Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению посредством игровых кейсов 10
1.1 Особенности формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития... 10
1.2 Характеристика игровых кейсов как средства формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых кейсов 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития готовности к контекстному общению 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых кейсов 37
2.3 Выявление эффективности формирования у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития готовности к контекстному
общению посредством игровых кейсов 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной
работе 60
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 61
Приложение В Сводные таблицы результатов констатирующего и контрольного экспериментов 64
Приложение Г Конспекты игровых кейсов
Проблема коммуникативной готовности ребенка с задержкой психического развития к школе в настоящее время является очень актуальной. Для дошкольника поступление в школу - это важная жизненная ступень. На данном этапе ребенок входит в новый социум, в котором его ожидают иные права и обязанности, более сложные взаимоотношения со взрослыми.
Для того чтобы успешно перейти к школьному обучению, ребенку нужно овладеть всеми компонентами психологической готовности к школе: интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой и коммуникативно-социальной. Коммуникативная готовность является результатом развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. Ребенку необходимо овладеть и ситуативной, и внеситуативной формами общения. Для того чтобы успешно выполнять учебные задания, ребенок должен понимать заданные учителем правила и инструкции, что возможно лишь при достаточно развитом уровне контекстного общения.
Согласно концепции «произвольности общения» Е.Е. Кравцовой, произвольность поведения появляется и развивается в ходе кризиса семи лет сначала в сфере общения со взрослыми, затем закрепляется в отношении к сверстникам, а после становится подлинной произвольностью, основанной на новом уровне самосознания и изменениях в сфере отношения к себе.
При поступлении в школу у ребенка уже есть определенный опыт общения. Базовые предпосылки коммуникативной готовности имеют несколько компонентов - это потребность ребенка в общении со взрослыми, ориентация на партнера во время общения, умение слушать, владение средствами общения (вербальными и невербальными), позитивное отношение к сотрудничеству.
В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, то есть психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы - учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
Однако у ребенка с задержкой психического развития уровень развития общения значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием. Без коррекционной работы у детей с задержкой психического развития предпосылки коммуникативной готовности, и, как следствие, готовность к контекстному общению, будут не сформированы к началу обучения в школе.
Г отовность ребенка к школьному обучению - это весьма ответственная и важная ступень в жизни дошкольника. Об этом говорили такие ученые, педагоги и психологи, как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, В.С. Мухина, Й. Шванцара, Д.Б. Эльконин.
Коммуникативное развитие является неотъемлемой частью готовности ребенка к обучению к школе, о чем свидетельствуют исследования Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Н.Г. Салминой и Е.О. Смирновой.
В данной работе мы рассмотрим в качестве ведущего средства формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития игровые кейсы. Использование кейс- технологии позволяет формировать у дошкольников навыки и умения на основе реальных или вымышленных ситуаций в короткие сроки обучения.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанной необходимостью формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала игровых кейсов в данном процессе.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности игровых кейсов как средства формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению посредством игровых кейсов».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению посредством игровых кейсов.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению.
Предмет исследования: игровые кейсы как средство формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению будет результативным:
- при разработке игровых кейсов, направленных на формирование компонентов готовности к контекстному общению;
- при включении игровых кейсов в групповые и подгрупповые занятия;
- при организации взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателей в работе по формированию готовности к контекстному общению.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать игровые кейсы как средство формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психолого-педагогические исследования готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, И.Н. Волкова, Г.М. Капустина, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман);
- положения исследований формирования у детей дошкольного возраста произвольного и контекстного общения (Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин);
- исследования по применению игровых кейсов в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (А.С. Земскова, В.А. Ковалева, Н.А. Никитина, И.Ю. Реутова, Н.А. Черных).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 13 детей 6-7 лет с задержкой психического развития подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Новизна исследования: определена возможность использования игровых кейсов для формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению; разработан комплекс игровых кейсов, направленных на формирование компонентов готовности к контекстному общению.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и конкретизированы представления об особенностях формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению; дано теоретическое обоснование игровых кейсов как средства формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития готовности к контекстному общению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплекса игровых кейсов учителями-дефектологами, воспитателями в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование), 4 приложений. В работе представлены 1 рисунок, 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать ряд выводов.
Анализ теоретических основ проблемы подтверждает, что формирование готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной в настоящем времени. Исследования Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Н.Г. Салминой, Е.О. Смирновой свидетельствуют о необходимости развития коммуникативной сферы у детей с 6-7 лет с задержкой психического развития, так как в её формировании у детей возникают значительные трудности. Коммуникативная сфера, а, следовательно, и контекстное общение, являются важной составляющей готовности ребенка к школьному обучению. Как отмечают некоторые исследователи (Л.А. Венгер, B.C. Мухина), у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, поэтому мы можем говорить о необходимости формирования готовности к контекстному общению.
Контекстное общение - это общение, где сотрудничество ребенка и взрослого опосредствовано задачей, правилом или образцом. Наиболее эффективным средством развития контекстного общения в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом или игровые кейсы. Именно в такой деятельности дети начинают соотносить свое поведение с образцом, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
В результате констатирующего эксперимента было определено, что у детей преобладает низкий и средний уровни сформированности готовности к контекстному общению. Дети с трудом выполняли задания, опосредованные задачей. В ситуации взаимодействия не способны удержать и выполнить более одного выдвинутого условия. При общении ответы импульсивны. Учет позиции собеседника либо отсутствует, либо проявляется лишь в некоторых ситуациях взаимодействия.
Формирующий этап эксперимента был направлен на проверку положений гипотезы. Процесс формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития осуществлялся:
- при разработке игровых кейсов, направленных на формирование компонентов готовности к контекстному общению;
- включении игровых кейсов в групповые и подгрупповые занятия;
- при организации взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателей и родителей в работе по формированию готовности к контекстному общению.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности использования игровых кейсов как средства формирования готовности к контекстному общению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
После проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности готовности к контекстному общению составило 54%. Важно отметить, что низкий уровень выявлен не был. Поведение детей стало соответствовать ситуации. Они перестали действовать импульсивно и научились следовать правилам и задачам, предъявляемыми взрослыми в конкретной ситуации взаимодействия.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные нами задачи решены, гипотеза доказана.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М. : Академия, 2013. 448 с.
2. Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е. Ребенок внутри общения //
Дошкольное образование. 2005. №4. URL:
https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200500405(дата обращения 15.11.2020)
3. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологи:
учебное пособие. М. : КНОРУС, 2018. 432 с.
4. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. СПб. : КАРО, 2005. 288 с.
5. Вьюнова Н. И. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. 2020. №2. С. 16-22.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 2003. 512 с.
7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание. СПб. : Питер, 2009. 208 с.
8. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции вусловиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. №1. С. 36-39.
9. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2005. 146 с
10. Зотова Т. В. Коммуникативная готовность детей к школе: роль и
место образовательного учреждения. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kommunikativnaya-gotovnost-detey-k-shkole-rol- i-mesto-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya(дата обращения: 20.11.2020)
11. Кравцова Е. Е. Психологические
воспитания // Дошкольное образование. 2004. № 24. URL:
https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200402408(дата обращения 15.11.2020)
12. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника : Книга для воспитателей дет. сада и родителей. М. : Просвещение, 1996. 160 с.
13. Кравцов Г. Г. Игра как средство и как самоценная деятельность // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Выпуск I. М. : РГГУ, 2001.
14. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Электронный журнал Психолого¬педагогические исследования. 2019. Т 11. № 4. С. 5-21.
15. Кузьмина Е. А., Токарев А. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. 2018. № 2. С. 49-57.
16. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 320 с.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2008. 680 с.
18. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 47-53.
19. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. №9. С. 49-55.
20. Маджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 799-803.
21. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 360 с.
22. Морева Н. А., Пучкова И. А. Методика составления и решения кейсов в образовательной практике детского сада // Детский сад от А до Я, 2014. №6. С. 108-114.
23. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М. : Владос, 2001. 256 с.
24. Семенова Л. Э. Проблемы изучения и психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР в исследованиях Ульяны Васильевны Ульенковой // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2014. №4. С. 5-10.
25. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и
сверстниками : учебное пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
26. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М. : МОДЭК, 2004. 224 с.
27. Черных Н. А., Никитина Н. А., Реутова И. Ю., Ковалева В. А. Использование кейс-технологии в организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Современные тенденции науки и технологий. 2017. № 1-9. С. 139-143.
28. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М. : Школьная пресса, 2005. 80 с.
29. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 336 с.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
31. Эльконин Д. Б. Игра в развитии ребенка // Мир психологии. 2004. № 1. С. 42.