Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа №111915

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье средствами музейной педагогики
1.1 Формирование у детей 6-7 лет ценностного отношения
к семье как психолого-педагогическая проблема
1.2 Музейная педагогика как средство формирования у детей
6-7 лет ценностного отношения к семье
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей
6-7 лет ценностного отношения к семье посредством детского
образовательного музея
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье посредством детского
музея семьи
2.3 Исследование динамики уровня сформированности
у детей 6-7 лет ценностного отношения к семье
Заключение
Список используемой литературы
Приложения А Результаты диагностики детей экспериментальной
группы на констатирующем этапе эксперимента
Приложение Б Паспорт группы семей воспитанников
Приложение В Диагностическая карта изучения уголка семьи
Приложение Г Анкета для воспитателей
Приложение Д Анкета для родителей
Приложение Е Средства и методы работы с детьми в уголке семьи
Приложение Ж План работы с детьми в формирующем эксперименте
Приложение И Экспозиции детского образовательного музея семьи 1
Приложение К Результаты диагностики детей экспериментальной
группы на контрольном этапе эксперимента

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
определяется важностью решения задачи формирования у подрастающего
поколения ценностного отношения к семье. Семья на протяжении многих
веков является социально значимым институтом, который берет на себя
ответственность за воспроизводство населения, воспитание подрастающего
поколения и трансляцию многовековых знаний и опыта человечества.
Именно в семье человек овладевает социальными ролями, что в дальнейшем
обеспечивает полноценную адаптацию в обществе.
Реформы социально-политического и экономического характера,
происходящие на современном этапе развития общества, привели
к деформации многих культурных и духовных ценностей, не оставив
в стороне и семью. Семья как социальный институт переживает этап
адаптации к социальным переменам, что связано с трансформацией ее форм,
структуры семьи, к изменению образа жизни, семейных ценностей и др.
Вместе с тем, семья не потеряла своей значимости для общества. Именно
в жизнь в семье является для ребенка сенситивным периодом для закладки
основных ценностей и жизненных установок. Государство проводит
планомерную работу по пропаганде семейного образа жизни, сохранения
традиционной семьи и традиционных семейных ценностей. Подготовка
будущих семьянинов должна начинаться с дошкольного возраста.
Различные аспекты работы с детьми по формированию ценностного
отношения к семье представлены в работах таких ученные как
Н.И. Демидова, Т.А. Куликова, М.С. Коренькова, П.Е. Кильдюшова и другие.
Среди проблем современной семьи стоит отметить низкий уровень развития
родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми.
Задачей образовательных организаций становится формирование
у детей положительного образа семьи, чувства сопричастности каждого
ребенка с семьей, побуждение осознания значимости семьи и семейныхтрадиций. Начинать педагогическую работу в данном направлении
необходимо уже с дошкольного возраста, так как это время благоприятно для
формирования культурно-ценностных ориентаций, которые могут стать
прочным фундаментом для всей жизни человека. В соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, одним из принципов дошкольного образования является
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства» [1].
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена
необходимостью создания педагогами дошкольных образовательных
организаций такой образовательной среды, которая смогла бы
способствовать формированию ценностного отношения детей к семье.
Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема
формирования ценностного отношения к семье, именно у детей дошкольного
возраста исследована недостаточно. Рассматривать данную проблему
необходимо многоаспектно.
В работах некоторых ученых подчеркивается необходимость
формирования ответственного отношения к семье (И.В. Гребенников,
К.К. Лапин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие).
Современные ученые (Т.А. Лодкина, С.П. Акутина, Л.Н. Боровых и
другие) в своих работах отмечают, что семья составляет главное социальное
окружение ребенка, которое является носителем культурных ценностей.
П.Е. Кильдюшова выделяет компоненты ценностного отношения к семье.
Осуществление образовательной работы с детьми по формированию
ценностного отношения к семье требует выбора эффективных средств. Таким
средством может быть определена музейная педагогика, в том числе музей
семьи как детский образовательный музей.
Изучением возможностей музейной педагогики в образовательной
работе с детьми занимались такие ученые как А.В. Бакушинский, А.Г. Бойко,
Н.А. Кульчинская, Н.П. Макарова, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич и другие.Вместе с тем, возможности музея семьи в формировании у детей
старшего дошкольного возраста ценностного отношения к семье
исследованы недостаточно.
Анализ научных исследований и практики образовательной
деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующие
противоречия:
– между необходимостью формирования у детей старшего
дошкольного возраста ценностного отношения к семье и
недостаточной разработкой содержательно-методических аспектов
этого процесса;
– между возможностями музейной педагогики в решении
образовательных задач в работе с дошкольниками и недостаточным их
использованием в формировании у детей ценностного отношения
к семье.
Для решения данных противоречий нами была сформулирована
проблема исследования: каковы возможности средств музейной педагогики
в формировании у детей 6-7 лет ценностного отношения к семье в условиях
дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет ценностного
отношения к семье средствами музейной педагогики.
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально
проверить возможности использования средств музейной педагогики
в формировании у детей 6-7 лет ценностного отношения к семье.
Гипотезу исследования состоит в том, что формирование у детей 6-
7 лет ценностного отношения к семье возможно средствами музейной
педагогики, если:
– определены компоненты музея семьи и музейной образовательной
среды, а содержание музейного фонда и формы музейной работыобеспечивают познание детьми мира семьи и ценностного отношения
к семье;
– образовательные задачи, содержание и формы активности детей
в музее семьи определены с учетом компонентов ценностного
отношения к семье, их содержательных характеристик и особенностей
детей данного возраста;
– поэтапно реализован план работы с детьми, предполагающий
решение задач в процессе музейной коммуникации и включающий
интерактивные формы работы с детьми в созданной музейной среде;
– организовано включение родителей в образовательную деятельность
как участников музейной коммуникации и разработчиков музейной
среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях;
уточнить компоненты ценностного отношения к семье у старших
дошкольников; уточнить целевые, содержательные и процессуальные
характеристики музея семьи как элемента музейной образовательной среды
в дошкольной образовательной организации.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат исследования;
выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет ценностного отношения
к семье и особенности использования музея семьи как детского
образовательного музея в решении задач формирования у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье.
3. Разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной
образовательной организации задачи и содержание образовательной работы
с детьми 6-7 лет по формированию ценностного отношения к семье
посредством музея семьи как детского образовательного музея.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье.Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– идеи ценностного подхода в образовании (М.А. Дьячков,
В.П. Тугаринов, П.В. Разбегаев, О.Е. Винокурова, Е.Ю. Мосеева,
Т.А. Куликова, Л.Н. Боровых, Н.А. Кучуб, Л.Н. Урбанович,
Я.С. Дискусар, В.А. Сластенин, Е.В. Чалая и др.)
– подходы к формированию представлений о семье у детей
(Г.Ф. Гаврилычева, Л.И. Савинов, Е.. Аркин, Н.И. Демидова и др.), а
также идеи по формированию направленности на мир семье у старшего
дошкольника (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина,
Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина);
– теоретические положения о формировании ценностного отношения
к семье (С.П. Акутина, Т.В. Лодкина, А.Г. Харчев, П.Е. Кильдюшова,
Н.Е. Щуркова, О.С. Пермовская, Т.А. Иванова и другие);
– идеи использования музейной педагогики в образовательном
процессе (А.В. Бакушинский, Н.И. Ильинская, О.С. Сапанжа,
М.В. Соколова, Б.А. Столяров, О.Г. Тихонова, С.Л. Троянская,
С.Н. Денисова, Т.П. Мышева и другие);
– теоретические и практические аспекты создания музеев
в образовательных учреждениях (Л.С. Васильченко, Н.П. Макарова,
И.А. Макеева, И.А. Зеткина, Л.В. Пантелеева, С.В. Степанова,
М.Ю. Юхневич, В.В. Казанцев и другие);
– теоретические и практические положения создания музея семьи и его
роль в развитии ребенка (А.П. Анчиков, Н.П. Макарова,
А.Н. Морозова, В.В. Щетинина и другие).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой
гипотезы применялись следующие методы исследования:
– теоретические (анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение
практического опыта, системный анализ);эмпирические (анкетирование воспитателей, родителей
воспитанников, наблюдение предметно-пространственной среды
группы, диагностические задания для детей; констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты);
– методы обработки результатов (количественный и качественный
анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ «Школа
№ 26» городского округа Тольятти структурного подразделения детский сад
«Тополек». В исследовании приняли участие 40 детей (20 детей –
экспериментальная группа, 20 детей – контрольная группа), родители
воспитанников и 8 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В исследовании
можно выделить три этапа.
Первый этап – поисково-аналитический (сентября 2018 г. – сентябрь
2019 г.) В ходе первого этапа осуществлялось обсуждение темы
магистерской диссертации, утверждении темы и обоснование актуальности
исследования, накопление материала. Было проведено изучение,
систематизация, анализ психолого-педагогической и методической
литературы по вопросам формирования ценностного отношения к семье.
Была составлена программа исследования, подобраны методики
констатирующего эксперимента для определения уровня сформированности
ценностного отношения к семье у детей 6-7 лет. Было изучено состояние
педагогической практики и особенности организации образовательной и
воспитательной деятельности в условиях дошкольного учреждения с
использованием детского образовательного музея.
Второй этап – экспериментальный. В ходе второго этапа (октябрь
2019 г. – март 2020 г.) уточнялись теоретические основы исследования.
Проводилась диагностика с детьми 6-7 лет на выявление уровня
сформированности ценностного отношения к семье, изучение состояния
педагогической практики по вопросам использования средств и методовмузейной педагогики. Осуществлялась экспериментальная проверка
содержания гипотезы, и обработка результатов констатирующего этапа
экспериментальной работы. Проводились формирующий и контрольный
этапы экспериментальной работы.
Третий этап – заключительно-обобщающий. В ходе заключительного
этапа (апрель 2020 г. – май 2020 г.) производилось теоретическое
осмысление результатов экспериментальной работы, анализ, обобщение и
систематизация результатов экспериментального этапа исследования,
оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования: получены новые данные о состоянии
проблемы в науке и педагогической практике; уточнены целевые,
содержательные и процессуальные характеристики музея семьи как элемента
музейной образовательной среды в дошкольной образовательной
организации, который может быть использован для формирования у детей 6-
7 лет ценностного отношения к семье.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы и
охарактеризованы компоненты музея семьи как детского образовательного
музея, содержание музейных фондов и форм музейной работы
по формированию у детей 6-7 лет ценностного отношения к семье; уточнены
компоненты и охарактеризованы уровни сформированности у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье.
Практическая значимость исследования: заключается, в том, что
педагоги могут использовать в работе разработанный критериально-
диагностический аппарат изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет
ценностного отношения к семье; содержание работы с детьми в созданной
музейной среде по формированию у детей 6-7 лет ценностного отношения
к семье.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивались опорой на концептуальные научные положения психологии
и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического иопытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам
научного поиска; объективностью способов оценки результатов
эксперимента, личным участием автора в исследовании и получении научно
обоснованных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования
состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в
разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и
содержания образовательной работы с детьми 6-7 лет по формированию
ценностного отношения к семье средствами музейной педагогики.
Апробация и внедрение результатов работы. велись в течение всего
исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
итоговых конференция по практике, научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки» ТГУ (2019 г., 2020 г.). По итогам исследования
опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Ценностное отношение к семье – это интегративное личностное
образование, которое предполагает осознание значимости семьи
для отдельной личности и общества в целом, задает направленность и
мотивированность проявления личностных ценностных предпочтений
к семейному образу жизни, служит основанием нравственного поведения
членов семьи. Ценностное отношение к семье складывается как система
социально-психологических установок личности, которые формируются
в процессе взаимодействия с членами своей семьи.
Компонентами ценностного отношение к семье являются:
– эмоционально-мотивационный компонент, который включает
эмоции, чувства, привязанность ребенка к своей семье, родственникам;
характеризует желание ребенка рассказывать, делиться впечатлениями
о своей семье в прошлом, настоящем и будущем, о семейных
традициях, проявлять заботу о всех членах своей семьи;когнитивный компонент, который включает представления о семье,
образ семьи;
– поведенческий компонент, который определяет поведенческие
проявления по отношению к членам своей семьи, к семье как
к социальному институту.
2. Музей семьи определяется как детский образовательный музей,
который включает в себя элементы музейной образовательной среды
в дошкольной образовательной организации. Для совершенствования
качества дошкольного воспитания в области формирования ценностного
отношения к семье целесообразно использовать детский образовательный
музей семьи, включающий систему форм, методов и средств обучения и
воспитания, направленных на формирование представлений о семье,
поддержание положительных чувств и отношений к семье и обеспечение
применений полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой литературы (68 наименований),
9 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц, 3 рисунка.
Основной текст работы изложен на 109 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования ценностного отношения к семье у детей 6-7 лет позволило
установить, что данная проблема является актуальной как на теоретическом,
так и на практическом аспектах и нуждается в ее дальнейшем осмыслении.
2. Сравнительный анализ подходов к трактовке понятия «ценностное
отношение» позволил нам рассматривать ценностное отношение к семье как
интегративное личностное образование, которое предполагает осознание
значимости семьи для отдельной личности и общества в целом, задает
направленность и мотивированность проявления личностных ценностных
предпочтений к семейному образу жизни, служит основанием нравственного
поведения членов семьи. Ценностное отношение к семье складывается как
система социально-психологических установок личности, формирующихся
в процессе взаимодействия с членами своей семьи.
Компонентами ценностного отношения к семье являются:
эмоционально-мотивационный компонент, который включает эмоции,
чувства, привязанность ребенка к своей семье, родственникам; когнитивный
компонент, который включает в себя представления о семье, образ семьи;
поведенческий компонент, который определяет поведенческие проявления
к членам своей семьи, к семье как к социальному институту. Процесс
формирования ценностного отношения к семье у детей 6-7 лет возможен в
силу его психических и физиологических особенностей.
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что
у детей недостаточно сформированы знания и представления о семье,
побудительные мотивы, направленные на изучение семьи, навыки
применения жизненного опыта для решения различных семейных ситуаций.
Отношения с родственниками неосознанные, не всегда доброжелательные;
они не осознают семью как главную ценность.4. Поэтапная реализация образовательной работы с детьми с
использованием музея семьи как детского образовательного музея
предполагает создание и использование содержания музейного фонда и форм
музейной работы, которые обеспечивают познание детьми мира семьи и
ценности семьи конкретного ребенка и для общества в целом.
Предполагается вовлечение родителей в образовательную деятельность как
участников музейной коммуникации и разработчиков музейной среды,
совместная деятельность детей и родителей в различной роли (создатели
экспозиции, экскурсоводы, посетители музея). Решение образовательных
задач осуществляется постепенно по трем блокам: «Что такое музей?»,
«Музей семьи Ивановых», «Создаем музей семьи». Содержание и формы
активности детей в музее семьи определяются с учетом компонентов
ценностного отношения к семье, их содержательных характеристик и
особенностей детей данного возраста;
5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной
группах показал, что у детей экспериментальной группы динамика в уровне
сформированности ценностного отношения к семье существенно выше. Это
доказывает эффективность проведенной образовательной работы с детьми 6-
7 лет по формированию ценностного отношения к семье посредством
детского образовательного музея.
Это позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута,
задачи полностью решены, гипотеза доказана.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-
obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya.
2. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно –
нравственных ориентиров школьников // Ярославский педагогический
вестник. 2009. № 2. С. 51–54.
3. Антонова Л. И. Роль семейных традиций и ритуалов
в представлениях старших дошкольников о семье // Современные
гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 276–278.
4. Анчиков А. П. В помощь активистам музея образовательной
организации. М. : Педагогические технологии – НН, 2014. 164 с.
5. Аркин Е. А. О семейном воспитании // Педагогика. 2004. № 6. С. 80–
84.
6. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М. :
ООО Издательский дом «Карапуз», 2009. 420 с.
7. Билалов М. Ю. Роль музейно-просветительской работы в воспитании
гуманистического мировоззрения у школьников. Казань : ИСПО РАО, 1998.
С. 91–92.
8. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. СПб. : «Норинт», 1998. 1536 с.
9. Боровых Л Н. Философия: семья и брак: учебное пособие.
Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. 162 с.10. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей
старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного
развития. 2015. № 3. С. 189–192.
11. Бутенко Н. В. Влияние музейного искусства на становление
эстетически развитой личности ребенка дошкольного возраста // Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического
университета. 2016. № 9. С. 30–34.
12. Бутенко Н. В. Образовательное пространство музея искусств
в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста. М. :
Академия Естествознания, 2013. 171 с.
13. Васильченко Л. С. Мультикультурно-развивающая среда музея
детского сада как условие социокультурного развития детей старшего
дошкольного возраста // Вестник Томского государственного
педагогического университета. 2012. № 9(124). С. 197–202.
14. Винокурова О. Е. Формирование у младших школьников
ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций:
дис. канд. пед. наук. Якутск, 1996. 197 с.
15. Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих
способностей детей в музейно-усадебной микросреде: дис. канд. пед. наук.
Тула, 2002. 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ