Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей к условиям детского сада (Смоленский государственный университет)

Работа №112294

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» г. Смоленска.
Выборка: 20 детей второй младшей группы «Непоседы» в возрасте 3-4 лет (из них: 12 мальчиков и 8 девочек) и 20 родителей.
Есть приложения (методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Адаптация детей к условиям детского сада как психолого-педагогическая проблема
1.2.Специфика организации адаптации детей к условиям детского сада
1.3. Анализ современной практики дошкольных образовательных организаций по адаптации детей младшего дошкольного возраста …………………………..
Выводы по главе I …………………………
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Определение уровня адаптации детей 3-4 лет к условиям детского сада
2.2.Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации
2.3. Анализ результатов исследования, разработка рекомендаций для родителей по адаптации детей к условиям детского сада
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Памятка-вопросник для оценки наблюдения поведения детей младшего дошкольного возраста ……………………
Приложение 2. Авторская анкета смешанного типа «Готовность ребенка к детскому саду»
Приложение 3. Конспект совместного с родителями развлечения «Вечерние посиделки»
Приложение 4. Конспект совместного развлечения с детьми и родителями во второй младшей группе «Любимая игрушка»
Приложение 5. Конспект совместного развлечения с участием детей 3-4 лет и родителей «В гости к матрешке»
Приложение 6. Картотека потешек и стихов для детей младшего дошкольного возраста

Младшие дошкольники очень чувствительны к разлуке с близкими взрослыми, беспокойны, плаксивы, боятся новизны. К тому же с каждым годом все больше растет количество малышей с низким уровнем нервно-психического развития, психосоматическими заболеваниями.
Начиная посещать дошкольную образовательную организацию (ДОО), ребенок попадает из знакомой и привычной семейной обстановки в новые условия, что неизбежно влечет изменение его поведенческих реакций, расстройство аппетита и сна. Чтобы привыкание ребенка младшего дошкольного возраста проходило более адекватно и не вызывало проблем в его психическом и физическом состоянии, необходимо создание комфортных условий, реализация оптимальных форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей детей, условий проживания в семье. На практике же выявлено, что педагоги, осуществляющие прием младшего дошкольника в ДОО, не всегда проводят с родителями беседу о том, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми вне семьи, имеются ли у него какие-либо нарушения в состоянии здоровья. В тоже время именно эти моменты играют решающую роль в процессе адаптации.
Рассмотрение проблемы адаптации младших дошкольников неоднократно являлось предметом исследования многих специалистов в различных областях знаний, однако на данный момент остается нерешенным ряд вопросов, связанных с проблемами адаптационного периода, формами и методами работы с младшими дошкольниками в период адаптации к дошкольной организации. Отдельные аспекты данного периода требуют некоторой корректировки.
Исходя из вышесказанного, была определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Адаптация детей к условиям детского сада».
Проблема исследования: какова специфика организации процесса адаптации детей к условиям детского сада?
Объект исследования: адаптациядетей к условиям детского сада.
Предмет исследования: специфика организации процесса адаптации детей к условиям детского сада.
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия успешной адаптации детей к условиям детского сада.
Гипотеза исследования: уровень адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада существенно повысится, если будет организована целенаправленная деятельность, содержание которой:
• обеспечивает комфортную развивающую среду пребывания ребенка в ДОО;
• предполагает создание комплекса мероприятий с родителями по сопровождению адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы адаптации детей к условиям детского сада;
2) определить уровень адаптации детей 3-4 лет к условиям детского сада;
3) организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации;
4) проанализировать результаты исследования, разработать рекомендации для родителей по адаптации детей к условиям детского сада.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой документации, сравнительный анализ полученных данных;
• эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом адаптации детей к условиям детского сада, педагогический эксперимент, анкетирование родителей;
• математические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» г. Смоленска. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 3-4 лет, их родители.
Структура и объем ВКР определялись логикой исследования и поставленными задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ проведенного исследования по проблеме адаптации детей к условиям детского сада позволил нам обобщить результаты и сформулировать выводы.
Теоретический анализ способствовал конкретизации понятия «адаптация», под которым понимается процесс социализации ребенка в новой для него предметно-пространственной среде, адекватное ее восприятие, сопровождающееся принятием, усвоением норм и правил поведения в условиях ДОО. С данным понятием тесно связан термин «адаптационный период» – период привыкания детей.
Поступление ребенка в детский сад часто сопровождается негативными проявлениями: появляется эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность; нарушается аппетит, сон; снижается активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками. В зависимости от выраженности данных симптомов исследователями выделены различные степени тяжести адаптации: острая, подострая, фаза компенсации (Е.О. Смирнова); «протест», «отчаяние», «отчуждение» (Е.В. Барышникова); легкая, средней тяжести и тяжелая (Е.О. Ежова). Наиболее распространенной и полной, по нашему мнению, является классификация Е.О. Ежовой, учитывающая поведенческие реакции младшего дошкольника.
Большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада играет педагог. Используя индивидуальный подход, он смягчает преодоление данного периода. Для того чтобы процесс адаптации ребенка проходил успешно и спокойно, необходимо использование разнообразных методов, приемов и форм работы, включающих адаптационные игры, игры с песком и водой, психотехнические игры, игровые упражнения с яркими игрушками-забавами, игры на подражание, игры-шутки и другие мероприятия.
Эмпирическая часть исследования также была посвящена процессу адаптации младших дошкольников к дошкольной образовательной организации. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 3-4 лет, 20 родителей.
С целью выявления уровня адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации были выделены критерии: особенности эмоционального состояния, настроения; особенности сна, характеристика аппетита; характер бодрствования; индивидуальные особенности, а также показатели к ним, соответствующие легкому, среднему и тяжелому уровням адаптации.
В процессе изучения готовности детей первой младшей группы к поступлению в ДОО нами проводились наблюдения за детьми по памятке-вопроснику для оценки поведения детей, анкетирование родителей «Готовность ребенка к детскому саду» (см. Приложение 1, см. Приложение 2).
Анализ полученных результатов наблюдения позволил определить, что на констатирующем этапе эксперимента легкому уровню адаптации соответствуют 5 (25%) детей; среднему – 6 (30%) детей; тяжелому – 9 (45 %) детей 3-4 лет.
По результатам констатирующего этапа эксперимента была выявлена необходимость педагогической работы с детьми, их родителями и педагогами по повышению уровня компетентности в вопросе готовности ребенка к детскому саду и зависимости течения адаптации.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы формы работы с детьми младшего дошкольного возраста, направленные на их адаптацию к условиям дошкольной образовательной организации. Работа проводилась не только с детьми, но и с их родителями, поскольку проблема адаптации актуальна для всех участников образовательного процесса.
Так, с родителями были организованы: анкетирование, родительские собрания, педагогическая лаборатория, совместные мероприятия, деловая игра, мастер-класс, а также индивидуальные беседы по различным вопросам воспитания младших дошкольников. Впоследствии, по завершении работы разработаны и даны методические рекомендации.
На формирующем этапе эксперимента также была проведена работа с детьми: адаптационные и развивающие игры, музыкотерапия, пальчиковые игры, песочная терапия, сюжетно-ролевые игры.
Анализ проведенной работы показал, что дети стали активнее вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, проявлять инициативу в общении, испытывая при этом положительные эмоции. У родителей также появились представления о процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
С целью выявления динамики произошедших изменений уровня адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации, был организован контрольный этап эксперимента. Уровень адаптации оценивался по тем же критериям, что и на констатирующем этапе.
Проанализировав сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы обнаружили, что на контрольном этапе эксперимента уровни адаптации к условиям ДОО стали выше по сравнению с констатирующим этапом. Значительно возросло число детей, у которых выявлен легкий уровень адаптации, количество детей, изначально имеющих тяжелый уровень адаптации, снизилось. Причиной тому, по нашему мнению, является разработанный и апробированный комплекс мероприятий с детьми, направленный на комфортную их адаптацию к условиям дошкольной образовательной организации.
Таким образом, поставленная цель была успешно достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена.



1. Адаптационные группы в ДОО: методическое пособие // Приложение к журналу «Управление ДОО». – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
3. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аскарина. – М.: Медицина, 2007. – 304 с.
4. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 23-35.
5. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. – М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2009. – 250 с.
6. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: методическое пособие / Ю.А. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
7. Бакунова И.В. Роль сказкотерапии в социальной адаптации детей к детскому саду / И.В. Бакунова, Д.Г. Левченко // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. – № 1-2. – 2014. – С. 271-277.
8. Барышникова Е.В. Изучение адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 1-5.
9. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
10. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236 с.
11. Белозёрова О.В. Проблема адаптационного периода / О.В. Белозерова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 6. – С. 21-23.
12. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
13. Вахнина Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С.13-18.
14. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2013. – 240 с.
15. Голенкова И.В. Педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников / И.В. Голенкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 1. – С. 60-65.
16. Грабенко Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: метод.пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.Н. Грабенко. – СПб.: Детство Пресс, 2009. – 63 с.
17. Долженко Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е.А. Долженко и [др.]. – Волгоград: Учитель, 2016. – 126 с.
18. Ежова О.Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://festival.1september.ru/articles/622768/ (дата обращения – 10.02.2021).
19. Еромолова Т.В. Связь социоцентрированного поведения детей раннего возраста с особенностями их адаптации к детскому саду / Т.В. Ермолова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 3. – С. 41-46.
20. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОО при подготовке ребенка к детскому саду / И.А. Задровская // Научно-практический журнал «Управление ДОО». – 2015. – № 8. – С.46-49.
21. Иванова Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицина, Е.Ю. Якупова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
22. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 38-45.
23. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 170 с.
24. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: методическое пособие / З.В. Кощеева. –М.: Зорны-верасень, 2016. – 68с.
25. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ / А.Ю. Кремлякова. – СПб.: Детство-Пресс», 2013. – 96 с.
26. Лаврентьева Н.Г. Социализация дошкольников в социокультурном окружении детского сада в процессе экологического образования / Н.Г. Лаврентьева // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5. – С. 162-165.
27. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.
28. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста / И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева. – М.: Цветной мир, 2018. – 96 с.
29. Мель Л.В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания / Л.В. Мель // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 41. – С. 51-55.
30. Мельникова И.Е. Психофизиологические механизмы адаптации дошкольников / И.Е. Мельникова. – СПб.: Издательство Рос.гос. пед. ун-та, 2008. – 119 с.
31. Никулаева С.М. Адаптация ребенка к детскому саду как главный фактор становления личности малыша / С.М. Никулаева, Ф.М. Кашапова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 4. – С. 70-72.
32. Охотникова Н.А. Социальная адаптация детей дошкольного возраста: возрастной и гендерный аспекты / Н.А. Охотникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 32. – С. 346-351.
33. Пантюхина Г.М. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Г.М. Пантюхина, К.Т. Печора, Л.А. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 172 с.
34. Педагогика детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 351 с.
35. Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: сборник / А.С. Русаков. – СПб.: Речь, 2010. – 128 с.
36. Сергеева Р.Ю. Социальная адаптация гиперактивных дошкольников средствами хореографического искусства / Р.Ю. Сергеева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 195. – С. 192-196.
37. Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4 / Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2010. – 104 с.
38. Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 5-8 / Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2010. – 120 с.
39. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 188 с.
40. Спицына В.В., Ковылина Т.Н. Особенности психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95128.htm. (дата обращения – 20.06.2020).
41. Суханов А.А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследованиях / А.А. Суханов // Гуманитарный вектор. Серия: психология, педагогика. – 2011. – № 2. – С. 201-206.
42. Сухова Е.И. Педагогические условия организации эмоционально-развивающей среды в группах раннего возраста / Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2012. –№ 2. – С. 4-17.
43. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
44. Тимофеева Л.Л. Особенности организации образовательной деятельности в первой младшей группе / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова //Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 11. – С.51-62.
45. Трофимова О.В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий / О.В. Трофимова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 139-142.
46. Файзуллаева Е.Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Е.Д. Файзуллаева. – М.: Цветной мир, 2018. – 112с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
48. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 3-12.
49. Шайхутдинова Н. В детский сад - без слез / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.109-110.
50. Шабан О.В. Влияния стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду / О.В. Шабан // Вестник экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 1-6.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ