Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Популяризация волонтерского движения в массмедиа

Работа №112247

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Волонтерское движение как объект популяризации в публикациях массмедиа
1.1Волонтерская деятельность как тематика СМИ
1.2Методы, формы и каналы популяризации в массмедиа
Глава 2 Формы и методы популяризации волонтерского движения в
массмедиа
2.1Типологический анализ сайтов волонтерских объединений
2.2Анализ публикаций, популяризирующих волонтерское движение
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

В последнее время наша страна переживает рост добровольческого движения. В России благодаря спортивным волонтерам на высочайшем уровне были проведены крупномасштабные мероприятия мирового уровня: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 в Казани, Эстафета олимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014, XXII Олимпийские зимние игры в Сочи, Кубок Конфедераций FIFA 2017, Чемпионат мира по футболу 2018, XXIX Всемирная зимняя универсиада, которая прошла в городе Красноярске [48].
В течение последних 5 лет добровольческий корпус Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» принимает активное участие в проведении большого количества патриотических мероприятий и акций. Его деятельность направлена на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, на гражданско-патриотическое воспитание молодежи и, конечно же, на помощь ветеранам. Сегодня региональные отделения данной общественной организации представлены в каждом субъекте Российской Федерации.
В марте 2020 года, когда в нашей стране был введен режим повышенной готовности в связи с пандемией COVID-19 и практически одновременно была объявлена акция взаимопомощи «Мы вместе». Помимо этого, сразу были развернуты волонтерские штабы для помощи пожилым людям, которые вынуждены оставаться дома. Одним из инициаторов данной идеи выступило Всероссийское общественное движение «Волонтеры- медики». Активисты данного объединения работают также на передовой пандемии наравне с опытными врачами в медицинских учреждениях.
Очевидно, что государство заинтересованно в развитии добровольческой деятельности. Так, например, 2018 год в нашей стране был торжественно объявлен как Год добровольца и волонтера. В начале 2020 года Президент России В.В. Путин внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию РФ. Одна из них касается деятельности добровольцев. В начале июня 2020 года Владимир Путин внес пункт про добровольчество в положение «О знаке отличия «За благодеяние»». Теперь знак станет государственной наградой для представителей добровольческого движения. На фоне пристального внимания государства к волонтерской деятельности возросла и роль популяризации добровольческих движений, которая стала одной из задач массмедиа.
Влияние массмедиа на формирование позитивного отношения к волонтерскому движению и его популяризации можно рассматривать, как наиболее важный феномен для привлечения молодых людей в ряды волонтеров. В современном обществе на восприятие добровольческой деятельности сильно влияют доступные им информационные ресурсы и тот образ, который они создают: положительный, нейтральный или негативный во многом зависит от массмедиа [23].
Поэтому в процессе формирования положительного отношения к волонтерскому движению очень важно, как освещаются те или иные мероприятия, проводимые с участием волонтеров, какие ресурсы используются как коммуникационная площадка, какими предстают перед аудиторией добровольцы. Немаловажно так же привлечение внимания к волонтерству путем объяснения целей и задач добровольцев, специфики их деятельности, тех преимуществ, которые они имеют.
Таким образом, актуальность исследования складывается из повышенного внимания к добровольческому движению со стороны государства, востребованности аудитории к работе волонтеров, заинтересованности в продвижении своей деятельности объединений добровольцев с одной стороны, и необходимости научного осмысления каналов, форм и методов популяризации добровольческих организаций в массмедиа.
Объектом исследования популяризация волонтерского движения в российских массмедиа.
Предметом исследования являются формы и методы популяризации волонтерского движения в публикациях российских массмедиа.
Цель диссертационного исследования: проанализировать
используемость форм и методов популяризации волонтерского движения в публикациях массмедиа.
Достичь поставленной цели позволят сформулированные нами задачи:
1.Рассмотреть волонтерскую деятельность как объект тематики СМИ.
2.Определить формы, методы и каналы популяризации волонтерского движения в публикациях массмедиа и разработать критерии анализа публикаций, популяризирующих волонтерское движение в массмедиа.
3.Сделать типологический анализ сайтов крупнейших волонтерских объединений.
4.Проанализировать публикации, которые популяризируют волонтерское движение в массмедиа и описать используемые ими формы и методы.
Теоретико-методологическая база исследования основана на научных публикациях, посвященных исследованию феномена волонтерского движения таких авторов как А.С. Евсигнеева, Т.В. Павлова, Д.Г. Ващенко, А.В. Шафикова и Г.В. Галавова, популяризации в массмедиа таких авторов как Е.Е. Макарова, А.А. Тертычный, М.Р. Желтухина, влиянию массмедиа на формирование положительного отношения общества к волонтерскому движению таких авторов как Л.А. Шварцман, К.Ю. Королева и Е.С. Сазонова, Е.В. Тарасенко.
В работе применялись следующие методы. Метод синтеза помог синтезировать научные знания о формах и методах популяризации в масс- медиа и применить их к популяризации волонтерской деятельности. Теоретико-типологический метод позволил описать сайты волонтерских объединений, на которых отбирались публикации для анализа. Метод контент-анализа позволил отобрать необходимые для анализа публикации. Метод комплексного анализа текста был использован для анализа используемости форм и методов популяризации в публикациях.
Эмпирическую базу исследования составили публикации, которые популяризируют волонтерское движение. Всего за период с 1 января по 31 мая 2020 года было проанализировано 710 материалов, опубликованных на портале DOBRO.RU и сайтах крупнейших российских добровольческих организаций «Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», «Волонтеры культуры», Ассоциация волонтерских центров, «Волонтеры Конституции», СФЕРА, «Мосволонтёр», «Даниловцы», «Клуб волонтеров».
Новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа материалов, которые популяризируют волонтерское движение в российских массмедиа с целью выявления специфики использования форм и методов популяризации.
Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются применением научной методологии, описанной в методах исследования, а также большим количеством эмпирического материала и источников по тематике исследования, представленных в списке используемой литературы и источников.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют представление о роли массмедиа в процессе популяризации волонтерского движения и описывают используемые формы и методы.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в повседневной практике журналистов при написании текстов, популяризирующих
добровольческую деятельность в массмедиа.
Положения, выносимые на защиту:
1.Результативность популяризации волонтерской деятельности
зависит от качества публикаций, которое в свою очередь определяется полнотой использования в них методов и форм популяризации, отвечающих современным запросам аудитории.
2.Сайты волонтерских объединений, имеющие целевую направленность на популяризацию волонтерского движения, используют не весть потенциал форм и методов популяризации доступный массмедиа.
3.Наиболее полное использование в текстах форм и методов популяризации встречается на тех сайтах, которые наряду с информативностью текста заботятся о его привлекательности для аудитории, обращаются к чувственному восприятию информации.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследования были представлены в докладах на конференциях «Студенческие дни науки в ТГУ» в 2019 и 2020 годах. А также опубликованы в научных сборниках:
1.Наумов, Д. В. Социальная сеть как способ коммуникации волонтерских объединений / Д. В. Наумов. - Текст : непосредственный // «Студенческие Дни науки в ТГУ» : научно-практическая конференция (Тольятти, 1-30 апреля 2019 года) : сборник студенческих работ. - 2019. - С. 616-619.
2.Наумов, Д. В. Освещение деятельности волонтеров в период
введения режима повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса / Д. В. Наумов. - Текст : электронный // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 5 (44). - URL: https://alley-
science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/1_tom_May_2020.pdf (дата обращения: 27.05.2020).
Структура работы обусловлена целями и задачами. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы и источников.
В первой главе «Волонтерское движение как объект популяризации в публикациях массмедиа» изучаются теоретические подходы к исследованию публикаций посвященных добровольческим движениям. В первом параграфе «Волонтерская деятельность как тематика СМИ» дано определение понятия «добровольчество», описана история волонтерского движения в нашей стране, виды добровольческой деятельности и ее роль в российском обществе, рассматривается добровольчество как тематика СМИ. Во втором параграфе «Методы, формы и каналы популяризации в массмедиа» описываются научные теории, изучающие формы, методы и каналы популяризации в массмедиа.
Во второй главе «Формы и методы популяризации волонтерского движения в массмедиа» представлены результаты анализа сайтов крупнейших добровольческих объединений в России. В первом параграфе «Типологический анализ сайтов волонтерских объединений» приведена характеристика сайтов по типологическим признакам. Во втором параграфе «Анализ публикаций, популяризирующих волонтерское движение» представлены результаты анализа публикаций, выявляющий формы и методы, используемые в них для популяризации добровольчество.
В заключение формируются выводы по результатам всей проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день волонтерское движение прочно вошло в нашу жизнь. Добровольчество - это безвозмездная социально-активная деятельность людей, которая направлена на решение социально-значимых проблем в обществе. Волонтеры - это активные, открытые, добрые и позитивные люди, которые не стремятся за денежной выгодой. Но которые желают помочь и внести свой личный вклад в общее дело. Поэтому в публикациях важно не просто осветить новость, но и необходимо передать ту особую положительную эмоциональную атмосферу, которая царит в добровольческом движении.
Исследователи выделяют следующие направления волонтерской деятельности: событийное, спортивное, корпоративное, экологическое,
социальное, медицинское, «серебряное» волонтерство, донорство, медиаволонтерство, волонтерство в сфере культуры и волонтерство в сфере общественной безопасности.
При занятиях добровольчеством у волонтера формируются навыки оратора и лидера в процессе коммуникаций с другими участниками. Также данная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал, формирует креативно мыслящую личность, позволяет находить оригинальные подходы к решению поставленных задач. Помимо этого, человек приобретает полезные знания, умения и навыки, которые могут пригодиться ему в карьере и в повседневной жизни. Добровольческая деятельность иногда позволяет своим активистам посещать необычные и интересные объекты культуры и спорта. А также путешествовать по субъектам России и по различным странам Мира.
Для волонтера наиболее ценны следующие качества человека: забота и бережное отношение к природе, милосердие, трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность к окружающим людям.
В начале 2020 года Президент России В.В. Путин внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию РФ. Одна из них касается деятельности волонтеров, что говорит о заинтересованности государства в развитии добровольческой деятельности. Популяризация волонтерства стало важной задачей массмедиа. Особую роль в ее решении играют сайты добровольческих объединений.
Анализ научных источников показал, что популяризация рассматривается в исследовательских работах достаточно часто. Разработаны определения популяризации, описаны ее формы, каналы и методы.
Популяризация волонтерского движения - это создание и распространение с помощью различных каналов массмедиа публикаций о волонтерской деятельности, изложенных в доступной для широкой аудитории позитивной форме.
Формы популяризации разделяются на 2 большие группы - событийноорганизационные и медийные. К первым относятся запись волонтеров на конкретные проекты, мероприятия, конкурсы, обучающие курсы, семинары, вебинары, обучающие видео, форумы и чаты на сайте. Ко второй группе относятся тексты, изображения, аудио и видеопроизведения, мультимедийные публикации и т.д.
Для анализа форм и методов были выбраны 10 сайтов: DOBRO.RU, «Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», «Волонтеры культуры», Ассоциация волонтерских центров, «Волонтеры Конституции», СФЕРА, «Мосволонтёр», «Даниловцы», «Клуб волонтеров». Типологический анализ показал. Что все сайты по целевой направленности преимущественно ориентированы по привлечение людей в ряды добровольцев, а значит выполняют функцию популяризации волонтерского движения.
Типологический анализ сайтов волонтерских объединений позволил сделать выводы. У всех рассмотренных нами интернет-ресурсов стоит цель - это информационное освещение деятельности волонтеров и привлечение различных групп населения заниматься добровольчеством. Преимущественно сайты ориентированы на людей, желающих заниматься или уже занимающихся волонтерской деятельностью. Все проанализированные сайты предоставляют пользователю подробную информацию о добровольческом движении. Но были и такие информационные ресурсы, где можно присоединиться к волонтерскому объединению (например, DOBRO.RU, волонтёрыпобеды.рф, волонтеры- медики.рф, https://danilovcy.ru).
У всех сайтов волонтерских объединений элементы структуры расположены по стандартному шаблону. Поэтому их можно отнести к строго деловому типу. Все интернет-ресурсы обладают интуитивно понятной системой навигации и имеют ссылки на социальные сети. Частота обновления новостного контента у сайтов разная: ежедневная (например, DOBRO.RU, волонтёрыпобеды.рф, волонтеры-медики.рф), еженедельная (например, https://mosvolonter.ru), ежемесячная (например, волонтеры- культуры.рф, авц.рф, волонтерыконституции.рф, https://dobrovolets.ru, https: //danilovcy.ru, https: //www.club-volonterov.ru).
На основании результатов типологического анализа, можно сказать, что для всех сайтов одной из задач является популяризация волонтерства. Это позволило нам провести анализ публикаций и выявить формы и методы популяризации.
По результату исследования можно сказать, что на всех сайтах широко представлены популяризирующие тексты. За период с 1 января по 31 мая 2020 года количество таких текстов составило: на сайте «Добро.ру» 283 публикации, «Волонтеры-медики» 110 публикаций, «Мосволонтёр» 102 публикации, «Волонтеры Победы» 50 публикаций, «Волонтеры культуры» 50 публикаций, «Авц.рф» 46 публикаций, «Волонтеры конституции» 23 публикации, «Сфера» 26 публикаций, «Клуб волонтеров» 15 публикаций, «Даниловцы» 5 публикаций.
Наиболее полно событийно-организационные формы представлены на 7 сайтах https://dobro.ru, волонтёрыпобеды.рф, волонтеры-медики.рф, авц.рф, https://dobrovolets.ru, https://mosvolonter.ru, https://danilovcy.ru. Следует отметить сайт https://dobro.ru, где представлено наибольшее количество образовательных программ. Наименее активно эти формы используют 3 сайта: волонтеры-культуры.рф, волонтерыконституции.рф, https://www.club- volonterov.ru.
Медийные формы наиболее полно представлены на 5 сайтах https://dobro.ru, волонтёрыпобеды.рф, волонтеры-медики.рф,
https://danilovcy.ru, https://www.club-volonterov.ru. Разнообразие контента на этих сайтах позволяет наиболее полно рассказать о движении, показать его участников, выделить наиболее значимые события. Узко медийные формы использованы на сайтах волонтеры-культуры.рф, авц.рф,
волонтерыконституции.рф, https://dobrovolets.ru и https://mosvolonter.ru.
Анализ методов популяризации показал, что практически все сайты из группы базовых используют активнее всего метод описания. А вот художественно-экспрессивные методы используются шире. На сайтах https://dobro.ru, волонтёрыпобеды.рф, волонтеры-медики.рф, волонтеры- культуры.рф, авц.рф, волонтерыконституции.рф, https://dobrovolets.ru, https: //mo svolonter.ru, https: //danilovcy.ru, https: //www.club-volonterov.ru
представлены все из этой группы методов. Отсюда можно сделать вывод, что, популяризируя волонтерство авторы стараются привлечь чувственное восприятие аудитории, вовлечь ее на эмоциональном уровне.
К сожалению, сайты не часто используют такой метод как персонификация. А он дает возможность показать на живом примере суть волонтерской деятельности. Из базовых не заслуженно обделены вниманием аналогия и ассоциация, которые так же могут существенно повысить эффективность популяризирующих текстов.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать выводы, что популяризация волонтерского движения на исследованных сайтах представлена широко. Однако для повышения ее эффективности следует уделять большее внимание таким медийным формам как видеоконтент и мультимедийные публикации. Использование всей палитры методов позволит разнообразить популяризирующие тексты, сделать их привлекательными для аудитории.


1.Айдарбекова А. Ж., Тайшинова А. К. Волонтерство как форма
социальной активности молодежи // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2015. № 1 (30). С. 102. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=35199830 (дата обращения: 30.03.2020).
2.Байчурина А. И. Тематика социальной направленности в СМИ //
Контентус. 2015. № 12 (41). С. 67. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25684331 (дата обращения: 05.04.2020).
3.Баркова Е. В. Популяризация истории как медийная проблема // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2015. № 2 (2). С. 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24334974 (дата обращения: 11.04.2020).
4.Белякова Ю. К. Тема волонтерства на страницах общественно
политической газеты «Рязанские ведомости» // Слово. Словесность. Словесник : материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2016. С. 338. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=28333232 (дата обращения: 03.04.2020).
5.Болгова С. И. Информационная графика как способ популяризации научного знания (на примере инфографики о космосе) // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. 2019. С. 305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37139137 (дата обращения: 30.04.2020).
6.Ващенко Д. Г. Волонтерство как средство инклюзивного образования // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 393. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32313126 (дата обращения: 29.03.2020).
7.Водопьян В. Г. Медиапространство в сфере массовой
коммуникации: социокультурная реальность // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 1 (194). С. 185. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmediaprostranstvo-v-sfere- massovoy-kommunikatsii-sotsiokulturnaya-realnost (дата обращения:
12.04.2020).
8.Габибуллаева Е. Н., Городнянская А. А. Волонтерство и добровольческая деятельность начинающего воспитателя как индикатор патриотизма // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году добровольцев и волонтеров. Старооскольский филиал ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. С. 209-211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34872762 (дата обращения: 30.03.2020).
9.Григорьева Ю. А. Волонтерство в социальном воспитании детей в
трудной жизненной ситуации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2018. № 1. С. 60. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=35427287 (дата обращения: 30.03.2020).
10.Громова А. А. Популяризация волонтерских программ в образовательных организациях с целью эффективной реализации молодежной кадровой политики // Новое поколение. 2017. № 14-2. С. 114121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30733704 (дата обращения: 30.04.2020).
11.Дойникова К. О. Добровольческая деятельность как эффективный механизм в развитии социальной политики страны // Фундаментальные и прикладные исследования в современном Мире. 2017. № 17 (2). С. 120-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28988953 (дата обращения: 06.04.2020).
12.Душина Е. А. Основные понятия и категории, признаки и характеристики состояния социальной журналистики в современных условиях // Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы II
студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». 2018. С. 348-351. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37125403 (дата обращения: 04.04.2020).
13.Евсигнеева А. С. Волонтерство как образ жизни студенческой
молодежи // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде : материалы всероссийской электронной научно-практической конференции. 2017. С. 279. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32485432 (дата обращения: 29.03.2020).
14.Ермилова А. В., Исакова И. А. Специфика волонтерской деятельности в современной России: региональные практики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 48-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32352187 (дата обращения: 07.04.2020).
15.Желтухина М. Р. Популяризация культуры в современных
массмедиа и медиажанр «популяризационная статья»: стилистический аспект // Вестник ЧелГУ. 2015. № 5 (360). С. 214-219. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23338693 (дата обращения: 12.04.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ