ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-БЛОГОСФЕРА КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА 11
1.1 Трэвел-журналистика как тематическое направление современных СМИ 11
1.2 Трэвел-блогосфера: теоретические аспекты и подходы к классификации 19
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ТРЭВЕЛ-БЛОГОСФЕРЫ 31
2.1 Анализ трэвел-блогов по типоформирующим типологическим признакам 31
2.2 Анализ трэвел-блогов по вторичным и формальным типологическим признакам 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Люди всегда стремились открывать неизведанное, постигать законы природы, изучать, как устроен мир. Еще много веков назад человек начал пересекать моря и океаны, открывать новые земли. На Земле практически не осталось ни одного уголка, куда бы не ступила нога человека. Но и сегодня мы не можем оставаться на месте, нас влекут далекие горизонты. Современный человек жаждет путешествия, чтобы своими глазами увидеть и на своем опыте прочувствовать все разнообразие нашего мира.
У каждого, кто совершил путешествие: будь то поездка в соседний город, в другую страну или же на другой континент, есть потребность поделиться своими эмоциями и впечатлениями, а некоторые путешественники хотят передать полученный опыт другим людям. При этом потребность в такой информации высока. К ней обращаются как те, кто только собирается посетить те же места, так и те, кто не может совершить подобное путешествие, но воспринимает через эмоции и оценки автора публикаций. Потребность в такой вид коммуникации определило зарождение журналистики путешествий или трэвел-журналистики.
Истоки этого направления находятся в публицистике, многие знакомы с такими произведениями, как «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева и «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова. Как сугубо журналистский жанр «истории путешествий» начинают существовать в виде путевых очерков и зарисовок.
Сегодня журналистика путешествий - это особое направление, которое сосредоточено на предоставлении информации о всевозможных точках земного шара. Она знакомит своих читателей с историческими и географическими особенностями стран, народами, их обычаями, этикой, философией и культурой.
С развитием информационного общества и активным развитием сферы туризма произошли большие изменения в трэвел-журналистике: появилась конкуренция, т.к. на экраны выходят многочисленные телепередачи о путешествиях, радийные путевые заметки, специализированные издания и т.д. Возникли новые формы подачи информации, обеспеченные мультимедийностью. Люди стали иметь больше возможностей в самостоятельных путешествиях и доступа к каналам обмена информацией, что сформировало новое содержание публикаций, основанных больше на прагматической стороне путешествий. Основная масса популярных авторов создала собственные интернет-дневники, контент которых стал независимым от политики редакции.
Появление блогосферы полностью переформатировало данное направление журналистики. Блогосфера стала новым пространством не только для журналистов, феномен блога дал возможность любому путешественнику превратить свое путешествие в информационный продукт. Он открыл потенциальную нишу для отражения реальной действительности глазами обывателя. Молодые люди стремятся отправиться в путешествия и передать наглядно без прикрас то, что происходило с ними. Отсутствие редакторской правки и какой-либо цензуры дает возможность увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле и тем самым делает трэвел-блоги востребованными и актуальными.
Читатели ищут на страницах своих авторов вдохновение, действенные советы и рекомендации, практически каждый блог в своем интерфейсе имеет обратную связь. Небольшой пост на странице интернет-дневника может являться более полезным для аудитории, чем тематическая программа о путешествии или обширная статья в журнале.
На сегодня в научной литературе описывается само явление блогинга, специфика ведения и классификация блогов по тематическим направлениям, их влияние на изменения жанров и требований к содержанию публикаций. Однако трэвел-блоги как сегмент массмедиа только начинают подвергаться научному осмыслению. В связи с этим задача описать типологические характеристики трэвел-блогов определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования является трэвел-блогосфера.
Предмет - типологические характеристики трэвел-блогов.
Цель - описать типологическую структуру трэвел-блогов, сложившуюся на современном этапе развития.
Задачи:
- на основе имеющейся научной литературы описать специфику трэвел- журналистики, как тематического направления;
- опираясь на научные труды, выявить характерные для трэвел-блогинга черты;
- выделить типологические признаки, характеризующие трэвел-блогинг;
- провести типологический анализ блогов, выбранных по рейтингам топ-10 блогов и по рекомендациям на канале Youtube, о путешествии и описать типологическую структуру трэвел-блогов.
Теоретико-методологическую базу составили научные труды по теории жанров журналистики, проблемам их смешения и трансформации А.А. Тертычного («Жанры периодической печати»), которые помогли в жанровой идентификации путевого очерка как зарождения трэвел- журналистики; труды по теории и практике сетевых СМИ: А.И. Акопова («Периодические издания», «Некоторые вопросы журналистики: история теория и практика»); научные статьи по проблематике трэвел-журналистики и трэвел-блогов И.В. Показаньевой («Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга», «Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства»); научная работа Ростовской Ю.В. и Витковской Н.Г. («Туристическая пресса: этапы становления») - помогла проследить зарождение и становление направления трэвел-журналистики; научные статьи Боброва А.А., Кривцова Н.В., Усцовой А.В. и Гегеловой Н.С. помогли определить понятие трэвел-журналистики; научная статья Мухи А.В. и Федосеевой А.Н. позволила определить жанровый пласт трэвел- журналистики; труды иностранных теоретиков Стэфан Пурингер и Андрю Тэйлор помогли определить понятие «трэвел-блогер», а Дорис Шмэледжер и Дин Карсон помогли определить категории блогов; также мной использовались классификации блогов теоретиков и практиков блогосфера, таких как Шамаев В.Н., Анна Шуст, Геннадий Михайлюта и др.
В работе использовались следующие методы:
- теоретико-типологический метод помог при выборе блогов, содержание которых предстоит анализировать;
- сравнительно-сопоставительный метод (сравнительно-описательный метод) помог в выявлении специфики блогов в их сходствах и различиях;
- метод критического изучения использовался в поисках научной литературы и ее грамотного использования в данной работе, а также в работе с трэвел- блогами.
Эмпирическую базу исследования составили трэвел-блоги. Для проведения типологического анализа было выбрано тринадцать трэвел- блогов: «Goodbye Normals», «Страница виртуальных путешественников» Сергея Доли, «Хочу домой», «I know.travel», «Своим ходом», «Вечное лето - вокруг света», «Дом - страница Артемия Лебедева», «Поехавший - travel blog», Блог Ильи Бондарева, «Orange Traveler», Блог Александра Кондрашова, Блог Макса Листова, «Seredina Leta». Блоги выбирались на основании: рейтингов топ-10 лучших трэвел-блогов наиболее просматриваемых блогеров; для более объемной картины исследования были взяты блоги по рекомендациям на канале Youtube. Из отобранных таким образом для более глубоко анализа были выбраны те, которые имеют более 50000 подписчиков.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования полученных результатов при создании качественных трэвел-блогов. Результаты исследования могут быть использованы также в учебном процессе на спецкурсах и при составлении учебных пособий по современной журналистике. Теоретическая значимость работы заключается в предпринятой попытке выделить типологические признаки, характеризующие трэвел-блогосферу. Проанализированный, обобщенный и систематизированный в исследовании материал, сделанные на его основе выводы, могут способствовать более полному и глубокому пониманию феномена трэвел-блогосферы.
Цели и задачи определили структуру работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуются теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования; определяются элементы научной новизны, а также практическая значимость работы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Трэвел- блогосфера как явление современных массмедиа» рассматривается определение понятия трэвел-журналистики, этапы ее зарождения и развития сначала как путевого очерка и в дальнейшем как отдельного направления. Далее описывается трэвел-блогосфера: определение понятия блога, трэвел- блога, разграничение понятий трэвел-журналиста и трэвел-блогера, классификация блогов, приведенная теоретиками и практиками. Во второй главе «Типология трэвел-блогосферы» описан анализ выбранных по типоформирующим, вторичным и формальным признакам. Далее следует заключение, в котором делаются выводы на основании проделанной работы. В списке литературы указаны научные труды и источники, которые использованы в работе. В приложении приведены диаграммы, в которых указаны данные исследования, а также таблицы с анализом блогов по типоформирующим, вторичным и формальным признакам.
Трэвел-журналистика как тематическое направление на сегодняшний день остается малоизученным объектом. Теоретики неоправданно обходят стороной столь интересный феномен, косвенно объясняя это тем, что трэвел- журналистика сегодня является лишь слабым отголоском той журналистики, что была в истоках зарождения такого серьезного и глубокого жанра, как путевой очерк.
Невозможно не согласиться, что сейчас достаточно сложно найти что- то хотя бы отдаленно схожее с творчеством писателей, сформировавших направление журналистики путешествий, но исследуя феномен трэвел- блогов, следует отметить, что на сегодняшний день есть предпосылки для формирования новой перспективной «трэвел-реальности». Реальность стремительно идет вперед, и нам не остается ничего, кроме как следовать за ней.
Журналистика-путешествий представляет собой неоднородную среду: в ней пересекаются друг с другом серьезные вопросы, требующие глубокого осмысления, но большая часть из них остается без ответов, ограничиваясь лишь поверхностными рассмотрениями. Кроме того, трэвел-блогосфера, как отдельное явление трэвел-журналистики, крайне редко попадает в поле внимания исследователей.
Опираясь на научные труды, было выявлено, что трэвел-блогосфера имеет весьма специфичные черты - она во многом сходится с явлением трэвел-журналистики, и можно утверждать, что трэвел-блогосфера является ее производной. Журналистика была и будет журналистикой, а феномен блога это последствия технологического и информационного развития. В теории блог может выполнять те же функции, что выполняет журналистика - у блога для этого есть все, но в то же время можно оставить все на своих местах, и не пытаться одно явление превратить в другое. Журналистика существует для того, чтобы активизировать у своей аудитории мыслительные процессы, заставляя задумываться над теми или иными проблемами, направлять и поддерживать в постоянном развитии. Блог по своей природе не претендует на столь высокую роль, но в то же время благодаря своей особенности, а именно - абсолютно независимой и свободной форме подачи, способен во многом превзойти «зажатую» в некие рамки журналистику.
Информация является мощным и действенным инструментом, но то, как она может повлиять на что-либо, зависит от того, какие цели определяют ее направленность. Если автор блога поставит перед собой достаточно серьезную цель информационного воздействия на свою публику, он во многом может даже и превзойти журналиста. Но, как правило, блогеры этого не делают.
На основании изученного теоретического и практического материала, были сформированы типологические признаки, характерные для трэвел- блога. Они послужили критериями анализа наиболее популярных бологов о путешествиях.
В данном исследовании цель являлась одним из типоформирующих признаков, и именно целевая направленность блога определяла всю его составляющую. Проанализировав выбранные трэвел-блоги, можно сделать вывод, что большая часть блогов реализуют цель самопрезентации. Меньше выявлено блогов с целью обмена опытом и профессиональной целью. Коммерческая же цель была выявлена лишь в одном блоге, хотя, по сути, является весьма перспективным направлением развития.
При анализе аудитории, выяснилось, что трэвел-блоги по большей части направлены на молодую аудиторию - это обусловлено спецификой и самого тематического направления и способом презентации информации. Большая часть блогов ориентирована на публику в возрасте в среднем от 16 до 40 лет.
По авторскому составу блоги делились на авторские (личные) и коллективные. Выяснилось, что большая часть блогеров предпочитают работать в одиночку.
По способу ведения блогов определилось, что большая часть трэвел- блогеров предпочитают работать на канале Youtube, и параллельно содержать группы в социальных сетях. Популярность влогов обусловлена возможностью большей передачи настроения и атмосферы путешествия через видеосъемку. Некоторые блогеры ведут и личный сайт, и канал Youtube, но есть такие, которые ограничиваются лишь личным сайтом. Из этого очевидно, что самым используемым видом используемого медиа является видео.
В основном у блогеров нет четких сценариев программ, которым они бы следовали, поэтому рубрики на их каналах и сайтах нужны в основном для того, чтобы структурировать поток информации. Те блоги, у которых отсутствует рубрикация или она не понятна интуитивно, значительно уступают в легкости просмотров публикаций и обращению к ранее опубликованным материалам.
Практически все авторы предпочитают путешествовать как внутри страны, так и за ее пределами, но путешествия за границей в гораздо большем приоритете. Почему-то внутренний туризм не имеет большой популярности, хотя представляется перспективным для тематического развития трэвел-блогов. Ведь Россия богата живописными местами и развитие внутреннего туризма является перспективным направлением развития экономики страны.
Трэвел-блогеры разделяются на тех, кто предпочитает ездить с комфортом, пользуясь привычным транспортом, а также есть те, кто выбирают передвижение специализированное: автостоп и все его виды, передвижение по намеченному маршруту на личном автомобиле, велосипеде, мопеде и др. - что добавляет больше привлекательности путешествию.
Количество подписчиков и обновляемость взаимосвязаны. Блогеры, которые выкладывают видео регулярно, как правило, имеют больше заинтересованности у публики. Большая часть исследуемых блогов обновляет информацию в среднем раз в неделю.
Типологический анализ трэвел-блогов дает четкое представление о состоянии трэвел-блогосферы, что помогает обнаружить слабые места и выявить перспективы ее развития. Трэвел-блогосфера с точки зрения типологии имеет значительные перспективы развития. Предложенный в нашем исследовании перечень типологических признаков может быть продолжен. Разработка типологических моделей для трэвел-блогов, на наш взгляд, является перспективным продолжением данной работы.
1. Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистики: история теория и практика (публикации разных лет) [Текст] / А.И. Акопов. - Ростов-на- Дону: ООО "Тура", НПК "Гефест", 2002. - 368 с.
2. Акопов, А.И. Периодические издания [Текст] / А.И. Акопов - Ростов-н- Д.: Изд-во РГУ, 1999. - 93с.
3. Алексеева, А.О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий
информационного общества: автореферат дис. кандидата
филологических наук. / А.О. Алексеева. - М.: МГУ, 2006. - 30с.
4. Бобров, А. А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции
[Электронный ресурс] / Научные труды Московского гуманитарного университета 2016. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-puteshestviy-realnost-i-tendentsii.
5. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран Учебное пособие [Текст] / М.: Аспект Пресс, 2003. 336с.
6. Вихорева, Л. Г. Информационный потенциал аудитории трэвел СМИ в Интернете [Электронный ресурс] / Вопросы теории и практики журналистики. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-potentsial-auditorii-trevel-smi-v-internete.
7. Волхонский, В.Л. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность [Текст] / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 195 с.
8. Гегелова, Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении
[Электронный ресурс] / Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-
zhurnalistika-na-rossiyskom-televidenii.
9. Глазунова, И.В. Современная трэвел-журналистика в США и Великобритании: Магистерская диссертация / И.В. Глазунова. - СПб.: СПбГУ, 2016. - 128 с.
10. Головин,Ю.А. Журнальная периодика: типологические характеристики
[Электронный ресурс] / Вопросы теории и практики журналистики. 2012. №2. URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/zhurnalnaya-periodika-
tipologicheskie-harakteristiki.
11. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие [Текст] / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
12. Джемаль, О.Г. Мастерская трэвел-репортажа [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //cloudwatcher.ru/konkursy/08/veter-v-lico/1163.
13. Дмитровский, А.Л. Жанры журналистики [Электронный ресурс] / Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/zhanry-zhurnalistiki.
14. Евсюкова, Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике // [Электронный ресурс] / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2015. №11-2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike.
15. Жаплова, Т.М. Жанр «путешествие» в современном «глянце» // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Х Международной научно-практической конференции. 17-19 октября 2013г. / под ред. Р.П. Баканова. - Казань: ун-т, 2013. - C.228-232.
16. Калашникова, А. А. Блог как гибридный речевой жанр // [Электронный
ресурс] / Научная мысль Кавказа. 2010. №3 (63).
URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/blo g-kak- gibridnyy-rechevoy-zhanr.
17. Кривцов, Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его
проблемы // [Электронный ресурс] / Вопросы теории и практики журналистики. 2017. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-
zhumalistika-spetsifika-napravleniya-i-ego-problemy.
18. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник [Текст] / А.Э. Мильчин. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 560 с.
19. Муха, А. В., Федосеева Н. И. Содержательная и жанровая специфика
трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ [Электронный ресурс] / Огарёв-Online. 2015. №19 (60). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya-spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi.
20. Новикова, Е. Г. Языковые особенности организации текстов
классического и сетевого дневников : Дис. канд. филол. наук: — Ставрополь: РГБ, 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки) — 255 с.
21. Носкова Л.Г. Дневник как средство формирования языковой личности / Л.Г. Носков // Педагогика, № 2, Февраль, 2010, C. 37-43.
22. Паниковская, М. А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере
[Электронный ресурс] / Медиасреда. 2016. №11. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-blogosfere.
23. Показаньева, И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления
современного медиапространства [Электронный ресурс] / Электронный научный журнал «Медиаскоп» URL:
http://www.mediascope.ru/en/node/1385.
24. Показаньева, И. В. К теоретизации отношений автора и дестинации в трэвел-журналистике [Электронный ресурс] / Universum: филология и искусствоведение. 2014. №8 (10). URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/k-teoretizatsii-otnosheniy-avtora-i-destinatsii-v-trevel-zhurnalistike.
25. Показаньева, И. В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга.
Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста [Электронный ресурс] / Universum: филология и искусствоведение. 2015. №3-4 (17). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-
osmyslenie-osnov-trevel-bloginga-funktsionalnye-otlichiya-trevel-blogera-i-trevel-zhurnalista.
26. Попов, А. А. Корпоративный блогинг как PR-технология [Электронный ресурс] / Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №6 (101). URL:https: //cyberleninka. ru/article/n/korporativnyy-bloging-kak-pr-tehnologiya.
27. Ростовская, Ю.В., Витковская Н.Г. Туристическая пресса: этапы
становления [Электронный ресурс] / Вестник ВУиТ. 2015. №2 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskaya-pressa-etapy-
stanovleniya.
28. Ревенко, А. А. Предпосылки возникновения и этапы становления
печатных изданий о путешествиях [Электронный ресурс] / Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-i-etapy-stanovleniya-pechatnyh-izdaniy-o-puteshestviyah.
29. Смелкова, З.С. Риторические основы журналистики Работа над жанрами газеты [Текст] / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 319 с.
30. Станиславлева, В.Н. Советский очерк о зарубежных странах [Текст] / В.Н. Станиславлева. - М.: 1979. - 165с.
31. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс]:
учебное пособие для вузов/ Тертычный А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2014.— 350 c. Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/8857.html.— ЭБС «IPRbooks».
32. Тимофеев, Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И. Тимофеев, Н. Венгеров. - М.: Учпедгиз, 1963. - 511с.
33. Трофимова, Г.Н. Языковой вкус интернет эпохи в России:
Функционирование русского языка в Интернете: концептуально¬сущностные доминанты [Текст] / Монография. - 2-е издание,
исправленное и дополненное. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 300 с. (Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1020439/).
34. Усцова, А.В. Прикладная роль трэвел-журналистики: Выпускная
квалификационная работа / А.В. Усцова. - Научный корреспондент,
2016. URL: http: //nauchkor.ru/pubs/prikladnaya-rol-trevel-zhurnalistiki-
587d363c5f1be77c40d58a2c.
35. Шамаев, И.Н. Классификация блогов рунета [Электронный ресурс] /
Вестник ВолГу. Серия 9. Вып.11. - 2013.URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/klassifikatsiya-blogov-runeta.
36. Шапошников, В. А. Преодоление коммуникативного вакуума в
блогосфере [Электронный ресурс] / Ярославский педагогический вестник. 2014. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-
kommunikativnogo-vakuuma-v-blogosfere.
37. Шачкова, В. А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории [Электронный ресурс] / Вестник ННГУ. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-kak-zhanr-hudozhestvennoy-literatury-voprosy-teorii.
38. Don G. Travel writing, Expert Advice from the World’s Leading Travel Publisher / Lonely Planet Publications, 2013 -360 p.
39. Hanitzsch, T. Travel journalism: exploring production, impact and culture [Текст] / T. Hanitzch, F. Hanush. - Palgrave Macmillan; 2014 —288 p.
40.Oxford dictionaries Oxford University Press, 2016. [Электронный ресурс]. URL:http: //www. oxforddictionaries. com/(дата обращения 30.04.2018).
41. Puhringer S. A Practitioner’s Report on Blogs as Potential Sources for
Destination Marketing Intelligence / S. Puhringer, A. Taylor // Journal of Vacation Marketing. —2008 № 14 (2). P. 177—87. URL:
http://www.academia.edu/6816677/77 Journal of Vacation Marketing A practitioners report on blogs as a potential source of destination marketing intelligence
42. Schmallegger, D. Blogs in tourism: Changing approaches to information
exchange / D. Schmalleger, D. Carson // Journal of Vacation Marketing. - 2008 - Vol.14. - №2. - P.99-110. URL: http://www.academia.edu/2019724/Blogs in tourism Changing approaches_to_information_exchange.