Особенности управления персоналом в период реформирования организации ( на примере Восточно-Сибирского железнодорожного агентства ( ВСЖА) структурного подразделения Восточно-Сибирского Филиала АО Федеральная пассажирская компания г. Красноярск)
Введение 11
1. Особенности управления персоналом в период реформирования организации 14
1.1. Основные понятия управления в период реформирования 14
1.2. Методы реформирования организаций 21
2 Организационно-управленческий анализ деятельности Восточно Сибирского железнодорожного агентства . .
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов в ВСЖА 40
2.3 Организационно-управленческий анализ деятельности Тайшетского цеха
ВСЖА 50
2.4 Анализ системы мотивации и удовлетворенности трудом 56
3. Повышение эффективности управления персоналом в период
реформирования организации 72
3.1 Управление персоналом в период реформ 72
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы
организации в период реформирования 77
4. Безопасность и экологичность проекта 83
Заключение 128
Список использованной литературы 131
Приложение А (обязательное) 133
Приложение Б (обязательное) 135
Среди других видов транспорта железнодорожный во многих промышленно развитых странах занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью - возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, практически во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, железнодорожный транспорт остаётся основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения. Базируясь на современных видах тяги, надёжных перевозочных ёмкостях, мощном рельсовом основании, привлекая прогрессивные средства компьютеризации и сигнализации. Железнодорожный транспорт наряду с другими отраслями промышленного производства входит в экономический потенциал каждой страны.
Существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства в условиях формирования рыночных отношений. Осуществляется структурная перестройка народного хозяйства, переориентация его на потребителя; модернизация важнейших отраслей народного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта и связи на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; продуманная конверсия военного производства; переход к смешанной экономике, в которой создаются на равных правах различные формы собственности - государственная и частная; акционерная и корпоративная; свободное развитие всех коллективных и частных форм хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; ограниченное включение страны в широко хозяйственные связи.
Современная служба управления персоналом является ведущим методическим, информационным и координирующим центром работы с кадрами в организации. Она сегодня объединяет и реализует многочисленные функции, ранее рассредоточенные по разным структурным подразделениям.
Персонал - наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна. В современных условиях коренным образом изменяется роль человека в производстве.
Служба управления персоналом - это целостная система регулятивноправовых, исполнительно-распорядительных органов, обеспечивающих социальное управление, организацию социально-трудовых отношений, действенность кадровой политики, формирование и развитие кадрового потенциала.
Служба управления персоналом в функциональном плане намного шире кадровой службы. Для действенного управления нужны соответствующие рычаги, механизмы. Именно поэтому служба управления персоналом включает в себя помимо чисто кадровых структур, ряд функций, принадлежащих ранее структурам иного профиля: труда и заработной платы, социальной защиты, профессиональной подготовки кадров, наград и т.д. Появилась острая необходимость иметь в составе служб управления персоналом социологов, психологов, юристов, социальных работников.
Реформирование железнодорожного транспорта предполагает радикальную перестройку всей системы управления. Система должна быть максимально оптимизирована, в новых условиях каждое подразделение призвано самостоятельно отвечать не только за организационные, кадровые, технические и технологические решения, но и за конечный экономический результат своей деятельности.
Объект исследования - является особенности службы управления персоналом Восточно-Сибирского железнодорожного агентства (ВСЖА) структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Предмет исследования - основные направления, виды, формы, методы управления, представляющие собой современную систему управления персоналом Восточно-Сибирского железнодорожного агентства.
Цель исследования - является диагностика состояния работы с персоналом и изучение особенностей управления персоналом в момент реформирования для повышения эффективности деятельности компании.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- теоретический анализ деятельности службы управления персоналом в момент реформирования организации;
- обоснование путей развития системы управления персонала;
- разработка рекомендаций по оптимизации работы с персоналом для внедрения в управленческую практику.
В выпускной квалификационной работе использовались метод анализа, статистический метод, метод опроса, графические способы выражения информации.
В первой главе дипломной работы будет представлены основные понятия, классификация и методы управления персоналом в период реформирования организации.
Вторая глава посвящена подробному анализу основных кадровых показателей работы агентства.
В третьей главе предоставлены мероприятия, направленные на решение выявленных проблем в работе с персоналом организации.
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» рассмотрено обучение и проверка знаний по охране труда в Восточно-Сибирском железнодорожном агентстве, что имеет не малую роль в успешном функционировании предприятия.
Подведя итог дипломного проекта можно сказать следующее, что современная служба управления персоналом является действительно ведущим методическим, информационным и координирующим центром работы с кадрами в организации. Она сегодня объединяет и реализует многочисленные функции.
Назначение ВСЖА, как и АО «ФПК»: удовлетворение потребностей населения и выполнение социального заказа государства на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, с обеспечением высокого уровня безопасности, комфорта и сервиса для каждого пассажира и высокой экономической эффективности работы компании и ее филиалов.
В первой главе дипломной работы рассмотрен теоретический материал об особенностях управления персоналом в период реформирования организации, основные понятия, классификация и методы.
Во второй главе дипломной работы произведен анализ структуры организации и производственно-хозяйственной деятельности.
Рассмотрев все показатели деятельности управления персоналом в период реформирования организации за три года, можно сделать вывод об удовлетворительной обстановке в работе ВСЖА, но много и недостатков, которые необходимо учесть и исправить, то есть продолжать работу по усовершенствованию работы управления персоналом.
Были изучены такие документы, как «штатное расписание», «правила внутреннего трудового распорядка», должностные инструкции различных работников, приказы о премировании, различные распоряжения и т.д.
Также ознакомились с системой функционирования предприятия, а в частности отдела по управлению персонала.
Было проведено анкетирование, в результате которого были получены, обработаны и проанализированы данные, необходимые для внесения конкретных предложение в усовершенствовании систем управления персоналом на предприятии.
Были исследованы такие аспекты организации, как:
- организационная структура;
- кадровый состав;
- движение персонала;
- рассчитаны коэффициенты текучести и постоянства кадров;
- рассчитаны коэффициенты оборота, приема и выбытия;
- проведен анализ использования трудовых ресурсов.
В результате проведения анализа основных показателей работы Восточно-Сибирского железнодорожного агентства выявлено, что произошло:
- уменьшения численности работников;
- увеличение коэффициента текучести кадров;
- в Тайшетском цехе произошло реформирование участка - ликвидировано багажное отделение;
- персонал не удовлетворен отношением администрации к нуждам работников;
- при происходящем сокращении штата численности, у администрации нет возможности трудоустроить работников, вследствие чего люди после сокращения «уходят просто на улицу».
На предприятии идет активное реформирование. В связи с сокращением численности штата возникает много конфликтных ситуаций среди работников, такое положение дел мешает нормальной работе организации, эффективность снижается. Ликвидация багажного отделения в Тайшетском цехе породила много жалоб и возмущений у пассажиров и населения города Тайшета. Персонал организации не удовлетворен отношением руководства к работникам, при ликвидации отделов и сокращении численности штата персоналу не могут предоставить приемлемые новые места работы, что снижает эффективность работы сокращаемых работников, подрывает авторитет службы персонала железной дороги. Для дальнейшей эффективной работы организации необходимо серьезное внимание обращать на работу с персоналом.
В третьей главе предложены мероприятия, направленные на решение проблемы, возникшей при реформировании организации и рассчитан эффект при их внедрении.
В разделе безопасности и экологичности проекта рассмотрены вопросы охраны труда в ВСЖА - это обучение и проверка знаний по охране труда.
В результате можно сделать вывод, что все меры по технике безопасности выполняются, инженер по охране труда имеет высокую категорию, с работниками предприятия регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности, и проводится своевременная проверка их знаний, что ведет к уменьшению случаев производственного травматизма и серьезному отношению к исполнению своих обязанностей. Все это ведет к положительному эффекту в работе предприятия.
1. Веснин В.В. Менеджмент для всех /В.В. Веснин - М.: Юрист, 2008.
2. Виханский О.С. Менеджмент/О.С. Виханский, А.И. Наумов. Учебник. - 3-е изд.-М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом /А.Я.Кибанов. - М.: Гардарики. 2007. - 528 с.
4. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.
5. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности: учебное пособие для вузов. М.:Экзамен.2004. - 256 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. 3-е изд.Н.Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.
7. Музыченко В.В. Управление персоналом: лекции: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. - 528 с.
8. Положение «Требования к оформлению текстовой и графической документации. Нормоконтроль». Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2012. - 46 с.
9. Устав АО «ФПК»
10. Правила внутреннего трудового распорядка для работников ВСЖА - филиала АО «ФПК»
11. Положение об Восточно-Сибирском железнодорожном агентстве ВосточноСибирского филиала АО «ФПК»
12. Информация из ИНТЕРНЕТ: http://rzd.ru/
13. ВКК Национальный союз кадровиков (НСК). Наталья Бордовская, заместитель руководителя по работе с персоналом, Гранд-отель «Европа», г. Санкт- Петербург. www.kadrovik
14.. Служба персонала и реформирование компании. Т.С. Рожкова, ст. консультант отдела кадрового консалтинга ЗАО "Евроменеджмент", г. Москва. www.kadrovik
picturesofmoscow.com
16. ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников Восточно - сибирского железнодорожного агентства - структурного подразделения Восточно - Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».2011. - 32 с.
17. Годовые отчеты по движению работников и состоянии трудовой дисциплины Восточно-Сибирского железнодорожного агентства структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания».