Введение 5
1 Обзор актуальности выбранной проблемы и средств ее решения 6
1.1 Обзор модернизируемого двигателя 8
1.2 Технические характеристики автомобилей LADA Vesta CNG и
LADA Largus CNG 11
2 Тепловой расчет проектируемого двигателя 17
3 Кинематический и динамический расчет кривошипно-шатунного
механизма двигателя 24
3.1 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 24
3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя 26
4 Анализ влияния вида топлива на рабочий процесс двухтопливного
двигателя 36
4.1 Влияния вида топлива в двухтопливном двигателе на
максимальную температуру и давление цикла 36
4.2 Влияния вида топлива в двухтопливном двигателе на эффективные
показатели цикла 43
Заключение 49
Список используемых источников 52
Рост значимости применения газомоторного топлива связан с модернизацией и обновлением парка транспортных средств, который должен отвечать международным стандартам безопасности, экологии и надежности.
Актуальность выбранной темы обусловлена наличием материально-технического базиса, необходимого для замещения традиционных видов моторных топлив новым видом - газомоторным топливом, который в настоящее время используется более эффективно.
Газомоторное топливо включает в себя спектр актуальных проблем: экологическую, экономическую, социальную и бюджетный эффект.
Вид потребляемого машиной топлива решает многое. В частности - затраты на ее эксплуатацию.
В современном мире работа двигателя на газомоторном топливе позволяет обеспечить смену вида топлива как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Быстрый рост мирового автомобильного транспорта оказывает все более негативное воздействие на окружающую среду. На этом фоне решение проблем замены традиционных видов моторного топлива, такого как бензин и дизельное топливо, альтернативными, становится все более актуальным. Для этого существует множество вариантов, начиная от электромобилей и заканчивая водородным топливом. Но для России более уместно и логично использовать природный газ (ПГ), так как в стране находится 30% мировых запасов ПГ.
В бакалаврской работе проведен анализ влияния газового топлива на рабочий процесс двухтопливного ДВС. Получены основные выводы по работе:
1. Применение сжатого природного газа для серийных автомобилей является большой проблемой для автопроизводителей, так как условия эффективного сгорания природного газа и бензина в двигателе с искровым зажиганием значительно отличаются, а именно:
- Октановое число и следовательно допустимая степень сжатия отличаются на несколько единиц, так в среднем степень сжатия бензинового двигателя составляет 11-12, а для двигателя на сжатом природном газе 14-16, что является существенной разницей при организации рабочего процесса.
- Холодный пуск на газовом топливе требует системы подогрева газа.
- В настоящее время использование автомобилей, полностью конвертированных на газ затруднено малым количеством авто газозаправочных станций.
- Природный газ снижает наполняемость цилиндра, что ведет к снижению мощностных показателей работы двигателя.
2. Тепловой расчет показал, что для эффективного использования природного газа требуется повысить степень сжатия, что приводит к необходимости организовывать дросселирование при работе на бензине при низких частотах вращения. Но на высоких частотах вращения при работе на бензине при повышенной степени сжатия обеспечивается прирост мощности на 12% по сравнению с базовой конструкцией.
3. По результатам динамического расчета получено, что переход двигателя с жидкого топлива на альтернативное газовое топливо, а именно на компримированный природный газ привёл к сохранению общей величины нагрузок по сравнению с двигателем при обычной степени сжатия (10,5). Но в тоже время если учитывать возможности работы двигателя на бензине, то повышение степени сжатия с 10,5 до 14 привело к увеличению величины нагрузок в среднем на 10-12% при работе на максимальных частотах вращения коленчатого вала.
4. Проведенный анализ показал, что для эффективной работы в условиях двухтопливного цикла, является комбинированный режим работы. А именно как вариант эффективной работы двигателя, это пуск двигателя на бензине, переход на газовое топливо, работа на компримированном природном газе до частоты вращения 5000 мин-1, а затем переход на мощностной режим работы при высоких оборотах на бензине. Таким образом достигается значительная экономичность двигателя при работе на частотах вращения до 5000 мин-1.
Выводы по 1-му разделу
Применение сжатого природного газа для серийных автомобилей является большой проблемой для автопроизводителей, так как условия эффективного сгорания природного газа и бензина в двигателе с искровым зажиганием значительно отличаются, а именно:
- Октановое число и следовательно допустимая степень сжатия отличаются на несколько единиц, так в среднем степень сжатия бензинового двигателя составляет 11-12, а для двигателя на сжатом природном газе 14-16, что является существенной разницей при организации рабочего процесса.
- Холодный пуск на газовом топливе требует системы подогрева газа.
- В настоящее время использование автомобилей, полностью конвертированных на газ затруднено малым количеством авто газозаправочных станций.
- Природный газ снижает наполняемость цилиндра, что ведет к снижению мощностных показателей работы двигателя.
Выводы по 2-му разделу
Тепловой расчет показал значительное влияние вида топлива на мощностные и экономические характеристики работы. Получено, что для эффективного использования природного газа требуется повысить степень сжатия, что приводит к необходимости организовывать дросселирование при работе на бензине при низких частотах вращения. Но на высоких частотах вращения при работе на бензине при повышенной степени сжатия обеспечивается прирост мощности на 12% по сравнению с базовой конструкцией. Для КПГ увеличение степени сжатия позволяет сохранить мощностные характеристики.
Выводы по 3-му разделу
Как мы видим переход двигателя с жидкого топлива на альтернативное газовое топливо, а именно на компримированный природный газ привело к сохранению общей величины нагрузок по сравнению с двигателем при обычной степени сжатия (10,5). Но в тоже время если учитывать возможности работы двигателя на бензине, то повышение степени сжатия с 10,5 до 14 привело к увеличению величины нагрузок в среднем на 10-12% при работе на максимальных частотах вращения коленчатого вала.
Выводы по 4-му разделу
Проведенный анализ показал, что для эффективной работы в условиях двухтопливного цикла, является комбинированный режим работы. А именно как вариант эффективной работы двигателя, это пуск двигателя на бензине, переход на газовое топливо, работа на компримированном природном газе до частоты вращения 5000 мин-1, а затем переход на мощностной режим работы при высоких оборотах на бензине. Таким образом достигается значительная экономичность двигателя при работе на частотах вращения до 5000 мин-1, повышение эффективности при снижении стоимости топлива может принести до 20% выгоды. При этом на данном диапазоне сохраняются мощностные показатели работа. А при увеличении частоты вращения до 6000 мин-1 и переходе на бензин обеспечивается 18% увеличение мощности двигателя по сравнению с базовым работающим при степени сжатия 10,5.
1. Akmandor, I.S. Novel Thermodynamic Cycle / I.S. Akmandor, N. Ersoz// PTC, WO, 2004. 022919 AI. (March 18th 2004)
2. Ameri M., Kiaahmadi F., Khanaki M. Comparative analysis of the performance of a dual-fuel internal combustion engine for CNG and gasoline fuels. - Journal of Power Technologies, year 2012, pp. 214-226.
3. Baumeister, T. Mark's Standard Handbook for M. Engineer / T Baumeister // McGraw- Hill Inc., New York, 1966.
4. Beran, R. Entwicklung des H17/24G - Dem erstenkoreanischen Gasmotor / R. Beran, T. Baufeld, H. Philipp, J. T. Kim, J. S. Kim // in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007
5. Bonnevie-Svendsen, A. Double-Vibe-Model for heat release in lean burn gas engines with prechamber ignition /A. Bonnevie-Svendsen, K. Boulouchos, Ch. Lammle, I. Vlakos // in: 6. Dessauer Gasmotoren- Konferenz. Dessau-RoBlau. 2009
6. Carbot-Rojas, D. A survey on modeling, biofuels, control and supervision systems applied in internal combustion engines /D.A. Carbot-Rojas , R.F. Escobar-Jimenez, J.F. Gomez-Aguilar, A.C. Tellez-Anguiano // InstitutoTecnologico de Morelia, Morelia, Michoacan, CP 58120, Mexico 2017-PP.21-26
7. Clarke, J. M. Thermodynamic Cycle Requirements for Very High Rotational Efficiencies / J. M. Clarke // J. Mech. Eng. Sci. 1974
8. Fuller, D.D. Theory and Practice of Lubrication for Engineers / D.D. Fuller // John Wiley & Sons Inc., New York, 1966
9. Haywood, R.W. A Critical Review of Theorems of Thermodynamics Availability // R.W. Haywood / J. Mech. Eng. Sci. vol.16 MIT Press, 1970.
10. Huan, L. Study of air fuel ratio on engine performance of direct injection hydrogen fueled engine / L. Huan //Faculty of Mechanical Engineering, Universiti Malaysia Pahang, 26600 Pekan, Pahang, Malaysia 2016-PP.13- 21
11. Knop, V. Modeling of combustion and nitrogen oxide formation in hydrogen-fuelled internal combustion engines within a 3D CFD code / V. Knop, A. Benkenida, S. Jay, O. Colin // International Journal of Hydrogen Energy -2008.
12. Polasek, M. Application of advanced simulation methods and their combination with experiments to modeling of hydrogen fueled engine emission potentials / M. Polasek, J. Macek, M. Takats, O. Vitek // SAE. - 2002. - №2002-01-0373.
13. Renegar, D.C. The Quasiturbine / D.C. Renegar // USA Patent No:6629065 September 12th 2003
14. Rory, R. D. The Ball Piston Engine: A New Concept in High Efficient Power Machines / R. D. Rory // Convergence Eng. Corporation.
15. Stephen, R. T. An Introduction to Combustion / R.T. Stephen // McGraw- Hill Series in Mech. Eng. 1996.
16. Thomasson, A. Co-Surge in Bi-Turbo Engines - Measurements, Analysis
and Control / Thomasson A, Eriksson L. // Control Engineering Practice, (32) 2014, 113-122. http://dx.doi.org/10.1016/j.conengprac.2014.08.001
Copyright: Elsevier
17. Verhelst, S. A critical review of experimental research on hydrogen fueled SI engines / S. Verhelst, R. Sierens, S. Verstraeten // SAE. - 2006. - №2006-01-0430.
18. Zurbriggen F. Diesel-minimal combustion control of a natural gas-diesel engine. - Institute for dynamic systems and control, year 2016, pp. 302¬311.
19. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления. - Москва: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 47 с.
20. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей / А.И. Колчин, В.П. Демидов // Учебное пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа 1980. - с.496.
21. Крючков, В. Разбираем новый 1,8-литровый двигатель 21179 [Электронный ресурс]: В. Крючков / Интернет издание «За рулем.рф». - автомобильный журн. — Москва: 1998-2016. - Режим доступа: http://www.zr. ru/content/articles/834887-novyj - 18-litrovyj-dvigatel-vaz- 21179(дата обращения 29.05.18)
22. Макаренко Н.В. Мастеру об охране труда / Н.В. Макаренко // «Машиностроение» - Москва: 1990. - 128 с.
23. Орлин А.С., Круглов М.Г. Двигатели внутреннего сгорания. Теория
поршневых и комбинированных двигателей. - М.:
«Машиностроение», 1983.
24. Сидоров В.В. Положение о Мастере основного производственного цеха / В.В. Сидоров // ОАО АвтоВаз- Тольятти: 2003.
25. Смоленский, В.В. Автомобильные двигатели: курс лекций /В.В. Смоленский. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 183 с.