Введение 4
Глава 1 Общие положения о конституционном праве граждан на предпринимательскую деятельность 8
1.1 Понятие и конституционные основы предпринимательской
деятельности 8
1.2 Конституционные принципы предпринимательской деятельности 13
1.3 Гарантии реализации свободного осуществления предпринимательской
деятельности в Российской Федерации 18
Глава 2 Правовое регулирование отношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности 31
2.1 Правовое регулирование лицензирования предпринимательской
деятельности на современном этапе 31
2.2 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии 41
Глава 3 Проблемы реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации 49
3.1 Государственно-правовой механизм поддержки предпринимательской
деятельности в Российской Федерации 49
3.2 Проблемы деятельности уполномоченного по правам предпринимателей
как субъекта защиты конституционных прав предпринимателей 61
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 79
Сегодня в современном мире, и в России в частности, свободное осуществление предпринимательской деятельности выступает не только в качестве основы конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и в качестве важной составляющей части фундамента рыночной экономики.
Следует заметить, что Президент России неоднократно в своих выступлениях подчеркивает колоссальную роль бизнеса в решении стратегических задач страны.
Так, например, открывая пленарное заседание одиннадцатого форума «Деловой России», темой которого стала «Роль бизнеса в достижении национальных целей развития», «именно предпринимательская инициатива создаёт рабочие места, а значит, обеспечивает повышение зарплат и доходов миллионов наших граждан. И чем больше динамичных, сильных компаний как в традиционных, так и в ещё только формирующихся отраслях, тем устойчивее будет наш экономический рост. А он нужен, прежде всего, для того, чтобы страна богатела, чтобы повышались достаток и качество жизни граждан нашей страны» [17].
Кроме того, в Послании Президента Федеральному Собранию 2019 года говорилось «чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась» [26].
Актуальность темы исследования обуславливается существующими сегодня проблемами и препятствиями, возникающими в процессе реализации конституционных норм о свободе предпринимательства.
В Российской Федерации, на конституционном уровне, каждому гарантированно свободное занятие предпринимательской деятельностью. Следовательно, подобный элемент хозяйственной системы государства, должен иметь особый, постоянно совершенствующийся механизм защиты.
Кроме того, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют также говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты, как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт конституционного права в целом, а также проблемы предпринимательской деятельности, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: Э.Ю. Бадальянц, Е.А. Бевзюк, В.В. Бендин, А.А. Войтович, В.Н. Воронин, Л.В. Григорьева, В.В. Добрынская, С.В. Дьяков, Н.А. Егиазарян, С.А. Ершов, С.С. Козлов, А.Г. Кулев, М.Ю. Мартышин, Ю.В. Морозов, А.А. Москвичев, К.Д. Николаев, К.О. Папеева, А.И. Рарог, Д.Р. Салихов, В.А. Тимошенко, Д.Д. Харламов, С.Н. Шевердяев и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на предпринимательскую деятельность гражданином.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на предпринимательскую деятельность гражданином.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права на предпринимательскую деятельность гражданином.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия и конституционных основ
предпринимательской деятельности;
- анализ конституционных принципов предпринимательской деятельности;
- анализ правового регулирования лицензирования
предпринимательской деятельности на современном этапе;
- определение ответственности за осуществление деятельности без лицензии;
- выявление проблем деятельности уполномоченного по правам предпринимателей как субъекта защиты конституционных прав предпринимателей;
- выявление актуальных проблем правового регулирования государственной монополии на осуществление внешнеэкономической предпринимательской деятельности.
Методическую основу исследования составляют как общенаучные методы: всеобщий метод познания - материалистическая диалектика, индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация и другие; так и частно-научные методы исследования: логико-формальный, историко-правовой, системного анализа, сравнительного правоведения, а также метод толкования.
Говоря о степени научной разработанности темы исследования, стоит отметить, что в российском конституционном праве такая категория, как «свобода предпринимательской деятельности» не является абсолютно новой, поскольку она неоднократно была предметом научного исследования, в том числе в рамках диссертационных работ таких авторов, как Г.А. Гаджиев, В.И. Крусс, И.Н. Плотникова, Г.Б. Мирзоев.
Теоретической основой исследования явились такие источники как Конституция Российской Федерации, Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы.
Также теоретической базой явилась специальная литература, монографии и статьи периодических печатных изданий таких авторов как Т.А. Аликова, В.В. Алферов, Е.Г. Афанасьева, М.В. Баглай, А.В. Барков, В.В. Болгова, Ю.С. Буркова, О.М. Гвоздева, Л.Л. Гришенко, Е.А. Громова, О.Н. Ермолова, Т.Н. Иванова, Е.В. Киричёк, И.В. Корчагина, Е.В. Михайлова, Е.А. Павлов, В.Д. Перевалов, В.Ф. Попондуло, О.Д. Сафонова, А.С. Сахарова, С.А. Старостин, Е.Н. Хазов, Т.Л. Чернышова, М.Е. Якимова, и другие.
Несмотря на многочисленность исследований, стоит отметить, что в значительной их части авторами работ охватываются только отдельные узкие аспекты, и при это не учитывается вся полнота существующего сегодня круга проблем в рамках исследуемого правового вопроса.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и используемых источников
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
Право на предпринимательскую деятельность относится к числу основных, или конституционных прав личности.
Предпринимательская деятельность - это разновидность экономической деятельности, выраженная в совершении на постоянной основе определенных взаимосвязанных и последовательных действий, направленных на систематическое получение прибыли от продажи или обмена товаров, иного введения их в оборот, пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая с использованием собственных и (или) привлеченных способностей и (или) имущества самостоятельно в своем интересе и на свой риск.
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности в основном осуществляется:
- Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 21.11.2011 № 957;
- положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии предусмотрены различные виды административной, уголовной и гражданской ответственности. При этом в силу особенностей российского законодательства возникает ряд правовых проблем при применении норм указанного законодательства.
В контексте реформирования законодательства в предпринимательском секторе экономики его (законодательства) конституционализация (и связанная с этим конституционализация предпринимательской деятельности) является одним из наиболее действенным инструментом обеспечения реализуемости права на предпринимательство.
Говоря о предложениях по совершенствованию законодательства, необходимо предложить совершенствование функционирования установленного Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в государственной регистрации в порядке пп. ф п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, лицо, оказавшееся в «черном списке» ФНС, в течение трех лет не имеет права регистрировать на себя новое общество, ни занимать должность директора. При чем указанная норма законодательства распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу.
В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды приходят к такому мнению, что осмотр территории и помещения по месту нахождения общества производится налоговой инспекцией формально (только с улицы на предмет наличия вывесок на здании, свидетельствующих о деятельности общества по проверяемому адресу); доказательств того, что при проведении проверки инспекцией предприняты меры по осмотру здания внутри (помещений), по установлению собственников помещений по данному адресу, проведены опросы собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении общества по юридическому адресу в основном отсутствуют, а также в налоговой инспекции часто отсутствуют сведения о фактическом осуществление обществом хозяйственной деятельности и возможности поддержания с ним связи.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к обоснованным выводам, что зачастую общество на момент его исключения из ЕГРЮЛ осуществляло хозяйственной деятельности и находилось по адресу.
Предлагается сократить срок ограничения на ведение предпринимательской деятельности учредителей/участников и руководителей юридических лиц, предусмотренный в подп. ф п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, с трех лет до одного года с введением возможности оплаты имеющейся задолженности.
Таким образом, бюджет государства будет пополнен на сумму уплаченных долгов, ранее бывших безнадежными к взысканию, а добросовестные предприниматели смогут осуществлять свою деятельность в законном русле.
На основании вышеизложенного, предлагается внести в подпункт ф. пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следующие изменения»:
1) в абзацах втором, третьем, четвертом и пятом слова «не истекли три года с момента исключения» заменить словами «не истек один год с момента исключения».
1. Акционерное общество «Микрокредитная компания
«Гарантийный фонд Самарской области». URL: https://gfso.ru/fond/(дата обращения: 02.04.2021).
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2018. 768 с.
3. Баразгова Э.Г. Право на осуществление предпринимательской
деятельности: конституционные и гражданско-правовые гарантии //
Молодежь и XXI век - 2016. Материалы VI Международной молодежной научной конференции. 2016. С. 121-123.
4. Барков А.В. «Университет 3.0»: правовая модель участия вуза в инновационном предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 5-14.
5. Воронцов С.Г. Легальные признаки предпринимательской деятельности: проблемы терминологической определенности // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 34. С. 403.
6. Гвоздева О.М. Конституционное право на предпринимательскую деятельность в современной России: теоретический аспект // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 5-8.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.
8. Гусева А.Л. К вопросу о гарантиях реализации конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 2. С.35-39.
9. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав
потребителей Президенту РФ 2020. URL:
http://doklad.ombudsmanbiz.rU/2020/1.pdf(дата обращения: 09.04.2021).
10. Егоров Ю.Н. Право и мораль в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - Иркутск, 2005. 83 с.
11. Ермолова О.Н. Принцип защиты прав субъектов
предпринимательской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 9. С. 43-45.
12. Ермолова О.Н. Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 4. С. 42.
13. Ершова И.В. Экономическая деятельность: понятие и
соотношение со смежными категориями // Lex russica. 2016. № 9. С. 46.
14. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая
основа предпринимательской деятельности): учебник. - М.: Норма, 2008. 928 с.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
16. Кожевников В.В. Проблемы типов правопонимания в отечественной юриспруденции // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. № 4 (53). С. 2-4.
17. Колесник Г.И. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1. С. 70.
18. Конкурсы для предпринимателей. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/. (дата обращения: 04.04.2021).
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
20. Корчагина И.В. Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 16. С.2301-2316.
21. Курбатов А.Я. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 88.
22. Мицык Г.Ю., Гайдашов А.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Современные научные исследования: теория и практика. 2017. С. 208-213.
23. Мохов А.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»: Постатейный, научно-практический. М.: Контракт, 2014. 56 с.
24. МУП «Самарский бизнес-инкубатор». URL: http://samarabiznes.ru/(дата обращения: 02.04.2021).
25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 05.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32. Ст. 3340.
26. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. № 19. Ст. 2716.
27. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27.07.2010 № 193 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
28. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I). Ст. 2
29. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. 33 (часть I). Ст. 3431.
30. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 (ред. от
15.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48. Ст. 6931
31. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://deloros.ru/(дата обращения: 14.02.2021).
32. Обзор отдельных постановлений Президиума ВАС РФ по вопросам лицензирования (Изложение) // Хозяйство и право. 2002. № 2. С. 128.
33. Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций): информ. письмо Президиума ВАС РФ от 13 янв. 2000 г. № 50 // Вестн. ВАС РФ. 2000. № 3. С. 24.
34. О добровольном декларировании физическими лицами активов и
счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства
Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 24. Ст. 3367
35. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от
30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
36. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 24. Ст. 3549.
37. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615.
38. Об утверждении Типового перечня муниципальных услуг,
предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области: Постановление
Правительства Самарской области от 27 марта 2015 г. № 149 (ред. от
09.03.2021) // Волжская коммуна. От 31 марта 2015 г. № 75.
39. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
40. Об утверждении Перечня видов ремесленной деятельности с
указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг на территории Самарской области: Приказ министерства промышленности и торговли Самарской области от 25.03.2020 №3 3 -п. URL: https: //pravo. samregion.ru/inye-dokumenty/prikaz-ministerstva-
promyshlennosti-i-torgovli-samarskoj-oblasti-ot-25-03-2020-%E2%84%9633-p- ob-utverzhdenii-perechnya-vidov-remeslennoj-deyatelnosti-s-ukazaniem-kodov- obshherossijskogo-klassifi/ (дата обращения: 04.04.2021).
41. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 19 ст. 2305.
42. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание
законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1652.
43. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 30 (часть I). Ст. 4571.
44. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I). Ст. 3434
45. Павлов, Е.А. Гарантии реализации конституционного права гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 2. С. 111.
46. Портал бизнес-навигатора МСП АО «Корпорация «МСП». URL: https://smbn.ru/about.htm(дата обращения: 01.04.2021).
47. Портал государственной поддержки бизнеса Самарской области. URL: https://mybiz63.ru/(дата обращения: 01.04.2021).
48. Послание Президента Федеральному Собранию //
Администрация Президента России. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/59863(дата обращения: 01.03.2021).
49. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2011 г. по делу № А33-9410/2010. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AVS&n=63825#07427185336531801 (дата обращения: 20.03.2021).
50. Предпринимательское право России: учебник / отв. ред. В.С. Белых. - М., 2008. 656 с.
51. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; Инфра-М, 2020. 1022 с.
52. Решение Арбитражного суда Тульской области от 16 июля 2015
г. по делу № А68-2626/2015. URL:
https://sudact.ru/arbitral/doc/Gwtf4On2TTg/?arbitral-txt=&arbitral- case_doc=%D0%9068-2626%2F2015&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral- date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral- judge=&_=161806929017(дата обращения: 08.04.2021).
53. Рубцова Н.В., Голышев М.В. Определение предпринимательской деятельности в доктрине и современном российском законодательстве // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. № 31. С. 95.
54. Самарский инновационный бизнес-инкубатор ОАО «Технопарк». URL: http//www.tehnopark-samara.ru(дата обращения: 02.04.2021).
55. Сафонова О.Д. Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ // Политическая экспертиза: политэкс. 2009. № 5(2). С.144-162.
56. Спектор Е.И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Законодательство и экономика. 2011. № 7. С.12.
57. Степин, А.Б. Защита прав предпринимателей в системе
российского законодательства // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 2 -4.
58. Суханов, Е.А. Правовые основы предпринимательства / Е.А. Суханов. - М.: Издательство БЕК, 2014. 372 с.
59. Тимошенко, И.В., Мелкумянц, А.В. Хозяйственное право: конспект лекций. - Ростов н/Д, 2008. 343 с.
60. Тольяттинский инновационно-технологический
инкубатор. URL: http://biznes-63.ru/(дата обращения: 02.04.2021).
61. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.
62. Фонд микрофинансирования Самарской области. URL: http://www.microfin63.ru/about(дата обращения: 02.04.2021).
63. Чернышова Т.Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 21. С.3097-3112.
64. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.: Берлин: Инфотроник Медиа, 2011. 319 с.