Формирование положительного интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1. Роль и значение функции физического воспитания в жизни детей 6
1.2. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности
учащихся на уроке 13
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1. Роль и значение функции физического воспитания в жизни детей 6
1.2. Интерес к физической культуре как фактор повышения активности
учащихся на уроке 13
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что число детей с нарушением зрения растёт с каждым годом. Сегодня офтальмологи говорят об «омоложении» этой проблемы. Многие склонны винить в этом телефоны, компьютеры и прочие гаджеты, которые стали сегодня так популярны в детской среде и вытесняют занятия, связанные с физической активностью, спорт, игры во дворе. Однако причин ухудшения зрения у детей намного больше. Детский зрительный аппарат подвержен большим и постоянным нагрузкам.
В последнее годы в физическом воспитании учащихся ведущую позицию занимает проблема, связанная со снижением активности школьников в учебной деятельности, ухудшением здоровья, снижением уровня их мотивации к учебе. На этом фоне задача учителя физической культуры - обеспечение на занятиях высокого уровня активности учащихся, применение разнообразных средств и методов проведения урока для этого необходимо формировать интерес к занятиям физической культурой.
«Для детей с нарушением зрения, отмечают специалисты Андреев В.В., Харченко Л.В., характерны значительные отклонения физического развития и физической подготовленности, что проявляется в отставании в координации движений, ориентации в пространстве, снижении точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения отдельных движений, сохранении статического и динамического равновесия» [1, 28].
Проявление учащимся интереса к занятиям физической культуры зависит от целого ряда аргументов в его мотивации. К ним относятся: содержательная сторона занятий физическими упражнениями и их эмоциональность, мотивы занятий, выполнение гигиенических требований для конкретного ученика; его способность ставить и воплощать в жизнь цели. Установление интереса связано с условиями занятий физической культурой, характером взаимоотношений ученика с ребятами по классу в ходе этих занятий, с учителем; отношениями к занятиям физической культуры у учителей других предметов, родителей.
Цель исследования: формирование у школьников с нарушением зрения интереса к физической культуре через комплексное применение средств.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Следующая гипотеза была положена в основу исследования: успешное воспитание у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой возможно при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике.
2. Выявить перечень мотивов занятий физической культурой у школьников с нарушением зрения и установить их значимость.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса средств, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой.
Научная новизна:
определены мотивы: желание быть здоровым, стремление стать решительным и сильным, волевым, вызывающие и формирующие положительный интерес к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования позволяют формировать положительный интерес у младших школьников к занятиям физической культурой и могут быть использованы в работе учителями физической культуры, учителями младших классов общеобразовательной школы.
В последнее годы в физическом воспитании учащихся ведущую позицию занимает проблема, связанная со снижением активности школьников в учебной деятельности, ухудшением здоровья, снижением уровня их мотивации к учебе. На этом фоне задача учителя физической культуры - обеспечение на занятиях высокого уровня активности учащихся, применение разнообразных средств и методов проведения урока для этого необходимо формировать интерес к занятиям физической культурой.
«Для детей с нарушением зрения, отмечают специалисты Андреев В.В., Харченко Л.В., характерны значительные отклонения физического развития и физической подготовленности, что проявляется в отставании в координации движений, ориентации в пространстве, снижении точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения отдельных движений, сохранении статического и динамического равновесия» [1, 28].
Проявление учащимся интереса к занятиям физической культуры зависит от целого ряда аргументов в его мотивации. К ним относятся: содержательная сторона занятий физическими упражнениями и их эмоциональность, мотивы занятий, выполнение гигиенических требований для конкретного ученика; его способность ставить и воплощать в жизнь цели. Установление интереса связано с условиями занятий физической культурой, характером взаимоотношений ученика с ребятами по классу в ходе этих занятий, с учителем; отношениями к занятиям физической культуры у учителей других предметов, родителей.
Цель исследования: формирование у школьников с нарушением зрения интереса к физической культуре через комплексное применение средств.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения.
Следующая гипотеза была положена в основу исследования: успешное воспитание у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой возможно при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в теории и педагогической практике.
2. Выявить перечень мотивов занятий физической культурой у школьников с нарушением зрения и установить их значимость.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса средств, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой.
Научная новизна:
определены мотивы: желание быть здоровым, стремление стать решительным и сильным, волевым, вызывающие и формирующие положительный интерес к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования позволяют формировать положительный интерес у младших школьников к занятиям физической культурой и могут быть использованы в работе учителями физической культуры, учителями младших классов общеобразовательной школы.
Подводя итог нашей опытно-экспериментальной работы, отметим, что поставленные задачи решены.
1. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой может оказывать влияние: понимание школьниками ценности урока физической культуры, удовлетворенность в процессе занятий своих интересов эстетических и двигательных потребностей, а также применение подвижных игр, подбор упражнений, доступная физическая нагрузка, эмоциональность. Ведущая роль отводится личности учителя физической культуры в процессе формирования позитивного отношения младших школьников 9-10 летнего возраста с зрительной патологией к занятиям физической культурой, методическому мастерству педагога, немалое значение имеет организация процесса физического воспитания во время урочных занятий, использование в подготовительной части урока музыкального сопровождения.
2. Среди перечня мотивов занятий физической культурой у младших школьников с нарушением зрения по значимости выделяется мотив «Быть здоровым», он занимает первое место у опрошенных, второе место принадлежит мотиву «Быть решительным и сильным» и далее «Воспитание воли» и «Соревноваться друг с другом». Интересы испытуемых к занятиям физической культурой отличаются по личному и возрастному признаку. В желании укрепить собственное здоровье, развить физические и психические качества заключаются личные интересы. Младшие школьники в сравнении со старшеклассниками обладают большей активностью, так как ими движет интерес к моторной активности в целом. Поэтому задача педагога выстроить учебный процесс с учётом особенностей отклонения в здоровье, возрастных и мотивационных особенностей младших школьников 9-10 лет с патологией зрения.
3. Экспериментально проверена эффективность комплекса средств (применение подвижных игр, бесед, конкурсов, проведение спортивных мероприятий), применяемых в отношении респондентов экспериментальной группы, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой. Применённый комплекс средств позволил значительно повысить уровень интереса к занятиям физической культурой у младших школьников экспериментальной группы, что нельзя сказать о результатах испытуемых контрольной группы, где прослеживалась малозаметная динамика.
Исследуя отношение учащихся 9-10 лет к уроку физической культуры, зафиксировано 78,6 % респондентов, считающих, что урок оказывает позитивное влияние на их здоровье, 76,9 % школьников имеют положительное отношение к занятиям физической культурой и осознают значимость урока физической культуры для своего общего развития, 76,1% отрицают мнение о ненужности в школьной программе уроков физической культуры, 66,1% нравятся данные уроки.
С момента констатирующего эксперимента к заключительной части исследования произошел существенный положительный сдвиг в отношении к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения: вырос процент школьников экспериментальной группы, выполняющих регулярно утреннюю гимнастику с 27,5% до 51,2%, что подтверждает понимание значимости выполнения физических упражнений для общего здоровья.
Экспериментально установлено, что среди доминирующих мотивов занятий физической культурой в условиях традиционной практики физического воспитания для младших школьников с патологией зрения экспериментальной группы на первый план выступают такие мотивы как стремление к здоровью, улучшение его состояния - 78,2%, второе место занимает мотив «Быть
решительным и сильным» - 72,6%, мотив «Воспитание воли» - 66,4% также можно выделить как ведущий мотив этой группы испытуемых. Следует подчеркнуть о хорошей динамике роста данных мотивов в процессе эксперимента у участников экспериментальной группы. Вышеперечисленные мотивы у школьников контрольной группы не обнаружили значительной динамики роста, их показатели соответственно: 58,5%, 49,9%,47,2%.
Формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культуры повлекло за собой улучшение успеваемости школьников экспериментальной группы, дисциплинированности, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента.
Выявлено, что среди учебных предметов для испытуемых 4 «А» и «Б» классов с нарушением зрения по степени значимости первую ступень занимает математика - 36%, вторую - русский язык - 24%, третью -физическая культура - 19%, четвёртую - иностранный язык - 12% и т.д.
За период эксперимента формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культурой у испытуемых ЭГ повлекло за собой улучшение успеваемости, дисциплинированности, возросла до 60,0% посещаемость уроков физической культуры, вырос уровень активности школьников, увеличился показатель мотива «Нравиться соревноваться друг с другом» до 64,3%, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента. Свыше 76% школьников испытывают устойчивый интерес к урокам физической культуры.
Результаты исследования показали высокую активность испытуемых при занятиях физической культурой, что связано с осознанием собственной деятельности.
Внеурочная деятельность, (беседы о значимости физической культуры в нашей жизни, о её влияние на здоровье, о героях большого спорта, спортивные мероприятия, конкурсы), организованная и направленная на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет ЭГ, расширяющая общий кругозор, дающая углублённые знания о здоровье, своём теле, гигиене, способствующая удовлетворению потребности в движении, принесла хорошие плоды: стимулировала рост интереса учащихся к урокам физкультуры. Подвижные игры, используемые в процессе уроков физической культуры экспериментальной группы, явились важным средством понимая и осмысления ценности занятий физической культурой, позволяющей укрепить здоровье, стать сильными.
Преследуя цель формирования положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения, необходимо целенаправленное комплексное применение средств физического воспитания на уроках физической культуры: подбирать упражнения и условия их выполнения, варьировать объём физической нагрузки с учётом состояния здоровья школьников, чередовать её с промежутками для отдыха, включающими упражнениями на регуляцию дыхания, для зрительного тренинга и др., использовать подвижные игры как хорошее средство регулирования физической нагрузки.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу об успешном воспитании у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
1. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой может оказывать влияние: понимание школьниками ценности урока физической культуры, удовлетворенность в процессе занятий своих интересов эстетических и двигательных потребностей, а также применение подвижных игр, подбор упражнений, доступная физическая нагрузка, эмоциональность. Ведущая роль отводится личности учителя физической культуры в процессе формирования позитивного отношения младших школьников 9-10 летнего возраста с зрительной патологией к занятиям физической культурой, методическому мастерству педагога, немалое значение имеет организация процесса физического воспитания во время урочных занятий, использование в подготовительной части урока музыкального сопровождения.
2. Среди перечня мотивов занятий физической культурой у младших школьников с нарушением зрения по значимости выделяется мотив «Быть здоровым», он занимает первое место у опрошенных, второе место принадлежит мотиву «Быть решительным и сильным» и далее «Воспитание воли» и «Соревноваться друг с другом». Интересы испытуемых к занятиям физической культурой отличаются по личному и возрастному признаку. В желании укрепить собственное здоровье, развить физические и психические качества заключаются личные интересы. Младшие школьники в сравнении со старшеклассниками обладают большей активностью, так как ими движет интерес к моторной активности в целом. Поэтому задача педагога выстроить учебный процесс с учётом особенностей отклонения в здоровье, возрастных и мотивационных особенностей младших школьников 9-10 лет с патологией зрения.
3. Экспериментально проверена эффективность комплекса средств (применение подвижных игр, бесед, конкурсов, проведение спортивных мероприятий), применяемых в отношении респондентов экспериментальной группы, способствующих формированию у детей с нарушением зрения положительного интереса к занятиям физической культурой. Применённый комплекс средств позволил значительно повысить уровень интереса к занятиям физической культурой у младших школьников экспериментальной группы, что нельзя сказать о результатах испытуемых контрольной группы, где прослеживалась малозаметная динамика.
Исследуя отношение учащихся 9-10 лет к уроку физической культуры, зафиксировано 78,6 % респондентов, считающих, что урок оказывает позитивное влияние на их здоровье, 76,9 % школьников имеют положительное отношение к занятиям физической культурой и осознают значимость урока физической культуры для своего общего развития, 76,1% отрицают мнение о ненужности в школьной программе уроков физической культуры, 66,1% нравятся данные уроки.
С момента констатирующего эксперимента к заключительной части исследования произошел существенный положительный сдвиг в отношении к занятиям физической культурой у младших школьников с нарушением зрения: вырос процент школьников экспериментальной группы, выполняющих регулярно утреннюю гимнастику с 27,5% до 51,2%, что подтверждает понимание значимости выполнения физических упражнений для общего здоровья.
Экспериментально установлено, что среди доминирующих мотивов занятий физической культурой в условиях традиционной практики физического воспитания для младших школьников с патологией зрения экспериментальной группы на первый план выступают такие мотивы как стремление к здоровью, улучшение его состояния - 78,2%, второе место занимает мотив «Быть
решительным и сильным» - 72,6%, мотив «Воспитание воли» - 66,4% также можно выделить как ведущий мотив этой группы испытуемых. Следует подчеркнуть о хорошей динамике роста данных мотивов в процессе эксперимента у участников экспериментальной группы. Вышеперечисленные мотивы у школьников контрольной группы не обнаружили значительной динамики роста, их показатели соответственно: 58,5%, 49,9%,47,2%.
Формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культуры повлекло за собой улучшение успеваемости школьников экспериментальной группы, дисциплинированности, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента.
Выявлено, что среди учебных предметов для испытуемых 4 «А» и «Б» классов с нарушением зрения по степени значимости первую ступень занимает математика - 36%, вторую - русский язык - 24%, третью -физическая культура - 19%, четвёртую - иностранный язык - 12% и т.д.
За период эксперимента формирование и рост уровня интереса к занятиям физической культурой у испытуемых ЭГ повлекло за собой улучшение успеваемости, дисциплинированности, возросла до 60,0% посещаемость уроков физической культуры, вырос уровень активности школьников, увеличился показатель мотива «Нравиться соревноваться друг с другом» до 64,3%, возросло количество занимающихся в спортивных секциях с 4 человек в начале до 9 человек в финале эксперимента. Свыше 76% школьников испытывают устойчивый интерес к урокам физической культуры.
Результаты исследования показали высокую активность испытуемых при занятиях физической культурой, что связано с осознанием собственной деятельности.
Внеурочная деятельность, (беседы о значимости физической культуры в нашей жизни, о её влияние на здоровье, о героях большого спорта, спортивные мероприятия, конкурсы), организованная и направленная на формирование положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет ЭГ, расширяющая общий кругозор, дающая углублённые знания о здоровье, своём теле, гигиене, способствующая удовлетворению потребности в движении, принесла хорошие плоды: стимулировала рост интереса учащихся к урокам физкультуры. Подвижные игры, используемые в процессе уроков физической культуры экспериментальной группы, явились важным средством понимая и осмысления ценности занятий физической культурой, позволяющей укрепить здоровье, стать сильными.
Преследуя цель формирования положительного интереса к занятиям физической культурой у младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения, необходимо целенаправленное комплексное применение средств физического воспитания на уроках физической культуры: подбирать упражнения и условия их выполнения, варьировать объём физической нагрузки с учётом состояния здоровья школьников, чередовать её с промежутками для отдыха, включающими упражнениями на регуляцию дыхания, для зрительного тренинга и др., использовать подвижные игры как хорошее средство регулирования физической нагрузки.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу об успешном воспитании у детей с отклонением зрения интереса к занятиям физической культурой при организации педагогического процесса на базе комплекса посильных координационных, эмоционально-насыщенных видов двигательной деятельности.
Подобные работы
- Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2023 - Особенности проведения занятий по физической культуре у девочек в 5-7
классах (на примере Красноярской Мариинской женской гимназии)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ АДАПТАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2020 - Укрепление здоровья учащихся среднего школьного возраста на уроках
физической культуры при помощи легкоатлетических упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



