Введение 4
1 Теоретические аспекты управления обучением персонала в организациях . 7
1.1 Роль и место обучения работников организации в системе управления
персоналом 7
1.2 Виды, формы и методы обучения персонала 13
2 Анализ управления обучением персонала в ООО «Тамбов-Авто» 20
2.1 Краткая характеристика ООО «Тамбов-Авто» 20
2.2 Оценка управления обучением в ООО «Тамбов-Авто» 25
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления обучением
персонала в ООО «Тамбов-Авто» 36
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления обучением в ООО
«Тамбов-Авто» 36
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 42
Заключение 46
Список используемой литературы и список используемых источников 49
Приложение А Выписка из ЕГРЮЛ 52
Приложение Б Бухгалтерская отчетность 55
Приложение В Перечень вопросов для сотрудников ООО «Табов-Авто» .... 59
Приложение Г Положение об обучении работников 60
Приложение Д Положение о наставничестве 62
Приложение Е Образец бланка 63
Приложение Ж Оценка работников после прохождения обучения 64
Тема по своему содержанию актуальна, так как в современных условиях ведения бизнеса каждый хозяйствующий субъект вне зависимости от сферы деятельности, масштаба и прочего стремится к развитию и достижению лидерских позиций в своей области. Залогом успеха могут послужить различные факторы, например, имидж компании, наличие современного оборудования, эффективность использования имеющихся ресурсов, качественные условия труда и многое другое. Однако одним из решающих факторов являются человеческие ресурсы. От уровня их квалификации во многом зависит и процветание компании.
В современных условиях ведения бизнеса развитие хозяйствующего субъекта через обучение своего персонала является одним из перспективных направлений по достижению конкурентоспособности предприятия. Поддерживая и повышая уровень квалификации персонала, работодатель не только создает у сотрудников необходимый уровень мотивации, но и уменьшает прямые и косвенные убытки. Несмотря на то что повышение квалификации и различные тренинги требуют определенных затрат, обучение персонала в кризис не только возможно, но и эффективно. Обучение персонала в настоящее время рассматривается не только как средство повышения квалификации работников, но и как один из способов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в целом.
Актуальность выбранной темы можно подчеркнуть и словами доктора Манчестерского института науки и технологии Роджера Ханна: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов» [27].
Все это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Разработка мероприятий по совершенствованию управления обучением персонала является основной целью бакалаврской работы.
Поставленная цель требует поэтапного решения следующих задач:
- определить роль и место обучения работников организации в системе управления персоналом;
- обозначить виды, формы и методы обучения персонала в современных организациях;
- дать краткую характеристику организации;
- провести оценку управления обучением в организации;
- инициировать мероприятия по совершенствованию управления обучением в организации;
- провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
В бакалаврской работе выделен объект и предмет исследования.
В качестве объекта исследования выбрана коммерческая организация ООО «Тамбов-Авто». Предметом бакалаврского исследования является процесс управления обучением персонала компании.
В ходе написания бакалаврской работы исследованы научные труды и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, законодательные акты, материалы периодических изданий, рассматривающие особенности процесса обучения персонала в современных организациях.
Среди большого объема литературы можно выделить труды таких авторов, как: А.Я. Кибанова, А.А. Литвинюк, А.Р. Хисматуллиной, Е.Н. Тимкиной, О.Г. Рахмановой, В.П. Пугачева, Ю.Г. Одегова, С.Ф. Махмудова, Т.А. Кузнецовой, О.М. Исаевой, О.А. Горленко, А.В. Дорофеева, Т.А. Емелина, Г.В. Горнастаева, Е.Н. Тимкина, Е.В. Савощик, Ж.Б. Розанова, Н.Ф. Бондалетова и других.
При написании работы применены такие методы и приёмы, как: анализ документов, метод обобщения, сравнения, графический метод, анализ актуальных источников информации.
В первой главе исследованы теоретические аспекты управления обучением персонала в организациях.
Во второй главе проведен анализ управления обучением персонала в организации, в том числе дана краткая характеристика объекту исследования, обозначены основные результаты деятельности.
В третьей главе проведена разработка мероприятий по совершенствованию управления обучением персонала в организации.
Практическая значимость результатов бакалаврской работы заключается в возможности их применения в практической деятельности ООО «Тамбов-Авто». Внедрение результатов данного исследования способно повысить эффективность работы персонала.
Поставленная цель и обозначенные задачи предполагают наличие таких структурных элементов, как введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы составляет 49 страниц печатного текста не включая приложения.
Принимая вызов XXI века, собственники бизнеса начинают понимать, что без кардинального улучшения работы с персоналом крайне трудно серьезно говорить о выходе на новый уровень эффективности, невозможно победить в конкурентной борьбе. Управление обучением - это не просто одно из основных направлений работы с кадровым составом, это ключевое направление, которое задает основные ориентиры и принципы нового подхода к управлению персоналом. Таким образом, решение теоретических и практических вопросов позволило достичь цели настоящей работы, а также решить следующие задачи:
- определена роль и место обучения работников организации в системе управления персоналом;
- обозначены виды, формы и методы обучения персонала в современных организациях;
- дана краткая характеристика организации;
- проведена оценка управления обучением в организации;
- инициированы мероприятия по совершенствованию управления обучением в организации;
- проведена оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
Обзор научной литературы позволил установить следующее: обучение персонала предприятия представляет собой организованный, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей. Значение данного процесса оспорить сложно, так как персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждого хозяйствующего субъекта. Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса.
Хорошо подготовленные сотрудники способны значительно повысить уровень рентабельности организации, то есть обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы, ценности специалистов, а также их профессионального уровня. Поэтому этот процесс должен быть тщательно продуман и выстроен.
В качестве объекта исследования была рассмотрена торговая организация ООО «Тамбов-Авто». В ходе выполнения работы проведен анализ кадрового состава, анализ деятельности, а также дана оценка существующей системе управления обучением, в результате чего сформулированы краткие выводы, например, в организацию набирают сотрудников преимущественно мужского пола со средне-профессиональным образованием. В ООО «Тамбов-Авто» осуществляется в основном внутрикорпоративное обучение, включающее знакомство с организацией, стажировку на рабочем месте, то есть за последние три года обучение было связанно лишь с новыми сотрудниками организации. Затраты на обучение персонала в 2019 году увеличились, но при этом нет четкой системы управления обучением, этот процесс имеет стихийный характер, то есть у руководства организации отсутствует ясное представление о том, кого и чему необходимо обучать. В организации отсутствует документ, регламентирующий порядок обучения, исходя из проведённого анкетирования, стало понятно, что большинство сотрудников ООО «Тамбов- Авто» не удовлетворены уровнем развития персонала в организации.
Автором работы было предложено:
- регламентировать существующую политику управления обучением персонала в ООО «Тамбов-Авто»;
- проводить обучение новых работников при участии наставников;
- в течение года проводить внешнее обучение работников, приглашать бизнес-тренеров, проводить различные онлайн-обучения, семинары, вебинары и.т.д;
- собирать информацию и утверждать план обучения на год.
По нашему мнению, четко выстроенная система управления обучением позволит повысить доходность бизнеса, например, за счет реализованных мер, выручка организации увеличится на 55044 т. р., прибыль от продаж 52748 т. р., прибыль до налогообложения возрастет с 41424 т. р. до 94172 т. р., объем чистой прибыли возрастет на 34119 т. р.
Помимо, основных финансовых результатов изменится и рентабельность деятельности, например, рентабельность продаж увеличится на 3,16%, а производительность труда организации ООО «Тамбов-Авто» увеличится с 10908 т. р. до 11541 т. р. На наш взляд, предложенные меры будут эффективными.
1. Белоусова К.В. Обучение и развитие персонала предприятия: сущность понятий и их различия // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 107-110.
2. Великанов В. В., Золотарева М. Г. Современные системы отбора персонала и их классификации // Молодой ученый. — 2017. — №9. С. 391¬394.
3. Глухенький А.Н., Глухенькая Н.М. Технологии обучения и развития персонала: комплексный подход // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 16. С. 123-125
4. Горленко О. А. Управление персоналом : учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
6. Джумабоева Д.А. Обчение персонала организации: понятие методы и видыВ сборнике: Современные технологии управления персоналом Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2019. С. 149-152.
7. Дорофеева А.В. Оценка эффективности и основных показателей ресурсного потенциала// Нормирование и оплата труда в строительстве. 2018. № 8. С. 64-69.
8. Емелина Т. А., Горнастаева Н. В. Обучение персонала как основной метод повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — №18. С. 258-260.
9. Исаева О. М. Управление персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с. (дата обращения: 07.02.2020).
10. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А.Я.Кибанова. — 4-е изд., доп. и перераб. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 695 с.
11. Кондратьев О. Обучение персонала. / Кондратьев О., Снежинская М., Мелихов Ю. -М: Альфа-Пресс, 2018. С.27
12. Кузнецова Т.А. Профессиональное обучение персонала: этапы, виды, методы проведения и способы оценки// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. 2019. С. 406-412
13. Мартыненко И.О. Место профессионального обучения в процессе развития персонала. / И.О. Мартыненко. // Бизнес информ. - 2016. - № 4. С. 420-431.
14. Маслобойщикова Н.В., Бондалетова Н.Ф. Обучение персонала организации и оценка его эффективности// Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4-2 (17). С. 116-120
15. Махмудов С.Ф., Розанова Ж.Б. Обзор методов обучения и повышения квалификации персонала// В сборнике: Наука XXI века: актуальные вопросы, проблемы и перспективы Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 138-141.
16. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2016.
17. Пугачев В. П. Управление персоналом организации: практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с.
18. Рахмонова Г.О. Обучение персонала в организации //Теория и практика современной науки. 2015. № 6 (6). С. 1047-1048.
19. Савощик Е.В. Анализ и оценка эффективности трудовых ресурсов // Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 166-169.
20. Тимкина Е.Н. Коучинг как одна из форм обучения персонала//В сборнике: Энергия науки сборник материалов V международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов. 2015. С. 417-421.
21. Управление персоналом : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 498 с.
22. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
23. Хисматуллина А.Р. Виды и методы обучения персонала в организации//Студенческий форум. 2019. № 22-1 (73). С. 48-50.
24. Электронный журнал Управление персоналом. Режим доступа: http://hr-portal.ru/varticle/upravlenie-personalom
25. Электронный журнал. Совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров// Директор по персоналу. Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/64294-qqq-15-m7-sovershenstvovanie-sistemy-podgotovki-kadrov
26. Электронный журнал. Построй бизнес. Уровень квалификации персонала. Режим доступа: https://www.prostoy.ru/809.html
27. Pelissie J., Supiot A., Jeammaud A. Droit du travail. Dalloz, 2016.
28. Zaharia E.S., Baumeister A.A. Job preview effects during the initial employment period, 2016.