Детско-родительские отношения в приемных семьях
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие детско-родительских отношений, классификация типов родительских отношений 6
1.2. Особенности отношений в приемных семьях 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 27
2.1. Описание выборки и методов исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Качественный анализ результатов исследования детско-родительских отношений в приемных семьях 39
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие детско-родительских отношений, классификация типов родительских отношений 6
1.2. Особенности отношений в приемных семьях 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 27
2.1. Описание выборки и методов исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Качественный анализ результатов исследования детско-родительских отношений в приемных семьях 39
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Еще с самого раннего возраста, семья для ребенка, является целым миром, в котором он учиться, делает открытия, действует, учиться любить, ненавидеть, сочувствовать и радоваться. Будучи членом, данной микрогруппы, ребенок вступает в определенные взаимоотношения с родителями. Данные отношения, могут оказывать на ребенка, как положительное, так и отрицательное влияние. Так же ребенок учиться, обращая внимание на взаимодействие самих родителей.
Изучение детско-родительских отношений, является очень важным как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.
Более ранние исследования в изучении детско-родительских отношениях начали появляться в 1899 году. Так же, к этому времени, был разработан опросник, который позволял определять отношение родителей к наказанию детей. В 30 годы ХХ века, зафиксирован высокий уровень исследований родительских установок. На сегодняшний день, в отечественной и зарубежной психологии, наблюдается около 1000 исследований, на тему детско-родительских отношений.
Приемная семья. Приемная семья- это одна из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей. Которая производится, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка в свою семью на воспитание, и законом опеки и попечительства.
Семьи, которые воспитывают приемного ребенка, нередко сталкиваются со многими трудностями и нуждаются в помощи квалифицированного специалиста.
В тех случаях, когда ребенок, по каким-либо причинам остался без попечения родителей, необходимо создать условия, при которых, данный ребенок будет находиться в нужной, для своего полноценного развития атмосфере. Отсюда и возникает острота проблемы по обеспечению интересов ребенка в приемной семье.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что приемные семьи отличаются значительной выраженностью конструктивных типов детско- родительских отношений в связи с особым отношением приемных родителей к своей роли.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Подобрать методы изучения детско-родительских отношений.
3. Выявить специфику отношений в приемной семье.
4. Эмпирическим путем выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Методики исследования:
Проективная методика «Рисунок семьи», «Опросник родительского отношения» - А.Я. Варга, В.В. Столин.
База эмпирического исследования: 12 семей взявших под опеку детей- сирот, проходящих консультацию в ГКУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Центрального округа" отделение по г. о. Жигулёвск.
Структура работы: Работа, соответствует поставленным целям и задачам данной работы. Она состоит из введения, в котором дана общая характеристика, описана актуальность темы, определенны объект, предмет, цели и задачи исследований, двух глав - теоретической, практической и заключения, где представлены выводы в целом, подведены итоги и указан список используемой литературы.
Изучение детско-родительских отношений, является очень важным как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.
Более ранние исследования в изучении детско-родительских отношениях начали появляться в 1899 году. Так же, к этому времени, был разработан опросник, который позволял определять отношение родителей к наказанию детей. В 30 годы ХХ века, зафиксирован высокий уровень исследований родительских установок. На сегодняшний день, в отечественной и зарубежной психологии, наблюдается около 1000 исследований, на тему детско-родительских отношений.
Приемная семья. Приемная семья- это одна из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей. Которая производится, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка в свою семью на воспитание, и законом опеки и попечительства.
Семьи, которые воспитывают приемного ребенка, нередко сталкиваются со многими трудностями и нуждаются в помощи квалифицированного специалиста.
В тех случаях, когда ребенок, по каким-либо причинам остался без попечения родителей, необходимо создать условия, при которых, данный ребенок будет находиться в нужной, для своего полноценного развития атмосфере. Отсюда и возникает острота проблемы по обеспечению интересов ребенка в приемной семье.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что приемные семьи отличаются значительной выраженностью конструктивных типов детско- родительских отношений в связи с особым отношением приемных родителей к своей роли.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Подобрать методы изучения детско-родительских отношений.
3. Выявить специфику отношений в приемной семье.
4. Эмпирическим путем выявить особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Методики исследования:
Проективная методика «Рисунок семьи», «Опросник родительского отношения» - А.Я. Варга, В.В. Столин.
База эмпирического исследования: 12 семей взявших под опеку детей- сирот, проходящих консультацию в ГКУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Центрального округа" отделение по г. о. Жигулёвск.
Структура работы: Работа, соответствует поставленным целям и задачам данной работы. Она состоит из введения, в котором дана общая характеристика, описана актуальность темы, определенны объект, предмет, цели и задачи исследований, двух глав - теоретической, практической и заключения, где представлены выводы в целом, подведены итоги и указан список используемой литературы.
Проведенное исследование было посвящено выявлению детско- родительских отношений в приемных семьях.
В своей работе мы рассматривали взаимоотношения детей и родителей, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенности восприятия, а так же понимание характера и личности ребенка, опираясь на исследования таких ученых как: А.И. Захарова, А.Я. Варга, В.В. Столин, З. Матейчек и других.
Теоретический анализ позволил определить, что проблема детско- родительских отношений в обычных семьях и семьях с приемными детьми, как в отечественной, так и в зарубежной научной психологической литературе изучаются, и являются актуальными, и по сей день. Проблема детско-родительских отношений в приемных семьях, является наиболее актуальной в наше время. Как было подчеркнуто в отечественных теоретических подходах, отношение с взрослым родителем играет решающую роль для развития личности ребенка. Детско-родительские отношения, представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю.
Наиболее благоприятной средой, для воспитания и развития ребенка, как было выявлено, является семья, для детей-сирот, оптимальными методами, является опека и усыновление. Но стоит отметить, что при воспитании приемного ребенка, семья может столкнуться с рядом определенных проблем, в которой будет необходима помощь психолога.
Детско-родительские отношения, в приемных семьях, во многом зависят от мотивов. Именно мотивы усыновления, позволяют определить успешность адаптации ребенка, родителя и семьи в целом.
Мотив играет большую роль в становление приемной семьи. Исходя из проведенных нами исследований, можно сказать, что приемные семьи в которых, мотивом было «Помощь детям», семейные взаимоотношения с приемными родителями, складываются позитивно. Дети открыты к новшествам, с удовольствием познают мир, показывают себя и благоприятно идут на контакт с социумом.
Дети, мотив, чьих родителей был обусловлен «заменой погибшего ребенка» или же педагогической основой «Сделать из плохого человека хорошего», в основном испытывают эмоциональную нехватку в общении с родителями, чувствуют себя брошенными и не нужными. Так же отмечается, что у таких детей самооценка находится на низком уровне, проявляется негативное отношение к родителям и окружающим людям.
Таким образом, исходя из проведенных исследований, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В своей работе мы рассматривали взаимоотношения детей и родителей, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенности восприятия, а так же понимание характера и личности ребенка, опираясь на исследования таких ученых как: А.И. Захарова, А.Я. Варга, В.В. Столин, З. Матейчек и других.
Теоретический анализ позволил определить, что проблема детско- родительских отношений в обычных семьях и семьях с приемными детьми, как в отечественной, так и в зарубежной научной психологической литературе изучаются, и являются актуальными, и по сей день. Проблема детско-родительских отношений в приемных семьях, является наиболее актуальной в наше время. Как было подчеркнуто в отечественных теоретических подходах, отношение с взрослым родителем играет решающую роль для развития личности ребенка. Детско-родительские отношения, представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю.
Наиболее благоприятной средой, для воспитания и развития ребенка, как было выявлено, является семья, для детей-сирот, оптимальными методами, является опека и усыновление. Но стоит отметить, что при воспитании приемного ребенка, семья может столкнуться с рядом определенных проблем, в которой будет необходима помощь психолога.
Детско-родительские отношения, в приемных семьях, во многом зависят от мотивов. Именно мотивы усыновления, позволяют определить успешность адаптации ребенка, родителя и семьи в целом.
Мотив играет большую роль в становление приемной семьи. Исходя из проведенных нами исследований, можно сказать, что приемные семьи в которых, мотивом было «Помощь детям», семейные взаимоотношения с приемными родителями, складываются позитивно. Дети открыты к новшествам, с удовольствием познают мир, показывают себя и благоприятно идут на контакт с социумом.
Дети, мотив, чьих родителей был обусловлен «заменой погибшего ребенка» или же педагогической основой «Сделать из плохого человека хорошего», в основном испытывают эмоциональную нехватку в общении с родителями, чувствуют себя брошенными и не нужными. Так же отмечается, что у таких детей самооценка находится на низком уровне, проявляется негативное отношение к родителям и окружающим людям.
Таким образом, исходя из проведенных исследований, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях с приёмными детьми дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие детско-родительских отношений в совместной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017





