Введение 5
1 Теоретические основы исследования малого предпринимательства 7
1.1 Сущность и роль малого предпринимательства, его преимущества и
недостатки 7
1.2 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в России 12
2 Оценка развития малого бизнеса на муниципальном уровне 28
2.1 Оценка деятельности предприятия малого бизнеса АО «Орбита» 28
2.2 Анализ взаимодействия АО «Орбита» с органами местного самоуправления
с органами местного самоуправления 37
3 Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения 41
3.1 Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе развития ....41
3.2 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного
самоуправления с субъектами малого предпринимательства в г. Тамбове 46
Заключение 60
Список используемых источников
Значимость малого и среднего бизнеса для экономического развития страны заключается в: увеличении валового внутреннего продукта; увеличении налоговых поступлений; становлению конкуренции, благоприятствуя общественному прогрессу и развитию экономики; модернизации экономики.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования на малых предприятиях. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической составляющей Российской Федерации во многом связано с увеличением правительственной поддержки данного вида деятельности. Действующие программы предусматривают возможности для получения субсидий. Так же государство проводит переподготовку или обучение граждан основам бизнеса. Еще одним направлением в сфере поддержки малого предпринимательства является возможность получения льгот в рамках лизингового кредитования или субсидирование для погашения кредита, полученного на развитие бизнеса. Также проводится выдача государственных грантов, позволяющих покрыть расходы на исследования или запуск в производство нового изобретения. Кроме того, в некоторых субъектах России разрабатываются и реализуются новые виды региональной государственной поддержки.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования существенно повысилась роль малого и среднего предпринимательства в механизме государственного и муниципального управления.
Органы государственной власти на протяжении многих лет оказывают поддержку малому и среднему бизнесу в рамках реализации государственных и муниципальных программ. Программно-целевой метод рассчитан на эффективность освоения бюджетных средств, получение регионами социально-экономического эффекта и привлечение внебюджетных инвестиций.
Целью исследования - проанализировать особенности взаимодействия органов местной власти с субъектами малого бизнеса и рассмотреть возможности их применения на АО «Орбита».
Для достижения этой цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы взаимодействия органов муниципальной власти и малого бизнеса;
- проанализировать особенности государственной поддержки малого бизнеса в России;
- выявить особенности взаимодействия АО «Орбита» с органами власти г. Тамбова;
- разработать рекомендации по повышению эффективности поддержки предпринимательской деятельности малого предприятия АО «Орбита».
Объектом исследования выступают предприятия малого бизнеса. Предметом - особенности поддержки предпринимательской деятельности малого предприятия г. Тамбова.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа и синтеза, теоретического анализа литературы, статистические методы исследования, графического и табличного представления материала.
Эмпирической основой исследования отчетные данные Росстата, результаты собственных исследований автора.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, подводя итог работе, отметим, что особенность современного этапа развития финансово-экономических форм поддержки малого бизнеса заключается в повышенном внимании к самому предпринимателю, что осуществляется с целью повышения эффективности отдачи от каждого субъекта экономики региона с использованием прямых и косвенных мер финансово-экономической поддержки всех уровней государственной власти.
Малое предпринимательство играет огромную роль в решении целого комплекса социально-экономических проблем, отрицательное влияние которых достаточно сильно ощущается именно на уровне муниципального образования. Так, это проявляется в форме дефицита доходной базы местных бюджетов, повышении уровня безработицы, низкой конкурентоспособности продукции местных производителей.
На муниципальном уровне необходимо разработать эффективный комплекс мер поддержки малых предприятий именно в тесном сотрудничестве с властями субъектов РФ. Объясняется это тем, что муниципальные органы власти наиболее объективно представляют себе муниципальную социально-экономическую ситуацию, реальные муниципальные проблемы, в том числе и малого предпринимательства, которые различны по регионам. Также в муниципалитетах различны возможности и ресурсы для осуществления поддержки.
Эффективность поддержки малого предпринимательства во многом обусловлена правильным выбором приоритетов, который учитывает специфические локальные проблемы, носит стимулирующий характер и соответствует целям муниципальной социально-экономической политики. Определение приоритетов поддержки наиболее целесообразно осуществлять на муниципальном уровне.
В российской действительности существует ряд «барьеров», препятствующих интенсивному развитию предпринимательского сектора муниципальной экономики. Для их устранения и успешного развития малого предпринимательства, по нашему мнению, будут способствовать следующие мероприятия по повышению эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса:
- реальная, а не декларируемая, борьба с коррупцией при помощи общественного контроля с привлечением легитимных предпринимательских ассоциаций и союзов;
- создание рамок беспрепятственной экономической деятельности с помощью принятия эффективных норм гражданского и хозяйственного права, антимонопольного законодательства;
- совершенствование методики оценки муниципальной финансовой поддержки малого предпринимательства;
- использование государственных механизмов и ресурсов на местах для создания общих благоприятных условий деятельности в отношении малого предпринимательства;
- разработка механизмов финансовой поддержки с учетом специфики отдельных наиболее приоритетных и стратегических направлений развития малого предпринимательства (малые инновационные предприятия, малые предприятия депрессивных территорий и моногородов и т.д.).
Важность малого бизнеса для экономики региона и страны в общем трудно переоценить. Одна четвертая от общей занятости в экономики относиться к сектору малого бизнеса. Помимо проблемы занятости малый бизнес решает и другие социальные и экономические проблемы государства. К ним относиться: формирование и поддержка рыночных и конкурентных отношений, улучшение уровня удовлетворения потребителями товарами и услугами, повышение культуры обслуживания, активизация научно-технического прогресса, внедрение инноваций, содействие крупным предприятиям.
1. Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.1994 51-ФЗ [Текст] (в ред. федеральных законов от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЗ, от 16.04.2001 № 45-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ).
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» : [фед. закон: принят Гос. Думой 24 июля 2007 г.: по состоянию на 27 июля 2012 г.]
3. Арутюнян С.А. Предпринятые меры государственной поддержкисубъектов малого предпринимательства и их результаты / С.А. Арутюнян, М.А. Баранникова // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - № 1-1. - С. 3-5.
4. Бабаян Т.К. Структура крупного бизнеса в России // Актуальныевопросы науки. - 2016. - № 28. - С. 20-22.
5. Байсаева М.У. Малое предпринимательство в России / М.У. Байсаева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука,технологии. - 2017. - № 3-3 (34). - С. 10-11.
6. Баштыгова И.Р. Государственная поддержка малого и среднегобизнеса и их роль в экономической системе России в современных условиях / И.Р. Баштыгова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2016. - № 31. - С. 68-71.
7. Белова И.А. Развитие инфраструктуры государственной поддержкипредприятий малого и среднего бизнеса в России / И.А. Белова // ВестникЧелябинского государственного университета. - 2016. - № 6 (388). - С. 77-85.
8. Бондаренко В.Э. Развитие инструментов государственнойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московскойобласти / В.Э. Бонжаренко //Journal of Economic Regulation. - 2016. - Т. 7. - № 3. - С. 78-88.
9. Бухвальд Е. М. Малый бизнес в модернизации российской экономики / Е. М. Бухвальд // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 5. - С. 44-57.
10. Вершинина А.П. Малый бизнес: критерии отнесения и
классификация / А. П. Вершинина // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - 2014. - № 2. - С. 76-85.
11. Вершинина А. П. Малый бизнес: поддержка и оценка развития в регионе / А. П. Вершинина // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - 2014. - № 1 (30). - С. 177-184.
12. Власкин Г.А. Инновационный потенциал крупного бизнеса вРоссии // Федерализм. - 2017. - № 1 (85). - С. 53-70.
13. Георгиев Г.А. Анализ развития малого предпринимательства вРоссии и перспективы его развития с учетом макроэкономических факторов / Г.А. Георгиев // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 8 (90).- С. 49-58.
14. Горло Ю.С. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Ю.С. Горло // Экономическая среда. - 2016. - № 2 (16). - С. 126-128.
15. Дудин М.Н. Финансово-кредитная поддержка малого и среднегопредпринимательства как основной фактор реализации политикиимпортозамещения / М.Н. Дудин, Е.Е. Фролова // Правозащитник. - 2017. - № 1.
- С. 3.
16. Ершова, Н.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н.В. Ершова, С.С. Демцура // В сборнике: Устойчивое развитие России:финансово-экономические аспекты. - Челябинск, 2015. - С. 46-51.
17. Жигалов О.С. Малое предпринимательство и его основные признаки / О.С. Жигалов, Д.И. Исайкин // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1 (10). - С. 96-103.
18. Жолболдуева Д.Ш. Малый и средний бизнес в развитых странах / Д.Ш. Жолюолдуева, Б.А. Аширалиева // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2015. - № 6. - С. 117-118.
19. Заварзин В.А. Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнесав современной экономической системе // Образование и наука в современныхусловиях. - 2017. - № 1 (10). - С. 278-280.
20. Игнатьева К.В. Анализ деятельности субъектов малого и среднегопредпринимательства: проблемы и перспективы развития в современнойРоссии / К.В. Игнатьева //Nauka-Rastudent.ru.- 2017. - № 1. - С. 21.
21. Игнатьева Т.С. Особенности развития малого бизнеса в России и Московской области / Т.С. Игнатьева // В сборнике: Социально-экономическоеразвитие российского общества: современные тенденции. Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. - 2016. - С. 121-124.
22. Калганова О.О. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона / О.О. Калганова, Н.Ю. Власова // Гуманитарные научныеисследования. - 2017. - № 1 (65). - С. 250-252.
23. Карепина О.И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства / О.И. Карепина, О.Ю. Богданова //Sciences of Europe.- 2017. - № 11-3 (11). - С. 26-32.
24. Карпунин А. Ю. Малый и средний бизнес в условиях меняющегосязаконодательства / А. Ю. Карпунин, Е. В. Карпунина // Экономика ипредпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 878-881.
25. Клевцова М.Г. Динамика развития малого и среднегопредпринимательства в России на основе показателей концентрации рынков / М.Г. Клевцова, А.А. Кононов // Известия Тульского государственногоуниверситета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 1-1. - С. 242¬250.
26. Клюкин И.Н. Теоретические основы стимулирования развитиямалого предпринимательства в региональном аспекте / И.Н. Клюкин // Интернаука. - 2017. - № 1-2 (5). - С. 23-26.
27. Кремин А.Е. Оценка влияния функционирования малогопредпринимательства на экономику муниципального образования / А.Е. Кремин // Проблемы развития территории. - 2017. - № 1 (87). - С. 59-77.
28. Ковтун, В.О. Проблемы обеспечения государственной поддержкималого и среднего бизнеса / В.О. Ковтун // Актуальные проблемы и
перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2015.- № 1. - С. 69-72.
29. Комарова О.В., Чернов С.А. Партнерство малого и крупногобизнеса: комплексная оценка эффективности // Управленец. - 2016. - № 2 (60). - С. 16-22.
30. Кузнецова Е.П. Факторы развития кооперации малого и крупногобизнеса // Синергия Наук. - 2017. - № 14. - С. 315-324.
31. Курбанов С.А. Проблемы российского малого бизнеса исовременные виды государственной поддержки / С.А. Курбатов, Д.Д. Сайдулаев // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-2 (65-2). - С. 944-949.
32. Лескина О.Н. Обзор основных направлений государственнойподдержки малого и среднего бизнеса в России / О.Н. Лескина //NovaInfo.Ru.- 2016. - Т. 2. - № 48. - С. 130-139.
33. Лушпенко А.В. Малое предпринимательство в России / А.В. Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (78). - С. 355-360.
34. Михайлюк О.Н. Особенности финансирования малого и среднегопредпринимательства / О.Н. Михайлюк // Новая наука: Проблемы иперспективы. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 161-166.
35. Минасян, Г. С. Особенности государственной поддержкипредпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса / Г.С. Минасян // Мир экономики и права. - 2015. - № 6. - С. 21-25.
36. Мортаза А.Я. Научно-теоретические аспекты малогопредпринимательства в условиях кризиса и глобализации / А.Я. Мортаза // Путеводитель предпринимателя. - 2017. - № 33. - С. 137-147.
37. Мортаза А.Я. Механизмы финансового стимулирования икредитной поддержки малого предпринимательства в мировой экономике / А.Я Мортаза // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т. 8. - № 1 (29). - С. 51-59.
38. Никитина Т.С. Малое предпринимательство в современной России / Т.С. Никитина // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 1. - С. 194-196.
39. Носова Т.А. Малое предпринимательство в современной экономике / Т.А. Носова // Вектор экономики. - 2017. - № 1 (7). - С. 10.
40. Омуралиева А.К. Совершенствование механизма поддержки развития малого и среднего предпринимательства / А.К. Омуралиева // Интернаука.- 2017. - № 3-2 (7). - С. 23-26.
41. Осипов В.А. Малый бизнес в России: современное состояние,проблемы развития, государственная поддержка / В.А. Осипов // Вестникобразовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономикаи управление. - 2016. - № 7. - С. 47-53.
42. Павленко Е.Л. Роль государственной поддержки в повышении инновационной активного малого и среднего бизнеса / Е.Л. Павленко //ScienceTime.- 2016. - № 1 (25). - С. 365-374.
43. Петрова Н.А. Условия функционирования малого
предпринимательства в Российской Федерации и мероприятия по ихсовершенствованию / Н.А. Петрова, Е.А. Смирнова // Новая наука: От идеи крезультату. - 2017. - № 1-1. - С. 128-132.
44. Самохин А.И. Роль малого предпринимательства в экономической системе РФ / А.И. Самохин // Актуальные проблемы гуманитарных иестественных наук. - 2017. - № 1-2. - С. 139-144.
45. Сибгатулина А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса / А.И. Сибгатулина // Экономика и менеджмент инновационныхтехнологий.- 2016. - № 5 (56). - С. 92-97.
46. Сюпова М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / С.М. Сюпова, С.С. Халикова // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 382-386.
47. Таштамиров М.Р. Сравнительная характеристика примененияспециальных налоговых режимов для малого бизнеса: эффективность ипроблематика / М.Р. Таштамиров, М.А. Барзаева // Экономика и управление:проблемы, решения. - 2016. - № 5. - С. 21-29.
48. Топчи Ю.А. Специальные налоговые режимы и их применениесубъектами малого предпринимательства / Ю.А. Топчи // Экономика иуправление: проблемы, решения. - 2016. - № 5. - С. 219-223.
49. Трунова В.М. Организационные основы поддержки малого исреднего предпринимательства / В.М. Трунова, О.Н. Коломыц // В сборнике: ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 271¬273.
50. Файзиев Ш.Ш. Значение малого бизнеса и предпринимательства всоциально-экономическом развитии региона / Ш.Ш. Файзиев, Б.У. Шермухамедов // Вопросы экономики и управления. - 2017. - № 1 (8). - С. 120-123.
51. Хамзатов В.А. Проблемы современного малого
предпринимательства в экономике РФ / В.А. Хамзатов, М.Х. Джентамиров // International Scientific Review.- 2017. - № 2 (33). - С. 45-47.
52. Хамзина В.Р. Особенности взаимодействия крупных
предпринимательских структур с малым бизнесом // В
книге: Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественныхизмерений его структурных элементов Материалы VI Международной научно - практической конференции. - 2016. - С. 100-106.
53. Черненко О.Б. Малое предпринимательство и его вклад в снижение
угроз экономической безопасности региона / О.Б. Черненко, Н.А. Черненко, С.А. Шарапа // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. - 2017.- № 4 (83). - С. 16-20.
54. Шакирова Р.К. Институт государственной поддержки малого предпринимательства РФ / Р.К. Шакирова, А.С. Пономарева // Вестниксовременных исследований. - 2017. - № 1-2 (4). - С. 193-199.
55. Шимширт Н. Государственные механизмы развития малого бизнесаи предпринимательства в современных условиях / Н. Шимширт, В. Копилевич // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 2. - С. 31-36.
56. Шумилова Е.Г. Государственное регулирование малого предпринимательства в России / Е.Г. Шумилова, Л.А. Овчинникова // Экономический вектор. - 2017. - № 1 (8). - С. 36-43.
57. Яхъяев М.А. Роль и место государственных кредитно-финансовыхинститутов в поддержке малого и среднего предпринимательства / М.А. Яхъяев, А.Я. Мортаза // Путеводитель предпринимателя. - 2017. - № 33. - С. 237-244.
58. Данные сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www./maristat.gks.ru