Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению психологических состояний беременных женщин
1.1 Обзор изучения роли психических факторов в перинатальной практике 9
1.2 Тревожность, депрессия, эгоцентризм, отношение к физическому «Я» как
неблагоприятные психологические состояния 13
1.3 Изменяющееся состояние беременных в зависимости от срока
беременности 29
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Результаты исследования психологических состояний женщин в первом и третьем триместрах беременности
2.1 Изучение мотивов выбора стратегии родоразрешения 31
2.2 Исследование изменения уровня тревожности, депрессии, эгоцентризма и самоотношения к «Я»-физическому у женщин в первом и третьем триместрах беременности 35
2.3 Рекомендации 56
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Важным аспектом сохранения здоровья нации является забота о здоровье беременных женщин. Принимая во внимание государственную политику и различные программы, направленные на улучшение демографической ситуации в стане, стимулирование рождаемости и материнства, можно утверждать, что психологическое здоровье беременных женщин имеет особое значение на современном этапе развития общества.
Все более востребованным и активно развивающимся становится такой раздел психологической науки, как перинатальная психология. Проводятся исследования психологического состояния женщин, как на этапе планирования беременности, так и уже ожидающих ребенка. Вопрос об изменении психологического состояния женщин в зависимости от срока беременности и факторах, влияющих на эти изменения, является очень интересным и малоизученным. Выбор темы обусловлен личным интересом в связи с родом профессиональной деятельности, малочисленностью исследований по данному вопросу, актуальностью выбранного направления.
Как отмечает И.Н. Земзюлина, беременность - это качественно новое состояние женского организма, сопровождаемое изменениями со стороны физиологии, психологии, социальной ролевой принадлежности (подготовка к новому социальному статусу и роли матери), ценностных ориентиров и отношений с окружающей средой.
Изменяющееся физическое состояние женщины неизбежно вызывает психологические изменения, в частности, как мы предполагаем, уровень тревожности, депрессии и эгоцентризма, а также самоотношение к физическому «Я».
А.Г. Киселев, И.В. Вартанова, С.И. Знаменская, И.М. Максимова выяснили, что повышенный уровень депрессии и тревоги может влиять на выбор стратегии родоразрешения. Л.Т. Гацаева отмечает, что тревожные расстройства способствуют возникновению осложнений беременности и необходимости оперативного родоразрешения. Актуальная ситуация в службе родовспоможения демонстрирует увеличение количества операций кесарева сечения. И.А. Колесников выявил у женщин с депрессивными расстройствами снижение удовлетворенности их браками. По данным Росстата, процент разводов составляет более половины в соотношении с количеством заключенных браков. По данным С.Е. Докучаевой, ВИЧ- инфицированные женщины с повышенной депрессивностью и тревожностью склонны к сохранению беременности и грудному вскармливанию, что способствует распространению данного заболевания. Таким образом, исследования психологического состояния беременных женщин носят социально-значимый характер.
Н.И. Пашукова отмечает, что уровень эгоцентризма повышается при изменении социальных ролей, а как известно, беременность предполагает приобретение женщиной новой социальной роли - роли матери. С.Н. Фрондзей говорит о том, что эгоцентризм является одной из личностных детерминант конфликтов в официальном браке, повышенный уровень этого показателя снижает позитивность восприятия супругами друг друга. Напряженные отношения с супругом негативно сказываются на эмоциональном состоянии беременной женщины.
Современный темп жизни, требования, предъявляемые обществом к женщине, новые технологии, изменяющиеся идеалы и ценности влияют на психоэмоциональное состояние прекрасной половины человечества. Средства массовой информации пропагандируют красивую внешность, стройную фигуру, различные методы их коррекции (от вполне безобидных до реально угрожающих здоровью). Женщинам навязывается определенная стратегия поведения, в которой они выступают как эстетический объект. В.К. Сергеев считает, что информация, получаемая молодыми людьми ежедневно от реальной действительности, внутригрупповой и социальной коммуникации, в значительной степени воздействует на формирование их мировоззрения. Одни ценности подменяются другими, что приводит к искаженному восприятию собственного «Я» и изменению отношения к процессу деторождения.
В исследование были включены только первый и третий триместры беременности (второй триместр не включен), так как, по данным С.И. Знаменской, в первом триместре изменения психологического состояния существенны, в связи с процессом адаптации к беременности, и сопровождаются негативными переживаниями. Третий триместр также характеризуется возрастанием негативных тенденций. Во втором же триместре эмоциональная сфера беременных оптимизируется.
Проблема исследования: изменяется ли психологическое состояние женщин в зависимости от срока беременности, и что может на это влиять?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально сравнить психологическое состояние беременных женщин в первом и третьем триместрах беременности.
Объект исследования: психологическое состояние женщин в первом и третьем триместрах беременности.
Предмет исследования: уровень тревожности, депрессии, эгоцентризма и самоотношение к физическому «Я» у женщин в первом и третьем триместрах беременности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое состояние беременных женщин может изменяться в зависимости от срока беременности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) выявить степень изученности проблемы в современных научных исследованиях, определить понятия по теме исследования;
2) провести теоретический анализ статистических данных соотношения естественных родов и операций кесарева сечения и мотивов их выбора молодыми женщинами, не имеющими опыта деторождения;
3) проанкетировать беременных женщин с целью оценки
репрезентативности выборки участниц исследования;
4) изучить уровень тревожности, депрессии, эгоцентризма и самоотношения к физическому «Я» у женщин в первом и третьем триместрах беременности;
5) выявить изменения уровня тревожности, эгоцентризма и самоотношения к физическому «Я» у женщин в первом и третьем триместрах беременности.
Теоретическо-методологической основой нашего исследования стали:
- основные теоретические положения биопсихосоциальной модели здоровья (Б.Д. Карвасарский, М. Перре, У. Бауман);
- взаимосвязь эмоциональных состояний и физиологических процессов (Я. Рейковский, Ф.Б. Березин);
- теоретические подходы к изучению эгоцентризма (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.А Недоспасова);
- основные концепции изучения «Я»-физического (А. Адлер, Р. Бернс, А.Р. Лурия, М.О. Мдивани).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психологической и медицинской литературы по теме исследования;
- эмпирические - беседа, анкетирование, тестирование беременных, констатирующий эксперимент;
- методы обработки результатов - качественный анализ, статистическая обработка.
Новизна исследования: выявлено изменение уровня тревожности и депрессии, и относительная стабильность уровня эгоцентризма и самоотношения к физическому «Я» у женщин в первом и третьем триместрах беременности.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении малочисленных существующих знаний о различии психологического состояния женщин в первом и третьем триместрах беременности, обосновании актуальности изучаемых состояний, их влияния на процесс беременности и родов, и, следовательно, необходимости психологического сопровождения беременных женщин.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные данные могут быть использованы медицинскими работниками (врачами), медицинскими психологами, в семейном консультировании, в корректирующих программах, а также с целью профилактики депрессивных и тревожных состояний у беременных женщин.
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская клиническая больница № 2 имени В.В. Баныкина». В исследовании приняли участие 59 беременных женщин в возрасте 23-38 лет (31 женщина - Хтриместр, 28 женщин - III триместр беременности), 4 врача и 2 медицинские сестры.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (62 наименования). Текст содержит 7 таблиц и 10 рисунков.
Результаты анализа теоретической части работы позволяют говорить о том, что исследование психологических состояний беременных женщин актуально и востребовано в наше время. Они немногочисленны, в связи с чем возникает понимание необходимости дальнейшего более расширенного изучения данного направления. Факт активно развивающейся перинатальной психологии дает основание утверждать актуальность выбранной темы исследования.
Результаты исследования относительно уровня тревожности и депрессии подтверждают наше предположение об их динамичности в течение периода беременности. Было выявлено достоверное снижение уровня депрессии в третьем триместре относительно первого триместра и повышение уровня тревожности к концу беременности по сравнению с ее началом. Таким образом женщины в первом триместре более депрессивны, но менее тревожны, чем женщины в третьем триместре.
Анализ литературы, посвященной исследованиям эгоцентризма и физического «Я» натолкнул нас на мысль о том, что эти категории могут оказывать влияние на психологическое состояние беременных женщин. Однако результаты исследования показали недостоверность различия уровней этих показателей в первом и третьем триместрах беременности. В связи с этим мы можем говорить о том, что эгоцентризм с самоотношение к «Я»-физическому не влияют на психологическое состояние, учитывая изменение уровня тревожности и депрессии в начале и в конце беременности.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования об изменении уровня тревожности, депрессии, эгоцентризма, самоотношения к «Я»-физическому в первом и третьем триместрах беременности, подтвердилась частично - психологическое состояние женщин изменяется, но эгоцентризм и самоотношение к физическому «Я» не оказывают влияния на это изменение.
Изучение результатов исследований наших современников (Л.Т. Гацаева, И.А. Колесников) относительно того, каким образом депрессия и тревожность могут оказывать влияние на течение и исход беременности, привело к выводу о необходимости диагностирования беременных женщин на предмет эмоционального состояния как можно раньше. Повышенные уровни депрессии и тревожности вызывают различные осложнения беременности и родов, приводя к необходимости проведения операции кесарева сечения - с одной стороны, и тенденция к увеличению количества оперативного родоразрешения - с другой стороны, лишь подтверждают необходимость подобной диагностики. При грамотном подходе ее необходимо проводить еще на этапе планирования беременности в качестве превентивной меры профилактики возникновения возможных осложнений. При выявлении повышенных показателей требуется дальнейшая совместная работа с психологом, направленная на стабилизацию и оптимизацию состояния женщин. Для этого необходимо обязательное наличие психолога в штате сотрудников женских консультаций, родильных домов, а также на различных курсах для будущих матерей. С женщинами нужно проводить психологическое просвещение, открытые лекции по вопросам, вызывающим у них беспокойство и тревогу.
Данное исследование не исчерпало всех аспектов выбранной темы, так как она достаточно широка. Перспективу выбранного направления мы видим в его дальнейшей разносторонней проработке, проведении новых исследований и углублении знаний с целью понимания психологических изменений у женщин в период беременности и предупреждения последствий, к которым они могут привести.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 131 с.
2. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс,1986. - 420 с.
3. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
4. Быховская, И. М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность
в культурологическом измерении [Текст] / И.М. Быховская. - М.:
Издательство: АСТ, 2007. - 736 с.
5. Березин, Ф. Б. Психологические механизмы психосоматических заболеваний [Текст] / Ф.Б. Березин, Е.В. Безносюк, Е.Д. Соколова // Российский медицинский журнал. - 1998. - № 2. - С. 43 - 49.
6. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
7. Вестник удмуртского университета. - 2013. - Вып. 2 / Тревожность как психологический феномен [Текст] / Под ред. К.Р. Сидорова.
8. Выготский, Л. С. О природе эгоцентрической речи [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - М., 1998.
9. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
10. Глейтман, Г. Основы психологии [Текст] / Под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.
11. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М.: Высшая школа, 1991. - 369 с.
12. Диагностика личностного эгоцентризма [Текст] / Под ред. Н.П. Фетискина Н.П. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 29-31.
13. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / Под ред. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.124-126.
14. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] / М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 1985. - 192 с.
15. Дорожевец, А. Н. Искажение образа физического Я у больных
ожирением и нервной анорексией [Текст] / А.Н. Дорожевец. - М., 1986. -
194 с.
16. Знаменская, С. И. Коррекция эмоциональных состояний беременных женщин средствами физических упражнений [Текст] / С.И. Знаменская. - СПб.: Питер, 2007. - С. 71-113.
17. Идеальный образ физически развитого человека в российской культуре конца XX - начала XXI вв. [Текст] / Под ред. Ж.Н. Власова. -Чита, 2007. - 129с.
18. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
19. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 783с.
20. Карсон, Р. Анормальная психология [Текст] / Р. Карсон. - СПб., 2004.
21. Клинические особенности депрессивных расстройств невротического уровня в послеродовом периоде [Текст] / Под ред. А.А. Прибытков. -СПб.: Питер, 2006. - 136 с.
22. Клиническая психология [Текст] / Под ред. А.Б. Холмогоровой. - М., 2013.
23. Клиническая психология [Текст] / Под ред. М. Пере, У. Бауман. - СПб., 2007.
24. Коррекция эмоциональных состояний беременных женщин средствами физических упражнений [Текст] / Под ред. С.И. Знаменской. - СПб.: Питер, 2007. - 166 с.
25. Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Текст] / И.С. Краснов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 61 - 63.
26. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
27. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - СПб., 2007.
28. Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодежном браке [Текст] / Под ред. С.Н. Фрондзей. - Ростов-на-Дону, 2009.
29. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
30. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964.
31. Мдивани, М. О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников [Текст] / М.О. Мдивани. - М., 1991. - 98 с.
32. Методика исследования самоотношения к образу физического [Текст] / Под ред. А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия «Психология». - 2008. - 2 (4).
33. Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций: Социологический анализ [Текст] / Под ред. В.К. Сергеев. - М., 2002. - 382 с.
34. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин (в связи с задачами психотерапии) [Текст] / Под ред. И.А. Колесников. - СПб.: Питер, 2010. - 161с.
35. Недоспасова, В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Дис... канд. психол. наук [Текст] / В.А. Недоспасова. - М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1972. - 154 с.
36. Образ физического Я как структурная составляющая Я-концепции [Текст] / Под ред. А.А. Гавриленко. - М., 2009. - 175 с.
37. Обухова, Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.
38. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода на фоне смешанных тревожных и депрессивных расстройств в условиях социально-экономической нестабильности [Текст] / Под ред. Л.Т. Гацаевой. - М., 2011. - 125 с.
39. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери [Текст] / Под ред. И.Н. Земзюлиной. - Курск, 2009. - 192 с.
40. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
41. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] /Ж. Пиаже - М.: Римис, 2008. - 416 с.
42. Профилактика осложнений течения беременности, родов при гестационном сахарном диабете с использованием усовершенствованного метода физио психопрофилактической подготовки [Текст] / Под ред. Е.В. Мамаева. - Ижевск, 2004. - 113с.
43. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности [Текст] / Под ред. Б.А. Гунзунова. - Улан-Удэ, 2003. - 154 с.
44. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности [Текст] / Под ред. Т.Ю. Артюховой. - Новосибирск, 2000. - 197 с.
45. Психология эмоций. Тексты [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
46. Перре, М. Клиническая психология [Текст] / М. Пере. - СПб., 2002.
47. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. М., 1979. - С. 27 - 30.
48. Современная медицинская энциклопедия [Текст] / Под ред. Д.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2008. - 544 с.
49. Соколова, Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях [Текст] / Е.Т. Соколова. - М., 1995. - 359с.
50. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов [Текст] / Под ред. В.В. Краснова. - М., 2013. - 174 с.
51. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
52. Тольяттинский медицинский консилиум. - 2011. - № 3-4 /
Особенности психоэмоционального состояния беременных и его динамика в зависимости от срока гестации / Под ред. А.Г. Киселева, И.В. Вартановой, С.И. Знаменской, И.М. Максимовой.
53. Уляева, Л. Г. Я-физическое в структуре самосознания [Текст] / Л.Г. Уляева // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80- летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 130-135.
54. Фридман, Л. М. Еще один взгляд на феномен Пиаже [Текст] / Л.М. Фридман // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 48-53.
55. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 228 с.
56. Хомская, Е. Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2013. - 496 с.
57. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - М.: Айрис-пресс, 2004.
58. Шутова, Н. В. Влияние физического образа «я» на самоотношение формирующейся личности [Текст] / Н.В. Шутова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1. - С. 169-174.
59. Щербина, В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза [Текст] / В.А. Щербина. - М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. - 319 с.
60. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции [Текст] / Т.И. Пашукова. - Киев, 2002. - 508 с.
61. Эпидемиологическое значение социальных и психоэмоциональных факторов в вертикальной передаче ВИЧ-инфекции [Текст] / С. Е. Докучаева. - Саратов, 2005. - 117 с.
62. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Мысль, 1996. - 375 с.