Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме профессионального становления начинающего педагога в современной школе 15
1.1 Профессиональное становление начинающего педагога в
современной школе как психолого-педагогическая проблема 15
1.2 Теоретические основы управления процессом
профессионального становления начинающего педагога в современной школе 25
1.3 Наставничество как способ управления процессом
профессионального становления начинающего педагога 36
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации организационно - педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающего педагога 42
2.1 Выявление и оценка затруднений в работе начинающего
педагога в современной школе 42
2.2 Разработка организационно-педагогических условий
управления процессом профессионального становления начинающего педагога 56
2.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности
управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе 66
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение А Анкета начинающего педагога 80
Приложение Б Советы начинающим педагогам 81
Приложение В Памятка для молодого учителя 82 82
Приложение Г Памятка для педагога-наставника 83
Приложение Д Диагностическая карта «Критерии и показатели
готовности начинающего педагога к педагогической деятельности» .... 84
Приложение Е Обязанности классного руководителя
Актуальность исследования. Большие изменения происходят в системе образования, и не заметить их невозможно. Положение России в современном политическом и экономическом мире диктует необходимость повышения качества подготовки педагогического потенциала страны. Создалась крайне большая важность в коренном совершенствовании системы образования, чтобы повысить её конкурентоспособность. Образование играет важную роль в создании мощного государственного социально-экономического строя.
Ведущая роль в педагогике принадлежит самому педагогу. Быстрый темп изменений в системе образования должен гарантировать не только его конкурентоспособность, то есть привести к новому профессиональному содержанию, но и изменить требования к его деятельности и личностным качествам.
Очень важно понимать, что стремление к всемирно значимому образованию гарантирует развития будущего человечества. Для соответствия этому, начинающий педагог должен быть мобильным и гибким во взглядах, чутко реагировать на изменение в образовательной среде, принимать во внимание особенности существующих педагогических систем, крайне быстро адаптироваться к современным требованиям профессиональной деятельности, для того, чтобы реализовать свой личный и профессиональный потенциал.
В школах нового века будут приветствовать исключительно образованных и нравственных педагогов, умеющих найти коммуникацию в общении с различными слоями населения, лёгкими на подъём, энергичных и, легко трансформирующихся в процессе образования, обладающих высоким чувством ответственности за воспитание обучающихся, умеющих быстро и ответственно принимать решения в различных сложившихся ситуациях.
Подготовить педагога для работы в сложной ситуации с выходом на мировой уровень, возможно только проанализировав состояние различных культур, изучив уровни развития экономики различных стран, их инвестирования в область образования. Необходимо создавать такие длительные образовательные проекты, способствующие формированию профессиональных способностей современного педагога. Развивать его компетенции, соответствующие потребностям новой педагогической системе страны, и связать их с его личностными потребностями.
«В решении этой важной задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна сделать процесс профессионального становления начинающего педагога более интенсивным и формировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации»[25, 32]. «С одной стороны, такие изменения призваны повысить конкурентоспособность и престиж российского образования, а также инновационный потенциал общества с другой» [22, 34].
Теоретический анализ научно-педагогических источников
свидетельствует о том, что вопрос профессионального становления начинающего педагога привлекал внимание известных педагогов ещё в XIX веке (Н.Н. Булич, Н.А. Корф, Л.Н. Модзалевский, С.А. Рачинский, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и другие ученые).
Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С.Г. Вершловского, С.Я. Батышева, Л.И. Лесохиной, В.Г. Сухобской и других ученых.
Значимость наставничества в профессиональной адаптации начинающего педагога раскрывали в своих работах Ю.В. Кричевский, О.Е. Лебедев, Ю.Л. Львова, А.А. Мезенцев, Н.В. Немова, В.А. Сухомлинский и других ученых.
Особенно интересны результаты исследования педагогического наставничества, осуществленные Т.И. Бочкаревой, И.С. Гичан, С.Н. Иконниковой, Е.М. Павлютенковым, Н.М. Таланчуком, A. И. Ходаковым, В.М. Шепелем и других ученых.
Существенный вклад в разработку роли наставника в профессиональном становлении начинающего педагога внесли С.Н. Силина, И.Г. Столяр и другие ученые.
Наставничество, как элемент системы непрерывного педагогического образования, рассматривали О.А. Абдуллина, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, B. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин и другие ученые.
Оказание помощи начинающему педагогу и создание условий для его профессионального становления освещены в работах Т.Г. Браже, В.М. Лизинского, Л.В. Масловой, И.В. Крупиной, Ю.Н. Кулюткина, А.П. Ситник, Т.В. Шадриной и других ученых.
Жизненная необходимость начинающего педагога в поддержке со стороны опытного педагога-наставника, способного оказать ему неотложную практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность представлены в исследованиях О.А. Лапиной, Г. Льюиса, Л.А. Магальник и других ученых.
Как важно осмыслить и понять, что возрастная градация смены поколений - это необходимо для качественного функционирования любой педагогической группы, и избежать ее невозможно. В противоположном рассмотрении ситуации, отрасль не сможет существовать и развиваться без юного поколения, данном случае без начинающих педагогов. Определенно, нехватка свежих идей ощущается в современных образовательных учреждениях. Возникает проблема трансформации и обновления сферы образования начинающими педагогическими кадрами.
В современных школах средний возраст педагогического коллектива от 45 до 60 лет. Людям такого возраста сложно мгновенно менять свои навыки работы, им сложно соответствовать динамике изменений влияния из вне, давно известно, что молодая смена более мобильна, быстрее обучаема, полна инициатив и новых проектов. И она практически готова к переменам.
Актуальность исследования на социокультурном уровне, которая возникает перед школой - это часто изменяющиеся требования законных представителей детей, клиентов образования - родителей. Они не решаются отдавать детей начинающему педагогу. Всем и всегда необходим опытный специалист своего дела. Важность оценки законных представителей (родителей) для образовательной организации очень значима, поэтому, родитель - это требовательный и ключевой клиент, динамично влияющий на перемены в сфере образования, словно катализатор развития образовательной организации. Руководителю школы, принимающему решение взять на работу начинающего педагога, сразу важно заняться их профессиональным становлением: спланировать его, организовать, скорректировать и контролировать на всех этапах процесса.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне «связана с расширением менеджерских функций руководителей образовательных учреждений, получением руководителями дополнительного экономического, управленческого образования, поиском решений проблем в профессиональном становлении начинающего педагога, особую значимость приобретают знания, полученные руководителем в области теории управления персоналом, ее практическое применение рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития организации, а так же, разработки нового и использование проверенного методического сопровождения наставничества» [19, 31].
«Профессиональное становление начинающего педагога сложный и многогранный процесс. Этот этап является «стартовой площадкой» для дальнейшего успешного профессионального развития. От того как пройдет этот процесс, как сработает «пусковой механизм» зависит, состоится ли начинающий педагог как профессионал, останется ли он в образовании или найдет себя в другом деле, будут ли удовлетворены ключевые клиенты образовательной организации - родители»[20, 30, 35].
Исследования в области наставничества проводятся очень часто. Значимая работа, проведённая вышеуказанными авторами, всё-таки недостаточно уделила внимание институту наставничества как целостной системе в современной научно-педагогической науке. Проведенные исследования не показали средства мониторинга и анализа, позволяющие системно оценить эффективность наставничества, не охарактеризована динамика профессионального становления молодого учителя в процессе наставнической деятельности, не указаны перспективные формы развития системы наставничества.
Предварительный анализ свидетельствует о том, что в настоящее время в теоретическом и практическом аспекте современного образования возникли объективные противоречия между:
- ростом уровня профессионального образования в высших учебных заведениях и падением мотивации начинающих педагогов к самообразованию и творческим победам в условиях профессиональной деятельности;
- «методической копилкой» теоретических знаний в области наставнической деятельности и неграмотной их реализацией в современной образовательной практике;
- увеличивающимся рынком образовательных услуг и малыми возможностями начинающего педагога ими воспользоваться;
- наличием разработок в научной литературе общепедагогических аспектов наставничества и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий их практической реализации в профессиональном становлении начинающего педагога.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе.
Цель исследования: научное обоснование и практическая разработка организационно-педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе посредством наставничества.
Объект исследования: процесс профессионального становления начинающего педагога.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающего педагога.
Гипотеза исследования. Управление процессом профессионального становления начинающего педагога будет эффективным, если будут разработаны следующие организационно-педагогические условия:
- выявлены проблемы и затруднения профессионального становления начинающего педагога в современной школе;
- разработаны критерии и показатели профессионального становления начинающего педагога;
- наставническая деятельность выстраивается поэтапно в соответствии с логикой профессионального становления начинающего педагога в современной школе.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- выявить проблемы и затруднения профессионального становления начинающего педагога в современной школе;
- определить критерии и показатели профессионального становления начинающего педагога;
- выявить и обосновать организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающего педагога.
- разработать и апробировать наставничество как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение мирового опыта и массовой практики, системный анализ, контент- анализ научно-методических источников, блогов, чатов, форумов, по теме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, опросники - анкеты начинающих педагогов, руководителей школ, учащихся, родителей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализы результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теории и теоретические изыскания в области непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Ю.А. Кустов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина и другие ученые);
- концепции и идеи педагогического проектирования (В.С. Безрукова, B. В. Краевский, Ю.К. Чернова и другие ученые);
- исследования, посвященные изучению процесса профессионального становления начинающего педагога (О.А. Абдуллиной, Л.Г. Борисовой, C. Г. Вершловского, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Лесохиной, А.К. Марковой и другие ученые);
- идеи отечественных педагогов-психологов о ведущей роли наставничества в формировании специалиста (Б.Д. Эльконин, В.А. Слободчиков и другие ученые).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ «Лицей № 67», МБУ «Лицей № 76», МБУ «Школа № 59». В исследовании принимали участие 15 начинающих педагогов.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.) проводился теоретический анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования и ее обобщение; постановка целей и задач формирования рабочей гипотезы исследования.
На втором этапе (март 2020 г. - май 2020 г.) проводился констатирующий эксперимент, выделялись критерии, показатели и уровни наставничества у педагогов в школе.
На третьем этапе (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) осуществлялся формирующий эксперимент, заключающийся в разработке и апробации организационно-педагогических условий управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе, а также контрольный срез, анализ и обобщение результатов проведенного исследования, оформление материалов диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования базируется на теоретических идеях психологии, философии, педагогики и комплексным характером используемых методов исследования, адекватных целям и задачам научного поиска; объективностью способов оценки полученных экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработаны критерии профессионального становления начинающего педагога - адаптация, успешность, готовность к саморазвитию;
- разработано и апробировано наставничество как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога;
- обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия управления процессом профессионального становления начинающего педагога.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система наставничества как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога вносит существенный вклад в развитие педагогической науки.
Практическая значимость исследования складывается из представленных ниже материалов апробированных и часто используемых на практике:
- методические советы и рекомендации педагогам: по разработке этапов взаимодействия; по выделению взаимообусловленных компонентов наставничества; по составлению конкретного плана работы наставника с начинающим педагогом;
- групповые занятия: консультации; семинары; тренинги;
- положение о наставничестве;
- положение о Школе наставничества;
- памятки педагогу-наставнику и начинающему педагогу;
- советы начинающему педагогу.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
- обоснованностью исходных теоретических положений;
- использованием современных достижений науки;
- применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического состояния проблемы; в выделении проблемы и определения содержания работы, а также в разработке и апробации методических материалов по наставничеству.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные выводы по диссертационному исследованию:
- обсуждались на заседании кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинского государственного университета,
- освещались на научно-исследовательских семинарах, на Всероссийской научно-практической конференции;
- выводы представлены в отчетах по научно-исследовательской работе
в семестрах;
- по теме диссертации опубликовано 4 статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Критерии профессионального становления начинающего педагога: адаптация, успешность, готовность к саморазвитию:
- адаптация педагога включает в себя изучение и освоение педагогом навыков проведения образовательного процесса, допустимых норм и правил поведения, взаимодействия с коллегами по работе, администрацией, учениками и их родителями (законными представителями);
- успешность педагога - это наличие постоянных высоких результатов педагогической деятельности такие как: авторитет среди учеников, их родителей и коллег; это успешное наставничество и опережающий инновационный и конкурирующий характер труда;
- готовность к саморазвитию начинающего педагога является одним из критериев наставничества, который находится в единой связке с адаптацией и успешностью. Уверенный в верном выборе профессии и в своих силах начинающий педагог продолжает пусть развития не только под руководством наставников, но и самостоятельно изучает методики, использует их на практике.
2. Управление процессом профессионального становления начинающего педагога - это создание таких условий, которые способствуют его развитию, уменьшают степень негативных последствий, преодолевается недостаток знаний и умений, закрепляются профессиональные навыки, удовлетворяются факторы потребности. Основные задачи управления профессиональным становлением начинающего педагога - облегчение сложностей, которые могут возникнуть при адаптации начинающего педагога к новым условиям работы и собственной внутренней трансформации, создание таких условий, которые будут формировать его саморазвитие.
3. Наставничество как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога представляет собой разновидность индивидуальной работы с педагогическими работниками, имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Она выстраивается поэтапно, в соответствии с логикой проектирования динамики профессионального становления начинающего педагога в сфере самообразования.
Структура магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 8 таблиц, 5 рисунков, список используемой литературы (35 источников), 6 приложений. Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Ход исследования показал, что проблема профессионального становления начинающего педагога в современной школе является актуальной в педагогической теории и практике муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования.
Актуальность исследования нацелена на оказание помощи в профессиональном становлении молодой педагогической смены, на усиление авторитета педагога и закрепления в школах перспективных начинающих педагогов. С точки зрения научно-педагогического уровня, актуальность исследования заключается в необходимости создания организационно-педагогических условий развития, которые помогут профессиональному становлению начинающих педагогов.
Проблема исследования, заключалась в том, чтобы определить какие необходимо использовать организационно-педагогические условия для управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе.
В ходе исследования были поставленные следующие задачи: на основе теоретического анализа было определить содержание понятия «профессиональное становление начинающего педагога» и «способы управления процессом становления», выявить проблемы и затруднения профессионального становления начинающего педагога в современной школе; разработать критерии профессионального становления начинающего педагога; разработать и апробировать наставничество как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога. Была проведена экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанных критериев.
В процессе исследования, на констатирующем этапе, было проведено анкетирование по диагностическим картам начинающих педагогов общеобразовательных школ г. о. Тольятти. Анализ диагностики показал, что их низкий уровень адаптированности, что говорит об определенных проблемах профессиональной адаптации начинающих педагогов в общеобразовательной школе и необходимости в разработке системы наставничества как фактора управления процессом профессионального становления начинающего педагога.
На формирующем этапе эксперимента, была создана и использована в образовательном процессе система наставничества, как фактор управления процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе.
Для изучения и анализа документов по управлению процессом профессионального становления начинающего педагога в современной школе методом наставничества был выбран традиционный метод. Сначала изучен внешний анализ: авторы, разработчики, место и время апробации. Далее использовался только внутренний анализ документов.
Проведенное нами исследование доказывает результативность работы группы наставников, сформировавших устойчивую внутреннюю мотивацию начинающих педагогов. В ходе исследования был повышен уровень качества образовательной среды и социально-психологической атмосферы, расширена компетентность в сферах педагогической деятельности.
Все участники эксперимента повысили свой уровень готовности участия в профессиональных конкурсах, готовы к аттестации на соответствие занимаемой должности или на 1 квалификационную категорию, а вскоре готовы и сами оказывать наставническую помощь.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что управление процессом профессионального становления начинающего педагога будет эффективным, если будут разработаны организационно-педагогические условия, проверена. Цель данного исследования достигнута. Поставленные задачи решены.
1. Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента СПб.: БХВ Петербург, 2012. С. 416 (дата обращения:
20.12.2019) .
2. Ансофф И. Стратегическое управление М.: Экономика, 2018. С. 276 (дата обращения: 16.10.2020).
3. Ашмарина С.И. Управление изменениями М.: Рид Групп, 2019. С. 208 (дата обращения: 21.10.2020).
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Academia, 2014. С 224 (дата обращения: 12.10.2020).
5. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества Новая реальность Москва, 2018. С. 176 (дата обращения:
24.10.2020) .
6. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе // Справочник педагога-психолога. Школа, № 7, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.menobr.ru/materials/16/30252/ (дата обращения: 12.10.2020).
7. Бондаренко С. В., Ефимочкина М. Ю. Наставничество в образовательной организации Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. С.88 (дата обращения: 12.06.2020).
8. Бухбиндер Р.Г. Организационные изменения: проблема
сопротивления персонала и пути ее решения // Вестник ОмГУ. 2010. № 4. С. 35-43. (дата обращения: 24.10.2020).
9. Веснин В.Р. Менеджмент. 2-е издание М.: ТК Велби, 2015. С. 370 (дата обращения: 15.10.2020).
10. Галинская Е.В. Модели и механизмы управления развитием персонала М.: ИПУ РАН, 2005. С 68 (дата обращения: 16.12.2020).
11. Добровинский А.П. Управление персоналом в организации Томск: Томский политехнический университет, 2014. С. 165 (дата обращения:
14.10.2020) .
12. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание М.: Изд-во «Национальное образование», 2012.С.416 (дата обращения: 14.10.2020).
13. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник [Электронный
ресурс] URL:http://www.artmanage.ru/articles/molodoj-specialist-i-
nastavnik.html (дата обращения: 22.10.2020).
14. Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами // Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. С. 260 (дата обращения: 17.07.2020).
15. Корчинская Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. 2011. № 6. С. 206¬211 (дата обращения: 04.08.2020).
16. Котельникова Г.Н., Стерхова Н.К. Самообразование учителя в системе непрерывного образования. Ханты-Мансийск, 2009 С.154-157 (дата обращения: 26.09.2020).
17. Лукина Т.В.Повышение профессиональной компетентности
начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт Информационный ресурс [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti- nachinayuschego-uchitelya(дата обращения: 14.06.2020).
18. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М, 2014. С. 25-28 (дата обращения: 23.03.2020).
19. Марасанов Г.И. Концепция обоснованной практичности в оценке
персонала // Акмеология. 2016. № 3 (51). С. 158-159 (дата обращения:
26.06.2020).
20. Мескон М.Х. Основы менеджмента М.: Дело, 2015. С. 800 (дата обращения: 20.03.2020).
21. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Электронный ресурс] URL: http://tourlib.net/books_men/meskon01.htm (дата обращения: 26.03.2020).
22. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления М.: ТК Велби, 2015. С.370 (дата обращения 13.09.2030).
23. Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности. //Диссертация кандидата педагогических наук:// [Электронный ресурс] : URL: http://www.sangaruuo.ucoz.ru/ Москва, 2012. С.225 (дата обращения 14.10.2020).
24. Никифорова М.А. Возможности управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе // Выпускная квалификационная работа //.Санкт-Петербург, 2013.С.56 [Электронный ресурс] : URL: https://www.hse.ru/data/2013/12/13/ (дата обращения 18.10.2019).
25. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 640 (дата обращения 18.10.2019).
26. Питерс Т. В поисках эффективного управления М.: Прогресс, 2015. С. 423 (дата обращения 14.09.2019).
27. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека Москва, 2002: Изд-во УРАО. С.160 (дата обращения 23.11.2019).
28. Поташник М.М. Управление профессиональным развитием роста учителя в современной школе. М: Центр педагогического образования, 2009. С. 448 (дата обращения 15.10.2019).
29. Программа «Наставничество» «Гимназия № 1» г.Нижневартовск [Электронный ресурс] : URL:http://gymnasium-nv.ru/index/dokumenty/0-23
30. Скударёва Г.Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном
пространстве [Электронный ресурс]: //Диссертация кандидата
педагогических наук:// [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. - Москва, 2008. - С.225 [Электронный ресурс]: URL: http://www.dslib.net/obw-
pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-professionalnogo-stanovlenija-molodogo- uchitelja-v.html (дата обращения 15.11.2019).
31. Abdikadir Issa Farah. School Management: Characteristics of Effective Principal. [электронный ресурс] Journal of l Journal of HUMAN SOCIAL SCIENCE. Volume 13 Issue 13 Version 1.0 Year 2013 - URL: http s: //globalj ournal s. org/GJHS S_V olume 13/2-School -Management- Characteristics.pdf
32. Bin Ibrahim I. Servant Leadership and Effective Changes Management in Schools [Электронный ресурс] / Bin Ibrahim I., Bin Don Y. // International Journal of Scientific and Research Publications. 2014. Vol. 4. Issue 1 (January). PP. 1-9. URL:http: //www. ij srp. org/research-paper-0114/ij srp-p25122.pdf(дата обращения: 1.03.2018).
33. Fleischmann, A. Evidence-Based Interactive Management of Change [Электронный ресурс] // Knowledge Management &E-Learning: An International Journal. 2011. Vol. 3. No. 2. РР. 170-200. URL:http: //www. kmel-journal.org/ojs/index.php/online-publication/article/view/ 31/83(дата обращения: 1.12.2017).
34. Koroleva Y. The Role of Mentoring in Teacher Professional Development [Электронный ресурс] // Nazarbayev University Graduate School of Education June, 2017 URL:
https://nur.nu. edu.kz/bitstream/handle/123456789/2582/Y elena_Koroleva.pdf?isAl lowed=y&sequence=1(дата обращения: 1.03.2020).
35. Sonja Petrovska, Faculty of Educational Sciences, MENTORING IN
TEACHING PROFESSION [Электронный ресурс] Original Research Received: Mart, 29.2018. Revised: June, 07.2018. Accepted: July, 06.2018.
https://cyberleninka.ru/article/n/mentoring-in-teaching-profession