Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей

Работа №112305

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения эмоционального развития детей дошкольного возраста
1.1 Сущностная характеристика эмоциональных состояний детей дошкольного возраста…6
1.2 Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников……………..17
Глава II. Арт-терапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста
2.1 Арт-терапия как метод психологического воздействия на личность ребенка……………24
2.2 Арт-терапевтические средства в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста………30
Заключение……………………39
Список литературы………42

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем в их единстве может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Сегодня проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания. Но вопрос об эмоциональном развитии ставился в методике дошкольного воспитания и раньше. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных программ художественно-гуманитарного цикла, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса. Немаловажна роль родителей и семьи в эмоциональном воспитание ребенка, отмечается недостаточное информирование родителей о современных характеристиках ребенка дошкольного возраста.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшение психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Главной целью арт-терапии является гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о депрессивных и зависимых пациентах. Через прорабатывания блокированных и/или не осознаваемых чувств, эмоций, состояний средствами терапии искусств, происходит изменение стереотипов поведения, повышение адаптационных способностей, нахождение компенсаторных и ресурсных возможностей клиента (пациента), и в конечном итоге — успешное интегрирование его в общество.
Таким образом, исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить специальную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть и раскрыть сущностную характеристику понятий «эмоции», «эмоциональные нарушения» и «арт-терапия»;
3. проанализировать проблемы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
4. изучить особенности арт-терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — эмоциональные состояния и их нарушения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности использования арт-терапии как метода психологического воздействия на личность ребенка.
Гипотеза исследования: методы арт-терапии могут быть эффективны в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста.
Данную тему исследования изучали: Выготский Л.С. (изучал эмоциональное развитие детей); Запорожец А.В. (эмоциональные новообразования дошкольного возраста); Изард К.Э. (развитие детских эмоций); Леонтьев А.Н. (история возникновения «арт-терапии»; Рубинштейн С.Л. (задачи формирования эмоциональной культуры детей дошкольного возраста); Щелованов Н.М. (формирование эмоций в дошкольном возрасте).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов, связанных непосредственно с мотивами, инстинктами человека, а также потребностями, и отражающих форму определенного переживания, (такого как, радость или страх, горе или гнев и т.д.), значимость действующих на личность ситуаций и явлений для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоциональная сфера может проявляться, как некие специфические субъективные переживания младших школьников, которые зачастую очень преувеличивают и ярко окрашивают то, что дети могут ощущать, воображать, эмоции представляют собой исключительный феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти проявления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции — постоянные спутники каждого человека, которые напрямую оказывают влияние на его деятельность, поступки и даже мысли. Эмоции могут затруднять установление межличностного контакта между индивидом и группой, а могут наоборот помочь в решении тех или иных проблем или конфликтных ситуаций.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма рассматривается сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
В качестве развивающих возможностей арттерапии, способствующих самопознанию, актуализации и развитию творческого потенциала личности можно отметить следующие постулаты:
– арттерапия, использующая комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, способствует познанию личностью себя, своих личностных качеств, поведенческих характеристик, предоставляет возможность самовыражения в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты личности, а также способствует снятию барьеров, блокирующих проявление творчества личности;
– использование арттерапии создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном аспекте;
– целенаправленное арттерапевтическое воздействие акцентирует направленность личности на творческие виды деятельности, одним из которых является профессионально-педагогическая деятельность, поэтому применение арттерапевтических практик должно по праву занять весомое место в ряду других дисциплин в плане профессиональной подготовки специалистов, особенно гуманитарного профиля, деятельность которых требует повышенной творческой активности, гибкости мышления, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Для наиболее эффективной коррекции эмоционального состояния детей на занятиях необходимо использовать разные виды арттерапии (музыкотерапию, изотерапию, имаготерапию, сказкотерапию, кинезитерапию, и др.) и их интеграцию, предоставляя возможность ребятам как можно больше общаться с музыкой, сказкой, изобразительным искусством стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости ребенка.
Используя различные виды арттетапии, не ограничиваясь каким – либо одним из них, накапливать художественно-творческий опыт общения детей с разными видами искусства. Создавать условия для того, чтобы каждый ребенок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.
Таким образом, арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.



1. Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников [Текст] / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика.- 2014. - № 4. - с. 7–10
2. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2. – 436 с.
3. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] /К.Э. Изард. - М.: Издательство МГУ, 2000. — 281 с.
4. Леонтьев А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: «Международный Образовательный и Психологический Колледж», 1995. – 144 с.
5. Антонова, Е.В., Томашевская О.А. Изучение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - с. 560-564 - http://www.moluch.ru
6. Белецкая, Е.А. Специфика формирования эмоциональной культуры детей в условиях ДОУ [Электронный ресурс] / Е.А. Белецкая // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №11. - с. 11-15 - - http://elibrary.ru
7. Бросова, Т.В. Песочная терапия – один из методов арт-терапии [Электронный ресурс] / Т.В. Бросова // Проблемы современной науки и образования. – 2015. - №3(33). – с. 89-92 - http://elibrary.ru
8. Буянова, А.Ю., Кудрявцева, Е.Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] А.Ю. Буянова, Е.Ю. Кудрявцева // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - с. 59-61 - http://www.moluch.ru
9. Волгуснова, Е.А. особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников [Электронный ресурс] / Е.А. Волгуснова // Дошкольное образование. – 2015. – №4. – с. 51-54 - http://elibrary.ru
10. Георгиевская, Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - с. 320-322 - http://www.moluch.ru
11. Георгиевская, Д.А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2015. - №22. - с. 896-899 - http://www.moluch.ru
12. Джукенова, Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника [Электронный ресурс] /Г.Д. Джукенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. - №28. – с. 43-48 - http://elibrary.ru
13. Донская, Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] / ТК. Донская // Наука. Искусство, культура. – 2013. - №2. – с. 144-152 - http://elibrary.ru
14. Знаменская, Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - №2. – с. 80-87 - http://elibrary.ru/
15. Инамалиева, Г.К. Психологические и лингвистические понятия эмоции [Электронный ресурс] / Г.К. Иманалиева // Наука и современность. – 2014. - №12. – с. 200-204 - http://elibrary.ru
16. Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] /Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №11. – с. 218-225 - http://elibrary.ru
17. Королева, К.И. Арт-терапия как один из новых методов психологической коррекции [Электронный ресурс] / К.И. Королева // Научное обозрение. – 2015. - №3. – с. 42-45 - http://elibrary.ru/
18. Лавинская, Е.С. Методы арт-терапии в современной психиатрии [Электронный ресурс] / Е.С. Лавинская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №33. – с. 103-108 - http://elibrary.ru/
19. Малинина, С.М. Использование арт-терапии в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.М. Малинина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. - №8. – с. 75-78 - http://elibrary.ru
20. Мартьянова, Г.Ю. Потенциал арт-терапии в системе коррекционной помощи дошкольнику [Электронный ресурс] / Г.Ю. Мартьянова // Психолог. – 2015. - №1. – с. 94-118 - http://elibrary.ru
21. Михальченко, К.А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Электронный ресурс] К.А. Михальченко // Актуальные вопросы современной психологии: матер. междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - с. 60-63 - http://www.moluch.ru
22. Москвина, А.С. Основные психолого-педагогические причины эмоциональных нарушений у детей [Электронный ресурс] / А.С. Москвина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. - №22. – с. 36-38 - http://elibrary.ru
23. Никитина, О.З. Развитие эмоциональной культуры дошкольника как центральной составляющей готовности к обучению в школе [Электронный ресурс] / О.З. Никитина // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: мат. всерос. науч.-практ. конф. – СПб, 2014. - с. 87-90 - http://elibrary.ru
24. Николаева, В.В. Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников [Электронный ресурс] / В.В. Николаева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2015. - №4(9). – с. 34-38 - http://elibrary.ru/
25. Новикова, С.А. Влияние семьи на развитие эмоциональной сферы дошкольников [Электронный ресурс] / С.А. Новикова // Развитие родительских компетенций: матер. всерос. науч-практ. конф.- М., 2015. – с. 161-167 - http://elibrary.ru
26. Паршукова, И.Л. Артпедагогика как основа проектирования образовательного процесса детей дошкольного и младнешл школьного возраста [Электронный ресурс] / И.Л. Паршукова //Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: мат. всерос. науч.-практ. конф. – СПб, 2014. - с. 25-27 - http://elibrary.ru
27. Токарев, А.А. Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Электронный ресурс] / А.А. Токарев // Молодой ученый. - 2012. - №6. - с. 433-436 - http://www.moluch.ru
28. Федченко, Н.М. К проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника [Электронный ресурс] / Н.М. Федченко // Педагогический опыт. – 2016. - №14. – с. 119-124 - http://elibrary.ru
29. Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Электронный ресурс] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. - №21. – с. 73-76 - http://elibrary.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ