Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха

Работа №112216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Ведение 4
Глава 1 Теоретические основы словарной работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности овладения словарём детьми с общим недоразвитием речи 9
1.2 Словарная работа с детьми с общим недоразвитием речи 15
1.3 Виммельбух как средство активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2 Экспериментальная работа по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха 25
2.1 Выявление активного словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Содержание и организация работы по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха 35
2.3 Выявление динамики активного словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Лексические профили детей экспериментальной выборки 61
Приложение В Пример страницы виммельбуха «Родной город» 68

Своевременное развитие речи является одним из главных условий нормального психического развития ребёнка. Задержка речевого развития, бедность словарного запаса и другие нарушения речи в дальнейшем отражаются на самооценке ребенка.
Одно из распространённых речевых нарушений - это общее недоразвитие речи. Практика показывает, что дети с низким уровнем словарного запаса чаще всего испытывают трудности в обучении, а также в общении со своими сверстниками.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребёнка является овладение богатым словарным запасом. Именно поэтому очень важна забота о своевременном формировании лексического словаря и его разнообразии [2]. «Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность» [4].
Ребёнку легче выразить свои мысли, общаться со взрослыми и сверстниками, если его словарный запас достаточно богат и разнообразен. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов [19]. «В дошкольном детстве важная роль должна отводиться накоплению знаний и развитию словарного запаса. Он развивается в процессе познания окружающего мира.
О.А. Слинько отмечает, что одной из важных причин неблагоприятных отношений в коллективе сверстников является несформированность средств общения, словаря и отсутствие накопленных знаний. Личность ребенка с патологией речи формируется в условиях неполноценного, искаженного развития вследствие имеющихся дефектов» [13].
Для полноценной социальной адаптации необходима правильно поставленная речь, развитый словарный запас, способствующий диалогическому общению [17]. Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться со своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений.
Д.Б. Эльконин отмечает, что «уровень речевого развития корректируется, как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляется интенсивным обогащением словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов [1].
Несомненно, в настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания уточнению и расширению словарных средств языка у детей с общим недоразвитием речи, если мы хотим, чтобы они полноценно воспринимали учебный материал и в дальнейшем не испытывали затруднений при обучении в школе. Важным условием формирования словаря дошкольника с общим недоразвитием речи является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Несмотря на имеющиеся исследования и апробированные методики, проблема активизации словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня остается актуальной в связи с усилением тенденции дифференциации и индивидуализации коррекционно-образовательного процесса. В отличие от общего недоразвития речи I и II уровней объем словарного запаса детей с общим недоразвитием речи III уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с данным уровнем недоразвития речи являются существительные и глаголы, в связи с общей упрощенностью речи наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже. Типичным для общего недоразвития речи III уровня является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен, подмена понятий, неточное употребление слов в речевом контексте, мало обобщающих понятий, синонимов, антонимы не используются (В.К. Воробьева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Поэтому активизация словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной задачей дошкольной логопедии.
В данном исследовании в качестве ведущего средства активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня выбран виммельбух. Это книга без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии объединены на иллюстрациях в единую смысловую композицию. В настоящее время в периодических изданиях и профессиональных сообществах в интернете появляются публикации педагогов с обобщением опыта применения виммельбухов в работе с детьми. Однако, специальные исследования, посвященные использованию виммельбухов в коррекционно-развивающей работе, не проводились.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанной необходимостью работы по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием в данном направлении логопедической работы инновационных средств, в частности, такого средства как виммельбух.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности виммельбуха как средства активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Активизация словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха.
Объект исследования - процесс активизации словарного запаса детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - виммельбух как средство активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что активизация словаря посредством виммельбуха возможна, если:
• определён объем тематического словаря, доступного для освоения детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня по теме «Город»;
• составлены тематические виммельбухи и подобраны лексические упражнения по его материалам;
• включены лексические упражнения с тематическими виммельбухами в индивидуальные логопедические занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить объем активного словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и организацию работы по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения методики развития активного словаря дошкольников (М.М. Конина, О.И. Соловьёва, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина);
• исследования в области логопедической работы по расширению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий контрольный этапы; методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что:
• выявлена возможность использования виммельбуха как средства активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработан и апробирован в логопедической работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня тематический виммельбух «Родной город» (Тольятти).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование применения виммельбуха как средства активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования виммельбуха и лексических упражнений по его материалам учителями-логопедами и воспитателями в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника), 3 приложений. В тексте представлено 2 таблицы, 21 рисунок. Основной текст работы изложен на 59 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети с общим недоразвитием речи III уровня отличаются нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, но у них сформированы не все компоненты речи. Раздел лексики в развитии речи дошкольников с общим недоразвитием речи занимание особое место. При формировании лексики мы оказываем влияние на развитие всех компонентов речи и на развитие мышления и других высших психических функций. При знакомстве с новыми явлениями, предметами, признаками ребенок самостоятельно может выражать свои мысли, осознанно отражать в речи связи и отношения между предметами и явлениями.
При анализе психолого-педагогических и специальных источников мы выяснили, что дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности в употреблении слов в экспрессивной речи.
В данном исследовании доказана гипотеза, согласно которой процесс активизации словаря посредством виммельбуха возможен, если:
• определён объем тематического словаря, доступного для освоения детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня по теме «Город»;
• составлены тематические виммельбухи и подобраны лексические упражнения по его материалам;
• включены лексические упражнения с тематическими виммельбухами в индивидуальные логопедические занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить объем активного словаря детей 6-7 лет с ОНР III уровня, на основе теоретических исследований М.М. Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Н.В. Нищевой, мы выделили показатели уровня развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и составили диагностические задания. По результатам констатирующего эксперимента мы составили лексический профиль каждого ребенка, в котором отражены индивидуальные особенности активного словарного запаса.
На основе констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения упражнений с использованием готового виммельбуха и виммельбуха, который был составлен нами самостоятельно по трём районам города Тольятти для активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из этого был проведен формирующий этап эксперимента по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Во время формирующего этапа осуществлялась работа по активизации словаря детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Работа по активизации словаря была организована в ходе индивидуальных логопедических занятий.
После проведенной работы формирующего эксперимента мы провели повторное обследование с целью выявления эффективности применения такого средства, как виммельбух и динамики активного словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. По результатам контрольного эксперимента мы составили лексический профиль каждого ребенка, в котором отражена индивидуальная динамика активного словарного запаса.
Таким образом, поэтапная целенаправленная работа по активизации словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством виммельбуха оказалась эффективна и дала положительные результаты. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.


1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1982.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2016. 144с.
4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М. : Сфера, 2013. 176 с.
5. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ACT: Астрель, 2005. 351 с.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : АРКТИ, 2002. С 35-44.
7. Ермолаева Ж. Е. Виммельбух: как читать и как работать? [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo.ru/vimmelbux-kak-chitat-i- kak-rabotat/. (дата обращения: 11.10.2021).
8. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : Литур, 2016. 320 с.
9. Зырянова Л. H. Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 271 с.
10. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2009. №9.
11. Куликовская Т. А. Формирование, развитие и активизация словаря. М. : Детство-Пресс, 2016. 176 с.
12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2009. 160 с.
13. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. изд 2-е, доп. М. : Институт практической психологии, 2016.304 с.
14. Логинова В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984. С. 83-101.
15. Недорезова Н. А. Ребенок в мире слов: практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного. Тольятти : ТГУ, 2012. 103 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ