ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БЛОКОВ З. ДЬЕНЕША
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве 10
1.1. Формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Характеристика логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.1. Выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.2. Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве посредством логических блоков З.Дьенеша
2.3. Контрольный срез 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Глава I. Теоретические основы формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве 10
1.1. Формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Характеристика логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.1. Выявление уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве
2.2. Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве посредством логических блоков З.Дьенеша
2.3. Контрольный срез 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Формирование представлений о множестве во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного развития детей. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные В.П. Зинченко, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой [9; 10] выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.
Младший дошкольный возраст ребёнка является наиболее благоприятным в отношении развития восприятия и накопления представлений об окружающем мире.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве через его характеристические свойства (формы, цвета и величины), необходимо для обогащения сенсорного опыта, а также полноценного восприятия и представления о множестве как структурно-замкнутом единстве.
Полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На четвертом году жизни ознакомление с множеством и его свойствами (цвета, формы и величины) играет определяющую роль для обогащения сенсорного опыта и создания основы для математического развития детей.
Материалом исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г., Смирнова Е.О., Рузская А.Г., Ф. Фребель, М. Монтессори и др. [10; 24; 27].
В современной дошкольной педагогике широко применяются дидактические игры и упражнения с множествами, направленные на ознакомление детей с сенсорными эталонами (цвета, формы и величины), и как следствие на обогащение сенсорного опыта и формирования первичных математических представлений детей. Они распространены не только в ДОО и других учреждениях дополнительного образования, но помимо этого они нашли своё отражение в системе семейного воспитания.
Таким образом, проблема ознакомления детей с множеством и его характеристическими свойствами (цвета, формы и величины), и в классической, и в современной педагогике была и остается актуальной.
Актуальность темы исследования позволила выявить следующие противоречия:
• между теоретической разработанностью проблемы формирования представлений о множестве у детей 4-го г.ж. и недостаточностью применения сенсорных эталонов для формирования представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста;
• необходимостью формирования представлений о характеристических свойства множества (цвета, формы и величины) и недостаточным применением универсального дидактического средства логических блоков З. Дьенеша и его модификаций для реализации данного процесса.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве ?
Объект исследования - процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Предмет исследования - логические блоки З. Дьенеша как средство формирования у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние логических блоков З. Дьенеша на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве возможно, если:
1) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами, играми и оборудованием с логическими блоками З. Дьенеша для формирования представлений о множестве как о характеристическом свойстве его элементов (цвета, формы и величины);
2) Разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве его элементов (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию формы, цвета и величины, а также с учетом специфики логических блоков З. Дьенеша);
3) Использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
выявить уровень сформированности у детей 4-го г.ж. представлений о множестве;
• разработать и апробировать методику формирования представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов посредством логических блоков З. Дьенеша;
Методологическую основу исследования составили:
• положения Л.А. Венгера [9-11] о развитии восприятия детей как всеобщей интеллектуальной способности;
• положения о психологических возможностях детей раннего и дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) [3; 38; 44].
Теоретической основой данного исследования являются:
• концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский); [19, с. 100]
• исследования особенности развития сенсорной сферы детей (М.А. Метиева); [25, с. 77]
• исследования особенности сенсорного воспитания в детском саду (Н.Н. Поддъяков); [31, с. 83]
• особенности восприятия множества у детей раннего и дошкольного возраста (В.В. Данилова, З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др.);
• исследования по изучению восприятия детей и формированию геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста (В.П. Сохина, А.Г. Рузская, С.Н. Шабалин, Т.Н. Игнатова);
• исследования в области типологии заданий ознакомления детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины (Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, О.Н. Земцова). [20, с. 53]
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (наблюдение, диагностические задания;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Научная новизна исследования заключается в:
• определении возможностей формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов;
• определении направлений и содержания работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о свойствах цвета, формы и величины.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве и его свойствах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) разработан комплекс мероприятий, включающий в себя организованную деятельность, упражнения и дидактические игры с множествами на основе универсального дидактического средства «Логические блоки З. Дьенеша».
2) разработке комплексной диагностической методики изучения представлений детей младшего дошкольного возраста о множестве.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие девять детей 4-го г.ж. (II младшая группа).
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (список литературы состоит из 50 источников). Работа включает в себя 13 приложений, 5 рисунков и 4 таблицы, иллюстрирующих текст).
Младший дошкольный возраст ребёнка является наиболее благоприятным в отношении развития восприятия и накопления представлений об окружающем мире.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве через его характеристические свойства (формы, цвета и величины), необходимо для обогащения сенсорного опыта, а также полноценного восприятия и представления о множестве как структурно-замкнутом единстве.
Полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На четвертом году жизни ознакомление с множеством и его свойствами (цвета, формы и величины) играет определяющую роль для обогащения сенсорного опыта и создания основы для математического развития детей.
Материалом исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г., Смирнова Е.О., Рузская А.Г., Ф. Фребель, М. Монтессори и др. [10; 24; 27].
В современной дошкольной педагогике широко применяются дидактические игры и упражнения с множествами, направленные на ознакомление детей с сенсорными эталонами (цвета, формы и величины), и как следствие на обогащение сенсорного опыта и формирования первичных математических представлений детей. Они распространены не только в ДОО и других учреждениях дополнительного образования, но помимо этого они нашли своё отражение в системе семейного воспитания.
Таким образом, проблема ознакомления детей с множеством и его характеристическими свойствами (цвета, формы и величины), и в классической, и в современной педагогике была и остается актуальной.
Актуальность темы исследования позволила выявить следующие противоречия:
• между теоретической разработанностью проблемы формирования представлений о множестве у детей 4-го г.ж. и недостаточностью применения сенсорных эталонов для формирования представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста;
• необходимостью формирования представлений о характеристических свойства множества (цвета, формы и величины) и недостаточным применением универсального дидактического средства логических блоков З. Дьенеша и его модификаций для реализации данного процесса.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве ?
Объект исследования - процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Предмет исследования - логические блоки З. Дьенеша как средство формирования у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние логических блоков З. Дьенеша на формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве возможно, если:
1) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами, играми и оборудованием с логическими блоками З. Дьенеша для формирования представлений о множестве как о характеристическом свойстве его элементов (цвета, формы и величины);
2) Разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию у детей представлений о множестве как характеристическом свойстве его элементов (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию формы, цвета и величины, а также с учетом специфики логических блоков З. Дьенеша);
3) Использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
выявить уровень сформированности у детей 4-го г.ж. представлений о множестве;
• разработать и апробировать методику формирования представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов посредством логических блоков З. Дьенеша;
Методологическую основу исследования составили:
• положения Л.А. Венгера [9-11] о развитии восприятия детей как всеобщей интеллектуальной способности;
• положения о психологических возможностях детей раннего и дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) [3; 38; 44].
Теоретической основой данного исследования являются:
• концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский); [19, с. 100]
• исследования особенности развития сенсорной сферы детей (М.А. Метиева); [25, с. 77]
• исследования особенности сенсорного воспитания в детском саду (Н.Н. Поддъяков); [31, с. 83]
• особенности восприятия множества у детей раннего и дошкольного возраста (В.В. Данилова, З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др.);
• исследования по изучению восприятия детей и формированию геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста (В.П. Сохина, А.Г. Рузская, С.Н. Шабалин, Т.Н. Игнатова);
• исследования в области типологии заданий ознакомления детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины (Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, О.Н. Земцова). [20, с. 53]
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (наблюдение, диагностические задания;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Научная новизна исследования заключается в:
• определении возможностей формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве как характеристическом свойстве объектов;
• определении направлений и содержания работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о свойствах цвета, формы и величины.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены возможности логических блоков З. Дьенеша для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве и его свойствах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) разработан комплекс мероприятий, включающий в себя организованную деятельность, упражнения и дидактические игры с множествами на основе универсального дидактического средства «Логические блоки З. Дьенеша».
2) разработке комплексной диагностической методики изучения представлений детей младшего дошкольного возраста о множестве.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие девять детей 4-го г.ж. (II младшая группа).
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (список литературы состоит из 50 источников). Работа включает в себя 13 приложений, 5 рисунков и 4 таблицы, иллюстрирующих текст).
В нашей работе мы рассматривали возможности формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о множестве и его свойствах цвета, формы и величины. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Штрасмайер В., Голубева Л.Г, Смирнова О.Е, М. Монтессори и др.
В настоящем исследовании мы опирались на положение Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития, теорию развития восприятия ребёнка, а также труды Г. Домана и М.Монтессори. Это позволило обобщить опыт исследователей и выдвинуть условия формирования представлений о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины, а также разработать комплекс игровых мероприятий с блоками З. Дьенеша.
Настоящее экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ д/с № 104 «Соловушка», в нём принимало участие 9 детей в возрасте 3-4 лет.
Данные, полученные нами в результате проведения констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности представлений, а также анализа результатов позволили сделать вывод о том, что у испытуемых существуют затруднения при дифференциации свойств формы и величины.
Для того чтобы сделать обучение детей более эффективным и повысить уровень восприятия детей нами был разработан и проведен комплекс мероприятий игрового характера с применением блоков З. Дьенеша.
В процессе формирующего эксперимента были отмечены качественные изменения, происходящие в процессе формирования знаний и представлений о свойствах. Испытуемые стали делать большие успехи в дифференциации цвета, формы и величины, и правильном их назывании, а также была отмечена большая самостоятельность детей в выполнении игровых заданий и познавательная активность.
Исходя из результатов контрольного среза, была выявлена значительная динамика уровня сформированности знаний и представлений детей о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины. Так, количество детей с высоким уровнем знаний о цветах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Если сравнить данные, полученные в результате диагностики формы, то будет видно, что количество детей с высоким уровнем знаний о форме увеличилось на 14%, со средним - на 2% и на 16% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Сравнивая результаты, полученные нами в результате проведения диагностических методик на выявление знаний и представлений о величинах, мы заметим, что количество детей с высоким уровнем знаний о величинах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование у детей представлений о множестве и его свойствах возможно, при:
1) Обогащение предметно-развивающей среды материалами, играми и оборудованием для формирования представлений о множестве и его свойствах цвета, формы и величины;
2) Разработка комплекса мероприятий, способствующего формированию у детей представлений о множестве (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию эталонов формы, цвета и величины);
3) Использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
Разработанный комплекс мероприятий может быть использован в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций на этапах формирования и закрепления представлений детей о множестве и его свойствах цвета, формы и величины, а также может быть предложен в качестве рекомендаций родителям для проведения обучения в домашних условиях.
В настоящем исследовании мы опирались на положение Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития, теорию развития восприятия ребёнка, а также труды Г. Домана и М.Монтессори. Это позволило обобщить опыт исследователей и выдвинуть условия формирования представлений о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины, а также разработать комплекс игровых мероприятий с блоками З. Дьенеша.
Настоящее экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ д/с № 104 «Соловушка», в нём принимало участие 9 детей в возрасте 3-4 лет.
Данные, полученные нами в результате проведения констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности представлений, а также анализа результатов позволили сделать вывод о том, что у испытуемых существуют затруднения при дифференциации свойств формы и величины.
Для того чтобы сделать обучение детей более эффективным и повысить уровень восприятия детей нами был разработан и проведен комплекс мероприятий игрового характера с применением блоков З. Дьенеша.
В процессе формирующего эксперимента были отмечены качественные изменения, происходящие в процессе формирования знаний и представлений о свойствах. Испытуемые стали делать большие успехи в дифференциации цвета, формы и величины, и правильном их назывании, а также была отмечена большая самостоятельность детей в выполнении игровых заданий и познавательная активность.
Исходя из результатов контрольного среза, была выявлена значительная динамика уровня сформированности знаний и представлений детей о множестве и его свойствах - цвета, формы и величины. Так, количество детей с высоким уровнем знаний о цветах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Если сравнить данные, полученные в результате диагностики формы, то будет видно, что количество детей с высоким уровнем знаний о форме увеличилось на 14%, со средним - на 2% и на 16% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Сравнивая результаты, полученные нами в результате проведения диагностических методик на выявление знаний и представлений о величинах, мы заметим, что количество детей с высоким уровнем знаний о величинах увеличилось на 26%, со средним - осталось неизменным и на 26% уменьшилось количество детей низким уровнем.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование у детей представлений о множестве и его свойствах возможно, при:
1) Обогащение предметно-развивающей среды материалами, играми и оборудованием для формирования представлений о множестве и его свойствах цвета, формы и величины;
2) Разработка комплекса мероприятий, способствующего формированию у детей представлений о множестве (комплекс выстроен в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей по восприятию эталонов формы, цвета и величины);
3) Использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на развитие восприятия и органов чувств (слуха, осязания, зрения, тактильных ощущений).
Разработанный комплекс мероприятий может быть использован в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций на этапах формирования и закрепления представлений детей о множестве и его свойствах цвета, формы и величины, а также может быть предложен в качестве рекомендаций родителям для проведения обучения в домашних условиях.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Игра как средство формирования математических представлений дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



