Введение 9
1. Теоретические основы социальной работы с одинокими пожилыми людьми 14
1.1 Правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей
1.2 Специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми 26
2. Работа социального обслуживания одиноких пожилых людей в
муниципалитетах Рспублики Хакасия и на примере МО г. Саяногорска 36
2.1 Опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в
Республики Хакасия 36
2.2 Оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых
граждан на примере МО г. Саяногорска 53
2.3. Анализ результативности и выводы 60
3. Изучение способов оценки эффективности социального обслуживания в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста 77
3.1 Организация программы по социально - педагогической деятельности
для людей пожилого возраста на примере УСПН г. Саяногорска 77
3.2 Перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на
дому в условиях муниципалитета 83
Заключение 92
Список использованной литературы 95
Приложение 1 101
Приложения 2 103
Приложение 3 109
Приложение 4 111
Приложение 5 113
В современной России, как и во всем мире, в последние десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23 %. Тенденция к росту численности одиноких пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, что развитию социальной работы с одинокими пожилыми людьми на дому предается в нашей стране с каждым годом все большее значение именно по вышеуказанным причинам.
Одиночество - это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянной ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.
Таким образом, задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Это обусловлено тем, что одинокие пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки.
Социальное обслуживание одиноких пожилых людей можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченностью, одиночеством).
Нормативно-правовая база по организации социального обслуживания граждан стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях стали создаваться центры социального обслуживания населения.
Основные положения социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Наше понимание социальных проблем одиноких пожилых людей основываются на признании приоритетной роли службы социального обслуживания, активно осуществляющей эффективные направления и формы обслуживания пожилых. Успешная организация и внедрение такой работы, как правило, зависит от благополучного состояния организационных условий, эффективной помощи как целостной, так и комплексной системы социального обслуживания. Такое сочетание может быть обеспечено путем специально организованных форм и технологий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов пожилых людей.
Анализ теоретических подходов и практического опыта социального обслуживания одиноких пожилых людей позволил нам обнаружить противоречия.
По концептуальным взглядам ООН на место и роль пожилых людей в обществе, пропагандируются идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. В документах этой организации подчеркивается приоритетная роль национальных действий, проводимых с учетом особенностей национальных культур и условий.
Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания.
Но в условиях практической работы центров социального обслуживания населения уровень реализации проблем одиноких пожилых людей остается недостаточным. В течении длительного времени социальные проблемы одиноких пожилых людей не уменьшаются, остается рост незащищенности.
Таким образом, значимость исследования состоит в изучении теоретических основ социального обслуживания одиноких пожилых людей, определении проблем пожилых людей и анализа практической деятельности центра по социальному обслуживанию пожилых граждан.
Объектом исследования является социальное обслуживание одиноких пожилых людей.
Предметом исследования является проблемы и перспективы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Целью исследования является: выявить проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому и определить перспективы развития социального обслуживания в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1. Изучить опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия.
2. Оценить эффективность социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска.
3. Разработать перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
Методы исследования: теоретический анализ содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация - оценка эффективности деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Исследовательской базой выступил: Управление социальной защиты населения МО г. Саяногорска.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют критерии и показатели социального обслуживания описали в своих работах В.Д. Альперович, Т. А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д и др.
Нормативно - правовой основой исследования выступили следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе: изучены теоретические основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях управления социальной поддержки населения; проанализирована работа управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск на примере одиноких пожилых людей; разработаны рекомендации администрации управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск по обслуживанию одиноких пожилых людей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ходе исследования социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому состоит в обобщении опыта социального обслуживания одиноких лиц пожилого возраста. Материалы исследования могут быть использованы социальными работниками по работе с одинокими пожилыми людьми.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения и трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей. Определена специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми.
Во второй главе изучен опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия. Дана оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска. Изучены перспективы социальной работы одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
В третей главе разработаны предложения по совершенствованию социальной работы с одиноким пожилыми людьми на примере УСПН г. Саяногорска.
При исследовании социального обслуживания, достигли цели исследования выявили проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому и определили перспективы социального обслуживания в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей, которые не должны остаться на обочине жизни.
В практической части исследования нами были изучены способы эффективности предоставления услуг в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста на примере УСПН МО г. Саяногорска. Для достижения исследования нами были разработаны две анкеты: для клиентов отделения получающих социальные услуги на дому и социальных работников непосредственно предоставляющих услуги.
Существуют и другие методы, и способы оценки эффективности (компьютерный, графический и т.д.), но только при анкетировании клиенты могут высказать своё мнение на интересующие их вопросы, т.к. анкетирование проводится анонимно. При анкетировании мы узнаем проблемы, с которыми сталкиваются клиенты и социальные работники, что позволяет быстрее устранить эти проблемы, либо принять своевременные меры по их устранению.
Качественный анализ результатов анкетирования позволил уточнить нуждаемость пожилых людей и инвалидов. По результатам опроса по выявлению мнения пожилых людей и инвалидов об эффективности социального обслуживания можно составить следующий вывод: это люди преклонного возраста от 60 лет и старше, и они полностью удовлетворены социальным обслуживанием. Мнения и оценки респондентов о качестве работы социальных работников говорят о достаточно высоком уровне деятельности.
Вопросы материальной обеспеченности социальных работников, морального стимулирования труда в полной мере не решены. Поэтому на современном этапе рыночных реформ в России основные направления социальной политики в отношении работников социальной сферы должны быть сопряжены с усилением их социальной защиты от воздействия негативных факторов рынка и поддержанием благосостояния занятых в социальной сфере на мировом уровне.
Система социальной защиты должна учитывать интересы и социальных работников. Поэтому эта система должна предусматривать страхование социальных работников от возможных вредных последствий профессиональной деятельности для их здоровья и жизни. При разработке и совершенствовании механизма социальной защиты социальных работников необходимо учитывать физиологический аспект трудовой деятельности.
Эффективности этого механизма должна определяться на основе социально — экономических критериев, где они служат основой для выбора потенциальных из числа социальных работников социальных выплат и услуг, где рассчитываются требуемые объемы различных видов ресурсов и определяются приоритетные направления в области социальной защиты социальных работников.
Рекомендации заведующим отделениями социального обслуживания на дому муниципалитетов на примере УСПН г. Саяногорска:
1. Ежеквартально проводить семинары - практикумы на базе Центра для специалистов по социальной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения».
2. Проводить профессиональные учебы для социальных работников, как на базе Центра, так и при выезде в поселения (согласно графику выездов).
3. Увеличить объем дополнительных социальных услуг.
4. По возможности обеспечить социальных работников транспортными средствами (велосипед).
5. Использовать различные методы сбора информации об эффективности социальной работы и ее оценки.
6. Дополнить штат УСПН г. Саяногорска психологом, для урегулирования конфликтных ситуаций и работы с пожилыми гражданами на дому.
7. Расширить субъектов, оказывающих помощь одиноким пожилым людям на дому на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, добровольцев. Так в качестве способа улучшения социального обслуживания пожилых граждан можно использовать добровольческое движение молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей.
Говоря о критериях эффективности социального обслуживания в условиях муниципалитета, не трудно их определить. Если граждане пожилого возраста и инвалиды, удовлетворены проявленным к ним вниманием, если достигнуто доверие к власти, люди поддерживают проводимые социальные изменения, если в районе есть стабильность в политическом и социальном плане, значит, удалось достичь цели.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 05.02.2014) // СЗ РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Росс. газ. - 1995. - № 67.
3. Венский международный план действий по проблемам старения: Принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения // Консультант плюс.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. - 2010. - №
4.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 1994. — № 1. —Ст. 16.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 1996. — № 32. —Ст. 3301.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч.1). - Ст. 3.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. — 2005. — № 1 (ч.1). - Ст. 14.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. - Ст. 2954.
9. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от
22.12.2014) // Росс. газ. - 1997. - № 126.
10. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от
05.05.2014) // СЗ РФ - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
11. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от
28.06.2014) // СЗ РФ - 1995. - № 3. - Ст. 168.
12. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ - 1995. - № 52. - Ст. 5110.
13. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
14. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ - 1999. - № 29.- Ст. 3699.
15. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
16. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // СЗ РФ. - 1998. - № 38. - Ст. 4736.
17. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014, с изм. от 30.09.2015) // СЗ РФ. -
1998. - № 31. - Ст. 3803.
18. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // СЗ РФ. -
1999. - № 29. - Ст. 3686.
19. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. 1). - Ст. 7007.
20. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 30.09.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
21. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 146.
22. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400- ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. - 2013. - № 52. - Ст. 6965.
23. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан»: Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2553-р // СЗ РФ. — 2012. — № 53. —Ст. 8254.
24. Об утверждении государственной программы Республики
Хакасия «Социальная поддержка граждан (2014 - 2020 годы)»:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620 (ред. от 11.08.2014) [Электронный ресурс] // http://mintrudrh.ru/ministry-
documents/npb/rz/postanovlenie-pravitelstva-respubliki-hakasiya (дата
обращения: 01.05.2016).
25. Об утверждении Программы «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы»: Закон Республики Хакасия от 29.12.2011 № 143-ЗРХ (ред. от 07.11.2014) // Вестник Хакасии. - 2012. - № 1.
26. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года: Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700 (ред. от 24.10.2014) [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2016)
27. Выступление Президента РФ на заседании президиума
Г осударственного совета «О мерах по улучшению социального обеспечения пенсионеров» - Официальный сайт Президента РФ - [Электронный ресурс] - http://www.kremlin.ru/ Режим доступа: URL
http://www.kremlin.ru/transcripts/22338 (Дата обращения: 25.07.2014г.)
28. Батыгин, К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: учеб. пособие. / К.С. Батыгин. - М.: Высш. Шк., - 2013. - 561 с.
29. Бойко, О.В. Сомнение или надежда: зарубежные образы социальной политики России // Мир России: социология, этнология. / О.В. Бойко - 2011.- №1. Том ХП - С. 85-97.
30. Бреева, Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования. / Е.Б. Бреева. // Социологические исследования - 2014. - №4 с.44 - 51
31. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учеб. пособие. / Ф.Э. Бурджалов - М.: Гардарика, - 2012. - 256 с.
32. Быков, С.В. Социальная политика государства: учеб. пособие. / С.В. Быков. - Хабаровск: 2013. - 247 с.
33. Галаганов, В. П. Организация работы органов социальной обеспечения. / В.П. Галаганов // Право и политика - 2014 - с.81-87.
34. Дудкин, А. Нужны новые модели социальной работы / А. Дудкин // Социальное обеспечение. - 2014. - №2. - С. 11 - 18.
35. Зайнышев, И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. / И.Г. Зайнышев. - М.: Проспект. - 2013. - 148 с.
36. Золотарёва, М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. / М.В. Золотарёва. - М.: Юрист - 2013. - 321 с.
37. Капицын, В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости / В.М. Капицын // Российский журнал социальной работы. - 2014. - №8 - С.37-45.
38. Колосницын, И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: Сокращение или реструктуризация? / И.В. Колосницын // Мир России. -2014. - №1. - С.46-52.
39. Кудинова, Е.С. Методология определения и измерения бедности // Социальные изменения и социальные процессы: Россия и глобализация: материалы XIV Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011»: сб. студен. работ / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: КДУ, - 2013. - с.29-38.
40. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) - / М.И Лепихов. - М: ИНФРА-М, 2014. - 322 с.
41. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Г.П. Медведева. - М.: Гуманит. Изд. Центра Владос, 2013. - 215 с.
42. Механизмы проведения государственной политики в социальной сфере // Народонаселение. - 2014. - №2 - С. 18-30.
43. Никишина, Е.С. Анализ социологических исследований, определяющих риск попадания человека в группу бедных / Е.С. Никишина // Глобальный научный потенциал. - 2013. - №8, с.45-53.
44. Никишина, Е.С. Государственная поддержка незащищенных категорий населения в современной России / Е.С. Никишина // Перспективы науки. - 2014. - №5, с.36-43.
45. Никишина, Е.С. Особенности становления социального государства в России // Социальное государство и инновационное развитие: Материалы научной конференции / Под общ. ред. В.П. Васильева. - М.: МАКС Пресс, - 2014. - с.112-116.
46. Никишина, Е.С. Социальное государство в России: особенности формирования // Россия в современном мире: Сб. науч. тр. / Е.С. Никишина / ИНИОН РАН. - М.: 2015. - Т.8, ч.2, с.649-653.
47. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В. Стремоухов, - М.: Закон и право. 2014. - 368 с.
48. О социальной политике современной России // Экономические стратегии. - 2014. - №1 - С.64-67.
49. Осадчая, Г.И. Социальное государство и социальная политика. / Г.И. Осадчая // Социальная политика и социология. - 2015 - №4. - с.24-29.
50. Основы социальной работы / отв.ред. П.Д.Павленок. - М.: 2015. -
194с.
51. Пантелеева, Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева. - М.: Гуманит. Изд. Центра Владос, 2012. - 216 с.
52. Политика России как социального государства // Народонаселение. - 2014. - №2 - С. 108-114.
53. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект 2014. - 412 с.
54. Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: учебник. / А.Н. Савинов - М: ИНФРА-М, 2013. - 456 с.
55. Светкина, Г.Д., Гриценко Е.А. Социальная помощь: на пути к адресности. / Г.Д. Светкина // Социальная работа 2013, № 2. - с.5-7.
56. Смирнов, С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. / С.Н. Смирнов - М. Издательский дом ГУ ВШЭ. 2014. - 432 с.
57. Соколов, В.В. Социальная политика в стратегии российского развития: последствия экономической трансформации / В.В. Соколов // Россия и современный мир. - 2014. - №4 - С. 5-21.
58. Социальная политика: Учебник / под ред. Волгина Н.А. - М.: 2014. - 548с.
59. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. / М.В. Фирсов - М.: Владос, - 2015. - 432 с.
60. Холостова, Е.И. Социальная политика: учеб. пособие. / Е.И. Холостова - М.: 2013. - 204 с.
61. Шарин, В. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения. / В. Шарин // Социальное обеспечение. - 2014. - № 6. - с.37.
62. Ярская, В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В.Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. - 2014. - №1 - С.85-93.