Социальная работа с одинокими пожилыми гражданами на дому на примере «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска
|
Введение 9
1. Теоретические основы социальной работы с одинокими пожилыми людьми 14
1.1 Правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей
1.2 Специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми 26
2. Работа социального обслуживания одиноких пожилых людей в
муниципалитетах Рспублики Хакасия и на примере МО г. Саяногорска 36
2.1 Опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в
Республики Хакасия 36
2.2 Оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых
граждан на примере МО г. Саяногорска 53
2.3. Анализ результативности и выводы 60
3. Изучение способов оценки эффективности социального обслуживания в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста 77
3.1 Организация программы по социально - педагогической деятельности
для людей пожилого возраста на примере УСПН г. Саяногорска 77
3.2 Перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на
дому в условиях муниципалитета 83
Заключение 92
Список использованной литературы 95
Приложение 1 101
Приложения 2 103
Приложение 3 109
Приложение 4 111
Приложение 5 113
1. Теоретические основы социальной работы с одинокими пожилыми людьми 14
1.1 Правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей
1.2 Специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми 26
2. Работа социального обслуживания одиноких пожилых людей в
муниципалитетах Рспублики Хакасия и на примере МО г. Саяногорска 36
2.1 Опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в
Республики Хакасия 36
2.2 Оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых
граждан на примере МО г. Саяногорска 53
2.3. Анализ результативности и выводы 60
3. Изучение способов оценки эффективности социального обслуживания в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста 77
3.1 Организация программы по социально - педагогической деятельности
для людей пожилого возраста на примере УСПН г. Саяногорска 77
3.2 Перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на
дому в условиях муниципалитета 83
Заключение 92
Список использованной литературы 95
Приложение 1 101
Приложения 2 103
Приложение 3 109
Приложение 4 111
Приложение 5 113
В современной России, как и во всем мире, в последние десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23 %. Тенденция к росту численности одиноких пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, что развитию социальной работы с одинокими пожилыми людьми на дому предается в нашей стране с каждым годом все большее значение именно по вышеуказанным причинам.
Одиночество - это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянной ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.
Таким образом, задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Это обусловлено тем, что одинокие пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки.
Социальное обслуживание одиноких пожилых людей можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченностью, одиночеством).
Нормативно-правовая база по организации социального обслуживания граждан стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях стали создаваться центры социального обслуживания населения.
Основные положения социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Наше понимание социальных проблем одиноких пожилых людей основываются на признании приоритетной роли службы социального обслуживания, активно осуществляющей эффективные направления и формы обслуживания пожилых. Успешная организация и внедрение такой работы, как правило, зависит от благополучного состояния организационных условий, эффективной помощи как целостной, так и комплексной системы социального обслуживания. Такое сочетание может быть обеспечено путем специально организованных форм и технологий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов пожилых людей.
Анализ теоретических подходов и практического опыта социального обслуживания одиноких пожилых людей позволил нам обнаружить противоречия.
По концептуальным взглядам ООН на место и роль пожилых людей в обществе, пропагандируются идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. В документах этой организации подчеркивается приоритетная роль национальных действий, проводимых с учетом особенностей национальных культур и условий.
Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания.
Но в условиях практической работы центров социального обслуживания населения уровень реализации проблем одиноких пожилых людей остается недостаточным. В течении длительного времени социальные проблемы одиноких пожилых людей не уменьшаются, остается рост незащищенности.
Таким образом, значимость исследования состоит в изучении теоретических основ социального обслуживания одиноких пожилых людей, определении проблем пожилых людей и анализа практической деятельности центра по социальному обслуживанию пожилых граждан.
Объектом исследования является социальное обслуживание одиноких пожилых людей.
Предметом исследования является проблемы и перспективы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Целью исследования является: выявить проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому и определить перспективы развития социального обслуживания в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1. Изучить опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия.
2. Оценить эффективность социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска.
3. Разработать перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
Методы исследования: теоретический анализ содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация - оценка эффективности деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Исследовательской базой выступил: Управление социальной защиты населения МО г. Саяногорска.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют критерии и показатели социального обслуживания описали в своих работах В.Д. Альперович, Т. А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д и др.
Нормативно - правовой основой исследования выступили следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе: изучены теоретические основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях управления социальной поддержки населения; проанализирована работа управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск на примере одиноких пожилых людей; разработаны рекомендации администрации управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск по обслуживанию одиноких пожилых людей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ходе исследования социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому состоит в обобщении опыта социального обслуживания одиноких лиц пожилого возраста. Материалы исследования могут быть использованы социальными работниками по работе с одинокими пожилыми людьми.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения и трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей. Определена специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми.
Во второй главе изучен опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия. Дана оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска. Изучены перспективы социальной работы одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
В третей главе разработаны предложения по совершенствованию социальной работы с одиноким пожилыми людьми на примере УСПН г. Саяногорска.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, что развитию социальной работы с одинокими пожилыми людьми на дому предается в нашей стране с каждым годом все большее значение именно по вышеуказанным причинам.
Одиночество - это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянной ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.
Таким образом, задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
Это обусловлено тем, что одинокие пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки.
Социальное обслуживание одиноких пожилых людей можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченностью, одиночеством).
Нормативно-правовая база по организации социального обслуживания граждан стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях стали создаваться центры социального обслуживания населения.
Основные положения социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Наше понимание социальных проблем одиноких пожилых людей основываются на признании приоритетной роли службы социального обслуживания, активно осуществляющей эффективные направления и формы обслуживания пожилых. Успешная организация и внедрение такой работы, как правило, зависит от благополучного состояния организационных условий, эффективной помощи как целостной, так и комплексной системы социального обслуживания. Такое сочетание может быть обеспечено путем специально организованных форм и технологий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов пожилых людей.
Анализ теоретических подходов и практического опыта социального обслуживания одиноких пожилых людей позволил нам обнаружить противоречия.
По концептуальным взглядам ООН на место и роль пожилых людей в обществе, пропагандируются идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. В документах этой организации подчеркивается приоритетная роль национальных действий, проводимых с учетом особенностей национальных культур и условий.
Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания.
Но в условиях практической работы центров социального обслуживания населения уровень реализации проблем одиноких пожилых людей остается недостаточным. В течении длительного времени социальные проблемы одиноких пожилых людей не уменьшаются, остается рост незащищенности.
Таким образом, значимость исследования состоит в изучении теоретических основ социального обслуживания одиноких пожилых людей, определении проблем пожилых людей и анализа практической деятельности центра по социальному обслуживанию пожилых граждан.
Объектом исследования является социальное обслуживание одиноких пожилых людей.
Предметом исследования является проблемы и перспективы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Целью исследования является: выявить проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому и определить перспективы развития социального обслуживания в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1. Изучить опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия.
2. Оценить эффективность социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска.
3. Разработать перспективы социального обслуживания одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
Методы исследования: теоретический анализ содержания литературы по указанной теме; эмпирическая интерпретация - оценка эффективности деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Исследовательской базой выступил: Управление социальной защиты населения МО г. Саяногорска.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют критерии и показатели социального обслуживания описали в своих работах В.Д. Альперович, Т. А. Александрова, Д.С. Макарычева, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., О.В. Красновой, Е.И. Холостовой, Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д и др.
Нормативно - правовой основой исследования выступили следующие документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 256-ФЗ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе: изучены теоретические основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях управления социальной поддержки населения; проанализирована работа управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск на примере одиноких пожилых людей; разработаны рекомендации администрации управления социальной поддержки населения муниципального образования города Саяногорск по обслуживанию одиноких пожилых людей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ходе исследования социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому состоит в обобщении опыта социального обслуживания одиноких лиц пожилого возраста. Материалы исследования могут быть использованы социальными работниками по работе с одинокими пожилыми людьми.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения и трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены правовые основы социального обслуживания одиноких пожилых людей. Определена специфика социальной работы с одинокими пожилыми людьми.
Во второй главе изучен опыт надомного социального обслуживания одиноких пожилых людей в Республики Хакасия. Дана оценка эффективности социального обслуживания одиноких пожилых граждан на примере МО г. Саяногорска. Изучены перспективы социальной работы одиноких пожилых граждан на дому в условиях муниципалитета.
В третей главе разработаны предложения по совершенствованию социальной работы с одиноким пожилыми людьми на примере УСПН г. Саяногорска.
При исследовании социального обслуживания, достигли цели исследования выявили проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому и определили перспективы социального обслуживания в условиях муниципалитета (на примере деятельности «Управления социальной защиты населения» г. Саяногорска).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей, которые не должны остаться на обочине жизни.
В практической части исследования нами были изучены способы эффективности предоставления услуг в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста на примере УСПН МО г. Саяногорска. Для достижения исследования нами были разработаны две анкеты: для клиентов отделения получающих социальные услуги на дому и социальных работников непосредственно предоставляющих услуги.
Существуют и другие методы, и способы оценки эффективности (компьютерный, графический и т.д.), но только при анкетировании клиенты могут высказать своё мнение на интересующие их вопросы, т.к. анкетирование проводится анонимно. При анкетировании мы узнаем проблемы, с которыми сталкиваются клиенты и социальные работники, что позволяет быстрее устранить эти проблемы, либо принять своевременные меры по их устранению.
Качественный анализ результатов анкетирования позволил уточнить нуждаемость пожилых людей и инвалидов. По результатам опроса по выявлению мнения пожилых людей и инвалидов об эффективности социального обслуживания можно составить следующий вывод: это люди преклонного возраста от 60 лет и старше, и они полностью удовлетворены социальным обслуживанием. Мнения и оценки респондентов о качестве работы социальных работников говорят о достаточно высоком уровне деятельности.
Вопросы материальной обеспеченности социальных работников, морального стимулирования труда в полной мере не решены. Поэтому на современном этапе рыночных реформ в России основные направления социальной политики в отношении работников социальной сферы должны быть сопряжены с усилением их социальной защиты от воздействия негативных факторов рынка и поддержанием благосостояния занятых в социальной сфере на мировом уровне.
Система социальной защиты должна учитывать интересы и социальных работников. Поэтому эта система должна предусматривать страхование социальных работников от возможных вредных последствий профессиональной деятельности для их здоровья и жизни. При разработке и совершенствовании механизма социальной защиты социальных работников необходимо учитывать физиологический аспект трудовой деятельности.
Эффективности этого механизма должна определяться на основе социально — экономических критериев, где они служат основой для выбора потенциальных из числа социальных работников социальных выплат и услуг, где рассчитываются требуемые объемы различных видов ресурсов и определяются приоритетные направления в области социальной защиты социальных работников.
Рекомендации заведующим отделениями социального обслуживания на дому муниципалитетов на примере УСПН г. Саяногорска:
1. Ежеквартально проводить семинары - практикумы на базе Центра для специалистов по социальной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения».
2. Проводить профессиональные учебы для социальных работников, как на базе Центра, так и при выезде в поселения (согласно графику выездов).
3. Увеличить объем дополнительных социальных услуг.
4. По возможности обеспечить социальных работников транспортными средствами (велосипед).
5. Использовать различные методы сбора информации об эффективности социальной работы и ее оценки.
6. Дополнить штат УСПН г. Саяногорска психологом, для урегулирования конфликтных ситуаций и работы с пожилыми гражданами на дому.
7. Расширить субъектов, оказывающих помощь одиноким пожилым людям на дому на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, добровольцев. Так в качестве способа улучшения социального обслуживания пожилых граждан можно использовать добровольческое движение молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей.
Говоря о критериях эффективности социального обслуживания в условиях муниципалитета, не трудно их определить. Если граждане пожилого возраста и инвалиды, удовлетворены проявленным к ним вниманием, если достигнуто доверие к власти, люди поддерживают проводимые социальные изменения, если в районе есть стабильность в политическом и социальном плане, значит, удалось достичь цели.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей, которые не должны остаться на обочине жизни.
В практической части исследования нами были изучены способы эффективности предоставления услуг в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста на примере УСПН МО г. Саяногорска. Для достижения исследования нами были разработаны две анкеты: для клиентов отделения получающих социальные услуги на дому и социальных работников непосредственно предоставляющих услуги.
Существуют и другие методы, и способы оценки эффективности (компьютерный, графический и т.д.), но только при анкетировании клиенты могут высказать своё мнение на интересующие их вопросы, т.к. анкетирование проводится анонимно. При анкетировании мы узнаем проблемы, с которыми сталкиваются клиенты и социальные работники, что позволяет быстрее устранить эти проблемы, либо принять своевременные меры по их устранению.
Качественный анализ результатов анкетирования позволил уточнить нуждаемость пожилых людей и инвалидов. По результатам опроса по выявлению мнения пожилых людей и инвалидов об эффективности социального обслуживания можно составить следующий вывод: это люди преклонного возраста от 60 лет и старше, и они полностью удовлетворены социальным обслуживанием. Мнения и оценки респондентов о качестве работы социальных работников говорят о достаточно высоком уровне деятельности.
Вопросы материальной обеспеченности социальных работников, морального стимулирования труда в полной мере не решены. Поэтому на современном этапе рыночных реформ в России основные направления социальной политики в отношении работников социальной сферы должны быть сопряжены с усилением их социальной защиты от воздействия негативных факторов рынка и поддержанием благосостояния занятых в социальной сфере на мировом уровне.
Система социальной защиты должна учитывать интересы и социальных работников. Поэтому эта система должна предусматривать страхование социальных работников от возможных вредных последствий профессиональной деятельности для их здоровья и жизни. При разработке и совершенствовании механизма социальной защиты социальных работников необходимо учитывать физиологический аспект трудовой деятельности.
Эффективности этого механизма должна определяться на основе социально — экономических критериев, где они служат основой для выбора потенциальных из числа социальных работников социальных выплат и услуг, где рассчитываются требуемые объемы различных видов ресурсов и определяются приоритетные направления в области социальной защиты социальных работников.
Рекомендации заведующим отделениями социального обслуживания на дому муниципалитетов на примере УСПН г. Саяногорска:
1. Ежеквартально проводить семинары - практикумы на базе Центра для специалистов по социальной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения».
2. Проводить профессиональные учебы для социальных работников, как на базе Центра, так и при выезде в поселения (согласно графику выездов).
3. Увеличить объем дополнительных социальных услуг.
4. По возможности обеспечить социальных работников транспортными средствами (велосипед).
5. Использовать различные методы сбора информации об эффективности социальной работы и ее оценки.
6. Дополнить штат УСПН г. Саяногорска психологом, для урегулирования конфликтных ситуаций и работы с пожилыми гражданами на дому.
7. Расширить субъектов, оказывающих помощь одиноким пожилым людям на дому на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, добровольцев. Так в качестве способа улучшения социального обслуживания пожилых граждан можно использовать добровольческое движение молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, и четко видно, что работа социальных служб должна стремиться быть адекватной времени, возрастающим потребностям и нуждам пожилых людей.
Говоря о критериях эффективности социального обслуживания в условиях муниципалитета, не трудно их определить. Если граждане пожилого возраста и инвалиды, удовлетворены проявленным к ним вниманием, если достигнуто доверие к власти, люди поддерживают проводимые социальные изменения, если в районе есть стабильность в политическом и социальном плане, значит, удалось достичь цели.



