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, Д. Кун, А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, А.Г. Маклаков, А.М. Матюшкин, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.
Этапы исследовательской работы:
1. Изучение научных источников.
2. Постановка проблемы.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Формирование гипотезы.
5. Проведение этапов исследования.
6. Проведение исследования.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез,
- сравнение,
- обобщение.
2. Методы эмпирического исследования:
- «Исключение предметов» (Л. С. Рубинштейн);
- «Классификация понятий» (Гольштейн-Выготский-Зейгарник);
- «Последовательность событий» (тест Векслера, задание 8).
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по специальной психологии и педагогике, а также для разработки плана эмпирического исследования образного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Список используемой литературы содержит перечень работ авторов из 30 наименований, размещенных в алфавитном порядке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мышление определяется в качестве психического процесса обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных качеств и отношений реальности, которые осуществляются в целях решения познавательных проблем, систематической ориентации в определенных ситуациях.
Развитие мышление у человека начинается в младенческом возрасте и продолжается в течение первого года жизни.
Образное мышление понимается в качестве совокупности способов и процессов образного решения задач, которые предполагают зрительное представление ситуации и оперирование образами предметов, которые ее составляют, без реализации действительных практических действий с оными. Данный вид мышления дает возможность наиболее полным образом воссоздать все самые разные фактические характеристики предмета. Значимая особенность образного мышления заключается в установлении непривычных сочетаний предметов и их качеств. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в оных, которые субъект желает заполучить вследствие собственной деятельности, которая преобразует ситуацию, с конкретизацией общих положений.
У детей младшего школьного возраста с нормой интеллектуального развития мышление отличается следующими особенностями: 1) оно внеситуативно; 2) используются рассуждения в качестве способа решения мыслительных задач; 3) развивается любознательность; 4) возрастает уровень планомерности мышления; 4) ребенок открывает более сложные связи; 5) ребенок пытается объяснить феномены и процессы; 6) возникает экспериментирование; 7) формируются самостоятельность, гибкость и пытливость.
Среди особенностей развития мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие: 1) нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования); 2) сниженная активность мыслительных процессов; 3) наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный; 4) неосознанность и хаотичность действий в процессе решения; 5) некритичность мышления; 6) слабая регулирующая роль мышления; 7) низкая мотивация мыслительной деятельности.
Диагностическое обследование проводилось при помощи следующих методик «Исключение предметов» (Л. С. Рубинштейн), «Классификация понятий» (Гольштейн-Выготский-Зейгарник), «Последовательность событий» (тест Векслера, задание 8).
Тем самым, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, у младших школьников с умственной отсталостью недостаточный уровень развития образного мышления, подтверждена.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
2. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
4. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
5. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
6. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. - М.: НПО «Образование», 1995. - 400 с:
7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.
8. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
9. Лазаренко Д.В., Курбатова С.В. Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 3, 2013. – С. 18-21.
10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
11. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
13. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
14. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики - М.: Академия, 2010. - 224 с.
15. Муратова М.Э., Бодырева В.Э. ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. // ВЕСТНИК СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - №, 2018. – С. 235-237.
16. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
17. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
18. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
20. Петрова И. Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени/ И. Х. Петрова//Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).– Челябинск: Два комсомольца, 2012.– С. 143–145.
21. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. / Ред. Шипицына Л.М. – М.: Academia, 2014. – 224 с.
22. Психология лиц с умственной отсталостью. / Сост. Калмыкова Е.А. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
24. Синицына, О. А. Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью / О. А. Синицына, Е. А. Савина, Р. И. Безменова. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014.
25. Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
26. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
27. Шаронова А.С. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/50103 (дата обращения: 03.02.2020).
28. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: Речь, 2005. – 480 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ