Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 женщин, составивших 2 группы (от 20 до 35 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЖЕНЩИН, ПРИБЕГАЮЩИХ К УСЛУГАМ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОСМЕТОЛОГИИ ….8
1.1. Теоретические и методологические проблемы исследования Я-концепции 8
1.2. Психологические аспекты пластической хирургии и эстетической косметологии 15
1.3. Индивидуально-психологические особенности женщин, прибегающих к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии……………20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЖЕНЩИН, ПРИБЕГАЮЩИХ К УСЛУГАМ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОСМЕТОЛОГИИ………………………………………31
2.1. Описание выборки, основных этапов и хода исследованиявания 31
2.2. Характеристика методов исследования…………………………………33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЖЕНЩИН, ПРИБЕГАЮЩИХ К УСЛУГАМ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОСМЕТОЛОГИИ 38
3.1. Изложение и анализ результатов исследования………………………...38
3.2. Интерпретация результатов исследования……………………………...46
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Стереотипы в отношении внешнего облика ведут к формированию социальных стандартов красоты. Человек, стремясь «вписаться» в стандартную модель, начинает уделять повышенное внимание к недостаткам внешности.
Тернер полагает, что современное общество можно определить как «соматическое» - озабоченное вопросами телесной репрезентации, удовольствия и здоровья. Тело уже не является исключительно средством труда и воспроизводства популяции. Ему отводятся важные функции в процессе удовлетворения нарциссических потребностей – в уважении, признании, в поддержании желаемого имиджа. Стройное тело лучше оснащено для того, чтобы быть объектом желания. Оно «является пропуском ко всему, что есть хорошего в жизни: красоте, сексу, здоровью и молодости» .
Как утверждает Тернер, сегодня мы должны быть сексуально привлекательными, чтобы являться социально приемлемыми.
Одобрение, восхищенный взгляд окружающих – вот что делает тело, а, следовательно, «Я» ценным. А. Радли, обращаясь к понятию «выразительной формы» (display), предложенному Гофманом, утверждает, что в процессе обмена и управления впечатлениями тело играет роль знаковой системы. Причем в этом процессе у него две функции – экспрессивная и категориальная. Процесс создания и поддержания выразительной формы является одновременно и процессом создания и поддержания идентичности .
Действительно, в настоящее время ведется активная пропаганда красивого тела. Наряду с этим возникло и набирает силу противоположное направление – бодипозитив. Возникает вопрос, в связи с чем происходит активная пропаганда двух противоположных явлений? Ответ прост.
Усиление воздействия СМИ на психологическое состояние населения в области формирования определенных канонов красоты привело к росту спроса на услуги косметологических центров и клиник пластической хирургии. Это, в свою очередь, привело как к положительным моментам, так и к негативным последствиям.
К положительным можно отнести то, что люди получили возможность корректировать свою внешность. Однако стоит отметить, что это не всегда является необходимым.
Негативным следствием роста воздействия СМИ на людей стало жесткое насаждение определенных канонов красоты. Вследствие этого люди стали больше обращать внимание на свою внешность, что стало приводить к снижению самооценки, а также к негативным последствиям для здоровья.
В психологии существует достаточное количество исследований с участием женщин, прибегающих к пластическим операциям эстетического характера. Большинство из них имеют целью выявление индивидуально-личностных особенностей участниц, мотивации обращения за оперативной помощью, факторов-предикторов неудовлетворенности результатом оперативной процедуры.
При этом неизученными остаются различия в восприятии телесности у женщин, выбирающих различные практики в отношении собственного тела. Формирование собственной телесности под превалирующим влиянием одного из существующих социокультурных дискурсов может затруднить «правильную» интерпретацию тех «знаков», носителем которых является чужое тело, говорящее «на другом языке».
Цель исследования: выявить особенности Я-концепции женщин, прибегавших услугам пластической хирургии и эстетической косметологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Рассмотреть психологические аспекты пластической хирургии и эстетической косметологии.
3. Выявить индивидуально-психологические особенности женщин, прибегавших к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии.
4. Провести эмпирическое исследование “Я-концепции” женщин, прибегавших к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии.
5. Сформулировать рекомендации по организации психологической работы с женщинами, прибегавшими к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии.
Объект исследования: Я-концепция женщин.
Предмет исследования: особенности Я-концепции женщин, прибегавших к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии.
Гипотезы:
«Я-концепция» женщин, прибегавших к услугам пластической хирургии и эстетической косметологии, значимо отличается от «Я-концепции» женщин, в чьем опыте отсутствовали любые радикальные способы изменения внешности.
1.Существуют различия между женщинами в когнитивной эмпатии. Женщины, прибегавшие к услугам эстетической хирургии, проявляют наиболее высокий уровень когнитивной эмпатии по сравнению с женщинами, которые не корректировали свою внешность.
2.Образ тела оказывает положительное влияние на качество жизни женщин, прибегавших к эстетической хирургии, в значительно меньшей степени, в сравнении с женщинами, не изменявшими свою внешность хирургически.
3. У женщин, прибегавших к эстетическим операциям, более выражены ориентированный на других и социально предписанный перфекционизм, а уровень интегрального перфекционизма достигает экстремальных значений.
4. Для женщин с эстетическими операциями в опыте характерно доминирование внешних ценностей в системе ценностных ориентаций и их высокая конфликтность, в то время как для женщин, не менявших свою внешность хирургически, — доминирование внутренних ценностей и их низкая конфликтность.
Методы исследования: анализ и синтез данных, психологическая диагностика, тренинговые занятия.
Эмпирические методы: тестирование при помощи методик:
Авторская методика «Внешность как высказывание».
Опросник «Влияние образа тела на качество жизни» (BIQLI) Т.Ф. Кэша в адаптации Л.Т. Баранской, А.Е. Ткаченко и С.С. Татауровой .
Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта в адаптации И.И. Грачевой .
Методика «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой .
С целью выявить межгрупповые статистически значимые различия по исследуемым признакам были использованы критерий Манна—Уитни и хи-квадрат Пирсона.
Описание выборки. В исследовании приняли участие 50 женщин, составивших 2 группы.
В первую группу вошли женщины (n=25), имеющие в опыте не менее одной пластической операции, не связанной с устранением объективного дефекта внешности.
Во вторую группу были включены женщины (n=25), в чьем опыте отсутствовали любые радикальные способы изменения внешности. Возраст участниц варьировал от 20 до 35 лет, средний возраст 25±4,5 лет.
Выборка набрана на базе офиса АО «Первая Башенная Компания».
В современных культурологических и психологических исследованиях распространена трактовка внешности человека как знаковой системы. Неоднократно показано, что людям свойственно приписывать другим определенные индивидуально-личностные характеристики на основании особенностей их внешности.
Однако тело может «говорить» не только о социальном статусе и индивидуально-психологических особенностях человека, но и указывать на поле его желаний, личностных ценностей и смыслов, мировоззрения, установок и идеологии. Тело может выступать в качестве средства идентификации и категоризации, маркера «своих» и «чужих», бесконечно интерпретируемого объекта познания.
Подобные интерпретации «телесного кода» возможны, поскольку, в отличие от животного, человек способен произвольно трансформировать свое биологическое тело в соответствии с культурными дискурсами, создавать свою «телесную маску», наделяя тело семиотической выраженностью. Тело объективируется, отвергается в его естественной данности, подвергается трансформациям, порой выходящим значительно за пределы практических нужд.
С психоаналитической точки зрения, образы тела вносят существенный вклад в чувство собственной идентичности человека, позволяя человеку создавать у других впечатление, не отражающее в точности его действительную самость. Сознательные и бессознательные попытки контролировать свой внешний облик связаны с многочисленными несоответствиями: между тем, каким человек себя видит и каким себя чувствует; между тем, каким он хочет и каким боится казаться окружающим. Контролируя то, как мы выглядим в глазах других, мы стараемся контролировать то, как мы выглядим в собственных глазах.
В.А. Лабунская противопоставляет случаи, когда конструирование собственного внешнего облика направлено на достижение соответствия социальным нормам и образцам, и случаи, когда оно обусловлено сознательным стремлением воплотить собственную индивидуальность, с помощью внешнего преображения повлиять на свои внутренние характеристики, ценностно-смысловые интерпретации себя и другого.
Культуролог Я.Б. Баричко предлагает рассматривать тело человека как «точку сбора телесности», которая развивается как изнутри его, так и извне — является воплощением как индивидуального начала человека, так и той культуры, в которой человек социализируется, а его тело наделяется социокультурными значениями и смыслами .
Результаты эмпирического исследования позволили вывить значимые межгрупповые различия в когнитивной эмпатии при восприятии женской телесности разного типа: Женщины, не прибегавшие к эстетической хирургии, имеют значимо более высокий уровень когнитивной эмпатии к женщинам с различными типами телесности, чем женщины, прибегавшие к эстетическим операциям.
Женщины, прибегавшие к услугам эстетической хирургии, проявляют наиболее высокий уровень когнитивной эмпатии к женщинам со сходным типом телесности, а наиболее низкий — к женщинам с полнотой и естественной внешностью.
Женщины, не прибегавшие к услугам эстетической хирургии, проявляют наиболее высокий уровень когнитивной эмпатии к женщинам с неконвенциональными типами телесности (культуризм, анорексия, избыточный вес, экстремальные телесные модификации), а наиболее низкий — к женщинам с «пластикой».
Женщины, прибегавшие к эстетическим операциям, значительно реже упоминают стандарты красоты и личную позицию персонажа по отношению к ним, что может отражать дефицит способности к деконструкции социокультурных императивов, понимания их условности и разнообразия.
Выявлен ряд значимых различий в особенностях самосознания женщин, прибегавших и не прибегавших к услугам эстетической хирургии:
Образ тела оказывает положительное влияние на качество жизни женщин, прибегавших к эстетической хирургии, в значительно меньшей степени, в сравнении с женщинами, не изменявшими свою внешность хирургически.
У женщин, прибегавших к эстетическим операциям, более выражены ориентированный на других и социально предписанный перфекционизм, а уровень интегрального перфекционизма достигает экстремальных значений.
Для женщин с эстетическими операциями в опыте характерно доминирование внешних ценностей в системе ценностных ориентаций и их высокая конфликтность, в то время как для женщин, не менявших свою внешность хирургически, — доминирование внутренних ценностей и их низкая конфликтность.
Проведенное в предыдущей главе эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что у большинства женщин, которые обращались в косметологические центры и клиники пластической хирургии в том или ином варианте имеются признаки заниженной самооценки: перфекционизм, зависимость от внешних источников оценки и т.д. Имеются также и случаи противоположной самооценки – нарциссизм. Все эти психологические проявления можно скорректировать посредством тренинга.
Таким образом, цели и задачи работы выполнены, гипотезы нашли свое подтверждение.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 431 с.
2. Баранская Л.Т. Факторы риска расстройств личностной адаптации у пациентов эстетической хирургии: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2020. 29 с.
3. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука. 2018. № 3. С. 63—69.
4. Баричко Я.Б. Три типа телесности культуры // Челябинский гуманитарий. 2020. № 3 (12). С. 97—103.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 2020. С. 37.
6. Белопольская Н.Л., Белопольский В.И., Шарифова Е.М., Авдошенко К.Е. Лицевой возраст и мотивация омоложения лица у женщин в эстетической хирургии // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 214—221.
7. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. 2018. Т.19, №4. – 212 с.
8. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. С.333-389.
9. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийар – 2-е изд. – М.: Добросвет, КДУ, 2016. С.114-118.
10. Бугуева Н.А. Техники трансформации человеческого тела как один из способов социализации телесности // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 18 (233). С. 60—64.
11. Бударина К.А. Тело: опыт историко-культурной экспозиции // Основы экономики, управления и права. 2019. № 1 (13). С. 84—88.
12. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2016. Т. 27. № 6. С. 73—80.
13. Гурфинкель В.С., Левик Ю.С., Лебедев М.А. Концепция схемы тела и моторный контроль. Схема тела в управлении полезными автоматизмами // Интеллектуальные процессы и их моделирование. Пространственно-временная организация / Под ред. Чернавского А.В. М.: Наука, 1991. С. 24-53.
14. Дементий Л.И., Варлашкина Е.А. Социально-психологический портрет пациенток пластической хирургии // Сибирский психологический журнал. 2020.№ 36. С. 90—94.
15. Джеймс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. С.8-9.
16. Джеймс У. Психология /под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 2021. С. 85-118..
17. Карабина Ю. С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного Я у женщин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2020. Т.16, № 4. С.144-148.
18. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: Дис. … канд. психол. наук. М., 2018. 175 с.
19. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и внешний облик / Пер. с англ. Е. Лоскутовой, З. Баблоян, Е. Спиркиной; под ред. Е.А. Спиркиной. М.: Изд-во Когито-Центр, 2017. 269 с.
20. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. СПб., 2019. С. 291.
21. Кон И. мужское тело в истории культуры. – М.: Слово, 2003. – 360 с.
22. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. С. 45-72.
23. Косякова О.О. возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 224 с.
24. Кравцова Н. А. Психологические детерминанты развития психосоматических расстройств. Патогенный психосоматический фенотип. Владивосток: Медицина ДВ, 2018. – 224 с.
25. Кравцова Н.А., Катасонова А.В., Довженко А.Ю. [и др.]. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал, 2018. №4. – 100 с.
26. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2020. № 1. С. 26—37.
27. Лапина Ю. Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину. Исследование клинического психолога. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 229 c.
28. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В Барчуновой; Ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение». – 2019. – 384 с.
29. Литвинова Д.А., Остроухова П.В. Дискурсивное регулирование женской телесности в социальных сетях: между худобой и анорексией // Журнал исследований социальной политики. 2019. № 13 (1). С. 33—48.
30. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html (дата обращения: 16.10.2021).
31. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. – М.: «Когито-Центр», 2018. С.36-37.
32. Никитин В.Н. Тело как симулякр в дискурсе философии постмодернизма // ТЕЛО – СОЗНАНИЕ – ТВОРЧЕСТВО философские, психологические и экологические инновации в развитии человека:Сборник научных работ / Под ред. Усановой О.Н., Матвеевой Н.Э., Никиина В.Н., Трушковой С.В. – М.: ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРАПОЛОГИИ И АРТ-ТЕРАПИИ, 2019. С59.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2018. С.86.
34. Патрикеева Э.Г., Соловьева О.А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1092-1096. — URL https://moluch.ru/archive/104/24304/ (дата обращения: 19.10.2021).
35. Патрикеева Э.Г., Соловьева О.А. Образ девушки-мечты глазами современного мужчины // Молодой ученый. - 2019. - №26. - С. 602-604.
36. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / Пер. с англ. под ред. А.П. Федорова. СПб.: Изд-во Питер, 2019. 256 с.
37. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2019. – 250 с.
38. Сластенина В.В. Социально-психологические характеристики женщин, прибегающих к услугам эстетической хирургии // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 303. С. 205—208.
39. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 67—80.
40. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности //Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2017. С. 406-416.
41. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 2019. С. 21.
42. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
43. Ткаченко А.Е., Баранская Л.Т., Леонов А.Г. Клинико-психологическая характеристика пациентов клиник эстетической хирургии // Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. 2003. № 2. С. 63—69.
44. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2017. С.219.
45. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
46. Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С. 192-197.
47. Уляева Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. Т. 3. С. 130-135.
48. Фетисова Т.А., Рахманинова М.Д. Дискурс гламура как знаковая система социальной реальности // Вестник культурологии. 2017. № 2 (81). С. 200—203.
49. Фуко М. Рождение клиники. М., 2018.
50. Черкашина А.Г., Черкашин В.И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет // Материалы международной заочной научно-практической конференции «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ: теоретические и практические исследования. ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. С. 127-134.
51. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. – 144 с.
52. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 198.
53. Ясперс К. общая психопатология. Пер. с нем. – М., Практика, 2017. С.159.
54. Anderson A.E., DiDomenico L. Diet vs. shape content of popular male and female magazines: A dose-response relationship to the incidence of eating disorders? // International Journal of Eating Disorders. – 2019. – Vol. 11. – P. 283-287.
55. Baerveldt C., Voestermans P. The body as a selfing device // The Body and Psychology. Ed. by H.J. Stam. – London, 2018. – P. 160-181.
56. Crandall C.S. Social contagion of binge eating // Journal of Personality and Social Psychology. – 2018. – V. 55. – P. 588-598.
57. Dayan S., Clark K., Ho A.A. Altering First Impressions After Facial Plastic Surgery // Aesthetic Plastic Surgery. 2004. Vol. 28 (5). P. 301—306. DOI:10.1007/s00266-004- 1017-1
58. Fallon A.E., Rozin P. Sex differences in perceptions of desirable body shape // Journal of Abnormal Psychology. – 2015. – Vol. 94. – P. 102-105.
59. Featherstone М. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture and Society. 2012. V.1. P. 26.
60. Furnham A., Alibhai N. Cross-cultural differences in the perception of male and female body shapes // Psychological Medicine. – 2018 – Vol. 13. – P. 829-837.
61. Grogan S. Body image: Understanding body dissatisfaction in men, women and children. London and New York, 2019.
62. Handbook of Eating Disorders: Theory, Treatment and Research. Ed. by G. Szmukler, C. Dare, J. Treasure. London, 2015.
63. Health Psychology: Theory, Research and Practice / Marks D.F., Murray M., Evans B., Wilig C. London, 2020.
64. Iwawaki S., Lerner R.M. Cross-cultural analysis of body-behavior relations // Psychologia. – 2014. – Vol. 17. – P. 75-81.
65. Kosowski T.R., McCarthy C., Reavey P.L., Scott A.M., Wilkins E.G., Cano S.J., Klassen A.F., Carr N., Cordeiro P.G., Pusic A.L. A Systematic Review of Patient-Reported Outcome Measures after Facial Cosmetic Surgery and/or Nonsurgical Facial Rejuvenation // Plastic and Reconstructive Surgery. 2009. Vol. 123 (6). P. 1819—1827. DOI:10.1097/ PRS.0b013e3181a3f361
66. Monteath S.A., McCabe M.P. The influence of societal factors on female body image // The Journal of Social Psychology. – 2017. – Vol. 137. – P. 708-727.
67. Ogden J. Fat chance: The myth of dieting explained. London, 2012.
68. Orbach S. Hunger strike: The anorectic’s struggle as a metaphor for our age. London, 2018.
69. Parks P.S.M., Read M.H. Adolescent male athletes: Body image, diet, and exercise // Adolescence. – 2017. – Vol. 32. – P. 593-602.
70. Radley A. Displays and fragments: Embodiment and the configuration of social worlds // The Body and Psychology. Ed. by H.J. Stam. – London, 2018. – P. 13-29.
71. Rankin M., Borah G.L. Perceived Functional Impact of Abnormal Facial Appearance // Plastic and Reconstructive Surgery. 2003. Vol. 111 (7). P. 2140—2146. DOI:10.1097/01. PRS.0000060105.63335.0C
72. Sanders T., Bazeldette P. You don’t have to diet. London, 2014.
73. Sarwer D.B., Magee L., Clark V. Physical appearance and cosmetic medical treatments: physiological and socio-cultural influences // Journal of Cosmetic Dermatology. 2003. Vol. 2 (1). P. 29—39. DOI:10.1111/j.1473-2130.2003.00003.x
74. Schilder P. The Image and Appearance of The Human Body. New York, 1935. Цит. по: Classic Cases in Neuropsychology. Vol. II. Hove and New York, 2013.
75. Singh D. Female judgement of male attractiveness and desirability for relationships: Role of waist-to-hip ratio and financial status // Journal of Personality and Social Psychology. – 2015. – Vol. 69. – P. 1089-1101.
76. Singh D., Young R.K. Body weight, waist-to-hip ratio, breasts, and hips: Role in judgements of female attractiveness and desirability for relationships // Ethology and Sociobiology. – 2015. – Vol. 16. – P. 483-507.
77. Striegel-Moore R., McAvay G., Rodin J. Psychological and behavioral correlates of feeling fat in women // International Journal of Eating Disorders. – 2016. – Vol. 5. – P. 935-947
78. Striegel-Moore R.H., Kearney-Cooke A. Exploring parents’ attitudes and behaviors about their children’s physical appearance // International Journal of Eating Disorders. – 2015. – Vol. 15. – Р. 377-385.
79. Turner B.S. The Body and Society: Explorations in Social Theory. London-Thousand Oaks-New Delhi, 2019.