Введение
Глава 1. Общие положения правового регулирования страховой пенсии по
старости в Российской
Федерации
1.1. Понятие и условие назначения страховой
пенсии
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и исчисление
страховой пенсии по старости
1.3. Порядок установления и размеры страховых пенсий по
старости
Глава 2. Особенности досрочного назначения страховой пенсии по
старости
2.1. Основания для досрочного назначения страховых пенсий по
старости
2.2. Порядок назначения досрочной страховой пенсии по
старости
2.3. Удержание из страховой пенсии по
старости
Заключение
Список используемой литературы
Обращение к действующему российскому законодательству позволяет
заключить, что оно является социально-ориентированным, и то вполне
соответствует Конституции Российской Федерации, провозглашающим
Российскую Федерацию социальным государством. Так, часть 1 статьи 7
Конституции говорит: «Российская Федерация – социальное государство,
политик которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека». В числе социальных
гарантий можно обозначить налоговые льготы для отдельных категорий
граждан, различные виды адресной социальной помощи, дополнительные
меры защиты интересов в рамках отраслевого законодательства, например,
трудового, когда речь идет о дополнительных гарантиях для женщин,
несовершеннолетних и т.д. Статья 39 Конституции Российской Федерации
закрепляет право каждого гражданина на социальное по возрасту.
Пенсионное обеспечение никогда не было устойчивым, оно постоянно
испытывало на себе изменения. В 2015 году в Российской пенсионной
системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы
обязательного пенсионного страхования.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года федеральных
законов, изменивших пенсионную систему России, от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» порядок
пенсионного обеспечения пенсионеров России существенно изменился.
Изменения пенсионной системы коснулись не только граждан, находящихся
на пенсии, но и граждан пред пенсионного возраста и будущих пенсионеров,
кто только начал трудовую деятельность. Новизной данной реформы
заключается в том, что размер страховой пенсии будет формироваться не в
рублях, а в баллах (пенсионных коэффициентах) и основанием для
назначения пенсии является страховой стаж.Указанные обстоятельства касаются большинства граждан, которые в
свою очередь заботятся о своей будущей пенсии и эти условия привели к
выбору данной темы для написания выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования данной бакалаврской работы являются
общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения
страховыми пенсиями по старости в современной России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты,
регулирующие порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости.
Целью исследования является изучение порядка назначения страховой
пенсии по старости в контексте последних изменений действующего
законодательства. В связи с установленной целью необходимо решить
следующие задачи исследования:
1. рассмотреть общие положения о страховой пенсии по
старости;
2. изучить нормативно-правовые акты, регулирующие
назначение и исчисление страховой пенсии по старости;
3. более подробно изучить порядок установления и
размеры страховой пенсии по старости;
4. установить основания и порядок для досрочного
назначения страховых пенсий по старости;
5. определить, как происходить удержание из страховой
пенсии по старости.
В данной бакалаврской работе изучены вопросы назначения страховых
пенсиях по старости с использованием действующего законодательства,
специальной литературы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили
общенаучные методы системного анализа, обобщение нормативных
материалов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых вопросов.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что
она направлена на дальнейшее совершенствование действующегозаконодательства. Материалы работы могут быть использованы в учебном
процессе. Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.
Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы
социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния
пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных
людей, одними из которых являются лица пожилого возраста. На 2017 год
по данным государственной статистики численность пенсионеров,
состоящих на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации по
старости, составляет 40 миллионов человек.
Новый виток в реформировании пенсионной системы России
начался в 2014 – 2015 году со вступление в силу законов – «О
накопительной пенсии» и «О страховой пенсии».
С 2015 года пенсия стала делиться на две составляющие –
страховую и накопительную и включать фиксированную выплату к
пенсии. Также законодательно введена бальная система исчисления
пенсии, то есть пенсионные баллы должны начисляется работникам
ежегодно, также ежегодно определяется стоимость одного балла (на
январь 2017 года она установлена на уровне 77,3 рубля). Следовательно, с
большей долей достоверности можно утверждать, что средний размер
будущих пенсий в дальнейшем будет зависеть от доходов бюджета
Пенсионного фонда РФ.
В Российской Федерации государственное пенсионное страхование
является обязательным для всех граждан. Различают трудовые и
социальные пенсии. Если у гражданина в наличие имеется страховой
стаж, то у него возникает право на страховую пенсию.
Федеральный закон №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» учитывает
страховой стаж, когда пенсионер обратился за назначением права на
социальную пенсию и ее размер итоговой продолжительности периодов
работы и (или) иной деятельности, за которую начислялись иуплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
В определении стажа заложены две категории периодов – периоды
работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и периоды,
не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости
засчитываемые в страховой стаж.
В сфере пенсионного обеспечения «нестраховые» периоды являются
широко применяемыми, в частности к «нестраховым» периодам, согласно
статье 12 Федерального закона №400 ФЗ «О страховых пенсиях» относят:
«1.период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности;
2.период ухода одного из родителей за каждым ребенком до
достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей
сложности;
3.период получения пособия по безработице, период участия в
оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения
по направлению государственной службы занятости в другую местность
для трудоустройства;
4.период содержания под стражей лиц, необоснованно
привлечённых к уголовной ответственности, необоснованно
репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период
отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;
5.период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за
инвалидом I группы, ребенком- инвалидом или за лицом, достигшим
возраста 80 лет;
6.период проживания супругов военнослужащих, проходящих
военную службу о контракту, вместе с супругами в мутностях, где они не
могли трудится в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но
не более пяти лет в общей сложности».Из федерального бюджета Пенсионному фонду выделяются
денежные средства на возмещение расходов, которые связаны с выплатой
пенсий в связи с зачетом «нестраховых» периодов в страховой стаж.
Анализируя, все позитивные изменения, произошедшие в сфере
пенсионного обеспечения, можно отметить, что Федеральный закон №400
ФЗ «О страховых пенсиях» установил не только новый порядок
формирования страхового стажа, а вместе с ним и состав иных периодов,
засчитываемых в состав страхового стажа.
Для того чтобы усовершенствовать пенсионное законодательство
предлагается несколько решений:
- детализировать подходы к реформированию системы льготных
пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на
действующую пенсионную систему;
- внедрить эффективные стимулы, для того чтобы граждане
выходили на пенсию позднее установленного возраста;
- увеличить заинтересованность работодателей и работников в
увлечении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6– ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2– ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 14.04.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от
26 января 1996 года N 14-ФЗ
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим доступа www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400–ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О
страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим
доступа www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167– ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2017) – Режим доступа www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» //
«Собрание законодательства РФ». - 2001. - № 51. - ст.4831; «Российская
газета».
7. Федеральный закон «О накопительной пенсии». Федеральный закон
«О страховых пенсиях». – М.: Рипол Классик, Омега-Л, 2015. – 64 с.2001
8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. От 01.12.2014) «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» //Собрание законодательства РФ. - 1996. - №14. -
Ст.1401; «Российская газета». – 1996
9. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 39 «Об
утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год дляустановления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015
года» //Российская газета. - 2015. - № 19; «Собрание законодательства РФ». -
2015. - № 5. - ст.819.
10. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 40 «Об
утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера
фиксированной выплаты к страховой пенсии» //Российская газета. - 2015. - №
19 «Собрание законодательства РФ». - 2015. - № 5. - ст.820
11. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении
перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой
пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии,
назначения накопительной пенсии, установления пенсии по
государственному пенсионному обеспечению» // «Российская газета». -2015.
- № 6
Специальная литература.
1. Ахметзянова В. А. Готовимся к пенсии. Осваиваем Интернет / В.А.
Ахметзянова. - М.: БХВ-Петербург, 2015. - 208 c.
2. Барщевский М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.:
АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2015. - 192 c.
3. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.:
СПб: Питер, 2016. - 224 c
4. Белянинова Ю.В. Ваша будущая пенсия [Электронный ресурс]:
пошаговое руководство по формированию пенсии/ Белянинова Ю.В.,
Захарова Н.А., Удалова Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо,
2012.— 320 c.— Режим доступа: /19212.— ЭБС «IPRbooks»