Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Психолого-педагогическая проблема развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня как основы навыка пересказа 8
1.2 Психолого-педагогические основы использования сенсорной книги в работе с детьми шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2. Экспериментальная работа по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством сенсорной книги 19
2.1 Выявление динамики развития связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание и методика применения сенсорной книги для обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.3 Выявление динамики уровня развития навыка пересказа у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложения 43
В дошкольный период ребенок получает большое количество умений и навыков, одним из важнейших навыков является речь.
Развитие связной речи важная составляющая в структуре развития ребенка. Связная речь играет роль инструмента получения знаний и способа их контроля. Необходимость формирования умения и навыков связной речи состоит в том, что нужный для успешного обучения в школе уровень при их произвольном развитии не достигается.
Проблему развития связной речи освещали такие отечественные исследователи, как М.М. Алексеева, В.П. Глухов, Э.П. Короткова, И.Н. Лебедева, Е.А. Смирнова, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, В.И. Яшина и другие.
В последние годы стала заметна следующая проблема дошкольного периода: количество детей с нарушениями речи с каждым годом возрастает, выявляемые дефекты носят стойкий характер и поддаются коррекции с большим трудом. Наиболее распространенным дефектом речи является ее общее недоразвитие.
Изучением общего недоразвития речи у дошкольников занимались такие исследователи, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева.
Исследованию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посвятили свои работы В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Детальным рассмотрением данной проблемы занимались Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.М. Сеченов. Речевое общение с взрослыми и сверстниками заметно повышает и качественно улучшает словарный запас.
К современным методам развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня можно отнести сенсорную книгу. Данный вид наглядного пособия активизирует словарь, грамматический строй, диалогическую и монологическую речь и совершенствует звукопроизношение. Исследования М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой- Фоминой, М. Аксеновой и др. доказали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на формировании детской речи. Ввиду этого, при решении задач по формированию связной речи, в качестве инструмента наиболее эффективно использование сенсорной книги, которая при корректном использовании отличается высоким обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта дал возможность определить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием сенсорной книги в коррекционно-педагогической работе по обучению пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Выявленное противоречие позволило выявить следующую проблему исследования: каковы возможности использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Наличествующее противоречие определяет актуальность темы исследования «сенсорная книга как средство обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - развитие умения пересказывать у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - сенсорная книга как средство обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование сенсорной книги как средства обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня возможно при соблюдении следующих условий:
• художественные произведения отобраны в соответствии с особенностями детей и их диагнозом;
• содержание страниц сенсорной книги отражает основное содержание художественного произведения;
• содержание в сенсорной книге определено в соответствии с показателями умения пересказывать.
В соответствии проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить динамику развития навыка пересказа у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области развития навыка пересказа у детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, В.В. Гербова, Л.А. Леушина, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушакова);
• теории формирования у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах (Л.С. Выготский, О. Декроли, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. Монтессори, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель);
• исследования в области использования сенсорной книги у дошкольников - Е.Л. Шпакович;
• исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (диагностические задания) и методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством сенсорной книги.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами, логопедами, дефектологами в практике дошкольных образовательных организаций для осуществления обучения пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством сенсорной книги.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня (приложение А).
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (источники) . Текст проиллюстрирован 7 таблицами и 6 рисунками.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую в начале работы гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
При обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня педагоги сталкиваются со рядом проблем:
• низкая концентрация внимания детей;
• низкий уровень речеслуховой памяти;
• низкий уровень развития активного словаря;
• внутренняя неуверенность в себе детей, мешающая развитию их связной речи.
При этом у детей с ОНР III уровня, по словам Л.С. Выготского, зрительное восприятие и зрительно-предметная память достаточно хорошо развиты. Согласно концепции об использовании сохранных анализаторов А.Р. Лурии, следует вывод о необходимости одновременного включения зрительного и тактильного восприятия в обучении детей пересказу. Именно сенсорная книга позволяет как нельзя лучше нам это организовать.
Над изучением связной речи детей дошкольного возраста работали такие ученые, как Н.С. Жукова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстова говорили о необходимости ранней коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
На констатирующем этапе исследования диагностика уровня развития связной речи у детей шестого года жизни выявила низкий уровень развития связной речи. Для более эффективного овладения такими детьми связной речью и навыком пересказа необходима своевременная коррекционная работа.
Мы доказали, что развитие связной речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня становится эффективнее при использовании сенсорной книги в различных видах заданий.
Формирующий этап эксперимента доказал эффективность развития навыка пересказала у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством сенсорной книги. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей со средним уровнем навыка пересказа с 8 (80%) до 9 (90%) человек, при этом дети с изначально низким уровнем навыка пересказа (2 ребенка - 20%) улучшили его до среднего.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, делается вывод о том, что эффективность использования сенсорной книги в обучении пересказу детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в подобранных видах заданий является доказанной. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - С. 86 - 91.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. - М.: метод. пособ., 2010. - 141 с.
3. Асеева, И.И. Развитие связной речи [Текст] / И.И. Асеева. - М.: Литера, 2016. - 64 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2009. - 149 с.
6. Венгер, Л.А. Психология : учеб. пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1998. - 336 с.
7. Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб. пособие для вузов [Текст] / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2010. - 704 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: Сфера, 2010. - 324 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2013. - 352 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 265 с.
11. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
12. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
13. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Метод. пособие, 2011. - 48 с.
14. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей [Текст] / О.Е. Громова. - М.: Дефектология, 2009. - Т.3. - №2. - С.66-69.
15. Еретнова, Г.М. Ребенок не говорит. Что делать? [Текст] / Г.М. Еретнова. - М.: Логопедия. 2011. №1. С.30-32.
...