Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ на современном этапе 9
1.1. Становление и развитие института политических прав и свобод в России 9
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина 12
1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина 15
Глава 2. Проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ 30
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ 30
2.2. Формы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ 36
2.3. Практика и направления совершенствования процесса реализации политических прав в РФ на современном этапе 43
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Актуальность исследования. В современном обществе особое внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой полномочия личностного, правового, социально-экономического и духовного характера, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Внимание к правам человека появилось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равном соотношении для каждого человека. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.
На сегодняшний день институт прав и свобод человека можно считать полностью сформированным, однако его совершенствование с юридической точки зрения не может быть завершенным по причине того, что вызовы нового времени регулярно свидетельствуют о необходимости внедрения и модернизации прав, соответствующих актуальным условиям жизнедеятельности общества. Более того, разнообразие уровней прав (международных, национальных, региональных) обуславливают сложность сочетания юридических норм. Также, значимость изучения и совершенствования института защиты прав человека видится в связи с существующими военно-политическими конфликтами в Украине, Ближнем Востоке и других регионах, где права человека ущемляются¹.
Одним из неотъемлемых элементов политической и правовой реформы, проходящей в Российской Федерации, является переход от формально - догматического подхода к правовому регулированию народовластия к реальному и объективному. Как известно, основу народовластия составляют политические права и свободы граждан и механизм их реализации.
В настоящее время механизм реализации политических прав и свобод в РФ только формируется и во многом не совершенен. Современное законодательство РФ внесло значительные изменения в систему гарантий реализации политических прав и свобод, в связи с чем теоретическое исследование данного законодательства и практики его применения в настоящее время становится все более актуальным.
Важно заметить, что в юридической литературе по политические права и свободы многократно становились предметом исследований, в то же время существует множество неисследованных вопросов, связанных, в частности, с реализацией отдельных видов указанных прав и свобод, с совершенствованием их гарантий.
Степень научной разработанности темы. Наиболее весомый вклад в разработку проблемы реализации политических прав и свобод внесли следующие правоведы:Афанасьева С.А., Афонин М.В., Аюшева С.А., Николаев Б.В., Бердников Н.А., Воробьева Е.И., Диноршоев А.М., Живов Н.Д., Зайцева М.В., Зоммер С.А., Шевчугов В.О., Дрянных Ю.Ю., Кашеваров Е.Ю., Киричек Е.В., Корешникова А.О., Король К.О., Курячая М.М., Лебедев А.В., Мамошин В.И., Мирская Т.И., Рафикова Г.Х., Садиков А.А., Хазикова А.В., Галунский И.И., Хазов Е.Н. и др.
Объект данного исследования - политические права и свободы человека и гражданина в РФ.
Предмет исследования - механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Цель данного исследования - проанализировать основные проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ и предложить направления их решения.
Задачи исследования:
1. проследить процесс становления и развитие института политических прав и свобод в России;
2. охарактеризовать сущность и виды политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе;
3. исследовать механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина РФ;
4. проанализировать практику реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ;
5. предложить направления совершенствования процесса реализации политических прав в РФ на современном этапе.
Методы исследования. При изучении политических прав и свобод граждан применялся диалектический метод; применялись общенаучные и частные научные методы: исторический метод, анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, статистический метод, сравнительный анализ, методы юридико-аналитической обработки нормативного материала.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
К политическим правам и свободам по Конституции РФ относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении государственными делами; право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Политические права позволяют гражданам влиять на деятельность субъектов политической системы, принимать участие в политической жизни.
Все политические права гарантированы государством. В дальнейшем политические права и свободы граждан, их гарантии конкретизируются и закрепляются в иных нормативных правовых актах РФ.
Однако для успешного осуществления и реализации политических прав одного их нормативного закрепления недостаточно. Поэтому в юридической литературе введено понятие механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия уважения прав и свобод человека.
Под реализацией политических прав и свобод граждан понимается определенный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств.
Механизм реализации политических прав и свобод граждан представляет собой систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечения этих прав и свобод, основанную на совокупности норм национального права, общепризнанных принципов и норм международного права, системе органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также системе специализированных органов международного контроля за соблюдением прав человека.
Степень реализации политических прав и свобод зависит от установленного в государстве политического режима. Если рассматривать демократию, то права и свободы человека, предоставляются настолько максимально, насколько это возможно. Авторитаризм отличается формальным наличием политических прав (например, проводятся выборы в законодательные органы власти), однако они носят лишь условный характер. При тоталитаризме политические права вовсе отсутствуют, зачастую они никоим образом даже не регламентируются.
Россия - демократическое государство, для которого реализация прав и свобод человека является долгом. При этом важно понимать, что нормальное функционирование современных демократических институтов невозможно без реализации всего спектра политических прав (свободы слова, отсутствия дискриминации в политике, политического и идеологического плюрализма, реальных возможностей осуществлять государственное и муниципальное управлении, участвовать в законотворческом и избирательном процессе). Умаление хотя бы одного права рассматривается как деформация демократического строя, симулирование народовластия.
Анализ практики реализации показал, что политические права и свободы в Российской Федерации имеют глубокую проблематику, которая не ограничивается некоторыми рассмотренными случаями. Учитывая проблемную специфику современного состояния законодательства, ужесточение ответственности, расплывчатые формулировки норм и понятий, ограничивающих политические права граждан, отсутствие механизма воздействия избирателей на выбранных ими же лиц, можно говорить о преобладании в настоящий момент императивных методов управления общественными процессами. Между тем, правовое и гармоничное развитие российского общества возможно не только с помощью авторитарных методов, но и на основе усиления демократических начал и институтов.
Демократический режим способствует превращению конституционного права в прочный каркас общественного порядка, в котором закон и право не расходятся, а существуют в гармонии друг с другом, и на основе которого обеспечиваются реальные гарантии обеспечения и развития всей политической системы, без применения государством различных форм насилия.
1. Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией 217 А (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. // СПС Консультант плюс
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС Консультант плюс
3. Конституция РФ от 12.12.93 // СПС Консультант плюс
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС Консультант плюс
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС Консультант плюс
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС Консультант плюс
7. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О политических партиях» // СПС Консультант плюс
8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 112-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС Консультант плюс
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС Консультант плюс
10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС Консультант плюс
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // СПС Консультант плюс
12. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СПС Консультант плюс
13. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Консультант плюс
14. Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива») // СПС Консультант плюс
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.1993 № 3-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // СПС Консультант плюс
...