Государственно-частное партнерство в сфере предпринимательской деятельности
|
Введение 4
Глава 1. Государственно-частное партнерство в сфере взаимодействия публичной власти и предпринимательских структур: понятие, признаки и принципы правового регулирования 10
1.1 Правовое исследование партнерства органов власти и
предпринимательских структур 10
1.2 Место и роль государственно-частного партнерства в системе
правового взаимодействия институтов публичной власти и предпринимательского сообщества 19
1.3 Практическая реализация теоретической модели правового
института государственно-частного партнерства 30
Глава 2. Развитие практики государственно-частного партнерства в России: правовые проблемы и перспективы 48
2.1 Роль основных задач государственно-частного партнерства в
планах и программах социально-правового развития государственных образований 48
2.2 Государственно-частное партнерство, развитие отношений
государственной собственности и создание новых видов предпринимательских структур 53
2.3 Развитие правовой базы государственно-частного партнерства61
2.4 Анализ правовой деятельности общественных координационных
(совещательных) органов по малому предпринимательству на государственном уровне 66
Глава 3. Оценка эффективности государственно-частного партнерства .. 73
3.1 Исследование современных представлений о правовой эффективности деятельности органов государственного управления .. 73
3.2 Институционально-правовые предпосылки повышения
эффективности механизмов государственно-частного партнерства 87
Заключение 100
Список используемой литературы и используемых источников 106
Глава 1. Государственно-частное партнерство в сфере взаимодействия публичной власти и предпринимательских структур: понятие, признаки и принципы правового регулирования 10
1.1 Правовое исследование партнерства органов власти и
предпринимательских структур 10
1.2 Место и роль государственно-частного партнерства в системе
правового взаимодействия институтов публичной власти и предпринимательского сообщества 19
1.3 Практическая реализация теоретической модели правового
института государственно-частного партнерства 30
Глава 2. Развитие практики государственно-частного партнерства в России: правовые проблемы и перспективы 48
2.1 Роль основных задач государственно-частного партнерства в
планах и программах социально-правового развития государственных образований 48
2.2 Государственно-частное партнерство, развитие отношений
государственной собственности и создание новых видов предпринимательских структур 53
2.3 Развитие правовой базы государственно-частного партнерства61
2.4 Анализ правовой деятельности общественных координационных
(совещательных) органов по малому предпринимательству на государственном уровне 66
Глава 3. Оценка эффективности государственно-частного партнерства .. 73
3.1 Исследование современных представлений о правовой эффективности деятельности органов государственного управления .. 73
3.2 Институционально-правовые предпосылки повышения
эффективности механизмов государственно-частного партнерства 87
Заключение 100
Список используемой литературы и используемых источников 106
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с государственно-частным партнерством в сфере предпринимательской деятельности.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения в сфере государственно-частного партнерства.
Целью исследования является выработка оптимального механизма правового регулирования государственно-частного партнёрства в сфере предпринимательской деятельности.
Задачи исследования:
-исследовать юридическую природу партнерства власти и бизнеса как инструмента взаимодействия предпринимательских структур с внешней средой;
-рассмотреть механизм правового взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами публичной власти в рамках государственно-частного партнерства;
-определить потенциал использования государственно-частного партнерства для развития малого предпринимательства;
-сформировать подход к правовому развитию малого предпринимательства на территории государственных образований;
-разработать правовой механизм повышения эффективности
государственно-частного партнерства в целях развития
предпринимательской деятельности.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения в сфере государственно-частного партнерства.
Целью исследования является выработка оптимального механизма правового регулирования государственно-частного партнёрства в сфере предпринимательской деятельности.
Задачи исследования:
-исследовать юридическую природу партнерства власти и бизнеса как инструмента взаимодействия предпринимательских структур с внешней средой;
-рассмотреть механизм правового взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами публичной власти в рамках государственно-частного партнерства;
-определить потенциал использования государственно-частного партнерства для развития малого предпринимательства;
-сформировать подход к правовому развитию малого предпринимательства на территории государственных образований;
-разработать правовой механизм повышения эффективности
государственно-частного партнерства в целях развития
предпринимательской деятельности.
По результатам работы цель по раскрытию темы диссертационного исследования была достигнута. В ходе решения задач были сделаны следующие выводы:
1. Предпринимательская деятельность является исключительно гражданско- правовой деятельностью, основным принципом ее является свобода волеизъявления и свобода использования своих навыков, умений и имущества для извлечения прибыли и получения дохода. Деятельность государственных органов является исключительно административноправовой, и в ее основе лежат административно-императивные принципы подчинительного действия. ГЧП осуществляется на основе соглашения между предпринимательской структурой - частным партнером (юридическим лицом) и публичным партнером - Российской Федерацией или иным приравненным к ней субъектом, обладающим аналогичным конституционно-правовым и административным статусом. Природа такого соглашения является гражданской, а основной целью выступает реализация социально значимых проектов в сфере социально-экономического, транспортного, инфраструктурного и иного развития.
2. Механизм ГЧП занимает важнейшее место как в доктрине государства и права, так и в концепции социального государства, реализуемой публичным партнером, под которым можно подразумевать Российскую Федерацию, а также любой из составляющих ее субъектов РФ. Сама по себе концепция ГЧП играет позитивную роль в теории правового регулирования, поскольку она активно способствует проникновению в административно-властный аппарат государственной власти гражданско- правовых принципов деятельности - добросовестности, свободы заключения договора, равноправия сторон соглашения, их равенства перед законом. В концепции и доктрине социального государства, которая является основополагающей в выборе пути и стратегии государственного развития России как государства, механизм ГЧП имеет важнейшее значение, поскольку в условиях недостатка собственного финансирования за счет бюджетных средств только правовой механизм заключенного соглашения с частным партнером как бизнес-структурой выступает гарантией надежности и устойчивости инвестиций в разрабатываемый проект. Особенность социальной направленности сфер, избираемых для партнерства, позволяет считать ГЧП социально ориентированным концептом, когда привлечение средств частного партнера в социальную инфраструктуру, реализацию социально ориентированного проекта позволяет публичному партнеру как структурному элементу государственного устройства реализовать свои социальные обязательства перед населением. Бизнес-структуры при этом получают право собственности на созданный объект и возможность получить хотя и не так быстро, как в случае с исключительно коммерческим проектом, но все же гарантированно обеспеченную прибыль в предусмотренный соглашением срок. При этом частный партнер существенно снижает и страхует свои риски, связанные с препятствиями в оформлении прав на создаваемый объект со стороны различных публичных институтов государства.
3. Основными целями и задачами механизма ГЧП является оздоровление социальной сферы государства, повышение благополучия населения и улучшение социально-экономического статуса граждан, что реализуется не только на федеральном уровне путем разработки нормативно-правовых актов и федеральных целевых программ, но и на уровне регионов. Регионы также являются публично-правовыми образованиями и могут выступать в качестве публичного партнера в соглашениях ГЧП. В целях реализации своих полномочий субъекты РФ также разрабатывают законодательство о ГЧП, привлекают инвестиции в социально значимые проекты, поскольку сфера социального обеспечения и социальной защиты является предметом совместного ведения регионов и Российской Федерации. Регионы могут испытывать недостаток бюджетного финансирования и дефицит материального обеспечения многих социально значимых сфер - образования, жилищной сферы, медицины, трудовой отрасли. Для ликвидации дефицита регионы вступают в отношения ГЧП с частным партнером, в роли которого может выступать как местный, российский, так и иностранный инвестор. При этом в вопросах привлечения инвестиций регионы не связаны какими-либо ограничениями или обременениями административного характера со стороны федерального центра. Таким образом, субъекты РФ привлекают иностранные инвестиции на законных основаниях путем заключения соглашений ГЧП.
4. ГЧП предусматривает множество самых разнообразных форм сотрудничества и партнерства, которые могут существовать как в форме предоставления различных правовых режимов, облегчающих экономическую деятельность и торговлю (налоговые, таможенные, фискальные режимы), что особенно позитивно влияет на международную торговлю. Так, государством в сотрудничестве с предпринимательскими структурами могут создаваться специальные экономические зоны, особые экономические зоны, свободные экономические зоны, которые предполагают льготные режимы налогообложения. Зарегистрироваться и получить право деятельности в таких специальных зонах и территориях экономического развития могут компании, участвующие в программах долгосрочного партнерства и сотрудничества между бизнесом и властью. Если же говорить о гражданско-правовых формах заключения ГЧП, можно отметить среди них такие, как контракты между государством и бизнесом на осуществление определенных видов деятельности, арендные отношения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, в рамках которых частный партнер добывает полезные ископаемые, а порядок раздела продукции регулируется соглашением.
5. Исследование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП показала, что назрела необходимость очередного совершенствования законов в области ГЧП. Это объясняется тем, что формы и виды ГЧП постоянно видоизменяются, совершенствуются, появляются новые формы, а старые утрачивают свою актуальность. Кроме того, не последнюю роль играет и правотворческая инициатива, которой обладают некоторые совещательные комиссии и органы по защите прав предпринимателей в органах государственной власти, а также вносимые ими на рассмотрение общественные инициативы. К таким органам относится, к примеру, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, различные советы и комиссии по правам предпринимателей при государственных структурах. Кроме того, немаловажную роль играет также право субъектов РФ принимать свои отдельные нормативно-правовые акты и законы, регулирующие ГЧП в той или иной сфере на региональном уровне.
6. В работе проведено исследование общественных координационных и совещательных органов по защите прав субъектов предпринимательской деятельности создаются при органах государственной власти, органах местного самоуправления по запросу предпринимательских структур. Сделан вывод, что основным направлением деятельности таких общественных структур является координация и взаимодействие с органами государственной власти в целях разработки программ поддержки и защиты субъектом малого и среднего бизнеса для реализации государственной политики в сфере государственно-частного партнерства и взаимодействия.
7. Проведенное исследование современных представлений о правовой эффективности деятельности органов государственного управления позволило установить, что проблема правовой эффективности работы органов государственной власти в сфере государственно - частного партнерства не лежит на поверхности.
Долгое время в нормативной базе сферы государственно-частного партнерства в России не было принято профильного закона по ГЧП. При этом реализация проектов ГЧП осуществлялась на базе регионального законодательства, качество которого в различных регионах было разным.
Принятие ФЗ N 224-ФЗ в 2015 году было существенным прорывом, но не решило всех проблем в механизме реализации проектов ГЧП.
Исследование научного материала показало, что правовая
эффективность работы органов государственного управления в сфере государственно - частного партнерства в настоящее время значительно выросла по сравнению с 2015-2017 годами. В 2020 году в ФЗ N 224-ФЗ были приняты поправки, которые существенно внесли ясность в отдельные ключевые моменты реализации проектов ГЧП как со стороны государства, то есть органов государственного управления, так и со стороны частных инвесторов.
Значительный прорыв в законодательных изменениях назрел уже давно, но возможности их принятия сложились только в сегодняшних условиях, когда объективной причиной нехватки инвестиций в инфраструктуру является в том числе наличие рисков, которые служат препятствием для частных инвесторов, не готовых вкладывать собственные средства по механизму ГЧП в силу неопределенности своего положения в проекте и отсутствия каких-либо гарантий со стороны государства.
8. В исследовании сделан вывод, что применение механизмов ГЧП в рамках развития инфраструктуры сектора государственных предприятий и учреждений может стать эффективным решением многих проблем (прежде всего, относящихся к финансированию и качеству проведения работ) в данной области:
- законодательное регулирование данной области привести в соответствие с «запросами современности»;
- необходим пересмотр ряда законодательных положений с целью улучшения взаимодействия государственных юридических лиц и частных партнеров, а также улучшения уровня развития инновационных технологий в РФ.
1. Предпринимательская деятельность является исключительно гражданско- правовой деятельностью, основным принципом ее является свобода волеизъявления и свобода использования своих навыков, умений и имущества для извлечения прибыли и получения дохода. Деятельность государственных органов является исключительно административноправовой, и в ее основе лежат административно-императивные принципы подчинительного действия. ГЧП осуществляется на основе соглашения между предпринимательской структурой - частным партнером (юридическим лицом) и публичным партнером - Российской Федерацией или иным приравненным к ней субъектом, обладающим аналогичным конституционно-правовым и административным статусом. Природа такого соглашения является гражданской, а основной целью выступает реализация социально значимых проектов в сфере социально-экономического, транспортного, инфраструктурного и иного развития.
2. Механизм ГЧП занимает важнейшее место как в доктрине государства и права, так и в концепции социального государства, реализуемой публичным партнером, под которым можно подразумевать Российскую Федерацию, а также любой из составляющих ее субъектов РФ. Сама по себе концепция ГЧП играет позитивную роль в теории правового регулирования, поскольку она активно способствует проникновению в административно-властный аппарат государственной власти гражданско- правовых принципов деятельности - добросовестности, свободы заключения договора, равноправия сторон соглашения, их равенства перед законом. В концепции и доктрине социального государства, которая является основополагающей в выборе пути и стратегии государственного развития России как государства, механизм ГЧП имеет важнейшее значение, поскольку в условиях недостатка собственного финансирования за счет бюджетных средств только правовой механизм заключенного соглашения с частным партнером как бизнес-структурой выступает гарантией надежности и устойчивости инвестиций в разрабатываемый проект. Особенность социальной направленности сфер, избираемых для партнерства, позволяет считать ГЧП социально ориентированным концептом, когда привлечение средств частного партнера в социальную инфраструктуру, реализацию социально ориентированного проекта позволяет публичному партнеру как структурному элементу государственного устройства реализовать свои социальные обязательства перед населением. Бизнес-структуры при этом получают право собственности на созданный объект и возможность получить хотя и не так быстро, как в случае с исключительно коммерческим проектом, но все же гарантированно обеспеченную прибыль в предусмотренный соглашением срок. При этом частный партнер существенно снижает и страхует свои риски, связанные с препятствиями в оформлении прав на создаваемый объект со стороны различных публичных институтов государства.
3. Основными целями и задачами механизма ГЧП является оздоровление социальной сферы государства, повышение благополучия населения и улучшение социально-экономического статуса граждан, что реализуется не только на федеральном уровне путем разработки нормативно-правовых актов и федеральных целевых программ, но и на уровне регионов. Регионы также являются публично-правовыми образованиями и могут выступать в качестве публичного партнера в соглашениях ГЧП. В целях реализации своих полномочий субъекты РФ также разрабатывают законодательство о ГЧП, привлекают инвестиции в социально значимые проекты, поскольку сфера социального обеспечения и социальной защиты является предметом совместного ведения регионов и Российской Федерации. Регионы могут испытывать недостаток бюджетного финансирования и дефицит материального обеспечения многих социально значимых сфер - образования, жилищной сферы, медицины, трудовой отрасли. Для ликвидации дефицита регионы вступают в отношения ГЧП с частным партнером, в роли которого может выступать как местный, российский, так и иностранный инвестор. При этом в вопросах привлечения инвестиций регионы не связаны какими-либо ограничениями или обременениями административного характера со стороны федерального центра. Таким образом, субъекты РФ привлекают иностранные инвестиции на законных основаниях путем заключения соглашений ГЧП.
4. ГЧП предусматривает множество самых разнообразных форм сотрудничества и партнерства, которые могут существовать как в форме предоставления различных правовых режимов, облегчающих экономическую деятельность и торговлю (налоговые, таможенные, фискальные режимы), что особенно позитивно влияет на международную торговлю. Так, государством в сотрудничестве с предпринимательскими структурами могут создаваться специальные экономические зоны, особые экономические зоны, свободные экономические зоны, которые предполагают льготные режимы налогообложения. Зарегистрироваться и получить право деятельности в таких специальных зонах и территориях экономического развития могут компании, участвующие в программах долгосрочного партнерства и сотрудничества между бизнесом и властью. Если же говорить о гражданско-правовых формах заключения ГЧП, можно отметить среди них такие, как контракты между государством и бизнесом на осуществление определенных видов деятельности, арендные отношения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, в рамках которых частный партнер добывает полезные ископаемые, а порядок раздела продукции регулируется соглашением.
5. Исследование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП показала, что назрела необходимость очередного совершенствования законов в области ГЧП. Это объясняется тем, что формы и виды ГЧП постоянно видоизменяются, совершенствуются, появляются новые формы, а старые утрачивают свою актуальность. Кроме того, не последнюю роль играет и правотворческая инициатива, которой обладают некоторые совещательные комиссии и органы по защите прав предпринимателей в органах государственной власти, а также вносимые ими на рассмотрение общественные инициативы. К таким органам относится, к примеру, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, различные советы и комиссии по правам предпринимателей при государственных структурах. Кроме того, немаловажную роль играет также право субъектов РФ принимать свои отдельные нормативно-правовые акты и законы, регулирующие ГЧП в той или иной сфере на региональном уровне.
6. В работе проведено исследование общественных координационных и совещательных органов по защите прав субъектов предпринимательской деятельности создаются при органах государственной власти, органах местного самоуправления по запросу предпринимательских структур. Сделан вывод, что основным направлением деятельности таких общественных структур является координация и взаимодействие с органами государственной власти в целях разработки программ поддержки и защиты субъектом малого и среднего бизнеса для реализации государственной политики в сфере государственно-частного партнерства и взаимодействия.
7. Проведенное исследование современных представлений о правовой эффективности деятельности органов государственного управления позволило установить, что проблема правовой эффективности работы органов государственной власти в сфере государственно - частного партнерства не лежит на поверхности.
Долгое время в нормативной базе сферы государственно-частного партнерства в России не было принято профильного закона по ГЧП. При этом реализация проектов ГЧП осуществлялась на базе регионального законодательства, качество которого в различных регионах было разным.
Принятие ФЗ N 224-ФЗ в 2015 году было существенным прорывом, но не решило всех проблем в механизме реализации проектов ГЧП.
Исследование научного материала показало, что правовая
эффективность работы органов государственного управления в сфере государственно - частного партнерства в настоящее время значительно выросла по сравнению с 2015-2017 годами. В 2020 году в ФЗ N 224-ФЗ были приняты поправки, которые существенно внесли ясность в отдельные ключевые моменты реализации проектов ГЧП как со стороны государства, то есть органов государственного управления, так и со стороны частных инвесторов.
Значительный прорыв в законодательных изменениях назрел уже давно, но возможности их принятия сложились только в сегодняшних условиях, когда объективной причиной нехватки инвестиций в инфраструктуру является в том числе наличие рисков, которые служат препятствием для частных инвесторов, не готовых вкладывать собственные средства по механизму ГЧП в силу неопределенности своего положения в проекте и отсутствия каких-либо гарантий со стороны государства.
8. В исследовании сделан вывод, что применение механизмов ГЧП в рамках развития инфраструктуры сектора государственных предприятий и учреждений может стать эффективным решением многих проблем (прежде всего, относящихся к финансированию и качеству проведения работ) в данной области:
- законодательное регулирование данной области привести в соответствие с «запросами современности»;
- необходим пересмотр ряда законодательных положений с целью улучшения взаимодействия государственных юридических лиц и частных партнеров, а также улучшения уровня развития инновационных технологий в РФ.
Подобные работы
- Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НИУ "БЕЛГУ" И ГК ЭФКО «КАРЬЕРНЫЙ ПРОРЫВ»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ (Государственный Университет Управления)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Государственное управление здравоохранением в субъекте федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017





