ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1. Сущность проектной деятельности и особенности её организации в детском саду 5
1.2. Значение проектной деятельности в развитии дошкольников 12
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1. Реализация проекта Реализация проекта в группе детского сада 16
2.2. Результаты реализации проектной деятельности 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В последние годы развитие различных способностей детей стало очень актуальной проблемой педагогики и психологии, что связано с усовершенствованием нововведений. Перспективному обществу нужны квалифицированные и целеустремленные профессионалы во всех сферах жизни, и в основном такими людьми способны стать люди с хорошими исследовательскими способностями и развитым интеллектом.
В современный педагогический процесс в условиях дошкольных образовательных учреждений прочно вошла проектная деятельность детей, предполагающая их самостоятельный поиск информации, выполнение различных творческих задач и активное взаимодействие с педагогом, родителями и сверстниками. Поэтому тема данного исследования актуальна.
Объектом исследования является участие старших дошкольников в проектной деятельности.
Предмет исследования: особенности проектной деятельности старших дошкольников.
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития способностей детей в ходе проектной деятельности.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «проектная деятельность» и её организацию в условиях ДОО
2. Определить значение проектной деятельности в развитии старших дошкольников
3. Разработать проект «Детские сказки» для детей старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать результаты реализации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективно организованная в условиях ДОО проектная деятельность создаёт благоприятные возможности для формирования исследовательских способностей дошкольников.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами.
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике воспитателя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Исследования психологов показали, что развитие исследовательских навыков у детей должно начинаться в раннем возрасте. В детском саду это занятие должно стать частью образовательного процесса. Развитие исследовательских навыков предполагает создание учителем определенной среды.
Учитель может проводить эту развивающую деятельность, используя различные формы. Одной из наиболее актуальных форм деятельности, способствующих активному развитию исследовательских навыков, является проектная деятельность. При подготовке и выполнении проектов ребенок может проявить присущие им задатки и способности, распознать собственные способности и развить их в выбранном направлении. Следует отметить, что проектная деятельность интересна детям и поэтому мотивирует их развивать свои навыки.
Реализуемые проекты должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей и только тогда могут развить свой эффект.
Данное исследование показывает возможности использования проекта «Детские рассказы» с целью развития исследовательских навыков дошкольников. В этом проекте приняли участие дети, учителя и родители. Согласно проведенным психологическим методам при выполнении проекта происходило развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей, что способствует формированию у них исследовательских навыков. Это также увеличивает познавательный интерес студентов к различным видам деятельности, которые создают благоприятную основу для повышения их творческого потенциала.
Таким образом, данное исследование показывает, что проектная деятельность является эффективным способом развития исследовательских навыков у дошкольников в условиях дошкольного образования. При этом большое значение имеет деятельность учителя и родителей, участие которых в проекте также имеет большое значение. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается результатами экспериментальной работы.
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
12. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
15. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
16. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
18. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
20. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
21. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
22. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
23. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
24. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
25. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
26. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
27. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
28. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
29. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
30. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
31. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
32. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
33. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
35. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
36. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
37. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
38. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
39. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
40. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
41. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124