ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы кадровой стратегии в системе стратегического управления 6
1.1 Понятие и сущность кадровой стратегии предприятия 6
1.2 Типология кадровой стратегии предприятия 9
1.3 Процесс разработки стратегии управления кадровым потенциалом 13
Глава 2. Оценка стратегического положения ПАО «Газпром» 18
2.1. Общая характеристика ПАО «Газпром» 18
2.2. Стратегический анализ среды функционирования ПАО «Газпром» 22
2.3. Управленческий анализ и оценка стратегического потенциала ПАО «Газпром» 28
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии предприятия на примере ПАО «Газпром» 37
3.1 Рекомендуемые мероприятия по разработке кадровой стратегии предприятия на примере ПАО «Газпром» 37
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Успех компании (организации) обеспечивают ее сотрудники. Именно поэтому современная концепция управления компанией включает в себя выделение большого количества функциональных направлений управленческой деятельности, которые связаны с управлением кадровой составляющей производства - персоналом компании.
В основе кадрового планирования лежит анализ потребности в персонале и изучение данных о производительности труда сотрудников и затратах на их содержание.
Несмотря на все многообразие существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах, основные наиболее общие тенденции в управлении персоналом сводятся к следующему:
- формализация методов и процедур подбора персонала;
- разработка научных критериев их оценки;
-научный подход к анализу потребности в управленческих кадрах;
- продвижение молодых и перспективных сотрудников;
- система, связывающая экономические и государственные решения с основными элементами кадровой стратегии.
Тема работы имеет большое значение, так как на современном этапе остро стоит потребность в повышении уровня эффективности производства, как важнейшей части экономического, социокультурного и политического развития общества. Поиск путей повышения экономической эффективности управления персоналом является одной из приоритетных задач для нашей страны.
Актуальность темы состоит в том, что в последнее время функция управления персоналом приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора. Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия.
Цель курсовой работы – выявить направления совершенствования кадровой стратегии ПАО «Газпром».
Задачи исследования:
исследовать теоретические и методологические основы кадровой стратегии организации;
изучить критерии оценки эффективности кадровой стратегии организации;
дать оценку эффективности кадровой стратегии ПАО «Газпром»;
разработать проект мероприятий по совершенствованию кадровой стратегии ПАО «Газпром».
Объектом исследования является деятельность компании ПАО «Газпром».
Предмет исследования – кадровая стратегия современной компании.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: монографический, сравнительный метод, методы системного и функционально-стоимостного анализа, структурный, балансовый.
Специальные методы исследования. анализ; статистические методы; дидактические методы; интерпретация; сравнение и другие.
Теоретическую основу работы составили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященных управлению персоналом, таких как А.К. Семенов, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, А.П. Егоршин, В.А. Баринов, П.М. Дизель, М.В. Грачев, А.Я. Кибанов, Дж. Иванцевич, Дж. Д. Бернал, Д. МакГрегор и др.
В настоящее время изучению проблемы стратегического управления персоналом уделяют внимание многие авторы: Шекшня С.В., Армстронг М., Воробьев Л.А и другие.
Источниками информации послужили научная, методическая, учебная литература, журнальные материалы, посвященные управленческой тематике, документы ПАО «Газпром».
Курсовая работа включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Исходя из анализа подходов к определению кадровой стратегии, можно сделать вывод о том, что это генеральное направление работы с персоналом, обеспечивающее совмещение целей предприятия с целями его работников и предполагающее процедуры нормирования, программирования и мониторинга персонала. Задачей кадровой стратегии является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
На кадровую стратегию оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: особенности законодательного регулирования трудовых отношений, ситуация на рынке труда, деятельность профессиональных и общественных объединений. К внутренним факторам относятся: цели деятельности предприятия, его направления деятельности, востребованность и конкурентоспособность предприятия на рынке, условия труда, стиль управления и руководства на предприятии, качественные характеристики трудового коллектива предприятия.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время должны составлять такие факторы, как возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Как показывает рассмотрение концепции кадровой стратегии ПАО «Газпром», она, в основном, соответствует именно такому подходу. В частности, кадровая стратегия компании направлена на реализацию таких важнейших требований, как:
- разработка системы научно обоснованного изучения способностей и склонностей работников, их персонального и должностного продвижения в соответствии с деловыми и личностными качествами;
- широкое внедрение целенаправленной подготовки нужных для организации работников;
- активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению их трудовой и социальной активности;
- переход от преимущественно организационно-распорядительных (и даже авторитарно-бюрократических) методов управления кадрами к использованию экономических и социально-психологических стимулов и методов;
- организация участия трудящихся в управлении, взаимодействия менеджмента организации с профсоюзами и другими представительствами трудящихся, связь компании с общественностью.
Особенно следует отметить успешную деятельность ПАО «Газпром» по реализации первой из перечисленных позиций кадровой стратегии. Разумеется, реализация этих сложных комплексных задач была бы трудно выполняемой, если бы ее возложили исключительно на плечи ныне существующих кадровых служб компании, находящихся, к тому же в процессе преобразований. Но ПАО «Газпром» имеет, по крайней мере три центра, представляющих собой «точки роста» в кадровой стратегии - Московский учебный центр, Калининградский Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр (ОНУТЦ) и исследовательский центр «Уренгойгазпром». Сочетая обучение, переобучение, повышение квалификации с методической и научной работой, они формируют перспективный кадровый состав компании.
1. Ахрарова С.Т. Использование инновационных технологий в системе управления персоналом//Управление кадровым потенциалом в условиях инновационной экономики – 2018 – с.11-12
2. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 237 c.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – 5-е изд. – М.: Гардарики, 2010. – 670 с.
4. Волгина М. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. – 2018. – №12. – С. 9 – 31.
5. Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. – М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 292 с.
6. Дьякова В.Г. Производительность труда // Экономика и учет труда. – 2017. – №5. – С. 3 – 19.
7. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 336 c.
8. Злоказов Ю.Н. Управление производительностью труда. Нормативный подход // Ю.И. Злоказов; Под ред.В. Е, Хруцкого. – М.: Фмнансы и статистика 2019. – С. 275.
9. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2018. – 64 c.
10. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2013. – 424 с.
11. Колобова Е.А. Пирогов В.И. Волкова Л.В. Как мотивировать персонал?//ЭКО.Всероссийский экономический журнал. – Новосибирск – 2019 – №6 с.82-95
12. Лымарева О.А., Ахрарова С.Т. Инновацинная деятельность предприятий: проблемы и их решения//Экономика и менеджмент инновационных технологий – 2018 – №12(27) с.67-71
13. Макарова И.К., Алёхина О.Е., Крайнова Л.М. Привлечение, удержание и развитие персонала компании. Учебное пособие. – М.: Дело, 2018. – 124 с.
14. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. – 2-е изд., переаб. И доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – С. 37.
15. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. – 2-е изд., переаб. И доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2020. – 492 с.
16. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 c.
17. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2018. – 72 c.
18. Мумладзе Р.Г. Управление персоналом: Учебник / Р.Г. Мумладзе. – М.: Издательство «Палеотип», 2021. – 412 с.
19. Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом. // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2021. С. 109-116.
20. Прохоров А. Ступени деградации системы управления//Общество и экономика – 2021 – №7 с.5-21
21. Прохоров А.П. Русская модель управления//Журнал Эксперт – 2021 – №3 с.384.
22. Рахаев Б. Шомахова В. Будущее России: собственная, особая экономическая модель?//Общество и экономика – 2019 – №9 с.5-24
23. Снежко С.В. Неформальные отношения и лояльность персонала//Человек – 2020 – №4 с.120-123
24. Тебекин, А.В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2018. – 624 c.
25. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Шлендерр П. Э. и др.; под ред. проф. П. Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – С. 270.
26. Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2018. – 432 c.
27. Экономика, организация и управление на предприятии: Учебник / Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2022. – 440с.
28. Экономика трудовых ресурсов / под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 2019. – С. 124.
29. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. – М.: ИД Дело РАНХиГС, 2018. – 384 c.