Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы организации проектной
деятельности в начальной школе
1.1. Понятие проектной деятельности в психолого-педагогической
литературе
1.2. Возможности внеурочной деятельности в организации проектной
деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной
школе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации проектной
деятельности в начальной школе
2.1. Диагностика уровня знаний по литературному чтению в начальной
школе
2.2. Содержание работы по организации проектной деятельности
обучающихся через внеурочную деятельность по литературному
чтению в начальной школе
2.3. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Количественные результаты по всем диагностическим
заданиям в экспериментальной и контрольной группах на
констатирующем этапе эксперимента
Приложение Б Количественные результаты контрольного среза
состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям в
экспериментальной и контрольной группах
Приложение В Перспективное планирование
Приложение Г Конспекты занятий
В современном мире информационные технологии развиваются все
быстрее и быстрее, и у школьников появляются новые приоритеты, иные
способы восприятия и анализа информации, которым должен
соответствовать уровень сложности учебного материала.
Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания
учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на
уроке.
В связи с этим школе необходимо искать новые способы и формы
обучения современных детей.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно
необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой
из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой
ему предстоит применить полученные знания и умения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного
проекта.
Наиболее эффективной технологией для этого является введение
проектной деятельности.
Анализ практики показывает, что некоторые учителя не осознают в
полной мере полезность данного вида деятельности, а, следовательно, не
желают отступать от консервативных методов обучения и воспитания, что
может привести к различного рода проблемам, начиная со снижения
мотивации учащихся к обучению и заканчивая отсталостью уровня знаний
учащихся от современных требований.
Большинство источников определяют проектную деятельность как
форму организации совместной деятельности обучающихся, а также
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности,
направленной на достижение поставленной цели [9].Формирование у детей младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению посредством проектной деятельности является
объектом большого числа исследований отечественных и зарубежных
ученых.
В настоящее время актуализируется необходимость организации
проектной деятельности обучающихся.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить
тему организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную
деятельность по литературному чтению в начальной школе.
Отметим, что огромное влияние на приобретение детьми младшего
школьного возраста знаний по литературному чтению оказывает проектная
деятельность.
В последнее время область применения метода проектов существенно
расширилась, и она набирает популярность и у педагогов начального
образования.
Однако практики использования проектной деятельности как средства
формирования у детей младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению недостаточно.
Нами было установлено противоречие между необходимостью
формирования у детей младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению и недостаточным использованием проектной
деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему
исследования: какова возможность приобретения детьми младшего
школьного возраста знаний по литературному чтению посредством
проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Организация проектной деятельности обучающихся через
внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе».Цель исследования: экспериментально проверить эффективность
формирования у детей младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению.
Гипотеза исследования: процесс приобретения детьми младшего
школьного возраста знаний по литературному чтению посредством
проектной деятельности будет эффективен, если:
- отобран материал по литературному чтению в соответствии с
возрастными особенностями детей;
- обеспечена поэтапная организация проектной деятельности детей;
- включены родители в совместную проектную деятельность.
Поставленная цель обусловила выбор задач, которые необходимо
решить в процессе исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие проектной деятельности в психолого-
педагогической литературе.
2. Провести диагностику уровня знаний по литературному чтению в
начальной школе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации
проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность
по литературному чтению в начальной школе.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий иконтрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических
данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанное содержание работы по организации проектной деятельности
обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в
начальной школе может быть использовано в образовательном процессе
школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №6 г. Жигулёвска.
В данном исследовании испытуемые – 40 детей в возрасте 7-8 лет, из
них 50% девочки и 50% мальчики.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений.
Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
Проведенное исследование позволило установить, что одной из
особенностей младшего школьного возраста является то, что дети лучше
усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности.
По этой причине одним из эффективных методов обучения детей
младшего школьного возраста становится проектная деятельность.
Проектную деятельность И.В. Штанько рекомендует использовать в
основном в работе с младшими школьниками. Этот возрастной этап
характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением
к совместной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
является одной из обязательных составляющих отечественной
общеобразовательной системы. Внеурочная деятельность включает в себя
работу разнообразных объединений (творческих, спортивных,
интеллектуальных), проведение разного рода мероприятий (экскурсии,
походы и т.д.). Все они направлены на всестороннее и комплексное решение
образовательных целей и задач. Задача педагога в организации проектной
деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной школе
заключается в том, чтобы организованная внеурочная деятельность не была
оторвана от окружающей действительности и изолирована от интересов
общества и ребенка. Таким образом, правильно организованная внеурочная
деятельность по организации проектной деятельности обучающихся по
литературному чтению в начальной школе, является мощнейшим способом
формирования личности учащихся. Значимость внеурочной деятельности по
организации проектной деятельности обучающихся по литературному
чтению в начальной школе доказывается и тем, что она организуется не по
желанию родителей или педагога, а включается в основной учебный план и
находится в тесном взаимодействии с общими образовательными целями и
задачами.На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в
экспериментальной группе обладает низким уровнем знаний по
литературному чтению 45% детей, средним 55%, высокого уровня не
выявлено. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким
уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не
выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость
проведения работы по организации проектной деятельности обучающихся
через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной
школе. Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс
приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по
литературному чтению посредством проектной деятельности будет
эффективен, если:
- отобран материал по литературному чтению в соответствии с
возрастными особенностями детей;
- обеспечена поэтапная организация проектной деятельности детей;
- включены родители в совместную проектную деятельность.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было
выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал
до 20%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень
возрос с 55% до 70%, высокий с 0% до 10%, что является хорошим
показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились.
Низкий уровень был выявлен у 45% (45% констатирующий этап). Средний
уровень 55% (было также 55%). Других изменений не наблюдается.
Наблюдаемые изменения не существенны в сравнении с изменениями в
экспериментальной группе.
Анализ результатов показал, что используемые средства по
организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную
деятельность по литературному чтению в начальной школе являются
эффективным.
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность в школе. Проект – это
игра всерьез. М. : Наша новая школа, 2016. 48 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные
психологические труды 2-е изд., стереотип. М. : Эксмо, 2017. 352 с.
3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения
качества образования // Управление МБОУ. 2016. No 7. С.76-83.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
5. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Школьное
воспитание. 2016. No32016. С. 20-24.
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования. М. : Сфера, 2016.
64 с.
7. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности школьного
учреждения. М. : АРКТИ, 2015. 96 с.
8. Левшина Н.И. Использование метода проекта при
взаимодействии с родителями // Управление МБОУ. 2017. № 6. С. 77-89.
9. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство
развития познавательной инициативы // Молодой ученый. 2017. No11. С. 54-
59.
10. Морозова И. С. Познавательная активность младших
шшкольников Электронный ресурс: http://teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12 (дата обращение 20.02.2020)
11. Морозова Л.Д. Учимся проектировать вместе или что такое
«детское проектирование» Родительская академия: организация семейного
досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для
родителей. В 2-хч. Ч.2. М. : МГПИ, 2015. 90 с.
12. Морозова Л.Д. Метод проектной деятельности в школьном
образовательном учреждении // Школьный психолог. 2018. No2. С.124-131.13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование: от теории к
практике. М. : Сфера, 2016. 122 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Азбуковник, 2017. 944
с.
15. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых. СПб. : Питер, 2016. 304 с...