Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей
5-6 лет экологических представлений 8
1.2 Характеристика познавательных терренкуров как средства
формирования у детей 5-6 лет экологических представлений.. 13
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5 -6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров 20
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
экологиче ских пр едставлений 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию у
детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
5-6 лет экологических представлений 54
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Станции маршрутов познавательных терренкуров 71
Приложение Б Список детей, участвующих в эксперименте 73
Приложение В Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 74
Приложение Г Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 75
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет экологических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Усвоение доступных, систематизированных экологических
представлений является важной задачей экологического образования дошкольников. Экологическая образованность дошкольников заключается в знакомстве с неживой и живой природой, акцентируя внимание на экологической направленности данного знакомства, осознания основных принципов и идей экологической сферы нашей природы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал следующее. Построение образовательной работы с детьми по формированию экологических представлений осуществляется в русле экологического образования, при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».
Эффективное решение соответствующих задач определяется использованием познавательных терренкуров.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений мы определили показатели и комплекс диагностических заданий по их изучению.
В процессе констатирующего этапа нами была проведена первичная диагностика детей, которая показала, что необходима работа по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров будет возможен, если:
- разработаны карты маршрутов познавательных терренкуров на территории детского сада;
- обогащены станции познавательных терренкуров материалами и оборудованием на территории детского сада;
- разработаны и апробированы сценарии маршрутов познавательных терренкуров на территории образовательного учреждения.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз определили уровень сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений, используя те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам контрольного среза можно сделать следующие выводы, что уровень сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений значительно повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы на формирующем этапе и верности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, можно отметить, что работа по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений в процессе познавательных терренкуров дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в дошкольных организациях.