Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр 8
1.1 Характеристика диалогических умений детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Методы и приемы развития диалогических умений 13
1.3 Режиссерская игра как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 3-4 лет диалогической речи 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр 29
2.3 Выявление динамики в развитии у детей 3-4 лет диалогической речи 37
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения 45
В дошкольный период происходит становление многих личностных новообразований, особенно важное приобретение - это речь. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике дошкольной педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Коммуникацию ребенка с взрослым невозможно представить без свободного овладения дошкольником диалогической речью, а также без применения невербальных и вербальных средств общения.
Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (А.В. Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин и др.). При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать диалогическую речь, так как на ее основе развивается более сложная форма связной речи - монологическая речь. Это определило выбор возраста дошкольников (3-4 года) в нашем исследовании.
Важным условием развития диалогической речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Одним из общепризнанных в педагогической науке и практике действенных средств развития диалогической речи младших дошкольников считается игра.
Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов хотя и является традиционным методом развития речи, но требует творческого подхода, обновления методики их применения в аспекте развития связной речи детей младшего дошкольного возраста за счет поиска эффективных приемов мотивации и руководства речевой активностью детей.
В качестве основного средства развития у детей 3-4 лет диалогической речи нами выбраны режиссерские игры. Исследователи детской игры (Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова) в своих работах указывают, что в младшем дошкольном возрасте развивается особенный вид сюжетной игры - режиссерская игра.
Режиссерская игра - это индивидуальная игра, где ребенок создает игровые ситуации с игрушками, проигрывая роль самостоятельно, либо контролируя взаимоотношения между игрушками как режиссер, действуя и управляя своими «актерами», говоря за них разными голосами.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития диалогической речи у детей 3-4 лет и недостаточным использованием режиссерских игр для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: каковы возможности режиссерских игр в развитии диалогической речи у детей 3-4 лет?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность режиссерских игр как средства развития диалогической речи у детей 3-4 лет.
Объект исследования - процесс развития диалогической речи у детей 3-4 лет.
Предмет исследования - режиссерские игры как средство развития у детей 3-4 лет диалогической речи.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр будет эффективен:
• при организации режиссерской игры как совместной деятельности воспитателя и детей;
• включении организованных режиссерских игр в образовательную деятельность по речевому развитию;
• обогащении развивающей предметно-пространственной среды материалами и оборудованием для совместных и индивидуальных режиссерских игр.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования.
1. Раскрыть и охарактеризовать процесс педагогической работы по развитию диалогической речи у детей 3-4 лет посредством режиссерских игр, определить уровень развития данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития у детей 3-4 лет диалогической речи.
3. Определить и апробировать содержание, формы и методы развития у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр.
Теоретической основой исследования явились:
• исследования в области развития диалогической речи детей дошкольного возраста (И.С. Назметдинова, А.А. Соколова, А.В. Чулкова);
• исследования в области развития режиссерской игры у детей дошкольного возраста (Е.Е. Кравцова, О.В. Солнцева).
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в том, что обоснована возможность использования в педагогической работе режиссерских игр как средства развития диалогической речи у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе выделены содержание и методы развитии у детей 3-4 лет диалогической речи, которые рассматриваются в контексте овладения детьми режиссерской игрой.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций для осуществления работы по развитию у детей 3-4 лет диалогической речи.
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе ГБОУ Самарской области СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов г. Жигулевска г.о. Жигулевск Самарской области СП «Детский сад «Красная Шапочка»». В исследовании приняли участие 26 дети 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы включает следующие части: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников), 4 приложения. В тексте работы представлены 9 таблиц.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
На основе исследования теоретических основ проблемы, установлено: диалогическая форма общения способствует активизации познавательно- мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать диалогическую речь, так как на ее основе развивается более сложная форма связной речи - монологическая речь. Важным условием развития диалогической речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Одним из общепризнанных в педагогической науке и практике действенных средств развития диалогической речи младших дошкольников считается игра.
Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов хотя и является традиционным методом развития речи, но требует творческого подхода, обновления методики их применения в аспекте развития связной речи детей младшего дошкольного возраста за счет поиска эффективных приемов мотивации и руководства речевой активностью детей.
Таким образом, результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития диалогической речи у детей 3-4 лет посредством режиссерских игр является актуальной.
В нашем исследовании теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность режиссерских игр как средства развития диалогической речи у детей 3-4 лет.
Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление у детей 3-4 лет уровня развития показателей диалогической речи: умения задавать вопросы, умения отвечать на вопросы, владение речевым этикетом, умения реплицировать, умения составлять и поддерживать диалог.
На основе результатов констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что у большей части детей (96%) экспериментальной выборки диалогическая речь находится на стадии развития или совсем не развита.
Формирующий эксперимент строился в соответствии с выдвинутой нами гипотезой. Процесс развития у детей 3-4 лет диалогической речи посредством режиссерских игр осуществлялся:
• при организации режиссерской игры как совместной деятельности воспитателя и детей;
• при включении организованных режиссерских игр в образовательную деятельность по речевому развитию;
• при обогащении развивающей предметно-пространственной среды материалами и оборудованием для совместных и индивидуальных режиссерских игр.
На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика развития показателей диалогической речи у детей экспериментальной выборки. Несмотря на то, что высокий уровень не изменился, число детей со средним уровнем повысилось на 25%, а с низким уровнем уменьшилось на 25%.
По результатам проведенной работы констатируем эффективность предложенных содержания, форм и методов развития диалогической речи у детей 3-4 лет посредством режиссерских игр.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается, цель достигнута, задачи решены.
1. Перепелкина, Н.О. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи, Н.И. Ермакова. - М. : Дашков и К°: Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 223 с. // Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/3 7171.html
2. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник / Л.В. Коломийченко [и др.]; [под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной]; Пермский гос. гуманит.-пед. унт. - Пермь: ПГГПУ, 2013. - 207 с. // Режим доступа: http://www.iprbookshop .ru/32062.html
3. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]: учебник / Л.В. Коломийченко [и др.]; [под общ. ред. Л.В. Коломийченко]; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2013. - 156 с. // Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/32075 .html
4. Выпускная квалификационная работа бакалавра психолого-педагогического образования [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. пособие / С.Е. Анфисова [и др.]; ТГУ; Гуманит.-пед. ин-т; каф. «Дошкольная педагогика и психология»; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: ТГУ, 2016. - 73 с. // Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/handle/123456789/2954
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2009. - 149 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2010. - 704 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2013. - 352 с.
9. Земцова, О.Н. От слова к рассказу. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2014. - 304 с.
10. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е.Кравцова. - М.: Владос, 1996. - 304с.
11. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
12. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2012. - 525 с.
13. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А.Поваляева. - М.: Феникс, 2013. - 445 с.
14. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. - М.: Просвещение, 2013. - 315 с.
15. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 2012. - 275 с.
...