Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОМУ САДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №111921

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 4-5 лет познавательного интереса посредством проектной деятельности 10
1.1 Развитие у дошкольников познавательного интереса как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Проектная деятельность детей дошкольного возраста: сущность и место ее использования в дошкольной образовательной организации 15
1.3 Психофизиологические особенности детей 4-5 лет, обеспечивающие участие в проектной деятельности 25
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при реализации проектной деятельности 33
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду 33
2.2 Содержание, формы, методы работы по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду посредством проектной деятельности 51
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду 63
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп 78
Приложение Б Иллюстративный материал для исследования познавательного интереса у детей 4-5 лет 79
Приложение В Анкета для родителей «Познавательный интерес моего ребенка» 83
Приложение Г Интервью педагогов, работающих в группах среднего дошкольного возраста детского сада 84
Приложение Д Анкета для родителей «Выявление уровня удовлетворенности проектной деятельностью детей» 85

Актуальность темы. Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, несомненно, своевременна и актуальна. Ребенок дошкольного возраста постоянно встречается с большим потоком информации. Важно научить детей избирательно относиться к информации, использовать ее по назначению.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что дошкольники могут использовать информацию как источник знаний (О.В. Дыбина, А.С. Козлова, Н.Н. Поддъяков), как содержание разных видов деятельности (Н.Е. Веракса, В.Б. Галицын, А.И. Савенков).
Для настоящего исследования значимость представляет использование познавательного интереса для организации разных видов деятельности, а именно проектной.
Есть исследования, изучающие возможности организации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации (А.Ю. Кузина). Для настоящего исследования важны работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Б.В. Игнатьев, У. Килпатрик, Е.Г. Кагаров, Э. Коллингс, М.В. Крупенина, А.Ю. Кузина, Л.Э. Левин,). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в процессе развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к детскому саду.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие между:
• декларируемой необходимостью развития у детей познавательного интереса к детскому саду и недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в данном процессе;
• возможностями проектной деятельности в развитии познавательного интереса к детскому саду и недостаточным исследованием содержательных и процессуальных аспектов ее реализации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: как организовать проектную деятельность, обеспечивающую эффективность развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить этапы организации проектной деятельности, направленной на развитие у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности возможен, если:
• определить структурные компоненты познавательного интереса к детскому саду, функционирование которых может осуществляться в проектной деятельности;
• разработать проектную деятельность, содержанием которой выступает информация о детском саде;
• поэтапно организовать проектную деятельность, способствующую максимальному проявлению познавательного интереса к детскому саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области развития познавательного интереса к детскому саду в проектной деятельности и определить степень разработанной данной проблемы.
2. Определить показатели и уровни развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду.
3. Спроектировать и апробировать экспериментальным путём этапы организации проектной деятельности, направленные на развитие познавательного интереса к детскому саду.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о деятельности (В.В. Игнатьев, Е.Г. Каганов М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, Д.Б.Эльконин);
• проектной деятельности (П.П. Блонский, А.Ю. Кузина, П.Ф. Каптерев);
• идеи развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (В.С. Безрукова, Л.А. Венгер В.И. Логинова, Л.Г. Семушина).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей 4-5 лет познавательного интереса посредством проектной деятельности.
• эмпирические методы: наблюдение, беседы, эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный.
• обработка результатов: количественный и качественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 66 «Матрёшка» г.о. Тольятти.
В исследовании приняло участие 20 детей 4-5лет, 20 родителей воспитанников детского сада.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2019 г. - сентябрь 2020 г.) осуществлялось изучение и анализ теоретического и эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составлялась программа исследования. Была сформулирована тема и рабочая гипотеза, определен объект, предмет и задачи исследования.
На втором опытно-экспериментальном этапе (октябрь 2020 г. - март 2021 г.) уточнялась теоретическая позиция исследования, разрабатывались, апробировались проектная деятельность по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов. Проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2021 г - май 2021 г.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• доказаны потенциальные возможности проектной деятельности в развитии у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду с учётом возрастных особенностей детей.
• разработаны и апробированы этапы проектной деятельности, которые направлены на достижение самостоятельности и активности дошкольников в данном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• расширено понятие «познавательный интерес посредством проектной деятельности», которое определяется как совокупность действий, направленных на достижение определённой цели; освоенный ребенком, способ выполнения действий, обеспечиваемых приобретенными знаниями;
• уточнено понятие «проектная деятельность детей дошкольного возраста», которое рассматривается как деятельность, предполагающая самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по реализации значимого для них содержания, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательного интереса детей 4-5 лет посредством проектной деятельности может быть использован в работе педагогами и педагогами психологами дошкольных образовательных организаций в своей профессиональной деятельности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы с детьми среднего возраста по развитию познавательного интереса посредством проектной деятельности.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы три статьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Познавательный интерес посредством проектной деятельности определяется как совокупность действий, направленных на нахождение нужных сведений, представленных в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной и так далее) и в разных источниках (книга, справочная литература, словарь, Интернет и другие) и их реализацию.
2. Развитие у детей 4-5 лет познавательного интереса к детскому саду обеспечивается поэтапной организацией проектной деятельности (подготовительный, оформительский и презентационный этапы), содержание которых реализуется за счет различных форм, методов и приемов.
3. Показатели и уровни развития у детей 4-5 лет познавательного интереса посредством проектной деятельности характеризуются степенью нахождения в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном и скрытом (представленной иллюстративно, схематически, в виде таблице) виде; вычленения содержащихся в тексте основных событий и установления их последовательности; проявлением желания упорядочивать информацию по заданному основанию; и сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака, а также ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 наименований), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 77 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по психологии и педагогике показывает, что исследователи ставят во главе личностные особенности ребенка, а также выделяют периоды развития ребенка. От огромного ассортимента впечатления, связи личности ребенка с социальным окружением зависит переход от заложенного потенциала личности к разнообразным навыкам и способностям.
В нашем исследовании рассматриваем проектную деятельность, как форму работы, включающую в себя совместную познавательную, творческую, а также игровую деятельность детей, которая направлена на достижение одного общего результата, включающая общие цели, методы и средства для ее решения.
Проектная деятельность оказывает стимулирующее действие к познавательной активности и любознательности ребенка, запускает процесс восприятия учебного процесса. У ребенка приобретаются умения делать выводы, умения, без помощи взрослого, овладевать представлениями о том или ином явлении, предмете. Результат очевиден - накопление опыта видения предметов, явлений, развитие внимания, памяти, улучшение, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В магистерской диссертации использована экспериментально-исследовательская структура познавательного интереса. Целью такой структуры является: развитие способностей ребенка работать с объектами исследования в «проектной деятельности», как средством изучения окружающей действительности. В такой структуре применяется следующая логика методов: вопросы от педагога, стимулирующие детей к выявлению проблемы; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; схематическое моделирование опыта; метод, побуждающий дошкольников к коммуникации.
При определении показателей развития познавательного интереса посредством проектной деятельности пользовались работами О.В. Дыбиной. Потому что, ею была выделена информационная компетентность детей дошкольного возраста, а также разработан диагностический инструментарий, который позволил нам провести исследование по развитию у детей познавательного интереса посредством проектной деятельности.
По результатам проведенной диагностики был выявлен недостаточный уровень развития познавательного интереса посредством проектной деятельности. В рамках нашего исследования мы предложили детям 4-5 лет метод проектов, как один из самых эффективных методов развития познавательного развития посредством проектной деятельности. Детям было предложено провести свое мини-исследование, которое проходило поэтапно: Первый этап - непосредственное развитие познавательного интереса посредством проектной деятельности. Содержание первого этапа включало в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций. Второй этап - строился на взаимодействии родителей и ребенка, для успешного сбора информации в рамках выбранной темы. Третий этап - представление результатов, полученных по окончании исследования.
Результаты контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике уровня развития познавательного интереса к детскому саду у детей 4-5 лет. Дети стали задавать вопросы о детском саде, самостоятельно искать информацию на заданные вопросы, делать выводы о полученной информации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза выполнена.


1. Апполонова Н. И., Балатанова Г. Ф. Ребенок в детском саду // Ребенок в детском саду. 2009. № 3. С. 63-66.
2. Башаева М. Ю. Формирование у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и родителей : магистерская диссертация : защищена 27.06.2016. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. 104 с.
3. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 144 с.
4. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 536 с.
5. Вандаева Е. Ю. Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет пространственно-временных представлений : магистерская диссертация : защищена 27.06.2016. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. 114 с.
6. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. А. А. Венгера. М. 1986. С.5-18.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 112 с.
8. Виноградова О. В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ // Управление ДОУ, 2009. 103 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / Сост. Л. М. Семенюк. М.: Воронеж, 2003. С. 54.
10. Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 54-62.
11. Гуриенко Н. А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. Издательство: Детство-Пресс, 2017. 64 с.
12. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ. Детство-Пресс, 2008. 176 с.
13. Данюкова В. Н., Выборнова В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №10. С.12-15.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. A. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.: ил.
15. Дыбина О. В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития активности ребенка / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции / О. В. Дыбина, B. В. Щетинина. Тольятти: изд-во ТГУ, 2003. С. 94-96.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ