Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Федеральное государственное бюджетного образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
Выборка: студенты в возрасте от 18 до 30 лет в количестве 44 человек .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ГЛОБАЛЬНЫМ РИСКАМ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Понимание жизнеспособности в психологии 6
1.2.Отношение к глобальным рискам в студенческом возрасте 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ГЛОБАЛЬНЫМ РИСКАМ У СТУДЕНТОВ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2 Методы и методики исследования 22
Выводы по главе 11 23
Глава 3. Результаты исследования жизнеспособности и отношения к глобальным рискам у студентов 24
3.1. Результаты исследования жизнеспособности студенческой молодёжи 24
3.2. Результаты исследования отношения к глобальным рискам у студенческой молодежи 25
3.3. Результаты корреляционного анализа взаимосвязей показателей жизнеспособности и отношения к глобальным рискам у студенческой молодежи 26
Выводы по результатам исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Современное состояние российского общества характеризуется многочисленными проявлениями системного кризиса, охватывающего все сферы социальной, экономической, культурной и духовной жизни. В связи с интенсивно меняющимися условиями жизни, ведущими к трансформации социальных институтов (семьи, труда, образования, здравоохранения и прочих) и неизбежной при этом утрате ощущения стабильности, актуализируются вопросы о внутренней силе человека, его готовности к адекватному реагированию на изменения. В большей мере уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью и динамичностью современного мира является молодое поколение, жизнеспособность которого подвергается особому риску.
Тема «Жизнеспособность и отношение к глобальным рискам у студенческой молодёжи» является актуальной, так как, изучая отношение людей к разного рода глобальным рискам, можно найти инструменты для благоприятного влияния на все важные аспекты жизни личности, справиться с различными явлениями, связанными с сильным беспокойством и психическими нарушениями.
Ключевые слова: жизнеспособность, адаптивные способности, способности к саморегуляции, жизнеспособность студентов, тесты и шкалы жизнеспособности, психометрические характеристики, смысложизненные ориентации, коммуникативный подход, стандартизация, надежность, социальная желательность, глобальный риск.
Цель исследования: изучить жизнеспособность и отношение к глобальным рискам студентов.
Объект исследования: студенты РГПУ им. А. И. Герцена.
Предмет исследования: жизнеспособность и отношение студентов РГПУ им. А. И. Герцена к глобальным рискам.
Гипотезы исследования:
1. ориентация на позитивное прошлое прямо связана с конструктивными для жизнеспособности личности характеристиками отношения к глобальным рискам;
2. о существовании универсальных социально-психологических предикторов отношения к глобальным рискам, к которым относят силу глобальной идентичности, ориентацию на консервативные моральные ценности и уровень религиозности, а также убеждение в способности влиять на свое будущее.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по вопросу жизнеспособности и отношения студентов к глобальным рискам;
2. Подобрать методики для изучения жизнеспособности и отношения к глобальным рискам и характера их восприятия у студентов;
3. Провести исследование жизнеспособности и отношения студентов к глобальным рискам, их готовности к риску, выбираемой стратегии совладания со стрессом. Описать полученные результаты;
4. Провести сравнительный и корреляционный анализ полученных результатов;
5. Обобщить полученный материал и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Организационные: теоретический анализ;
2. Эмпирические: психодиагностические методы: опрос;
3. Методы статистической обработки данных: методы первичной статистики, сравнительный анализ (U-критерий Манна - Уитни), корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции r Спирмена).
Методики исследования:
1. «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика, 2018 год;
2. Тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльская, 2016 год.
В процессе теоретического анализа жизнеспособности и отношения к глобальным рискам у студенческой молодёжи была достигнута цель исследования и решены поставленные задачи.
Теоретический анализ литературы по вопросу жизнеспособности и отношения студентов к глобальным рискам показал, что в каждом определении жизнеспособности выделяются разные феноменологические признаки и структурные элементы, факторы детерминации этих подструктур, что осложняет понимание сущности этого явления, поиск инструментария его изучения, выявление механизмов и закономерностей развития. Для осмысления этого понятия необходимо всесторонне изучить предмет исследования в его феноменальной и пространственно-временной континуальности.
Были подобраны методики для изучения жизнеспособности и отношения к глобальным рискам и характера их восприятия у студентов: опросник «Отношение к глобальным рискам» Т.А. Нестика, тест «Жизнеспособность человека» Е.А. Рыльской.
Далее были описаны полученные результаты проведенного исследования жизнеспособности и отношения студентов к глобальным рискам, их готовности к риску, выбираемой стратегии совладания со стрессом, проведен сравнительный и корреляционный анализ полученных результатов.
Противодействие глобальным рискам студенты с разным местом проживания видят по-разному: живущие дома студенты в обращении к традиционным религиозным ценностям в жизни и политике.
Студенты надеются на предотвращение глобальных угроз с помощью политических компромиссов, сохранения баланса сил и международного сотрудничества. Между тем для наших респондентов вне зависимости от места проживания характерно амбивалентное пережива¬ние глобальных угроз — с одной сторо¬ны, тревога, а с другой — оптимизм в отношении глобального будущего и го¬товность участвовать в предотвращении рисков
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1982. Т. 4.
2. Емельянова Т.П. Отношение к глобальным рискам студентов православных и светских вузов / Т.П. Емельянова, Т.В. Белых // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 40–50.
3. Калюжный А.А. Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи / А.А. Калюжный // Ученые записки. 2011. Т. 4. Сер. Психология. Педагогика. № 2 (14). – С. 9-12.
4. Капустина В.А. Особенности жизнеспособности первокурсников к зависимости от их отношения к дистанционному обучению / В.А. Капустина, А.А. Новикрва // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы ХХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Иркутск, 29–30 апреля 2022 г. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. – 710 с.
5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007.
6. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков : монография / А.И. Лактионова. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 236 с. - (Психология социальных явлений). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1060999 (дата обращения: 08.12.2022).
7. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
8. Логинова М.В. Влияние жизнестойкости на успешную адаптацию личности студента к условиям обучения в вузе / М.В. Логинова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 36–39.
9. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма : монография / А.В. Махнач. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 459 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1061538 (дата обращения: 08.12.2022).
10. Махнач А.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова // Образование и наука. – 2022. - № 5. - Том 24. - С. 90-121.
11. Незванкина А.Ю. Жизнестойкость и адаптивность как характеристики жизнеспособности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4046–4050. – Текст: электронный. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971136.htm (дата обращения: 05.12.2022).
12. Нестик Т.А. Психология глобальных рисков / Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев. – Москва: Институт психологии РАН, 2018. – 402 с.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.
14. Рогачева Т.В. Проблема становления понятия "жизнеспособность" в Отечественной и зарубежной психологии / Т. В. Рогачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. – № 194. – С. 30-37. – Текст: электронный. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42344742 (дата обращения: 05.12.2022).
15. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. М., 1998.
16. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2014. - 446 с.
17. Рыльская Е.А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25 30.
18. Селезнёва Н.Т. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе / Н.Т. Селезнёва, Н.В. Рубленко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 4 (34). - С. 116 120.
19. Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – Москва: Институт психологии РАН», 2017. – 2714 с.
20. Экопсихологические исследования – 5: сборник научных статей / ред.-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. – Пермь: ОТ и ДО, 2018. – 408 с.