Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №111958

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи субъективного благополучия и жизненной перспективы в юношеском возрасте 7
1.1 Анализ исследований по проблеме жизненной перспективы в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Субъективное благополучие как психологических феномен 22
1.3 Психологические особенности юношеского возраста 30
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного благополучия и жизненной перспективы в юношеском возрасте 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования 44
2.3 Статистический анализ результатов 54
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение 72

Актуальность исследования. В настоящее время образованная личность должна быть готова самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, зная свои индивидуально-психологические особенности и умея эффективно использовать свой физический, психический потенциал для максимальной самореализации. Фундамент для этого закладывается в период ранней юности.
Существенными характеристиками ранней юности являются самоопределение, построение жизненных планов, поиск и осознание смыслов своей жизни, устремленность в будущее и пр. Продуктивность их реализации обусловлена умением (способностью) личности воспринимать и осознавать себя во времени, определять свое психологическое (субъективное) время.
Психологическое время разные авторы конкретизируют в таких понятиях, как «жизненные стратегии», «жизненные позиции» (Абульханова- Славская К.А.), «жизненный путь» (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, В.И. Ковалев, Ануфриева Р.А., И.О. Мартынюк, Н.А. Логинова), «жизненная перспектива» (К.К. Платонов, Е.И. Головаха), «самоорганизация времени жизни» (Шнейдер Л.Б.), «временной потенциал» (Л. Дуб), «временной горизонт» (Т. Коттл), «жизненный план» (Р.А. Ануфриева, М.Р. Гинзбург, Н.Н. Толстых, Т.В. Снегирева, A.M. Прихожан), «временной кругозор» (П. Фресс), «временная трансперспектива» (Л.В. Бороздина, И.В. Спиридонова), «временная перспектива» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л. Франк, К. Левин, Ж. Нюттен, Креч Д., Р. Крачфилд, Н. Ливсон, Д.И. Фельдштейн, Б.Г. Соколов, Дубровина И.В., Н.Н. Толстых).
В современном обществе социальная ситуация претерпевает радикальные перемены практически во всех его сферах, что не могло не отразиться на возникновении совершенно новых социально-психологических проблем в различных областях жизни. Происходящие в социуме изменения откладывают свой отпечаток и имеют неизгладимое влияние особенно на молодое поколение.
Важнейшим звеном самоопределения в юношеском возрасте является планирование жизненной перспективы. Но здесь возникает вопрос: оказывает ли влияние на формирование жизненной перспективы в юношеском возрасте субъективное благополучие личности? Выявление взаимосвязи жизненной перспективы и субъективного благополучия личности важно для психологического сопровождения процесса построения личностью своей перспективы и обеспечения успешной адаптации молодого поколения.
На данном этапе развития современной психологической науки проблематике взаимосвязи жизненной перспективы и субъективного благополучия уделено недостаточное внимание. Что и определяет актуальность данного исследования.
Существует основное противоречие между необходимостью выстраивания жизненной перспективы и недостаточно выстроенной системой работы с юношеством в этом плане; а также недостаточно исследованными критериями жизненной перспективы, влияющих на субъективное благополучие в юношеском возрасте.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить роль субъективного благополучие в формировании жизненной перспективы в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: субъективное благополучие личности в юношеском возрасте зависит от критериев жизненной перспективы: целеустремленности направленности на будущее.
Объект исследования: жизненная перспектива личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного благополучия с параметрами жизненной перспективы личности в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование понятий «жизненная перспектива» «субъективное благополучие».
2. Подобрать диагностические методы переменных и провести исследование.
3. Провести сопоставление полученных данных и выявить характер взаимосвязи жизненной перспективы и субъективного благополучия в юношеском возрасте.
Методологическая основа данного исследования: принцип единства сознания и деятельности деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), теоретические положения субъектного подхода (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова). Научные воззрения на проблему жизненной перспективы раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А.Г.Асмолова, Р. А. Ахмерова, Л.И. Божович, Б. С. Братуся, Е.И. Головахи, Ф. Зимбардо, В.Н. Карандышева, В. И. Ковалева, Т. Коттле, А.А. Кроника, К. Левина, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, Т.Д. Марцинковской, Ж. Нюттена, С. Л. Рубинштейна, Л. Франка и других ученых.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирические методы исследования.
4. Методы математической статистики: качественный и количественный анализ (метод нахождения коэффициента корреляции).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о содержании понятия «субъективное благополучие», о факторах, влияющих на уровень субъективного благополучия, в частности, процесс построения и изменения жизненного пути, критерии жизненной перспективы.
Практическая значимость проведенного исследования заключаются в возможности использования полученных эмпирических результатов в практической работе. Результаты нашего исследования могут являться основанием для консультативного процесса групп юношеского возраста, прибывающих в состоянии субъективного неблагополучия, направленного на построение жизненных перспектив, с целью изменения данного состояния.
Достоверность и надежность. Комплексный подход к анализу проблемы обеспечивает результаты надежностью. А использование апробированных и валидных в психологической науке методик исследования; с применением количественного и качественного анализа результатов дает достаточную достоверность исследования.
Структура исследования включает в себя цели и задачи работы, введение, два теоретических параграфа, составляющих первую главу и раздел с описанием эмпирического исследования. Каждая глава содержит выводы, в заключении подводятся итоги работы. Работа включает библиографию и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Юношеский возраст значимый этап на пути формирования личности. В данный период интенсивно формируется мировоззрение личности. Для данного периода онтогенеза характерно резкое возрастание интереса к теоретическим знаниям, анализам и систематизации отдельных фактов. Основным психологическим новообразованием юношеского возраста является личностное самоопределение. Самоопределение является достаточно противоречивым и многокомпонентным процессом осознания личностью своих потребностей и возможностей и соотнесения их с имеющимися требованиями и социальными установками общества. Переживание личностью субъективного благополучия или неблагополучия находит отражение в качественных характеристиках личностного самоопределения юношества и определяет уровень активности в системе социальных отношений.
Субъективное благополучие является одним из критериев функционирования гармоничной и полноценной личности. Это многокомпонентный феномен, характеризующийся уровнем позитивного функционирования личности, реализации ее внутренних резервов, который проявляется симптоматически за счет преимущества положительных эмоций.
На субъективное благополучие оказывает влияние множество факторов, одним из которых является жизненная перспектива личности.
В большинстве случаев жизненная перспектива рассматривается как важная часть самосознания и одна из главных детерминант субъективного благополучия личности. Теоретический анализ, позволяет сделать вывод, что жизненна перспектива - это целостная картина своего будущего, связанная с прогнозируемыми событиями, от которых зависит смысл жизни личности и её социальная ценность. Жизненная перспектива, тесно связанна с планированием своего времени, личность разделяет планы на ближайшие, средние и отдаленные. Структура жизненной перспективы включает в себя: ценностно-смысловой и мотивационный, эмоционально-оценочный, когнитивный, организационно - деятельностный аспекты, последний играет большую роль в её конструктивности и эффективности, так как включает в себя активные действия личности, стратегии и формы поведения. Активность сильно влияет на формирование жизненной перспективы, она определяет мотивы и цели личности и выступает как потребность в действиях, являясь при этом источником активизации потенциала личности.
В результате нашего эмпирического исследования нам удалось выявить положительную взаимосвязь субъективного благополучия и жизненной перспективы в юношеском возрасте. Данная взаимосвязь показывает, что наличие в юношеском возрасте жизненных целей, планирование своего будущего оказывает благоприятное воздействие на уровень субъективного благополучия. Данная связь является двусторонней, поэтому на достаточно высоком уровне субъективного благополучия, у людей выражена высокая самооценка, они оптимистичны, общительны, уверены в себе, проявляют достаточную стрессоустойчивость, поэтому этим людям легче выстраивать свои жизненные планы, предвидеть свое будущее, просчитывать пути для достижения своей цели, так сказать строить свою жизненную перспективу. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 165 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни [Текст] / К.А. Альбуханова- Славская. - М.: Просвещение, 2007. - 321 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль
4. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
5. Арестова, О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности [Текст] / О.Н. Арестова // Вестник МГУ// Психология. - 1999. - № 3. - С. 64-75.
6. Арестова, О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 61-73.
7. Березина, Т. Н. Пространственно-временные особенности внутреннего мир личности [Текст] / Т.Н. Березина / Автореферат к.псх.н. - Москва, 2003. - 44 с.
8. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
9. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст]/Л.И. Божович/ Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 15-28.
10. Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности [Текст]/Е.Е. Бочарова// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2008. - №. 10. - С. 226-231.
11. Бороздина, Л. В., Возрастные изменения временной транспективы субъекта [Текст] / Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова // Психологический журнал. - 1998. - №2. - С. 40-50.
12. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 3-19
13. Виноградова, Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога [Текст]/ Г.А. Виноградова/ Монография. - Тольятти,:ТГУ, 2010.-100с
14. Виноградова, Г.А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса. [Текст]/ Г.А. Виноградова/ «Поволжский педагогический вестник» ПГСГА.№3(8) - Самара, 2015. - C. 18-21
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - В 6 т. - Т. 3,4 [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. - 544 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ