Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве 10
1.1. Формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Характеристика логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.1. Выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.2. Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве посредством логических блоков З.Дьенеша
2.3. Контрольный срез 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Формирование представлений о множестве во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного развития детей. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные В.П. Зинченко, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой [9; 10] выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.
Младший дошкольный возраст ребёнка является наиболее благоприятным в отношении развития восприятия и накопления представлений об окружающем мире.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве через его характеристические свойства (формы, цвета и величины), необходимо для обогащения сенсорного опыта, а также полноценного восприятия и представления о множестве как структурно-замкнутом единстве.
Полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На четвертом году жизни ознакомление с множеством и его свойствами (цвета, формы и величины) играет определяющую роль для обогащения сенсорного опыта и создания основы для математического развития детей.
Материалом исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г., Смирнова Е.О., Рузская А.Г., Ф. Фребель, М. Монтессори и др. [10; 24; 27].
В современной дошкольной педагогике широко применяются дидактические игры и упражнения с множествами, направленные на ознакомление детей с сенсорными эталонами (цвета, формы и величины), и как следствие на обогащение сенсорного опыта и формирования первичных математических представлений детей. Они распространены не только в ДОО и других учреждениях дополнительного образования, но помимо этого они нашли своё отражение в системе семейного воспитания.
Таким образом, проблема ознакомления детей с множеством и его характеристическими свойствами (цвета, формы и величины), и в классической, и в современной педагогике была и остается актуальной.
Актуальность темы исследования позволила выявить следующие противоречия:
• между теоретической разработанностью проблемы формирования представлений о множестве у детей 4-го г.ж. и недостаточностью применения сенсорных эталонов для формирования представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста;
• необходимостью формирования представлений о характеристических свойства множества (цвета, формы и величины) и недостаточным применением универсального дидактического средства логических блоков З. Дьенеша и его модификаций для реализации данного процесса.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве ?
Объект исследования - процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Предмет исследования - логические блоки З. Дьенеша как средство формирования у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние логических блоков З. Дьенеша на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве возможно, если:
1) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами, играми и оборудованием с логическими блоками З. Дьенеша для формирования представлений о множестве как о характеристическом свойстве его элементов (цвета, формы и величины);
2) Разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве его элементов (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию формы, цвета и величины, а также с учетом специфики логических блоков З. Дьенеша);
3) Использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
выявить уровень сформированности у детей 4-го г.ж. представлений о множестве;
• разработать и апробировать методику формирования представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов посредством логических блоков З. Дьенеша;
Методологическую основу исследования составили:
• положения Л.А. Венгера [9-11] о развитии восприятия детей как всеобщей интеллектуальной способности;
• положения о психологических возможностях детей раннего и дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) [3; 38; 44].
Теоретической основой данного исследования являются:
• концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский); [19, с. 100]
• исследования особенности развития сенсорной сферы детей (М.А. Метиева); [25, с. 77]
• исследования особенности сенсорного воспитания в детском саду (Н.Н. Поддъяков); [31, с. 83]
• особенности восприятия множества у детей раннего и дошкольного возраста (В.В. Данилова, З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др.);
• исследования по изучению восприятия детей и формированию геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста (В.П. Сохина, А.Г. Рузская, С.Н. Шабалин, Т.Н. Игнатова);
• исследования в области типологии заданий ознакомления детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины (Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, О.Н. Земцова). [20, с. 53]
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (наблюдение, диагностические задания;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Научная новизна исследования заключается в:
• определении возможностей формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов;
• определении направлений и содержания работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о свойствах цвета, формы и величины.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве и его свойствах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) разработан комплекс мероприятий, включающий в себя организованную деятельность, упражнения и дидактические игры с множествами на основе универсального дидактического средства «Логические блоки З. Дьенеша».
2) разработке комплексной диагностической методики изучения представлений детей младшего дошкольного возраста о множестве.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие девять детей 4-го г.ж. (II младшая группа).
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (список литературы состоит из 50 источников). Работа включает в себя 13 приложений, 5 рисунков и 4 таблицы, иллюстрирующих текст).
В нашей работе мы рассматривали возможности формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве и его свойствах цвета, формы и величины. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г, Смирнова О.Е, М. Монтессори и др.
В настоящем исследовании мы опирались на положение Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития, теорию развития восприятия ребёнка, а также труды Г. Домана и М.Монтессори. Это позволило обобщить опыт исследователей и выдвинуть условия формирования представлений о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины, а также разработать комплекс игровых мероприятий с блоками З. Дьенеша.
Настоящее экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ д/с № 104 «Соловушка», в нём принимало участие 9 детей в возрасте 3-4 лет.
Данные, полученные нами в результате проведения констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности представлений, а также анализа результатов позволили сделать вывод о том, что у испытуемых существуют затруднения при дифференциации свойств формы и величины.
Для того чтобы сделать обучение детей более эффективным и повысить уровень восприятия детей нами был разработан и проведен комплекс мероприятий игрового характера с применением блоков З. Дьенеша.
В процессе формирующего эксперимента были отмечены качественные изменения, происходящие в процессе формирования знаний и представлений о свойствах. Испытуемые стали делать большие успехи в дифференциации цвета, формы и величины, и правильном их назывании, а также была отмечена большая самостоятельность детей в выполнении игровых заданий и познавательная активность.
Исходя из результатов контрольного среза, была выявлена значительная динамика уровня сформированности знаний и представлений детей о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины. Так, количество детей с высоким уровнем знаний о цветах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Если сравнить данные, полученные в результате диагностики формы, то будет видно, что количество детей с высоким уровнем знаний о форме увеличилось на 14%, со средним - на 2% и на 16% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Сравнивая результаты, полученные нами в результате проведения диагностических методик на выявление знаний и представлений о величинах, мы заметим, что количество детей с высоким уровнем знаний о величинах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование у детей представлений о множестве и его свойствах возможно, при:
1) Обогащение предметно-развивающей среды материалами, играми и оборудованием для формирования представлений о множестве и его свойствах цвета, формы и величины;
2) Разработка комплекса мероприятий, способствующего формированию у детей представлений о множестве (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию эталонов формы, цвета и величины);
3) Использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
Разработанный комплекс мероприятий может быть использован в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций на этапах формирования и закрепления представлений детей о множестве и его свойствах цвета, формы и величины, а также может быть предложен в качестве рекомендаций родителям для проведения обучения в домашних условиях.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1981. - 321 с.
3. Аксарина, Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет [Текст] / Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Ф. Ладыгна, Н.Р. Эйгес. / под редакцией профессора Н.М. Щелованова. - М. : «Просвещение», 1965. - 84 с., ил.
4. Аллахвердова, Н. Дети рисуют [Текст] / Н. Аллахвердова. - М. : «Знание», 1980. - 96 с.
5. Альтхауз, Д. Цвет - форма - количество : Опыт работы по
развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. / пер. под ред. В.В. Юртайкина. - М
« Просвещение». 1984. - 64 с., ил.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 400 с.
7. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2010. - 144 с.
8. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан. - Мн. : БрГУ, 2009. - 195с.
9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Венгер - М. : «Просвещение», 1969. - 368 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. : Кн. Для воспитателя детского сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с., ил.
11. Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание дошкольном возрасте : автореф. дисс... доктор психологических наук / Л.А. Венгер. - АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, 1968. / http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18140.php7phrase id=1801821
12. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. [Текст]/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 193 с., ил.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.
14. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / под ред. Г.М. Ляминой. - М. : «Просвещение», 1981. - 224 с., ил.
15. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста : учеб. пособие для студ. факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора / под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
16. Давайте поиграем! Методическое пособие [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М. : Просвещение, 1998. - 80 с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л . М . Гурович. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 244 с.
18. Доман, Г. Как обучить ребёнка математике [Текст] / Г. Доман, Д. Доман. - М. : Аквариум : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. - 333. с.
19. Ефимкина, Р.П. Детская психология [Текст] / Р.П. Ефимкина. - Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 2000. - 42 с.
20. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 216 с.
21. Зарецкий, В.К. Зона ближайшего развития - о чем не успел написать Выготский [Текст]/ В.К. Зарецкий // Культурно -историческая психология -2010,- № 3. С.96-104.
22. Земцова, О.Н. Тесты для детей 2-3 лет [Текст] / О.Н. Земцова. - М. : «Махаон», 2009. 112 с., ил.
23. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет. Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий [Текст] / Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 64 с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2002. - 992 с., ил. - (Серия «Мастера психологии»).
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий - М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
26. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. - Мн.: Новое знание, 2010. - 345 с.
27. Мальцева, И.В. Раннее развитие : лучшие методики и игры [Текст] / И.В. Мальцева. - СПб. : Издательский Дом « Азбука-классика»,
2010. - 255 с. - (Программа для мамы).
28. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]/ Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М. : «Просвещение», 2009. - 160 с.
29. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст]/ С. Миллер. - СПб .: Питер, 2010. - 464 с. : ил. - (Серия «Мастера психологии»).
30. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : пособие для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с., ил.
31. Михайлова З.А., Чеплашкина И.С. Математика — это интересно. Рабочая тетрадь для детей 2-3 лет [Текст] / З.А.Михайлова — Спб. : Воронеж, 2011. - 154с.
32. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому : сост., выступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов [Текст] / М. Монтессори. - М. : Изд. дом «Карапуз», 2009. - 272 с.
33. Мухина, В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология : Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов [Текст]/ под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : «Просвещение», 1985. - 314 с.
34. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р.С. Немов. : В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
35. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - 3-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с., ил.
36. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
37. Поддъяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду[Текст] / Н.Н. Поддъяков - М. : «Просвещение», 1965. - 392 с.
38. Полунина, В.Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя [Текст] / В.Н. Полунина - М. : «Просвещение», 1982. - 191 с., ил.
39. Программа «Развитие» (основные положения) [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. - М. : «Новая школа», 1994. - 64 с.
40. Пэрну, Л. Я воспитываю ребёнка [Текст]/ Л. Перну. : Пер. с
франц. - М. : «Медицина», 2000. - 432 с., ил.
41. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Богуславская 3.М. Смирнова Е.О. М. : Просвещение, 2000 — 207 с., ил.
42. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста [Текст]/
Ю.А. Разенкова. - М. : Школьная Пресса, 2010. - 160 с.
43. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой. - М.: «Новое время», 1981. - 414с.
44. Смирнова, О.Е. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст]/ О.Е. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. - М. : «Просвещение», 1996. - 158 с., ил.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева - 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
46. Флейк-Хобсон, К. Мир входящему : Развитие ребёнка и его отношений с окружающими [Текст]/ К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. : Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. - М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2009. - 511 с., ил.
47. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М. : «Просвещение», 1988. - 303 с., ил.
48. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста : Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических заведений [Текст] / В. Штрасмайер : Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.
49. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учебное пособие [Текст] / Е.И. Щербакова - М. : Воронеж, издательство МГСУ, 2008. - 386 с.
50. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. ООО « Кирилл и Мефодий», CMGE2004 (2 CD), версия файла 1.0.0.1