Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни 9
1.1 Особенности развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни 15
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи 22
2.1 Выявление уровня развития словесно-логического мышления детей восьмого года жизни с общим недоразвитие речи 22
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни 32
2.3 Динамика развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи 38
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, принимающих участие в экспериментальной работе 50
Приложение Б Игры, игровые упражнения на развитие словесно-логического мышления 51
Приложение В Показатели уровня развития детей 52
Приложение Г Сравнительные показатели уровня развития детей 53
Актуальность исследования. Речь - это сложная психическая функция человека. Знание слов помогает человеку мыслить. Словесно-логическое мышление формируется в старшем дошкольном возрасте.
Активное формирование и развитие словесно-логического мышления начинается в конце пребывания ребенка в детском саду, далее в начальных классах, а совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека. Освоение языка, словарного запаса, а так же грамматических форм обуславливает предпосылки для развития мышления.
В трудах таких ученых как Л.С. Выготский, А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, было установлено, что активное начало формирования логической структуры мышления происходит в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Это подтверждает, что важно осуществлять развитие и формирование мышления в старшем дошкольном возрасте.
Известно, что в определенном возрасте создаются особенные условия, которые в будущем не повторятся и то, что сейчас будет не освоено, восполнить потом будет трудно или вовсе невозможно. Отставание в развитии данных структур происходит с большими сложностями и зачастую остаётся незавершённым.
Н.Н. Поддьяков установил, что дети старшего дошкольного возраста восприимчивы к пониманию основных приемов логического мышления.
Способность детей старшего дошкольного возраста к усвоению отдельных приемов логического мышления описана в психологических исследованиях Е.Л. Агаевой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Л.Ф. Обуховой и др. В работах была определена способность совершенствования некоторых логических приёмов мышления.
Ученые считают, что необходимо обратить внимание на развитие у детей таких приемов, как обобщение, сериация, классификация между величинами.
Педагоги и психологи отмечают, что речевое недоразвитие оказывает неблагоприятное влияние на сформированность когнитивной функции детей и развитие их индивидуальных качеств (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова и др.).
Словесно-логическое мышление занимает главную роль в познавательной деятельности дошкольника (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Та степень сформированности мышления, которая приобретается в дошкольном возрасте, имеет важное значение для обучаемости в школе и последующей жизни человека.
Формирование всех познавательных процессов приходится на дошкольный период: восприятие, память, мышление, воображение. Развитие и сформированность мышления и речи имеет особое место среди всех познавательных процессов. На учебной деятельности в дальнейшем отразится сформированность словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.
Свойства словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи изучали такие выдающиеся ученые Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и другие.
Однако на данный момент существует противоречие между необходимостью развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для данного процесса.
Данная ситуация формирует проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи будут эффективны, при обеспечении следующих условий:
• организация поэтапной работы по развитию словесно-логического мышления от элементарных операций анализа и синтеза до абстрагирования и конкретизации;
• определение игр и игровых упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи;
• использование разработанного комплекса игр по развитию словесно-логического мышления во время разных форм образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью определения психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления у детей.
2. Выявить уровень развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Разработать психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
4. Апробировать психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• экспериментальные: психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования явились:
• положения об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при общем недоразвитии речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
• концепция о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• теории мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.);
• положения о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер);
• исследования в области логопедии и неврологии (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова и др.).
Новизна исследования заключается в том, что определены психологопедагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи, обоснована возможность детей с общим недоразвитием речи освоения приемов словесно-логического мышления.
Теоретическая значимость объясняется тем, что обоснованы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи, определены диагностические методики для выявления уровня развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: данные, которые были получены в ходе исследования и разработанный комплекс игр по развитию словесно - логического мышления для дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы во время организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
База исследования: МБУ детский сад № 53 Чайка г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 15 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 3 рисунками.
Данная выпускная квалификационная работа направлена на раскрытие вопросов, изучающих особенности словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Анализ литературных данных помогает уточнить понимание сущности «мышление» и «словесно-логическое мышление». Мышление - преимущественно обобщенная и непрямая форма психического отражения, которая устанавливает связи между изучаемыми объектами. Это функция мозга. В мыслительной деятельности человека лобные доли мозга занимают значимое место. Следует знать, что речевые центры коры головного мозга принимают участие в обеспечении мыслительного процесса.
Словесно-логическое мышление - форма мышления, которая осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Основные умственные операции это: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, классификация.
Словесно-логическое мышление развивается в старшем дошкольном возрасте. У детей с общим недоразвитием речи имеются полноценные условия для того чтобы овладеть мыслительными операциями, которые присущи их возрасту, но они отстают в развитии словесно-логического мышления. К проблемам речевого развития и низкому уровню мышления прибавляется утомляемость, снижение памяти, внимания, маленький уровень трудоспособности. Без специального обучения дети с общим недоразвитием речи сложно осваивают анализ и синтез, сравнение и обобщение. Детям необходима коррекционно-формирующая помощь.
Вторая задача исследовательской работы решалась при помощи проведения экспериментального этапа исследования. В данном исследовании принимали участие 15 детей восьмого года жизни с диагнозом общее недоразвитие речи. Исследовались особенности словесно-логического мышления данных детей с помощью следующих диагностических методик: методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра), которая включала в себя диагностику сразу пяти показателей словесно-логического мышления, «Нелепицы» (О.В. Боровик, С.Д. Забрамная).
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с ОНР не соответствует возрастной норме. Был выявлен ряд особенностей мышления детей с ОНР: показатели мышления анализ и синтез, способность к отвлечению и обобщению, проведению аналогий и классификаций, построение причинно-следственных связей находятся на низком уровне развития, у детей нет целостного восприятия объектов, низкая работоспособность. Были предприняты действия для проведения коррекционно-формирующей помощи по развитию словесно-логического мышления.
Формирующий этап исследовательской работы состоял из разработки и апробации системы игр и упражнений по развитию мышления у детей с общим недоразвитием речи, которые внедрялись не только на логопедических занятиях, но и в непосредственной образовательной деятельности. Во время подбора игр и упражнений также учитывалась ведущая деятельность детей. Использовались игры, упражнения, беседы, дети учились строить логические связи, применялись наглядные средства для обучения.
После проведения формирующего этапа, для подтверждения его положительного влияния на динамику развития словесно-логического мышления, было проведено контрольное исследование. Оно проводилось по тем же методикам, что и констатирующий этап исследования.
Показатели контрольного этапа эксперимента констатировали положительную динамику изучаемых показателей. Число детей с низким уровнем показателей снизилось с 20% до 6,7%. Произошло увеличение детей со средним показателем с 60 % до 66,7%. Результаты контрольного этапа говорят об эффективности формирующего этапа исследования.
Можно говорить о том, что поставленная цель исследования достигнута, гипотеза, предположенная в начале работы о том, психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи будут эффективны, при обеспечении следующих условий:
• организация поэтапной работы по развитию словесно-логического мышления от элементарных операций анализа и синтеза до абстрагирования и конкретизации;
• определение игр и игровых упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей восьмого года жизни с общим недоразвитием речи;
• использование разработанного комплекса игр по развитию словесно - логического мышления во время разных форм образовательного процесса получила подтверждение, решены задачи исследования.
1. Алаторцева Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 121-2. С. 11- 13.
2. Ананьев Б. Г. Психология. М. : Просвещение, 2002. 220 с.
3. Анисимов О.С. Логико-семиотические аспекты механизма мышления // Мир психологии. 2009. № 2. С. 25- 37.
4. Батяева С. В. К проблеме формирования языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-1 (62). С. 73- 76.
5. Берсенева Н. В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе// Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 60- 66.
6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М. : Просвещение, 1983. 46 с.
7. Бусарева П. Н., Макарова О.А. Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с ОНР. 2006. 215 с.
8. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание 1973. №5. С. 29 - 38.
9. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М. : Персэ, 2003. 143 с.
10. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель, 2007. 158 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр. соч. : В 6 т. М., 1982. Т. 2. 220 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- пресс, 1999. 536 с.
13. Выготский Л. С. Психология личности. М. : Луч, 1998. 362 с.
14. Глебова Е. В. Нейропсихологическая диагностика особенностей мышления неуспевающих младших школьников: диссертация кандидата психологических наук. М. 2007. 191 с.
15. Домникова Е. К. Публичная библиотека в системе непрерывного библиотечно-информационного образования : специальность 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, Дошкольная дефектология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Домникова Е.К ; Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2019. 361 с. Библиогр.: с. 296-335. Текст : непосредственный.
...