Развитие двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет средствами акробатики
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СРЕДСВ АКРОБАТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 8
1.1. Теоретическое изучение нарушений слуха и строения вестибулярного и
слухового анализаторов 8
1.2. Акробатика - средство развития двигательных способностей у
слабослышащих детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Изучение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9
лет до проведения педагогического эксперимента 37
3.2. Влияние средств акробатики на развитие двигательных способностей у
слабослышащих школьниц 7-9 лет 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СРЕДСВ АКРОБАТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 8
1.1. Теоретическое изучение нарушений слуха и строения вестибулярного и
слухового анализаторов 8
1.2. Акробатика - средство развития двигательных способностей у
слабослышащих детей младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Изучение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9
лет до проведения педагогического эксперимента 37
3.2. Влияние средств акробатики на развитие двигательных способностей у
слабослышащих школьниц 7-9 лет 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса по адаптивному физическому вос-питанию лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в частности, имеющих нарушения слуха. Это связано с тем, что данная категория лиц имеет тенденцию увеличения. Исследуя данные Здравоохранения в Российской Федерации, увидели, что статистика детей в возрастном периоде от рождения до 14-ти лет, имеющих болезни уха и сосцевидного отростка, состоит в следующем - на тысячу детей одного возраста приходится примерно 37 детей (также в среднем 5270 на 100 000 детей).
Категория детей, имеющих нарушения слуха, страдают от ограничения получения информации, а это в свою очередь влияет и на нарушение структуры выполнения двигательного действия. Сложными для них иногда могут быть даже простейшие движения - ходьба, бег, прыжки и т.п.
Большую роль на нарушение двигательной сферы лиц с нарушениями слуха играет вестибулярный аппарат (кортиев орган). Это связано с тем, что он находится непосредственно в ухе. При этом следует учитывать, что нарушение слуха приводит, как к глухоте и тугоухости, так и к повреждению вестибулярного аппарата.
По данным разных специалистов, адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждения для лиц с ограниченными возможностями направлено: 1) на повышение двигательной активности данной категории детей; 2) на улучшение состояния их здоровья и физического развития; 3) на совершенствование двигательных способностей; 4) на коррекцию двигательных нарушений; 5) на компенсацию нарушенных функций организма; 6) на профилактику сопутствующих нарушений в состоянии здоровья; 7) на повышение физической работоспособности; 8) на приобщение к здоровому образу жизни; 9) на получение мышечной радости от занятий физическими упражнениями; 10) на более безболезненное вхождение в социум и др. [Дмитриев А.А., 2002; Евсеев С.П., 2016].
Авторами, обращающими внимание на адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями слуха, являются следующие: Л.В., Шапкова [2004]; Т.С. Голозубец [2005]; С.П. Евсеев [2007]; С.А. Калмыков [2007] и др.
По данным исследователей было выявлено, что дети, имеющие нарушение слуха, отстают по разным показателям от детей-сверстников, не имеющих нарушений в состоянии здоровья. К таким показателям относятся и развитие двигательных способностей [Демченко Е.В., 2012].
Таким образом, актуальным является совершенствование адаптивного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения слуха. В рамках педагогического процесса по адаптивному физическому воспитанию необходимо решать общепедагогические задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические). Поэтому важен подбор средств и методов адаптивного физического воспитания с учетом возраста, индивидуальных особенностей, нарушений в состоянии здоровья, уровня физической подготовленности данной категории детей. При подборе средств адаптивной физической культуры необходимо также учитывать сенситивные периоды развития двигательных способностей.
Среди средств, способствующих развитию двигательных способностей, являются акробатические упражнения: мост; шпагаты; «ласточка»; группировка; перекаты; кувырки вперёд, назад, боком; стойка на лопатках; стойка на голове и руках; перевороты боком, вперёд и назад; рондат; фляк; сальто и др. Выделяются также парные и групповые акробатические упражнения. К ним относятся стойки, поддержки, равновесия, хореографические упражнения, выполняющиеся в парах и тройках. Все акробатические упражнения предполагают проявление необходимых двигательных способностей для их выполнения. Чтобы выполнить акробатические упражнение необходимо развитие гибкости, ловкости, силы, выносливости и быстроты.
О значение акробатических упражнений, о влияние на развитие двигательных способностей, об укрепление состояния здоровья занимающихся, о повышении функциональных возможностей организма, о технических характеристиках акробатических упражнений и методике их разучивания описываются учебных, учебно-методических пособиях, научных статьях рядом авторов [Земсков Е.А., 2008; Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2009; Баршай В.М., 2011; Абушинов С.Б., Кальдинов А.П., 2012; Поваляева Г.В., 2012; Анцыперов В.В., Широбакина Е.А., 2013; Анцыперов В.В., Горячева Н.Л., Трифонов В.В., 2014; Петров П.К., 2014; Алаева, Л.С., 2017; Каленская Г.А., Барбашов С.В., 2017; Андреенко Т.А., Горячева Н.Л., 2018; Миронов В.М., Рабиль Г.Б., Морозевич-Шилюк Т.А., 2018 и др.].
Выше сказанное позволило определить актуальность развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет с использованием средств акробатики.
Объект исследования - педагогический процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих школьниц 7-9 лет в общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - средства акробатики, направленные на развитие двигательных способностей слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование средств акробатики в педагогическом процессе адаптивного физического воспитания и дополнительных учебно-тренировочных занятиях будет способствовать раз-витию двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет средствами акробатики.
Задачи исследования.
1. Выявить уровень развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет до педагогического эксперимента.
2. Определить эффективность подобранных средств акробатики на уровень развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается:
- в улучшение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет с использованием средств акробатики.
- в возможности использования средств акробатики специалистами, педагогами, инструкторами, учителями и другими, работающими в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта со слабослышащими детьми. Средства акробатики можно использовать как на обязательных уроках адаптивного физического воспитания для слабослышащих детей, так и на дополнительных секционных учебно-тренировочных занятиях.
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 56 страницах компьютерного текста, содержит 3 таблицы и 17 рисунков. В списке используемой литературы входит 37 источников.
Категория детей, имеющих нарушения слуха, страдают от ограничения получения информации, а это в свою очередь влияет и на нарушение структуры выполнения двигательного действия. Сложными для них иногда могут быть даже простейшие движения - ходьба, бег, прыжки и т.п.
Большую роль на нарушение двигательной сферы лиц с нарушениями слуха играет вестибулярный аппарат (кортиев орган). Это связано с тем, что он находится непосредственно в ухе. При этом следует учитывать, что нарушение слуха приводит, как к глухоте и тугоухости, так и к повреждению вестибулярного аппарата.
По данным разных специалистов, адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждения для лиц с ограниченными возможностями направлено: 1) на повышение двигательной активности данной категории детей; 2) на улучшение состояния их здоровья и физического развития; 3) на совершенствование двигательных способностей; 4) на коррекцию двигательных нарушений; 5) на компенсацию нарушенных функций организма; 6) на профилактику сопутствующих нарушений в состоянии здоровья; 7) на повышение физической работоспособности; 8) на приобщение к здоровому образу жизни; 9) на получение мышечной радости от занятий физическими упражнениями; 10) на более безболезненное вхождение в социум и др. [Дмитриев А.А., 2002; Евсеев С.П., 2016].
Авторами, обращающими внимание на адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями слуха, являются следующие: Л.В., Шапкова [2004]; Т.С. Голозубец [2005]; С.П. Евсеев [2007]; С.А. Калмыков [2007] и др.
По данным исследователей было выявлено, что дети, имеющие нарушение слуха, отстают по разным показателям от детей-сверстников, не имеющих нарушений в состоянии здоровья. К таким показателям относятся и развитие двигательных способностей [Демченко Е.В., 2012].
Таким образом, актуальным является совершенствование адаптивного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения слуха. В рамках педагогического процесса по адаптивному физическому воспитанию необходимо решать общепедагогические задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические). Поэтому важен подбор средств и методов адаптивного физического воспитания с учетом возраста, индивидуальных особенностей, нарушений в состоянии здоровья, уровня физической подготовленности данной категории детей. При подборе средств адаптивной физической культуры необходимо также учитывать сенситивные периоды развития двигательных способностей.
Среди средств, способствующих развитию двигательных способностей, являются акробатические упражнения: мост; шпагаты; «ласточка»; группировка; перекаты; кувырки вперёд, назад, боком; стойка на лопатках; стойка на голове и руках; перевороты боком, вперёд и назад; рондат; фляк; сальто и др. Выделяются также парные и групповые акробатические упражнения. К ним относятся стойки, поддержки, равновесия, хореографические упражнения, выполняющиеся в парах и тройках. Все акробатические упражнения предполагают проявление необходимых двигательных способностей для их выполнения. Чтобы выполнить акробатические упражнение необходимо развитие гибкости, ловкости, силы, выносливости и быстроты.
О значение акробатических упражнений, о влияние на развитие двигательных способностей, об укрепление состояния здоровья занимающихся, о повышении функциональных возможностей организма, о технических характеристиках акробатических упражнений и методике их разучивания описываются учебных, учебно-методических пособиях, научных статьях рядом авторов [Земсков Е.А., 2008; Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2009; Баршай В.М., 2011; Абушинов С.Б., Кальдинов А.П., 2012; Поваляева Г.В., 2012; Анцыперов В.В., Широбакина Е.А., 2013; Анцыперов В.В., Горячева Н.Л., Трифонов В.В., 2014; Петров П.К., 2014; Алаева, Л.С., 2017; Каленская Г.А., Барбашов С.В., 2017; Андреенко Т.А., Горячева Н.Л., 2018; Миронов В.М., Рабиль Г.Б., Морозевич-Шилюк Т.А., 2018 и др.].
Выше сказанное позволило определить актуальность развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет с использованием средств акробатики.
Объект исследования - педагогический процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих школьниц 7-9 лет в общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - средства акробатики, направленные на развитие двигательных способностей слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что использование средств акробатики в педагогическом процессе адаптивного физического воспитания и дополнительных учебно-тренировочных занятиях будет способствовать раз-витию двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет средствами акробатики.
Задачи исследования.
1. Выявить уровень развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет до педагогического эксперимента.
2. Определить эффективность подобранных средств акробатики на уровень развития двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет.
Практическая значимость исследования заключается:
- в улучшение двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет с использованием средств акробатики.
- в возможности использования средств акробатики специалистами, педагогами, инструкторами, учителями и другими, работающими в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта со слабослышащими детьми. Средства акробатики можно использовать как на обязательных уроках адаптивного физического воспитания для слабослышащих детей, так и на дополнительных секционных учебно-тренировочных занятиях.
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 56 страницах компьютерного текста, содержит 3 таблицы и 17 рисунков. В списке используемой литературы входит 37 источников.
В ходе проведения исследовательской работы сформулировали следующие выводы:
1. Определили, что до начала проведения педагогического эксперимента у школьниц 7-9 лет ЭГ и КГ показатели, характеризующие развитие двигательных способностей были практически одинаковы (Р<0,05). Это свидетельствует о равнозначно подобранных группах.
2. Подобрали средства акробатики: упражнения на равновесие, упражнения на гибкость (наклоны, выпады, махи ног, растяжка на шпагаты и др.); кувырки вперёд и назад; стойка на лопатках, перевороты боком, вперёд и назад; простые прыжки на батуте, упражнения в парах и др.), направленные на улучшение показателей двигательных способностей для школьниц 7-9 лет.
3. После педагогического эксперимента выявили достоверную разницу (Р<0,05) по всем проводимым тестам в пользу слабослышащих школьниц 7-9 лет экспериментальной группы.
4. Выявили достоверное изменение (Р<0,05) в ходе педагогического эксперимента, выявляющих степень развития двигательных способностей, как у школьниц экспериментальной группы, так и контрольной группы слабослышащих школьниц 7-9 лет. Однако изменение показателей двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет в экспериментальной группе было больше при сравнении с контрольной группой.
5. Доказали положительное влияние использование средств акробатики для улучшения двигательных способностей у слабослышащих девочек 7-9 лет.
1. Определили, что до начала проведения педагогического эксперимента у школьниц 7-9 лет ЭГ и КГ показатели, характеризующие развитие двигательных способностей были практически одинаковы (Р<0,05). Это свидетельствует о равнозначно подобранных группах.
2. Подобрали средства акробатики: упражнения на равновесие, упражнения на гибкость (наклоны, выпады, махи ног, растяжка на шпагаты и др.); кувырки вперёд и назад; стойка на лопатках, перевороты боком, вперёд и назад; простые прыжки на батуте, упражнения в парах и др.), направленные на улучшение показателей двигательных способностей для школьниц 7-9 лет.
3. После педагогического эксперимента выявили достоверную разницу (Р<0,05) по всем проводимым тестам в пользу слабослышащих школьниц 7-9 лет экспериментальной группы.
4. Выявили достоверное изменение (Р<0,05) в ходе педагогического эксперимента, выявляющих степень развития двигательных способностей, как у школьниц экспериментальной группы, так и контрольной группы слабослышащих школьниц 7-9 лет. Однако изменение показателей двигательных способностей у слабослышащих школьниц 7-9 лет в экспериментальной группе было больше при сравнении с контрольной группой.
5. Доказали положительное влияние использование средств акробатики для улучшения двигательных способностей у слабослышащих девочек 7-9 лет.



