ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1. Роль и значение функции физического воспитания в жизни детей 6
1.2. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности
учащихся на уроке 13
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что число детей с нарушением зрения растёт с каждым годом. Сегодня офтальмологи говорят об «омоложении» этой проблемы. Многие склонны винить в этом телефоны, компьютеры и прочие гаджеты, которые стали сегодня так популярны в детской среде и вытесняют занятия, связанные с физической активностью, спорт, игры во дворе. Однако причин ухудшения зрения у детей намного больше. Детский зрительный аппарат подвержен большим и постоянным нагрузкам.
В последнее годы в физическом воспитании учащихся ведущую позицию занимает проблема, связанная со снижением активности школьников в учебной деятельности, ухудшением здоровья, снижением уровня их мотивации к учебе. На этом фоне задача учителя физической культуры - обеспечение на занятиях высокого уровня активности учащихся, применение разнообразных средств и методов проведения урока для этого необходимо формировать интерес к занятиям физической культурой.
«Для детей с нарушением зрения, отмечают специалисты Андреев В.В., Харченко Л.В., характерны значительные отклонения физического развития и физической подготовленности, что проявляется в отставании в координации движений, ориентации в пространстве, снижении точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения отдельных движений, сохранении статического и динамического равновесия» [1, 28].
Проявление учащимся интереса к занятиям физической культуры зависит от целого ряда аргументов в его мотивации. К ним относятся: содержательная сторона занятий физическими упражнениями и их эмоциональность, мотивы занятий, выполнение гигиенических требований для конкретного ученика; его способность ставить и воплощать в жизнь цели. Установление интереса связано с условиями занятий физической культурой, характером взаимоотношений ученика с ребятами по классу в ходе этих занятий, с учителем; отношениями к занятиям физической культуры у учителей других предметов, родителей.
Цель исследования: формирование у школьников с нарушением зрения интереса к физической культуре через комплексное применение средств.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Следующая гипотеза была положена в основу исследования: успешное воспитание у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой возможно при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике.
2. Выявить перечень мотивов занятий физической культурой у школьников с нарушением зрения и установить их значимость.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса средств, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой.
Научная новизна:
определены мотивы: желание быть здоровым, стремление стать решительным и сильным, волевым, вызывающие и формирующие положительный интерес к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования позволяют формировать положительный интерес у младших школьников к занятиям физической культурой и могут быть использованы в работе учителями физической культуры, учителями младших классов общеобразовательной школы.
Подводя итог нашей опытно-экспериментальной работы, отметим, что поставленные задачи решены.
1. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой может оказывать влияние: понимание школьниками ценности урока физической культуры, удовлетворенность в процессе занятий своих интересов эстетических и двигательных потребностей, а также применение подвижных игр, подбор упражнений, доступная физическая нагрузка, эмоциональность. Ведущая роль отводится личности учителя физической культуры в процессе формирования позитивного отношения младших школьников 9-10 летнего возраста с зрительной патологией к занятиям физической культурой, методическому мастерству педагога, немалое значение имеет организация процесса физического воспитания во время урочных занятий, использование в подготовительной части урока музыкального сопровождения.
2. Среди перечня мотивов занятий физической культурой у младших школьников с нарушением зрения по значимости выделяется мотив «Быть здоровым», он занимает первое место у опрошенных, второе место принадлежит мотиву «Быть решительным и сильным» и далее «Воспитание воли» и «Соревноваться друг с другом». Интересы испытуемых к занятиям физической культурой отличаются по личному и возрастному признаку. В желании укрепить собственное здоровье, развить физические и психические качества заключаются личные интересы. Младшие школьники в сравнении со старшеклассниками обладают большей активностью, так как ими движет интерес к моторной активности в целом. Поэтому задача педагога выстроить учебный процесс с учётом особенностей отклонения в здоровье, возрастных и мотивационных особенностей младших школьников 9-10 лет с патологией зрения.
3. Экспериментально проверена эффективность комплекса средств (применение подвижных игр, бесед, конкурсов, проведение спортивных мероприятий), применяемых в отношении респондентов экспериментальной группы, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой. Применённый комплекс средств позволил значительно повысить уровень интереса к занятиям физической культурой у младших школьников экспериментальной группы, что нельзя сказать о результатах испытуемых контрольной группы, где прослеживалась малозаметная динамика.
Исследуя отношение учащихся 9-10 лет к уроку физической культуры, зафиксировано 78,6 % респондентов, считающих, что урок оказывает позитивное влияние на их здоровье, 76,9 % школьников имеют положительное отношение к занятиям физической культурой и осознают значимость урока физической культуры для своего общего развития, 76,1% отрицают мнение о ненужности в школьной программе уроков физической культуры, 66,1% нравятся данные уроки.
С момента констатирующего эксперимента к заключительной части исследования произошел существенный положительный сдвиг в отношении к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения: вырос процент школьников экспериментальной группы, выполняющих регулярно утреннюю гимнастику с 27,5% до 51,2%, что подтверждает понимание значимости выполнения физических упражнений для общего здоровья.
Экспериментально установлено, что среди доминирующих мотивов занятий физической культурой в условиях традиционной практики физического воспитания для младших школьников с патологией зрения экспериментальной группы на первый план выступают такие мотивы как стремление к здоровью, улучшение его состояния - 78,2%, второе место занимает мотив «Быть
решительным и сильным» - 72,6%, мотив «Воспитание воли» - 66,4% также можно выделить как ведущий мотив этой группы испытуемых. Следует подчеркнуть о хорошей динамике роста данных мотивов в процессе эксперимента у участников экспериментальной группы. Вышеперечисленные мотивы у школьников контрольной группы не обнаружили значительной динамики роста, их показатели соответственно: 58,5%, 49,9%,47,2%.
Формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культуры повлекло за собой улучшение успеваемости школьников экспериментальной группы, дисциплинированности, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента.
Выявлено, что среди учебных предметов для испытуемых 4 «А» и «Б» классов с нарушением зрения по степени значимости первую ступень занимает математика - 36%, вторую - русский язык - 24%, третью -физическая культура - 19%, четвёртую - иностранный язык - 12% и т.д.
За период эксперимента формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культурой у испытуемых ЭГ повлекло за собой улучшение успеваемости, дисциплинированности, возросла до 60,0% посещаемость уроков физической культуры, вырос уровень активности школьников, увеличился показатель мотива «Нравиться соревноваться друг с другом» до 64,3%, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента. Свыше 76% школьников испытывают устойчивый интерес к урокам физической культуры.
Результаты исследования показали высокую активность испытуемых при занятиях физической культурой, что связано с осознанием собственной деятельности.
Внеурочная деятельность, (беседы о значимости физической культуры в нашей жизни, о её влияние на здоровье, о героях большого спорта, спортивные мероприятия, конкурсы), организованная и направленная на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет ЭГ, расширяющая общий кругозор, дающая углублённые знания о здоровье, своём теле, гигиене, способствующая удовлетворению потребности в движении, принесла хорошие плоды: стимулировала рост интереса учащихся к урокам физкультуры. Подвижные игры, используемые в процессе уроков физической культуры экспериментальной группы, явились важным средством понимая и осмысления ценности занятий физической культурой, позволяющей укрепить здоровье, стать сильными.
Преследуя цель формирования положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения, необходимо целенаправленное комплексное применение средств физического воспитания на уроках физической культуры: подбирать упражнения и условия их выполнения, варьировать объём физической нагрузки с учётом состояния здоровья школьников, чередовать её с промежутками для отдыха, включающими упражнениями на регуляцию дыхания, для зрительного тренинга и др., использовать подвижные игры как хорошее средство регулирования физической нагрузки.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу об успешном воспитании у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
1. Андреев В.В. Комплексная коррекция двигательных способностей школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода: автореф. дис. канд. пед. наук. Набережные Челны, 2012. - 24 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания : учеб. пособие / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 224.
3. Бернштейн И. А. О построении движения / И. А. Бернштейн. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
4. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966. - 349 с.
5. Былеева Л.В. Подвижные игры. Практический материал : учеб. пособие / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 279 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. - М. : Педагогика, 1983. -368 с.
7. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 228 с.
8. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой, A. И. Каплан, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 2006. - 264 с.
9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272 с.
10. Дружинин И.В., Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н. Повышение интереса к
занятиям физической культурой на основе оценки двигательных
способностей // VIII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2016». - Режим доступа:
https://scienceforum.ru/2016/article/2016020251
11. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П. К. Дуркин. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. — 128 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. Высших учебных заведений / И.А. Зимняя. - 2-е изд., перер. доп. - М. : Логос, 2000. - 384 с.
13. Зобков В.А. Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре : научное метод. пособие для учителей / В.А. Зобков. - Набережные Челны: 1991. - С. 41.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учеб пособие / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и факуль-в физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е.П, Ильин. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
16. Козаев Р.Х. Развитие мотивационной сферы школьников к урокам физической культуры. Журнал Вестник АГУ. - 2018. - №3 (223). - С. 144-147.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин. - 3-е изд., стер. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
18. Кутрань О. Н., Персикова Е. Н., Струкова Н. И. Организация оптимальных условий для физического развития детей с патологией зрения с учетом их специфических особенностей // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 45-47.
19. Маркова А.К. Формирование интересов учений у школьников / А.К. Маркова. - М. : Педагогика, 1986. - С. 192.
20. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры : учебник / О.Ю. Масалова. - М. : Феникс, 2018. - 572 с.
21. Петровский А.В. Общая психология : / А.В. Петровский. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.
22. Погребнёв С. С. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровьем у учащихся посредством нестандартных методов и средств обучения // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1039-1044.
23. Простакишина К.А., Николаева И.И. Особенности работы с детьми с нарушением зрения / К.А. Простакишина, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №1. - Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id= 16824
24. Сергиенко К.Н., Джуха Х.Ш. Особенности физического воспитания детей со сниженным зрением // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. - С. 35-40.
25. Степанова Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. №9 (79). - 2011. - С. 134-140.
26. Физическая реабилитация / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 608 с.
27. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хакхаузен. Т.1: - М. :
Педагогика, 1986. - 392 с.
28. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных возможностей у школьников 8-12 лет с нарушениями зрения: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2009. - 23 с.
29. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 11-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 480 с.
30. Шапковой Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2011. - 464 с.
31. Шаров В.Г. Исследование влияния внеклассных занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и работоспособности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук. 1972. - 18 с.
32. Шляпникова В.В., Колтырева Л.Ю. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры // В.В. Шляпникова, Л.Ю. Колтырева // Фундаментальные исследования. - 2013. -№6 (Ч. 4). - С. 108¬
111.
33. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
34. Яворская Т.Ф. Формирование познавательного интереса младшего школьника в современных условиях // Экстернат. РФ. http://ext.spb.ru/2011- 03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/