Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр 9
1.1 Проблема развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 9
1.2 Сенсорные игры ка средство развития диалогической
речи детей с расстройствами аутистического спектра 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр 23
2.1 Изучение уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 23
2.2 Организация и содержание работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством
сенсорных игр 33
2.3 Выявление динамики развития диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Характеристика выборки исследования 54
Приложение Б Текст опросника диагностики уровня развития диалогической речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.. 55
Приложение В Количественные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента 56
Приложение Г Комплекс сенсорных игр для развития диалогической речи детей с расстройствами аутистического спектра.
Детский аутизм является одним из самых сложных нарушений в развитии ребенка. Актуальность исследования определяется тем, что с каждым годом в нашей стране увеличивается количество дошкольников, которым ставят диагноз «расстройство аутистического спектра». С выявлением и коррекцией аутизма в России ситуация неоднозначна. В настоящее время острым является вопрос об эффективности в воспитании и развитии личности при нехватке разработанных условий и средств на всех этапах обучения детей с данным нарушением.
В отечественной и зарубежной дефектологии достаточно подробно дано описание признаков и симптомов детей с расстройствами аутистического спектра, описаны характеристики особенностей речи таких детей и их общение. Но одновременно с этим можно отметить недостаток методов и приемов, которые помогают в развитии речи у таких детей. На данный момент количество детей с этим диагнозом растет на тринадцать процентов в год. Поэтому необходимо разрабатывать более эффективные методы и приемы коррекции и развития речи у детей с аутизмом дошкольного возраста.
В своих работах С.С. Морозова отмечает, что нарушение речевого развития является одним из ключевых признаков аутизма. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандартизированные методики обследования речевого развития, большинство логопедических методик не приспособлено для использования при диагностике уровня речевого развития аутичных детей. На ее взгляд, более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.
Как известно для речевого развития большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребёнку новые ощущения: тактильные, зрительные, слуховые. Данные игры позволяют установить эмоциональный контакт с ребёнком, который в дальнейшем позволяет всесторонне воздействовать на развитие речи.
Развитие диалогической речи у детей с расстройством аутистического спектра имеет важное значение, так как именно диалог занимает одно из главных мест в процессе общения и социализации ребенка.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и недостаточным использованием сенсорных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности сенсорных игр в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: сенсорные игры как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр будет возможно, если:
- разработан комплекс сенсорных игр в соответствии с индивидуальными предпочтениями детей с расстройствами аутистического спектра;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым специальным материалом для проведения сенсорных игр;
- персонифицированы этапы и содержание коррекционной работы с детьми по развитию диалогической речи посредством сенсорных игр.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредством сенсорных игр.
4. Выявить динамику развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теоретические исследования о развитии речи у детей с расстройствами аутистического спектра (Е.Р. Боенская, К.С. Лебединская, У.А. Мамохина);
- положение о ведущей роли общения в формировании и развитии личности (Г.И. Андреева, Л.С. Выготский; С.Л. Рубинштейн);
- теоретические исследования о роли сенсорных игр в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, П.Ф. Лесгафт, И.В. Мелехина, И.А. Соколянский).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 7 детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Новизна исследования заключается в том, что были получены новые эмпирические данные об индивидуальных особенностях развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы показатели развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс сенсорных игр по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра может быть использован учителями-дефектологами, педагогами- психологами, педагогами на коррекционных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (30 источников), 4 приложениями. Работу иллюстрируют 12 таблиц. Текст работы изложен на 53 страницах.
Диалогическая речь - это основная по происхождению форма речи, она необходима для прямого, живого общения между людьми.
Для детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, также, как и для детей с нормальным развитием, важно развивать диалогическую речь, мотивировать их вступать в контакт с другими людьми. Для дошкольников с расстройствами аутистического спектра характерно: проявлении агрессии, нежелание вступать в контакт, незаинтересованность в играх и коррекционно-развивающих занятиях.
На этапе конструирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра - 86 %, со средним уровнем - 14 %, высокий уровень не выявлен. Эти дети не способны использовать речь в общении с другими людьми, тяжело вступают в контакт, проявляют агрессию, почти не используют невербальные средства общения.
Мы определили и экспериментально доказали, что развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам сенсорных игр будет возможно, если:
- разработан комплекс сенсорных игр в соответствии с индивидуальными предпочтениями детей с расстройствами аутистического спектра;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым специальным материалом для проведения сенсорных игр;
- персонифицированы этапы и содержание коррекционной работы с детьми по развитию диалогической речи посредством сенсорных игр.
С помощью контрольного этапа, по результатам проведенной работы мы отметили, что процент детей, имеющих низкий уровень развития диалогической речи не изменился, но появилась положительная динамика в установлении контакта, дети стали более усидчивыми, пропала агрессия. На среднем уровне можно заметить повышение границы с нижней на среднюю, ответы ребенка стали более развернутыми и полными.
Проведенное исследование позволило установить, что использование сенсорных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, является продуктивным, но довольно сложным и долговременным методом. Мы уверенны, что для лучшего результата необходима очень долгая (по времени) работа. Сами сенсорные игры легки в использовании, даже одну и ту же игру можно подстраивать под различные темы коррекционных занятий. Анализ результатов показал, что развитие диалогической речи посредством сенсорных игр дало положительные результаты, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М. : Теревинф, 2016. 121 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : ФОРУМ, 2009. 144 с.
3. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Т. : Теревинф, 2009. 98 с.
4. Бакутина Е. В. Особенности речевого развития у детей при детском аутизме // Научный журнал Молодой ученый. 2020. №12 (302). С. 253-254. URL: https://moluch.ru/archive/302/68189/(дата обращения 20.03.2021).
5. Бессонова О. М. Виды сенсорных игр с ребенком аутистом
[Электронный ресурс] : Образовательная социальная сеть. URL:
https://nsportal. ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/12/24/vidy- sensornyh-igr-s-rebenkom-autistom (дата обращения 22.04.2020).
6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение,
2009. 37 с.
7. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. 21 с.
8. Иванов Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Санкт- Петербург : Дидактика +, 2004. 80 с.
9. Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология проф. // под ред. А. И. Каримуллина. М. : Теревинф, 2020. С. 44-45.
10. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2017. С. 28¬30.
11. Кунщикова Н. А. Сенсорные игры как средство коммуникации с аутичным ребенком. М. : Владос, 2018. С. 12-13.
12. Либлинг М. М. Игра в коррекции детского аутизма // Альманах институт коррекционной педагогики. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah- 20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma(дата обращения: 20.03.2021).
13. Линч Б. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019. 56 с.
14. Макаренко А. С. Общение с трудными детьми. М. : Издательство АСТ, 2014. 33 с.
15. Максимина Н. Как я снова начала улыбаться или Первые шаги в борьбе с Аутизмом. М. : ФОРУМ, 2019. 132 с.
16. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах
аутистического спектра // Московский Государственный Университет психологии. URL:
https://psyjournals.ru/files/87471/autism_2017_n3_mamokhina.pdf (дата
обращения 01.04.2021).
17. Никольская О. С., Аршатская О. С., Аршатский А. В. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2011. 56 с.
18. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф, 2015. 164 с.
19. Островская В. Сенсорные игры и их виды [Электронный ресурс] :
Международный образовательный портал. URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/sensornye-igry-i-ih-vidy.html(дата обращения 20.03.2021).
20. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому действию. Санкт-Петербург : ВЛАДОС, 2002. 41 с.
21. Роджерс С., Доусон Д., Висмара Л. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. 416 с.
22. Рудник О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. М.: Владос, 2015. 189 с.
23. Старикова В. Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком
имеющим расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] : Международный образовательный портал. URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/sensornye-igry-v-korekcionoi-rabote-s-rebenkom- imeyuschim-ras.html(дата обращения 02.04.2021).
24. Сенсорные игры для ребенка с ранним детским аутизмом
[Электронный ресурс] : Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. URL:
http: //ckroir. slutsk. edu. by/ru/main. aspx?guid=42201 (дата обращения
20.03.2021).
25. Сенсорные игры как средства коммуникации с аутичным ребенком [Электронный ресурс] : Инфоурок. URL: https://infourok.ru/sensornie-igri-kak- sredstvo-kommunikacii-s-autichnim-rebenkom-2971984.html(дата обращения 25.03.2021).
26. Смирнова Е. О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка // Современная и зарубежная психология. 2013. №2. С. 7-8.
27. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Санкт-Петербург : Речь,
2010. 44 с.
28. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов. М.: Полиграф, 2002. 49 с.
29. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. 20 с.
30. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. М. : Теревинф, 2018. 77 с.