Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ 3Б-МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №112346

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3Э-моделирования в системе дополнительного образования 10
1.1 Характеристика пространственного воображения у детей 12-13 лет.... 10
1.2 Потенциальные возможности 3Э-моделирования в развитии
пространственного воображения у детей 12-13 лет в системе дополнительного образования 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3Э-моделирования в системе дополнительного образования 34
2.1. Выявление уровня развития пространственного воображения у детей 12-13 лет 34
2.2 Содержание и организация работы по развитию пространственного
воображения у детей 12-13 лет посредством 3Э-моделирования 42
2.3 Выявление динамики уровня развития пространственного
воображения у детей 12-13 лет 58
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения 73


Актуальность. Развитие воображения подростков может влиять на познавательную, эмоционально-волевую сферу и на становление личности в целом. Согласно выводам ученых, пик развития пространственного воображения приходится на возраст 9-11 лет, а его активное развитие длится до 15 лет. В современных школах предмет «геометрия» обычно преподают с 7 класса по достижении детьми возраста 12-13 лет, когда развитие пространственного воображения начинает замедляться. Наверное, поэтому для большинства ребят геометрия является таким нелюбимым предметом, а учителя бьют тревогу о низком уровне пространственных представлений учащихся. Чтобы у ребенка не было трудностей с усвоением определенных предметов в школе и пространственными навыками, необходимо заниматься с ним самостоятельно родителям и по специально разработанным программам по развитию пространственного воображения в системе дополнительного образования.
«Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Пространственное воображение есть такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое)».
Высокий уровень развития пространственного воображения является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучении, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования. Пространственное воображение является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская, Е.А Захарова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломов, Л.А. Минасян, А.М. Пышкало, В.В. Репьев, Н.Н. Столярова, И.С. Якиманская и др.).
Работа с SD-моделированием - одно из самых «популярных направлений использования информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий, причем занимаются этой работой не только профессионалы, но и начинающие пользователи. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Задачи, стоящие перед учащимися, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, развить их пространственное воображение, а также способности к информатике и определить взаимосвязь с математикой» (С.В. Гайсина, Е.Ю. Огановская, И.В. Князева, В.А. Шустова, М.А. Шустов).
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия:
- между требованиями современного общества к формированию личности с развитым пространственным воображением и недостаточным его развитием у детей 12-13 лет;
- между необходимостью развития пространственного воображения у детей 12-13 лет и недостаточным использованием возможностей 3D- моделирования для этих целей;
- между необходимостью оптимизации организационно - педагогических условий развития пространственного воображения детей 12¬13 лет и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения механизмов реализации данного процесса.
На основании обнаруженных противоречий определена проблема исследования: каковы возможности 3D-моделирования в развитии пространственного воображения у детей 12-13 лет?
Необходимость разрешения выделенных противоречий и актуальность рассмотренной проблемы определили тему исследования: «Развитие пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D-моделирования в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития пространственного воображения у детей 12-13 лет.
Предмет исследования: 3В-моделирование как средство развития пространственного воображения у детей 12-13 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Развитие пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D-моделирования будет возможным и эффективным, если:
- определены показатели развития пространственного воображения у детей 12-13 лет - способность к оперированию двухмерными и трёхмерными образами, способность анализировать целое через составляющие его части, мысленно изменять взаимное расположение представляемых образов, способность разбираться в чертежах и схемах.
- последовательно реализовано содержание работы по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования в системе дополнительного образования, включающее мотивационный, когнитивно-практический, творческий этапы;
- разработан комплекс дополнительных занятий по 3 D-моделированию, ориентированный на развитие показателей пространственного воображения у детей 12-13 лет.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3В-моделирования и выявить степень ее разработанности в теории и практике;
2) выявить уровень развития пространственного воображения у детей 12-13 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования в системе дополнительного образования;
4) проверить эффективность содержания работы по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования в системе дополнительного образования.
Теоретические основы исследования:
- исследования пространственного воображения (А.В. Белошистая, А.В. Василенко, В.А. Далингер и др.);
- исследования пространственного воображения в решении графических задач (Т.В. Богословская, А.Д. Ботвинникова, А.В. Василенко, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и др.);
- исследования роли здоровьесберегающих технологий во время занятий за компьютером (Ю.В. Ахрамеева, И.Е. Вострокнутова, О.А. Лапина, А.П. Макаровская, И.В. Манахова, В.М. Степанов);
- исследования возможностей 3D-моделирования в развитии познавательных психических процессов у детей подросткового возраста 12¬13 лет (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, С.В. Гайсина, И.В. Князева, Е.Ю. Огановская).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ (изучение работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития пространственного воображения в подростковом возрасте; изучение методических рекомендаций специалистов по проведению занятий с применением 3D-моделирования; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по компьютерной графике);
- эмпирические методы исследования (тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово. В исследовании принимали участие дети 12-13 лет в количестве 44 человека.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2017 по 2019 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). На данном этапе была проанализирована психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования, определена цель, гипотеза, задачи исследования, определен категориальный аппарат, разработана программа исследования, проведен констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
Второй этап - экспериментальный (2018 - 2019гг.). На данном этапе был проведен формирующий этап эксперимента. Было апробировано содержание работы по развитию пространственного воображения у детей 12¬13 лет посредством ЗИ-моделирования. Также был проведен контрольный этап эксперимента. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Третий этап - заключительный (2019 г.). На данном этапе осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, систематизация, формулировка выводов и текстовое оформление диссертационных материалов, подготовка публикаций по теме исследования.
Научная новизна исследования: выявлена возможность развития пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования; определен комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития пространственного воображения у детей 12-13 лет.
Теоретическая значимость исследования:
- выделены показатели и описаны уровни развития пространственного воображения у детей 12-13 лет;
- теоретически обоснованы и подобраны методы, упражнения и задания, используемые на занятиях по 3В-моделированию в системе дополнительного образования, которые способны влиять на развитие показателей пространственного воображения детей 12-13 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития пространственного воображения у детей подросткового возраста; в практической деятельности педагогов дополнительного образования может быть использован комплекс занятий по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3В-моделирования.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом;
экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Пространственное воображение детей 12-13 лет - это вид умственной деятельности, определяющийся способностью мысленно оперировать двумерными и трёхмерными представляемыми образами, «представлять» различные конструкции внутренним зрением в цвете и деталях, определяя соотношения между отдельными их элементами, изменяя их взаимное расположение.
2. Развитие у детей 12-13 лет пространственного воображения обеспечивается последовательной реализацией содержания работы с применением 30-моделирования в системе дополнительного образования, включающей: мотивационный этап (расширение представлений детей о 30- технологиях, разработка заданного объекта с помощью простой программы для цифрового скульптинга Sculptris); когнитивно-практический этап (развитие у детей 12-13 лет навыков оперирования двумерными и трёхмерными образами посредством создания объектов в компьютерной программе Blender); творческий этап (интенсификация развития навыков, связанных с пространственным воображением, в ходе самостоятельного выполнения творческого задания по созданию 3О-модели заданного объекта).
3. Показатели и уровни развития пространственного воображения у детей 12-13 лет характеризуются способностью к оперированию двухмерными образами; способностью к оперированию трёхмерными образами; способностью анализировать целое через составляющие его части; способностью мысленно изменять взаимное расположение представляемых образов; способностью разбираться в чертежах и схемах.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников), 5 приложений. Текст иллюстрирован 11 рисунками, 14 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении сформулированы следующие выводы:
1. В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема развития пространственного воображения является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «пространственное воображение». В нашем исследовании пространственное воображение рассматривалось как вид умственной деятельности, определяющийся способностью мысленно оперировать двумерными и трёхмерными представляемыми образами, «представлять» различные конструкции внутренним зрением в цвете и деталях, определяя соотношения между отдельными их элементами, изменяя их взаимное расположение.
2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития пространственного воображения у детей 12¬13 лет. В обследованной выборке преобладал средний уровень развития пространственного воображения.
3. Развитие пространственного воображения у детей 12-13 лет в системе дополнительного образования включало поэтапную реализацию содержания работы - мотивационный (вызов интереса у детей к 3D- технологии, расширение их представления по данной теме); когнитивно-практический (сформировать у детей 12-13 лет навык оперирования двумерными и трёхмерными образами посредством создания объектов в компьютерной программе Blender.); творческий (интенсификация развития навыков, связанных с пространственным воображением, в ходе самостоятельного выполнения творческого задания).
4. В результате проведенной работы по формированию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3D- моделирования у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Полученные данные показывают, что количество детей с высоким уровнем развития пространственного воображения повысилось на 32% и составило 50%. Изучив подробнее суммарные результаты каждого ребенка, мы видим, что многие дети перешли со среднего уровня развития пространственного воображения на высокий уровень. Количество детей со средним уровнем развития пространственного воображения уменьшилось на 19%. Количество детей с низким уровнем развития пространственного воображения уменьшилось на 13%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию пространственного воображения у детей 12-13 лет посредством 3И-моделирования. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.


1. Андрейкина, Е.К. Технология 3й-моделирования и проблема развития пространственных представлений обучающихся [Текст] / Е.К. Андрейкина, Н.Н. Гончарова // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. - 2017. - №41. - С. 78-81.
2. Арнхейм, Р Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р Арнхейм
- М.: «Прогресс», 1974. - с. 386.
3. Безверхова, Л.П. Использование программы Blender 3d в образовательном процессе [Текст] / Л.П. Безверхова, А.В. Малков. // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2014. - №11.
- С. 111-115.
4. Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р Лурия. - М., 1973. - 215 с.
5. Вознесенская, Н.В. Обучение основам 3d моделирования в среде Blender [Текст] / Н.В. Вознесенская, А.Ф. Базаркин, М.С. Дедина. // учебный эксперимент в образовании. - 2017. - №3 (83). - С. 64-69.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 98с.
7. Горбунова, Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения [Текст] / Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 544-547.
8. Гриц, М.А. Возможности 3В-технологий в образовании [Текст] / М.А. Гриц, А.В. Дегтярева, Д.А. Чеботарева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015 - №11. - С. 925-927.
9. Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике [Текст] / Л.А. Залогова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 178 с.
10. Зинченко, В.П. Исследование визуального мышления [Текст] / В.П. Зинченко // «Вопросы психологии» - 1973. - №2. - С. 56-73.
11. Знаменская, Е.В. Формирование пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала [Текст]: дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.02. / Е.В. Знаменская - М., 1995. - 201 с.
12. Каплунович, И.Я. Развитие структуры пространственного мышления[Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1986. - № 2. - С. 56-66.
13. Каплунович, И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления [Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1987. - № 6. - С. 115-122.
14. Каплунович, И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике [Текст] / И.Я. Каплунович. - Новгород, 1996. - 243 с.
15. Мальцева, Е.И. Особенности создания 34-моделей в Blender [Текст] / Е.И. Мальцева, М.И. Озерова. // Информационные технологии в науке и производстве. - 2018. - №5. - С. 105-111.
16. Официальная страница Blender [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.blender.org/about/, свободный (дата обращения:
18.01.2018).
17. Пиаже, Ж. Структура интеллекта: Избр. психол. труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - С. 55-231.
18. Росс, Э. Освоение Autodesk 3ds max 5. 3D Studio MAX / Э. Росс, М. Баусквит. - М.: Вильямс, 2004. - 772 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
20. Смирнова, И.М. Компьютер помогает геометрии [Текст] /
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. - М.: Дрофа, 2003. - 365 с.
21. Трёхмерная графика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/_, свободный (дата обращения: 25.03.2018).
22. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов [Текст] / Н.Д. Угринович. - М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2003. - 279 с.
23. Цукарь, А.Я. Развитие пространственного воображения [Текст] / А.Я. Цуарь. - М.: Союз, 2000 - 144 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 1989, - С. 287.
25. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1980. - 325 с.
26. Dusan,V. Spatial Imagination Development through Planar Section of Cube Buildings in Educational Process [Текст] / Dusan Vallo, Lucia Rumanova, Viliam Duris // Procedia - Social and Behavioral Sciences, - 2015. - №191. - С. 2146-2151.
27. Heather, B. Effects of social gaze on visual-spatial imagination [Текст] / Heather Buchanan1, Lucy Markson, Emma Bertrand, Sian Greaves, Reena Parmar and Kevin B. Paterson // Frontiers in Psychology - 2014. - №5. - С. 1-7.
28. Nuran, G. High school students’ spatial ability and creativity in geometry [Текст] / Nuran Guzel, Ersin Sener // Procedia - Social and Behavioral Sciences - 2009. - №1. - С. 1763-1766.
29. Wei, W. Spatial Ability Explains the Male Advantage in Approximate Arithmetic [Текст] / Wei Wei1, Chuansheng Chen and Xinlin Zhou // Frontiers in Psychology - 2016. - №7. - С. 1-9.
30. Ajay, R. Measurement of Spatial Ability: Construction and Validation of the Spatial Reasoning Instrument for Middle School Students [Текст] / Ajay Ramful, Thomas Lowrie, Tracy Logan // Journal of Psychoeducational Assessment - 2016. - №35. - С. 709-727.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ