Система упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии (Омский государственный педагогический университет)
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МКОУ «Побочинская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области.
Выборка исследования: 16 учащихся 4 класса.
Есть приложение (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы использования упражнений морфемного анализа в начальной школе как средства формирования навыков орфографии 6
1.1 Принципы русской орфографии и краткая история её формирования 6
1.2 Роль морфемного анализа в формировании орфографического навыка младших школьников 12
1.3 Методика применения упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии 23
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию системы упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средства формирования навыков орфографии 32
2.1 Организация и методика исследования 32
2.2 Анализ уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников 37
2.3 Описание системы упражнений по морфемному анализу в начальной школе с целью формирования навыков орфографии 40
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по 2 главе 57
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 66
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык): 1. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» . Низкий уровень орфографической грамотности школьников факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы, она не может не вызывать тревоги. Её решение важно ещё и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания. Это касается не только курса в целом, но и отдельных его разделов. Не является исключением и такой важный раздел, как «Морфемика и словообразование».
Формирование грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов – Д.Н. Богоявленского, Л.К. Назаровой, С.П. Редозубова, Н.С. Рождественского, М.В. Ушакова и других. Современное отражение проблемы формирования орфографического навыка посредством обучения морфемному анализу у учащихся начальной школы нашло в работах И.П. Желтовой, Л.Ю. Комиссаровой, М.Р. Львова, Е.Г. Мережко и др.
Однако, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, обучение младших школьников орфографии на основе морфемного анализа остается сложной методической задачей. Сказанное подтверждает актуальность темы исследования.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков орфографии, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование навыка орфографии с помощью морфемного анализа.
Проблема исследования: как формировать у младших школьников навыки орфографии с помощью морфемного анализа.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему упражнений, направленных на формирование орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
3. Описать методические аспекты формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
4. Подобрать систему упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению морфемного состава слова способствуют формированию навыка орфографии у четвероклассников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: система упражнений, направленный на формирование орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
Методы исследования: методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования; частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения в образовательной организации; тестирование, анализ продуктов учебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Р. Львова, Т.А. Остриковой, Т.Г. Рамзаевой и др. В исследованиях Е.Г. Мережко, И.Н. Политовой и др. описаны методические аспекты обучения младших школьников морфемному анализу слов на уроках русского языка. О.В. Романова, Л.В. Савельева, М.И. Хасанова и др. проанализировали возможности использования морфемного анализа слов в формировании орфографического навыка у младших школьников.
База исследования: МКОУ «Побочинская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Целью обучения орфографии является формирование у учащихся прочных навыков правописания. Для достижения этой цели в процессе обучения необходимо создать условия, способствующие освоению такого сложного вида деятельности, как орфографически правильное письмо. Содержание обучения орфографии определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия включает формирование орфографических умений:
1) умения обнаруживать орфограммы;
2) умения определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки;
3) умения проверять орфограмму по словарю или по правилу;
4) умения контролировать орфографическую правильность письма.
Сочетание сознательности и автоматизма обуславливают необходимость тщательной работы над правилом при обучении орфографии, обоснования правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений, обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы.
Важное место в орфографической работе занимает установление морфемной структуры слова. Поэтом значение изучения морфемики и морфемной организации слова в процессе обучения орфографии в курсе начальной школы трудно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразовании, без чего невозможно полноценное усвоение грамматики, создают базу для сознательного овладения орфографическими навыками (анализ состава слова – необходимый компонент орфографического анализа). Поэтому важнейшей задачей является формирование у младших школьников навыков морфемного анализа слов и умения использовать его на практике при решении орфографических задач.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы с учащимися 4-го класса была проведена опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у четвероклассников недостаточно сформированы орфографические навыки. Поэтому была подобрана и апробирована сиситема упражнений для формирования орфографических умений у учащихся 4-го класса посредством использования морфемного анализа слов». Изменяя по своему усмотрению содержание упражнений, учитель может использовать эту систему длительное время. Отметим, что для достижения стойких положительных результатов по формированию орфографических навыков, не снижая внимания к другим сторонам учебного процесса, необходимо уделять время для таких упражнений на каждом уроке русского языка.
На контрольном этапе у младших школьников прослеживается положительная динамика в сформированности умения обнаруживать орфограммы в тексте (37,5%), в сформированности умений устанавливать тип орфограммы (высокий уровень – 43,8%), в сформированности умения осуществлять орфографический самоконтроль (высокий уровень 50,0%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аввакумова, Е. А. Описки в письменной речи детей / Е. А. Аввакумова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3. – С. 331–334.
2. Алексеева, Н. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / Н. В. Алексеева, А. В. Веселовацкая // Современная наука. – 2011. – № 2. – С. 35-38.
3. Белокопытова, А. С. Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы / А. С. Белокопытова // В сборнике : Педагогическое мастерство. Материалы X Международной научной конференции. – 2017. – С. 67-68.
4. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2003. – №4. – С. 39-45.
5. Бутенко, А. В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в начальной школе / А. В. Бутенко // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 587-588.
6. Булохов, В. Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности) / В. Я. Булохов. – Красноярск, 1993. – 182 с.
7. Булохов, В. Я. Визуалы как субъекты орфографической деятельности при написании контрольного диктанта / В. Я. Булохов // Актуальные проблемы изучения языка и литературы : теория и практика коммуникативного воздействия : м-лы V Междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. В. П. Антонов. – Абакан : ХГУ, 2010. –С. 66–68.
8. Витовтова, А. П. Роль морфемного и словообразовательного анализов в развитии речи младших школьников / А. П. Витовтова // В сборнике : Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований. – 2018. – С. 90-94.
9. Винокурова, Н. В. Языковой материал орфографических упражнений как средство формирования грамотности младших школьников / Н. В. Винокурова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5-3. – С. 58-61.
10. Воробцова, А. Ю. Работа над орфографией при обучении русскому языку в начальной школе / А. Ю. Воробцова // Педагогика и современность. – 2013. – № 4. – С. 57-60.
11. Вохмина, Ю. С. К вопросу дифференциации дидактического материала по орфографии на основе ведущих сенсорных каналов обучаемых / Ю. С. Вохмина // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – №.15. – С. 112–114.
12. Граник, Г. Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма / Г. Г. Граник // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 3–8.
13. Жажева, Д. Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных классов и условия ее формирования / Д. Д. Жажева // Новые технологии. – 2010. – № 4. – С. 161-164.
14. Жедек, П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П. С. Жедек. – Томск : Пеленг, 1992. – С. 52-96.
15. Желтова, И. П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников / И. П. Желтова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2013. – Т.3. – № 4 (04). – С. 166-170.
16. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. / Т. В. Жеребило. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.
17. Заморзаева, Е. М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов / Е. М. Заморзаева // Начальная школа. – 2005. – №4. – С. 78-79.
18. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова,
Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 127 с.
19. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова,
Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования. 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 143 с.
20. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 584-586.
21. Комисарова, Л. Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм) : моногр / Л. Ю. Комиссарова. – Москва : Баласс, 2014. – 175 с.
22. Краева, А. А. Методика обучения правописанию в начальной школе на примере изучения безударных личных окончаний глаголов / А. А. Краева // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 1-1(5). – С. 198-202.
23. Куропаткина, Т. И. Теория и практика обучения орфографии в школе : моногр. / Т. И. Куропаткина. – Самара : СПГУ, 2016. – 270 с.
24. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М. Р. Львов. – Москва : Прометей, 1988. – 90 с.
25. Малявина, Т. П. О понятии «коррекция орфографического навыка» / Т. П. Малявина // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 3–7.
26. Мережко, Е. Г. Трудности морфемного анализа в начальной школе / Е. Г. Мережко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. –2022. – № 6-1 (69). – С. 257-260.
27. Мисаренко, Г. Г. Технология обучения школьников написанию слуховых диктантов / Г. Г. Мисаренко // Педагогика. – 2019. – № 3. – С. 43–46.
28. Мишина, Т. И. Дидактический аспект повторения орфографии в начальной школе / Т. И. Мишина // В сборнике : Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – С. 252-255.
29. Мурашов, А. А. Учим правило или учим языку? / А. А. Муршов // Начальная школа. – 2018. – № 1. – С. 25–32.
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Одегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Академия, 2008. – 968 с.
31. Остапенко, А. А. «Вычитание» ошибок как приём формирования грамотности / А. А. Остапенко // Начальная школа. – 2019. – № 4. – С. 40–43.
32. Острикова, Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения / Т. А. Острикова. – Москва : Вербум, 2018. – 221 с.
33. Петрова, А. Б. Формирование орфографической грамотности младших школьников / А. Б. Петрова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 29.01.2023).
34. Политова, И. Н. Обучение разбору слова по составу в начальной школе // И.Н. Политова // В сборнике : Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. (в рамках Года культурного наследия народов России). Под редакцией Т. Ю. Макашиной. – Коломна, 2022. – С. 93-96.
35. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2018. – 400 с.
36. Приступа, Г. Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях / Г. Н. Приступа. – Москва : Просвещение, 1989. – 120 с.
37. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева. М, Р. Львов. – Москва : Просвещение, 1983. – 431 с.
38. Редозубов, С. П. О преподавании грамматики и обучении орфографии в начальной школе. Методическое пособие для учителей / С. П. Редозубов. – Москва : Наука 2008. – 94 с.
39. Романова, О. В. Упражнения на развитие орфографической зоркости у младших школьников / О. В. Романова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 3-2 (31). – С. 83-85.
40. Рыбакова, А. В. К вопросу об использовании терминов при обучении орфографии в начальной школе / А. В. Рыбакова // В сборнике : языковое и литературное образование в современном обществе – 2016. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 153-159.
41. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
42. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
43. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
44. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
45. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
46. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с
47. Савельева, Л. В. Реализация и развитие идей Т.Г. Рамзаевой в современной методике обучения орфографии / Л. В. Савельева // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 11-15.
48. Савельева, Л. В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования / Л. В. Савельева // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2006. – Т. 6. – № 14. – С. 231-245.
49. Сафарова, З. И. Система орфографических упражнений / З. И. Сафарова // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 162-164.
50. Сундарева, Е. А. Роль учебников русского языка для начальной школы в процессе формирования орфографической зоркости учащихся / Е. А. Сундарева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 45-48
51. Сычугова, Л. П. Изучение орфографии в свете когнитивной лингвистики / Л. П. Сычугова // Русский язык в школе. – 2017. – № 9. – С. 7–10.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. URL: http://Минобрнауки. РФ (дата обращения 27.01.2023).
53. Формирование общих орфографических приёмов при изучении русского языка : уч. пос. / ред. Н. Ф. Талызина. – Москва : МТО Холдинг, 2002. – 160 с.
54. Шатова, Е. Г. Урок русского языка в современной школе : типы, структура, методика : уч. пос. для студ. пед. вузов / Е. Г. Шатова. – Москва : Дрофа, 2008. – 253 с.
55. Хасанова, М. И. Работа над составом слова в начальной школе / М. И. Хасанова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 236-243.