Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования

Работа №112276

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы155
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки эстетического развития обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования 16
1.1 Эстетическое развитие как научно-педагогическое понятие 16
1.2 Особенности эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 23
1.3 Психолого-педагогические условия реализации общеразвивающих программ дополнительного образования в процессе эстетического развития обучающихся 35
Выводы по первой главе 55
Глава 2. Постановка опытно-экспериментальной работы 57
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.2 Формирующий эксперимент по эстетическому развитию обучающихся в учреждении дополнительного образования 65
2.3 Обобщение результатов исследования по данным диагностики 81
Выводы по второй главе 102
Заключение 104
Список используемой литературы 107
Приложение 119

Актуальность исследования. Эстетическое развитие обучающихся - один из важнейших аспектов развития, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и реализацию общеразвивающих программ в дополнительном образовании.
Целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников в системе дополнительного образования обеспечивает развитие гармоничной личности, формирование её ценностно-смыслового восприятия посредством обретения эстетических и базовых культурных ценностей. Тем самым эстетическое развитие ребёнка происходит целенаправленно по реализации общеразвивающих программ дополнительного образования. При этом учитываются индивидуальные особенности ребенка, основанные на критериях программы: познание теоретического материала, творческое развитие, чувственно - образное восприятие действительности и др.
Исторический ход развития всего человечества указывает нам на проблему эстетического развития обучающихся. Исторически складывается так, что в различных странах мира, на протяжении многих столетий параллельно с социально-экономическими задачами общества, необходимо культурное, нравственное и эстетическое развитие. Всякий социум имеет многолетний опыт по сохранению традиций, передачи опыта молодому поколению, иначе развитие общества невозможно. Система образования является неким проводником развития общества, профессионально - выстроенная, с учетом требований современного времени и опирающаяся на традиции предыдущих поколений, социально-культурного развития, особенностей мировоззрения. Важнейшим условием развития молодого поколения становится подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе.
Дополнительное образование осуществляет свою деятельность по развитию молодого поколения в соответствии с условиями и содержанием общеразвивающих программам, а также в соответствии с нормативной законодательной базой:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [72].
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [34].
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [58].
• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [54].
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [9].
Обучающиеся младшего школьного возраста становятся субъектами дополнительного образования, так как очень важен период становления личности в процессе эстетического развития.
Неслучайно в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [72] в качестве доминирующих условий лежат требования Концепции развития дополнительного образования детей [34], такие как: формирование и развитие творческих способностей детей, приобщение их к национальным российским традициям, духовно-нравственным ценностям, формирование культуры, здорового образа жизни, спорту, безопасности жизнедеятельности ребенка, удовлетворение требованиям общества как в индивидуальном, так и в интеллектуальном развитии, организация свободного времени детей.
Обоснованием и фундаментальной базой для исследовательской работы стала Концепция эстетического воспитания в России, в которой приняты педагогические общенациональные идеалы системы образования, задачи, требования к условиям реализации воспитательной и развивающей деятельности учащихся, а также к структуре и содержанию программ по эстетическому воспитанию и развитию обучающихся, социализации детей в обществе, ценностное развитие в условиях дополнительного образования на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детского Дома культуры г.о. Тольятти, где проведено опытно - экспериментальное обучение.
Анализ научной психолого-педагогической литературы подтверждает о том, что проблема эстетического развития и вопросы ее формирования занимали многих ученых исследователей. Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский рассматривали данную категорию в контексте эстетического развития личности.
Полученные в результате анализа исследований выводы таковы: эстетическое развитие включает в себя формирование эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие учащихся средствами искусства. Сам процесс эстетического развития достаточно долгий и емкий, так как в момент развития происходит длительный процесс становления, развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными формами и путями. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.
Б.Т. Лихачёв трактует в своих трудах об особой роли в воспитании учащихся - это эстетизации детской жизни. Эстетизация детской жизни происходит в повседневной жизни обучающихся, в формировании их поведения.
Проблемой эстетического развития личности в изобразительной деятельности, рассматриваемой в настоящем исследовании, также занимались ученые исследователи Е.М. Торшилова, А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, А.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова.
Педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Ф. Виноградова, М.И. Богомолова, Н.А. Ветлугина основным каналом воспитания и развития ребенка рассматривают окружающую природу, предметный мир, разные виды искусства как огромный пласт материальной и духовной культуры, представленный в социально - историческом опыте.
Эстетические качества ребенка и психолого - мыслительные процессы эстетического восприятия окружающего мира , значение эстетических качеств личности раскрыты в трудах ученых Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.З. Зака. В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.П. Теплова, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона.
Изучением особенностей развития учащихся младшего школьного возраста занимались исследователи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, Н.Н. Палагина, Е.М. Торшилова, Д.Б. Эльконин и др.
А.Г. Архипов, В.Б. Бондаревский, М.Б. Беляев, А.Г. Волостникова, Н.В. Елфимова, Г.К. Постникова, Л.М. Матюшкин, В.П. Трусов синтезировали эмоциональны, волевые и интеллектуальные способности личности.
Выражение личности через изобразительное искусство, видение потребностей индивида изучали ученые исследователи Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Г.К. Гумницкий, Г.С. Костюк.
При формировании эстетического развития, как доказали многие ученые у обучающихся младшего школьного возраста связано с развитием внимания, любознательности, чувств, эмоций, наблюдательности, памяти, воображения, оценки окружающего мира и искусства, а также развитием художественно - творческой способности в процессе собственной деятельности.
Мотивы эстетического развития обучающихся являются составной частью эстетических способностей и могут развиваться по видам деятельности, в том числе через изобразительное искусство. Эстетическое развитие индивидуально для каждого учащегося и формируется в связи с возрастными особенностями учащихся и усложнением заданий. Развитие способностей делится на: стабильные и эпизодические, материальные и идеальные, слабые и сильные.
В современной психолого-педагогической литературе огромное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении, здесь же рассматриваются проблемы развития эстетических способностей обучающихся, рассматриваются проблемы диагностики детей, происходит внедрение новых педагогических технологий.
Анализ теории и практики эстетического развития учащихся в системе дополнительного образования показывает, что его организации присущи очевидные недостатки:
• в процессе развития обучающихся младшего школьного возраста, ставших субъектами изучения в настоящем исследовании, наблюдается нарушение соотношения собственной учебно - познавательной, творческой активности ребенка и высоких требований педагога на занятиях, конкурсах. Такое рассогласование ведет к снижению субъективной активности учащегося и отрицательному влиянию не только на развитие эстетических и творческих способностей, но и на другие стороны личности ребенка;
• несмотря на социальный заказ общества, наличие нормативно - правовых документов, ориентирующих на эстетическое развитие и создание для этого соответствующих психолого - педагогических условий в системе дополнительного образования, существуют упущения в образовательной теории и практики как средстве в освоении потенциала эстетического развития;
• не созданы теоретически аргументированные условия эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании в процессе реализации общеразвивающих программ;
• недостаточна методологическая освещенность проблемы развития личности в процессе эстетического развития и преподавания дисциплин эстетического цикла, учебной мотивации, что приводит к отчуждению младших школьников от искусства;
• не совершенна материальная база для реализации программ дополнительного образования.
Процесс эстетического развития обучающихся остается не до конца изученным, несмотря на усиленное внимание ученых исследователей, а также в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективное становление эстетического развития учащихся, что приводит к очевидным противоречиям:
• между потребностью современного образования в усилении эстетического развития обучающихся и недостаточной его теоретико - методологической и технологической в дополнительном образовании;
• между потребностью обеспечить эффективность процесса обучения и реализации общеразвивающих программ в условиях дополнительного образования и недостаточной практике разработки педагогических условий в дополнительном образовании.
Сформулировать проблему исследования позволили выявленные недостатки и противоречия: какими должны быть психолого - педагогические условия эстетического развития обучающихся в системе дополнительного образования для достижения его результативности.
Проблема обусловила формулировку темы исследования «Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования».
Объект исследования: педагогический процесс эстетического развития младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: психолого - педагогические условия эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Цель исследования: повысить уровень эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования посредством реализации теоретически обоснованных психолого - педагогических условий.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эстетическое развитие младших школьников в системе дополнительного образования будет достигнуто, если:
• проведен анализ научно - педагогической литературы по развитию эстетического воспитания младшего школьного возраста в системе дополнительного образования;
• уточнено содержание понятия «эстетическое развитие младших школьников в системе дополнительного образования»;
• обобщено содержание понятия «дополнительное образование», являющееся видом образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в духовно-нравственном, профессиональном, интеллектуальном, физическом совершенствовании, не сопровождающем повышение уровня образования;
• обоснованы и внедрены в педагогический процесс следующие педагогические условия:
1) активизирована мотивация учащихся в процессе эстетического развития;
2) теоретически обоснована, разработана и внедрена в ходе опытно- экспериментальной работы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гармония личности»;
3) занятия по реализации программы «Гармония личности» строятся на интегративной основе;
4) подобранная в соответствии с целью исследования диагностика подтверждает результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
• выявить особенности психолого-педагогического развития учащихся младшего школьного возраста;
• уточнить понятие «эстетическое развитие обучающегося в системе дополнительного образования»;
• выявить специфику общеразвивающих программ дополнительного образования;
• теоретически обосновать и разработать комплекс необходимых педагогических условий эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования;
• провести опытно-экспериментальное обучение с включением констатирующего и формирующего этапов;
• определить на контрольном этапе эффективность применения педагогических условий в процессе реализации экспериментальной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гармония личности» соответствующей диагностикой.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют ведущие положения:
• теории эстетического воспитания младших школьников (М.А. Верб, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, Б.Н. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.);
• психологии искусства и теории способностей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.);
• теории личности (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов, А. Маслоу, К.Рождерс и др.);
• целостность педагогического процесса (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, В.П. Беспалко;
• теории способностей (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• методики педагогических исследований и методологии педагогики (М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).
В исследовании использовался комплекс методов, подходящих объекту и предмету исследования: анализ и изучение психолого-педагогической литературы; целенаправленное включенное наблюдение; создание проблемных, экспериментальных ситуаций; индивидуальные беседы с обучающимися; педагогический эксперимент.
Методы исследования: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической литературы, периодических изданий, нормативно - правовых документов в области дополнительного образования, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация, классификация, сравнительный анализ, моделирование исследуемого процесса; эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, самоанализ педагогов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической статистики и обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский Дом культуры» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащихся младшего школьного возраста (7-11 лет) Народной самодеятельной студии «Радуга», группы №3 «А" и группы № 3«Б".
Личный вклад автора состоит в постановке проблемы исследования, теоретическом обосновании и разработке эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования, проведении занятий по апробации авторской программы «Гармония личности», подготовке публикаций и выступлений по результатам опытно-экспериментальной работы.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 уч.г.) - поисково-ориентировочном проводился анализ педагогической и психологической литературы по исследовательской проблеме; определена сущность понятий «эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста», «дополнительное образование», «мотивация».
На втором этапе (2016 - 2017 уч.г.) - проектировочном осуществлялся формирующий эксперимент, проходила проверка эффективности использования общеобразовательной общеразвивающей программы «Гармония личности» художественной направленности в учреждении дополнительного образования.
На третьем этапе (2017 уч.г.) - аналитико-обобщающем проведен контрольный эксперимент исследовательской работы, сбор, обобщение и анализ данных эксперимента, подведены итоги проведенной работы. Уточнены теоретические и практические выводы, оформление полученных данных работы, формулировка заключения, подготовка исследовательской работы к защите.
Научная новизна исследования:
• теоретически обоснованы психолого - педагогические условия эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования;
• аргументирована содержательная основа занятий в системе дополнительного образования по реализации авторской программы «Гармония личности», строящаяся на интегративной основе.
Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в выявлении и систематизации научных взглядов на понятие «эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования», теоретической аргументации психолого-педагогических условий эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны, апробированы, внедрены и могут быть использованы в образовательной деятельности:
• авторская программа «Гармония личности»;
• комплекс психолого- педагогических условий эстетического развития обучающихся в учреждении дополнительного образования;
• дидактический материал по эстетическому развитию и активизации мотивации обучающихся на занятиях изобразительного искусства;
• диагностический материал по эстетическому развитию учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Достоверность, обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению сформулированных задач, созданием психолого-педагогических условий эстетического развития обучающихся в системе дополнительного образования, анализ теоретического и методологического материала, с использованием различных научно - исследовательских приемов и методов, а также путем математического вычисления среднего значения количественных данных, для подтверждения гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детский Дом культуры» г.о. Тольятти.
Результаты исследования обсуждались на кафедре «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета, городских методических семинарах и получили положительную оценку и одобрение.
Основные положения докладывались на научно -практических конференциях:
Международных:
• Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования», 5 ноября 2015 г., г. Екатеринбург;
• XII Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире», 15 декабря 2015 г., г. Санкт-Петербург;
• Международная научно-практическая конференция «Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики», 10 апреля 2016 г., г. Пермь;
• Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный и научный потенциал XXI века», 20 декабря 2016 г., г. Казань;
• Международный исследовательский центр современных проблем воспитания «Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов», март 2017 г., г. Тольятти.
Всероссийских:
• VI Всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование в XXI веке - актуальные вопросы обучения и воспитания», октябрь - декабрь 2016 г., г. Тольятти.
По итогам исследования опубликовано 6 работ:
1. Щербакова, И.В. Педагогические условия духовно -нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки / И.В. Щербакова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования». - Екатеринбург: Научно-издательский центр «Аэтерна», 5 ноября 2015 года. - С. 216-219.
2. Щербакова, И.В. Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования / И.В. Щербакова // Сборник XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». - Санкт-Петербург, 15 декабря 2015 года. Режим доступа: http://elibrary.ru.
3. Щербакова, И.В. Теоретические основы эстетического развития обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования / И.В. Щербакова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Научно- методологические и социальные аспекты психологии и педагогики». - Пермь: Научно-издательский центр «Аэтерна», 10 апреля 2016 года. - С. 246-252.
4. Щербакова, И.В. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века в обучении учащихся по общеобразовательным общеразвивающим дополнительным программам / И.В. Щербакова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный и научный потенциал XXI века». - Казань: Научно-издательский центр «Аэтерна», 20 декабря 2016 года. - С. 220-225.
5. Щербакова, И.В. Развитие духовно-нравственной культуры школьников / И.В. Щербакова // Сборник статей Международного исследовательского центра современных проблем воспитания «Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов». - Тольятти: Изд-во ТГУ, март 2017 года. - С. 133­139.
6. Щербакова, И.В. Обучение учащихся по общеразвивающим программам: теории и перспективы / И.В. Щербакова // Сборник статей VI Тольяттинской всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование в XXI веке - актуальные вопросы обучения и воспитания». - Тольятти: НМЦ ХО ТК, октябрь - декабрь 2016 года. - С. 8-14.
На защиту выносится:
• уточненное содержание понятия «эстетическое развитие младших школьников в системе дополнительного образования»;
• обобщено содержание понятия «дополнительное образование», являющееся видом образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в духовно - нравственном, профессиональном, интеллектуальном, физическом совершенствовании, не сопровождающем повышение уровня образования;
• комплекс педагогических условий, состоящий из:
1) активизации мотивации учащихся в процессе эстетического развития;
2) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гармония личности»;
3) проведения занятий по программе «Гармония личности» на интегративной основе;
4) диагностики, подобранной в соответствии с целью эстетического развития младших школьников в системе дополнительного образования диагностики и подтверждающей результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование объёмом 158 страниц, состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 102 наименований, 13 таблиц, 11 рисунков и 17 приложений (С. 139-158).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе проведённого исследования установлено, что проблема эстетического развития обучающихся в процессе реализации общеразвивающих программ дополнительного образования является особо актуальной в современной педагогической науке и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки.
2. Содержание понятия «эстетическое развитие» уточнено и определено как организованный процесс развития в ребенке природных сил, помогающих активизировать эстетическое восприятие, чувствование, творческое воображение, эмоциональное переживание, образное мышление, а также приобщение к духовным ценностям. Художественно-творческое развитие формирует способности и дарования у учащихся в различных областях искусства. Эстетическое развитие учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования осуществляется при активизации эмоциональной сферы ребенка и мотивационного потенциала занятий по предмету.
3. Обоснована необходимость использования интегративного подхода к преподаванию «Изобразительного искусства» как составной части программы «Гармония личности». Интегративный подход основывается на понимании того, что интеграция в обучении предполагает активную деятельность разных видов художественно -эстетического мышления, воображения, интуиции. В результате такого активного процесса в сознании учащихся происходит взаимообмен знаний и представлений о разных видах деятельности и их слиянии.
4. Обобщено содержание понятия «дополнительное образование», являющееся видом образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Особенно важно дополнительное образование на начальном этапе становления личности, стадии формирования у ребенка представлений о будущей профессии с такой ключевой доминантой, как приобщение учащихся к национальным традициям, развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей, направленных на достижение определенных целей в свободное время.
5. Внедрён комплекс психолого-педагогических условий формирования эстетического развития младших школьников, состоящий из следующего перечня:
• активизации мотивации учащихся в процессе эстетического развития;
• теоретически обоснованной, разработанной и внедренной в ходе опытно-экспериментальной работы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей авторской программы «Гармония личности»;
• реализации интегративного подхода при проведении занятий по программе «Гармония личности»;
• отобранной соответствующей диагностики для проверки результативности эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
6. Критериями и показателями динамики формирования эстетического развития в процессе обучения изобразительного искусства служат такие, как владение специальной терминологией, теорией по разделам и темам программы, практические умения и способы деятельности, активность, достижения учащихся, посещение занятий, высокая степень интереса к занятиям, и повышенный уровень освоение программы в процессе всего обучения.
7. Таким образом, проведённое исследование эстетического развития учащихся младшего школьного возраста в процессе реализации общеразвивающих программ в системе дополнительного образования подтвердило верность выдвинутой гипотезы, актуальность для педагогической теории и практики и показало необходимость дальнейшего осмысления решаемой проблемы уже для учащихся среднего и старшего возрастов.


1. Александрова, М.А. Методика диагностики состояния и результатов воспитательного процесса "Четыре времени года" / М.А. Александрова // Классный руководитель, 2014. - № 1. - С. 82-84.
2. Аронов, В.Р. Дизайн и искусство: Актуальные проблемы технической эстетики / В.Р. Аронов // - М.: Знание, 1984. - 64 с.
3. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н. Батракова // Педагогика, 2003. - С. 11-16.
4. Бессонов, Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности / Б.Н. Бессонов // - М.: Просвещение, 1988. - С. 80-82.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // - М.: Воронеж. - 1995. - с. 302-332.
6. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры / Е.В. Бондаревская // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. - Ростов на Дону. - 1993.
7. Борев, Ю.Б. Введение в эстетику / Ю.Б. Борев // Учебник. - М.: Титул. - 2016. - 356 с.
8. Бреусова, Т.А. Методологические аспекты использования нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе / Т.А. Бреусова // Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования, перспективы его развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2013. - С.65­69.
9. Бутенко, Н.В. Концептуальная модель художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко // Сиб. пед. журнал. - 2015. - № 1. - С. 36-41.
10. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков // Учебник для ВУЗов. М.: Просвещение, 2011. - 464 с. - ISBN 978-5-902357-99-5.
11. Вайнер Б. Теория мотивации Б. Вайнера [Электронный ресурс] / Б. Вайнера . - Режим доступа: http://studopedia.su. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - С.33.
12. Вербенец, А.М. Использование игровых технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников / А.М. Вербенец // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2013. - № 6. - С. 4-10.
13. Власов, В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства / В.Г. Власов // Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.
14. Воспитание детей и молодежи в изменяющемся мире: сборник статей / под научн. ред. И.В. Руденко. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 276 с.: обл. - С. 30-40, 128-195. - ISBN 978-5-8259-0717-8
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ