Введение 3
1. Теоретические основы бизнес-планирования 7
1.1. Сущность, задачи и этапы разработки бизнес-плана 7
1.2. Методы исследования внутренней и внешней среды организации 18
1.3. Методика оценки эффективности проекта 25
1.4. Особенности планирования и реализации бизнес-проектов в сфере обеспечения безопасности движения транспорта 34
2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «КС» 40
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании 40
2.2. Анализ конъюнктуры рынка систем видеонаблюдения на транспорте 58
2.3. Основные проблемы внедрения компании ООО «КС» на новый рынок 70
3. Маркетинговое и финансово-экономическое обоснование проекта по внедрению систем видеонаблюдения на транспорте 84
3.1. Бизнес-модель и маркетинговая концепция проекта 84
3.2. Организационный план 94
3.3. Производственный план 96
3.4. Финансово-экономическая модель проекта 102
3.5. Оценка эффективности и рисков проекта 116
Заключение 128
Список использованных источников и литературы 133
Приложения 139
Актуальность темы исследования. Безопасность дорожного движения является важным и неотъемлемым условием улучшения демографических показателей, сокращения естественной убыли населения. Так, в общественном транспорте ежедневно перемещаются тысячи пассажиров. Сотни грузовых автомобилей перевозят опасные грузы, при неправильной эксплуатации которых либо нарушении правил дорожного движения возможно возникновение техногенных катастроф со значительным количеством человеческих жертв и существенным ущербом окружающей среде.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» компании, занимающиеся перевозкой пассажиров обязаны:
- предоставлять в Росавтодор полный перечень сведений для своевременного ведения реестра объектов транспортных средств;
- оборудовать машины техническими средствами для видеонаблюдения в кабине водителя и салоне. Фиксируемая информация должна храниться на внешнем носителе не менее 30 календарных дней. Такой срок необходим для анализа сведений в случае аварий и нарушения правил дорожного движения.
Система видеонаблюдения на транспорте должна быть установлена в соответствии с действующим законодательством. При этом технические средства снижают затраты на обслуживание автомобилей, оптимизируют работу персонала и дисциплинируют водителей.
Помимо основополагающих задач безопасности камеры видеонаблюдения решают следующие задачи:
- контроль режима труда и отдыха водителя;
- мониторинг потока пассажиров;
- фиксация административных правонарушений в салоне автобуса;
- контроль за нахождением внутри транспорта оставленных пассажирами вещей;
- разрешение спорных вопросов в результате дорожно-транспортных происшествий.
Развитие законодательства в данном направлении стимулирует развитие нового рынка – рынка систем видеонаблюдения на транспортных средствах. Компании, которые занимаются тематикой видеонаблюдения в целом стараются активно быстро сориентироваться и предложить рынку свой новый продукт. Несмотря на насыщенность рынка, услуга монтажа систем видеонаблюдения в транспорте не только востребована, но и спрос на нее увеличивается существенными темпами, что позволяет делать вывод о необходимости разработки проекта и бизнес-плана для действующей компании ООО «КС», имеющей ресурсы и опыт работы для развития данного направления деятельности.
Вопросы разработки бизнес-планов исследованы многими авторами в области стратегического менеджмента. Данным исследованиям посвящены работы таких известных авторов, как Г.Н. Алексеева, В.С. Алиев В.С., И. Балабанов И., А.Д. Шеремет, Е.Г. Безрукова, Ю.Е Клишина, В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин, А.С. Волков А.С., Е.С. Гавриш, Р.Б. Схаплок, Е.А. Митибаева, В.А. Галаничев В.А., А.П. Гарнов А.П., В.Л. Горбунов, А.С. Драганов А.С. и др. При этом недостаточно изучены сущностные аспекты бизнес-планирования, а также отсутствует единая методика формирования бизнес-плана. Недостаточное внимание теоретиков и практиков уделяется проектам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Целью выпускного квалификационного исследования является разработка и обоснование проекта по внедрению систем видеонаблюдения на транспорте.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать сущность, задачи и этапы разработки бизнес-плана;
- рассмотреть методы исследования внутренней и внешней среды организации;
- исследовать методику оценки эффективности проекта;
- выявить особенности планирования и реализации бизнес-проектов в сфере обеспечения безопасности движения транспорта;
- сформировать организационно-экономическую характеристику компании;
- провести анализ конъюнктуры рынка систем видеонаблюдения на транспорте;
- выявить основные проблемы внедрения компании ООО «КС» на новый рынок;
- разработать бизнес-модель и маркетинговую концепцию проекта;
- разработать организационный план проекта;
- разработать производственный план проекта;
- сформировать финансово-экономическую модель проекта;
- оценить эффективность и риски проекта.
Объектом исследования является ООО «Компания Спецавтоматика».
Предметом исследования является проект внедрения систем видеонаблюдения на транспорте.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы и заключение. Введение содержит обоснование актуальности тематики исследования, цель, задачи, объект, предмет, структуру, методы, теоретическую, практическую основу исследования. Первая глава выпускной квалификационной работы содержит исследование теоретических основ бизнес-планирования. Во второй главе приводится анализ внутренней и внешней среды ООО «КС». Третья глава содержит разработку проекта внедрения систем видеонаблюдения на транспорте, его маркетинговое и финансово-экономическое обоснование.
Проведение исследования предполагает использование методов научного исследования. Так, методологию исследования по заданной тематике составят общенаучные и специальные методы исследования, включающие: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, опрос, измерение, мониторинг, моделирование, статистические методы. Каждый метод направлен на решение определенного спектра задач научного исследования.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили исследования отечественных и зарубежных авторов в области бизнес-планирования и проектного управления.
Информационную базу исследования составили данные о деятельности ООО «Компания Спецавтоматика», полученные из официальных источников, в том числе с официального сайта компании, из финансовой и аналитической отчетности организации, а также данные о рынке и контрагентах в общем доступе Интернет-ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в формулировании более точного определения понятия «бизнес-план», а также в формировании нового алгоритма анализа и бизнес-планирования в системе управления проектами организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта и бизнес-плана для развития нового направления деятельности организации, в результате реализации которого компания сможет получить дополнительную прибыль и улучшить свои финансовые результаты и финансовое положение.
Бизнес-план представляет собой важнейших инструмент в достижении целей инициатора проекта по привлечению инвестиций и реализации проекта, связанного с расширением производства, системы продаж, инновационным развитием производства и продукта, обеспечивающий полную информационную картину для всех стейкхолдеров проекта. Основные задачи и этапы проекта определяют грамотное и лаконичное изложение основной идеи проекта и способа достижения поставленных инициатором целей.
Учитывая поэтапность проведения оценки внешней и внутренней среды и потребность предприятия в группировке факторов, предложенная методика комплексной оценки определяет важнейшие для любого предприятия факторы. Однако эта система также не является универсальной, и каждое предприятие должно дополнительно рассмотреть те факторы, которые важны именно для него, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии среды, которая его окружает. Для повышения эффективности анализа существует необходимость сочетания результатов сразу нескольких методов.
Выбор тех или иных критериев эффективности инвестиционных проектов определяется конкретными задачами, стоящими перед компанией. Степень объективности оценок зависит от комплексности и глубины используемой совокупности формализованных критериев. Поэтому для правильной оценки инвестиционных альтернатив необходимо конкретизировать цели инвестора и на их основании осуществить выбор показателей эффективности проекта. Кроме того, инвестиционное решение предполагает учет не только формализованных критериев, но и неформализованных (содержательных) методов.
Особенности планирования и реализации бизнес-проектов в сфере обеспечения безопасности движения транспорта заключаются в особой социальной важности вопроса и наличии программ государственного регулирования данного вопроса.
Объектом исследования является организация ООО «Компания Спецавтоматика», образованная в 2007 году в г. Красноярске. Компания осуществляет проектирование, монтаж, обслуживание, оптово-розничные продажи систем безопасности. В период 2019-2021гг. наблюдается значительное увеличение финансовых результатов в результате роста деловой активности компании. Основным недостатком, влияющим на уровень финансовой устойчивости организации, является дефицит собственного капитала в структуре баланса и чрезмерная зависимость от кредиторской задолженности. Для повышения финансовой устойчивости ООО «Компания Спецавтоматика» требуется увеличить доходность и чистую капитализируемую прибыль, в том числе посредством выхода на новые рынки с новым продуктом. Одним из таких направлений является рынок систем видеонаблюдения на транспорте.
Рынок систем видеонаблюдения на транспорте активно развивается. Основным импульсом является ужесточение требований законодательства по обеспечению безопасности движения транспорта, участвующего в осуществлении регулярной деятельности субъектами транспортной инфраструктуры. Так, введение требования об установке систем видеонаблюдения в пассажирских и грузовых автотранспортных средствах положительно повлияло на увеличение объема рынка. Рынок Красноярского не насыщен, поскольку профильных компаний, которые обслуживают исключительно транспортные средства по установке систем видеонаблюдения, практически нет. Для основной доли участников данное направление деятельности является дополнительным. Кроме того, четкие предложения для потенциальных клиентов сформированы лишь несколькими компаниями. На основе проведенного анализа конъюнктуры рынка можно сделать вывод о наличии возможностей для внедрения на рынок новых компаний, а также действующих участников рынка систем видеонаблюдения, профилирующихся в настоящее время на стационарных объектах. К таким и относится ООО «Компания Спецавтоматика».
Внедрение на новый рынок для компании сопряжено с потребностью в решении различного рода проблем, создаваемых как внутренней, так и внешней средой организации. Проблемы внутренней среды связаны с внедрением на новый рынок и отсутствием опыта у компании, а также потребностью в осуществлении стартовых расходов, в том числе на реализацию новой рекламной кампании. Проблемы со стороны внешней микросреды заключаются в вероятном возникновении дефицита некоторых запасных частей, а также в усилении конкуренции, росте цен поставщиков. Макросреда оказывает наибольшее негативное влияние на рынок, определяя потребность в поиске альтернативных вариантов оборудования и новых поставщиков, а также в определении вероятности и вариантов стратегии деятельности компании на случай наступления новых событий по типу «черных лебедей», таких как пандемия COVID-19 и специальная военная операция в Украине. На основе проведенного анализа и оценки проблем и перспектив развития ООО «КС» на рынке систем видеонаблюдения на транспорте можно сделать вывод о целесообразности разработки и реализации проекта компании по внедрению на новый рынок.
Бизнес-модель проекта основывается на наличии стейкхолдеров проекта и ресурсов для его реализации. Ресурсную часть обеспечивают специалисты компании и поставщики оборудования, основным из которых является российская компания SOWA, производственная структура и структура технической поддержки которой расположены в Красноярском крае. Маркетинговая концепция проекта должна заключаться в формировании комплексного предложения по видам транспортных средств с четким ценообразованием. Основными способами продвижения нового продукта на рынке должны стать интернет-реклама, наружная реклама и личные продажи.
Для реализации проекта компании ООО «КС» необходимо увеличить штат работников: требуются на 1 менеджер, который будет полностью курировать данное направление деятельности, и 2 техника. Уровень оплаты труда новых работников будет аналогичным, как и у имеющихся работников на аналогичных должностях. Менеджер продаж будет подотчетен заместителю директора, техники – главному инженеру. Разработаем производственный план проекта.
Производственный план проекта включает 988 систем видеонаблюдения в первый год, 1984 систем – во второй год реализации проекта, 2964 систем – в третий год реализации проекта. Предполагается формирование комплексного предложения «под ключ», а также оказание отдельных услуг по монтажу, не входящих в общий пакет.
Выручка по проекту составит 36137 тыс. руб. в 1-й год, 75850 тыс. руб. во 2-й год, 114576 тыс. руб. в 3-й год. Полная себестоимость составит 30807 тыс. руб. в 1-й год, 63605 тыс. руб. во 2-й год, 95715 тыс. руб. в 3-й год. Валовая прибыль составит 10689 тыс. руб. в 1-й год, 22435 тыс. руб. во 2-й год, 33813 тыс. руб. в 3-й год реализации проекта.
Прибыль от продаж составит 5330 тыс. руб. в 1-й год, 12245 тыс. руб. во 2-й год, 18861 тыс. руб. в 3-й год. Чистая прибыль проекта составит 4264 тыс. руб. в 1-й год, 9796 тыс. руб. во 2-й год, 15089 тыс. руб. в 3-й год.
Рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, составит 14,8% в 1-й год, 16,1% во 2-й год, 16,5% в 3-й год. Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, составит 11,8% в 1-й год, 12,9% во 2-й год, 13,2% в 3-й год.
Для реализации проекта требуются инвестиции в размере 1 млн. руб. Источником инвестиций станет кредит в ПАО «Сбербанк» под 18% годовых. Ставка дисконтирования по проекту составит 17,5%. Срок окупаемости проекта составит 5 месяцев. Для проекта внутренняя норма доходности составила 623,7%. Поскольку показатель существенно превышает ставку дисконтирования (17,5%), следует сделать вывод о высокой прибыльности проекта. Индекс рентабельности проекта составляет 31,7, средняя норма рентабельности 3153,6%, что также подтверждает эффективность проекта. Наиболее значимыми для проекта являются риски: кредитный, инвестиционный, коммерческий, отраслевой, политический, риск изменения законодательства. Для снижения рисков необходимо осуществлять регулярный мониторинг рынка, работать над развитием персонала, формировать финансовые резервы в процессе реализации проекта, усилить сотрудничество с российскими поставщиками оборудования и сократить поставки из Китая.
1 Приказ Министерства транспорта Красноярского края от 09.01.2018г. №6/2-Н «Об утверждении транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года»
2 Постановление Правительства РФ от 08.10.2020г. №1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
3 Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 (ред. от 17.04.2021) «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»
4 Минэкономразвития России "Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (вместе с "Исходными условиями для формирования вариантов развития экономики", "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (Базовый)", "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (Консервативный)")
5 Алексеева Г.Н.Управление проектами / Г.Н. Алексеева. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2021. – 80 с.
6 Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
7 Балабанов И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник; 4-е изд., доп. 2019 – 564 с.
8 Безрукова Е.Г., Клишина Ю.Е. Понятие бизнес-плана и его значение // В сборнике: Будущее науки-2019 сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 42-45.
9 Белогребень А. А., Декомпозиция составляющих величины социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий // Белогребень А. А., Матанцева О. Ю., Титов А. Е. // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 24-28
10 Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: Инфра-М, 2019. — 352 c.
11 Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. — 81 c.
12 Гавриш Е.С., Схаплок Р.Б., Митибаева Е.А. Назначение и особенности формирования бизнес-плана // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naznachenie-i-osobennosti-formirovaniya-biznes-plana (дата обращения: 09.06.2022)
13 Гавриш Е.С., Хилько В.И. Социальный пакет как метод стимулирования персона-ла//Россия в меняющемся мире: социально-экономические, политические и гуманитарные ориентиры. Материалы ХХХ11 Международной научно-практической конференции. 2015. С.277-280
14 Гай Л.Е., Кущенко С.В., Шутов А.И., Воля П.А. Заторовые явления. Возможности предупреждения / Л.Е. Гай, С.В. Кущенко, А.И. Шутов, П.А. Воля. - Текст: непосредственный // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2019. - № - С. 166-169
15 Галаничев В.А. Понятие бизнес-плана и его значение // Проблемы науки. 2018. №7 (31). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-biznes-plana-i-ego-znachenie (дата обращения: 12.06.2022)
...всего 47 источников