Современные условия заставляют производителей внедрять более современные надёжные и устойчивые системы управления автомобилем. Сложно представить современный мир без автомобиля, а так как с каждым днём на дорогах автомобилей становится больше, а скорости их передвижения растут необходимо внедрение, и соответственно разработка, новых и более надёжных систем. Но введение подобных систем зачастую невозможно из-за дороговизны и вследствие чего низкой рентабельности, или даже убыточности их внедрения. Поэтому выгоднее дорабатывать и усовершенствовать уже существующие механизмы и системы, путём увеличения точности и качества изготовления, или внедрения новых материалов.
Целью работы является разработка достаточно надёжного и безотказного привода с заданными характеристиками передаточного отношения (количеством оборотов шестерни и ходом рейки) и конструктивно необходимым углом скрещивания осей рейки и шестерни. Также необходимо учесть плавность и точность работы механизма для чего нужно разработать (подобрать) зубчатый профиль, обеспечивающий эвольвентное зацепление рейки и шестерни.
Для достижения заданной цели необходимо:
- Разработать и рассчитать эвольвентное зацепление шестерня-рейка.
- Определить усилия, действующие в зацеплении шестерня-рейка и рассчитать подшипники, воспринимающие эти усилия с необходимым запасом прочности
- Произвести расчёт на долговечность шестерни и рейки привода, подшипников шестерни, втулки и упора рейки, а также стопорных и упорных колец.
В данной работе был проведён краткий обзор, включающий в себя рассмотрение особенностей конструкции, а также преимуществ и недостатков различных типов приводов, составлена классификация и исходя из полученной информации был выбран наиболее предпочтительный с точки зрения, как долговечности, так и с точки зрения надёжности и простоты изготовления и эксплуатации привод.
Далее после выбора типа привода были получены основные компоновочные характеристики. После чего был разработан привод с характеристиками, соответствующими разработанными ранее.
Наиболее важными характеристиками можно считать характеристики, полученные в первом разделе главы: «Расчёт привода».
Угол наклона шестерни по отношению к рейке ф= 24,53°. Передаточное число механизма, которое обеспечивается эвольвентным зацеплением шестерни и рейки, которое выражается в числе оборотов шестерни при ходе рейки 153,4мм должно быть 2,88 оборота от левого крайнего положения к правому.
Приведены расчёты наиболее важных частей привода, которыми обеспечиваются заданные характеристики на прочность, а именно: рейки, шестерни, подшипников шестерни, втулки и упора рейки.
В результате расчётов привода на прочность были получены коэффициенты запаса удовлетворяющие (>1) условиям безотказной работы механизма на протяжении всего срока его эксплуатации.
В результате расчёта привода были рассчитаны и получены и приведены ниже коэффициенты запаса прочности в наиболее нагруженных областях:
Наименьший коэффициент запаса прочности шестерни =1,14
Наименьший коэффициент запаса прочности рейки =1,3
Наименьший коэффициент запаса прочности роликового подшипника шестерни =5,96
Наименьший коэффициент запаса прочности шарикового подшипника шестерни =4,17
Наименьший коэффициент запаса прочности упора рейки =1,87
Наименьший коэффициент запаса прочности втулки рейки =2,75
1. Dainius Luneckas, Vilius Bartulis, Research on Probability forFailures in VW Cars During Warranty and Post-Warranty Periods / Mokslas:Lietuvos Ateitis, 2014
2. Duna Tariq Yaseen, Graphical user interface (GUI) for design ofpassenger car suspension system using random road profile / InternationalJournal of Energy and Environment, 2016
3. Kuhn, M. Automotive Powertrain Technologies through 2016 and 2025
[Electronic resource] / Mark Kuhn. - Michigan : University of Michigan (Transporta- tion Research Institute), 2012. - Режим доступа
http://www.umtri.umich.edu/content/Mark.Kuhn.Ricardo.Marketing.PT.2012.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
4. Lucian Roman, Mathematical model and software simulation ofsuspension's system from opel cars / Annals of the Oradea University:Fascicle Management and Technological Engineering, 2014
5. U.S. Refinery Yield [Electronic resource]. - Washington: United States En- ergy Information Administration, 2019. - . - Режим доступа : https://www.eia.gov/dnav/pet/pet_pnp_pct_dc_nus_pct_m.htm. -Загл. с экрана.
6. Автомобили. Конструкция, конструирование и расчёт Системы управления и ходовая часть [Текст]/ А.И. Гришкевич, Д.М. Ломако, В.П. Автушко и др.; под ред. А.И. Гришкевича. Минск Выш.шк. —1987. — 200с.
7. Автомобили: учеб. Пособие для ВУЗов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» [Текст]/ А.В. Богатырёв, Ю.К. Есеновский, В.А. Чернышев — М: КолосС, 2006 — 492с.
8. Антонюк Е., Зубчатые передачи: нормативно-методическое обеспечение точности зубчатых передач на этапе проектирования [Текст]/ Е. Антонюк и др. — М.: Белорусская наука, 2016 — 251 с.
9. Анурьев В.И., Справочник конструктора-машиностроителя
[Текст] / В.И. Анурьев — М.: Машиностроение-1, 2006. — 928 с.
10. Баринов А.А. Элементы расчёта агрегатов автомобиля: учебное пособие [Текст]/ А.А. Баринов 2 издание — Вологда:ВоГТУ, 2002-147с.
11. Буранов, И. На чем ездят россияне [Электронный ресурс] / И.
Буранов
12. Заблонский К.И., Расчёт и конструирование зубчатых передач [Текст]/ К.И. Заблонский — М.: Машгиз, 1958 — 174 с.
13. И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов., Сопротивление материалов [Текст]/ М.: Москва 1986 —553с.
14. Кисуленко Б.В., Краткий автомобильный справочник. Легковые автомобили / Б.В. Кисуленко; Ю.В. Деменьтьев; И.А. Венгеров —М.: Автополис-плюс, 2005. — 482 с.
15. Кокорин, А.О. Изменение климата: обзор Пятого оценочного
доклада МГЭИК [Текст] / А.О. Кокорин — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2014. — 80 с.
16. Кравец В.Н. Теория автомобиля:учебное пособие [Текст]/В.Н. Кравец. — Нижний Новгород: НГТУ, 2007— 237с.
17. Малиновский М.П., Экспериментальное исследование характеристик систем управления транспортных средств [Текст]/ М.П. Малиновский — М.: МАДИ, 2011 —123 с.
18. Перспективы энергетических технологий. В поддержку Плана
дей- ствий «Группы восьми». Сценарии и стратегии до 2050 г. [Электронный ресурс]. - М. : ОЭСР/МЭА, WWF России, 2007. - . - Режим доступа
https://wwf.ru/upload/iblock/164/perspective 20x27 new.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
19. Пузанков А.Г. Автомобили. Конструкция, теория и расчёт [Текст]/ А.Г. Пузанков—М.: Академия, 2013 -554с.
20. Стёпин П.А., Сопротивление матреиалов [Текст]/
П.А. Стёпин — М.: Высшая школа, 1998. — 368 с.