Совершенствование системы менеджмента качества в организации на основе системы критериев эффективности (на примере ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»)
Введение
1. Теоретические аспекты построения системы менеджмента качества в
университете
1.1 Процесс построения системы менеджмента качества в организации
1.2 Обзор существующих моделей систем менеджмента качества,
применяемых в управлении образовательными организациями
2. Анализ процессов и информационных потоков системы управления
качеством в университете
2.1 Краткий анализ объекта исследования
2.2 Оценка деятельности и информационных потоков отдела качества
университета3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента
качества в университете на основе системы критериев эффективности
3.1. Разработка модели и системы критериев оценки результативности
системы менеджмента качества университета
3.2. Экспертная оценка разработанной системы критериев эффективности
системы менеджмента качества университета
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Организационная структура РГАУ-МСХА имени К.А.
Тимирязева
Приложение Б Процесс «Планирование и развитие системы качества»
Приложение В Обозначение критериев эффективности СМК
Приложение Г Формулы для расчета коэффициента конкордации
Приложение Д Модель информационной поддержки разработанной модели с
использованием информационной системы
В настоящее время в условиях санкций, импортозамещения и выхода
российской системы образования из болонского процесса у большинства
университетов сформировался запрос на сохранение и повышение качества
подготовки высококвалифицированных специалистов, так необходимых
производственным и другим экономическим системам нашей страны для
выхода из сложившейся кризисной ситуации. Для этого необходимо в
организациях высшего образования сформировать эффективную систему
менеджмента качества.
Практически каждый университет нашей страны уже создал свою
систему менеджмента качества, но не все эти системы эффективны и
соответствуют современным требованиям к качеству выпускаемых
специалистов.
Система менеджмента качества университета выполняет роль
связующего звена между управлением университета, управлением высшего
образования в стране, основными стейкхолдерами университета:
обучающимися, работодателями и другими, с ориентацией на повышение
качества обучения. Одной из основных задач проведения данного вида
исследования заключается в совершенствовании модели системы
менеджмента качества университета путем анализа факторов макро- и
микросреды среды функционирования, оказывающих влияние на
эффективность работы системы менеджмента качества.
Создание в университете эффективной системы управления на основе
качества в сочетании с непрерывной моделью подготовки выпускников
позволит значительно повысить уровень выпускаемых специалистов.
Цель работы: разработка модели совершенствования системы
менеджмента качества университета.
На основе сформулированной цели можно выделить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты построения системы
менеджмента качества в университете
провести анализ процессов и информационных потоков системы
управления качеством в университете
разработать мероприятия по совершенствованию системы
менеджмента качества в университете на основе системы критериев
эффективности
Объект исследования – университет РГАУ-МСХА имени К.А.
Тимирязева.
Предмет – качество образовательных процессов и эффективность
системы менеджмента качества университета.
Метод исследования - метод сравнительного анализа, аналитические
методы, синтеза, классификации, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные ее
положения в виде материала подразделов 2.2, 3.1, 3.2 могут использоваться
специалистами отдела качества университета.
Структура и объем работы. Работа состоит из:
теоретического раздела, включающего в себя всю используемую
информацию для дальнейшего анализа в бакалаврской работе;
аналитического раздела, включающего в себя информацию по
исследуемому объекту и предмету;
практического раздела, включающего в себя предлагаемые
мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества.
списка используемой литературы
списка приложений.
Современная система менеджмента качества объединяет в себе
процессы, влияющие на качество, организационную структуру, структуру
документации и информационную структуру. Очевидно, что для
эффективного функционирования указанные структуры должны быть
взаимосвязаны между собой и полностью охватывать все процессы
организации.
В разделе 2 был проведен анализ процессов и информационных потоков
системы управления качеством в университете, выявлены достоинства и
недостатки систему управления качеством университета и дана оценка
деятельности и информационных потоков отдела качества университета.
Система менеджмента качества университета выполняет роль
связующего звена между управлением университета, управлением высшего
образования в стране, основными стейкхолдерами университета.
Одной из основных задач проведения данного вида исследования
заключается в совершенствовании модели системы менеджмента качества
университета путем анализа факторов макро- и микросреды среды
функционирования, оказывающих влияние на эффективность работы системы
менеджмента качества.
В разделе проведена разработка мероприятий по совершенствованию
системы менеджмента качества в университете на основе системы критериев
эффективности, в рамках которых разработана модель и система критериев
оценки результативности системы менеджмента качества университета, а
также проведена экспертная оценка разработанной системы критериев
эффективности системы менеджмента качества университета.
Соответственно, задачи бакалаврской работы решены, а цель -
достигнута.
1. Белкин В. Г. Теоретические основы и практические шаги
формирования системы менеджмента качества в вузе [Текст] : учеб. для вузов
/ В. Г. Белкин, Е. Б. Гаффорова, В. А. Балабан. - М. : Высш. шк., 2019. - 324 с.
2. Бельдиева Е.А., Россиева Д.В. Обзор стандарта ISO 9001:2015 /
Современные тенденции развития науки и производства. Сборник материалов
II Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский
научный центр. 2017. С. 135-136.
3. Бешелев С. Д. Экспертные оценки в принятии плановых решений
[Текст] : учеб. для вузов / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. - М. : Наука, 2010. - 287
с.
4. Бояринцева Е.С., Шитиков А.Н. Стандарт ISO 9001:2015-Новые
возможности? // Качество в производственных и социально-экономических
системах. Сборник научных трудов 3-й Международной научно-технической
конференции. 2017. С. 50-53.
5. Валиева А.В. Системы менеджмента качества в университетах:
контроль качества или симуляция деятельности // Казанский педагогический
журнал. 2017. - № 4-2 (111). - С. 429-436.
6. Вальчук В. Диагностика предприятия. Целостный подход.
Методическое пособие. Москва: Питер, 2017. 27 c.
7. Горленко О.А., Борбаць Н.М., Мирошников В.В., Можаева Т.П.
Повышение эффективности деятельности вуза на основе внедрения основных
положений стандарта ISO 9001:20015 // Вестник Брянского государственного
технического университета. 2017. - № 2 (46). - С. 147.
8. ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы.
Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 1.
Методология DMAIC. [Электронный ресурс]. Введ. 2016-07-01. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200127239 (дата обращения: 03.05.2022).9. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь [Текст] : введ. 2008-08-31 // М.: Изд-во стандартов. -
2017. - С. 3-14.
10. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества.
Требования (Переиздание). [Электронный ресурс]. Введ. 2015-11-01. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 03.05.2022).
11. Евланов Л. Г. Экспертные оценки в управлении [Текст] : учеб. для
вузов / Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов. - М. : Экономика, 2018. - 133 с.
12. Калянов Г. Н. CASE - технологии: Консалтинг в автоматизации
бизнес-процессов [Текст] / 3-е издание. - М. : Горячая линия-Телеком, 2008. -
320 с.
13. Колесников А. А. Всеобщий менеджмент качества [Текст] : учеб.
пособие для вузов / А. А. Колесников, И. Ф. Колесников, С. А. Кожевников. -
СПб. : СПбГЭТУ, 2017. - 200 с.
14. Колчина Д.И. Выявление рисков при реализации алгоритма
управленческих действий в образовательной организации // Экономика и
менеджмент: от теории к практике – Сборник научных трудов по итогам
международной научно-практической конференции. 2017. С. 78-80.
15. Макаров Н.А., Лопаткин Д.С. Особенности применения
международного стандарта ISO 9001:2015 в сфере высшего образования //
Новые технологии оценки качества образования [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.exspert-edu.ru (дата обращения 24.04.2022).